Евгений Онегин. Письмо Татьяны

    Вынужден, к своему стыду, признаться, что смысл письма Татьяны я понял совсем недавно, в период подготовки презентации этой книги. Литературные критики XIX века указали нам неправильное направление, по которому мы уже идём 200 лет без малейшего сомнения, даже Писарев с изрядным скепсисом отнесшийся к этой, почти культовой, эпистоле, не понял, что это не признание в любви, не поток сознания, как представлялось и мне, а крик души юной девушки, которая с детства не знала никакой душевной, эмоциональной и любой другой близости ни с кем, кроме темной неграмотной, но доброй  няньки.
   «Вообрази, я здесь одна», говорит не о том, что она искала и нашла одиночество, но … что она с детства отринута родителями: матерью, как ребёнок от нелюбимого мужчины или в результате послеродовой депрессии. Ведь не напрасно Пушкин описал, что в занятиях Прасковьи нет места детям, тем более, что в её грамотности есть определённые сомнения, так как её познания о Грандисоне были почерпнуты из рассказов московской кузины.
Отцом, который жену
«… любил … сердечно,
В ее затеи не входил». Если же:
«Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев», то такой приём воспитания, применявшийся скорее к дочерям, нежели к крепостным девушкам, не вызывал в Дмитрии Ларине, как всё-таки солдафоне, никакого протеста. Неудивительно, что Татьяна искала одиночества, а потом средства побега из семьи, также понятными становятся как постоянное послушание Ольги, так и её скоропалительное замужество.
   Строку «Она по-русски плохо знала» надо принимать с определенным сомнением, так как:
«… страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.» Тут либо одно, либо другое, а «Журналов наших не читала» … Татьяна, вероятно, ввиду отсутствия таковых в доме Лариных. Можно, конечно, представить Татьяну в комическом виде, как я это сделал, изложив своё видение свидания в аллее, но, боюсь, что за иронией я, сам того не сознавая, скрыл неполноту понимания обстоятельств героини.
   Даже не важно, как она выучила французский, выучила - и всё! Нашлась добрая душа! А «… по-русски плохо знала» не вообще, только лишь для выражения того, что хотела выразить.
   Без вины отринутая родителями девушка ищет эмоциональную и интеллектуальную отдушину, разве можно её упрекнуть за это, даже если она и перебрала немного в эмоциональности? Татьяну не мог заинтересовать Ленский – по молодости лет он просто не понял бы её. Тем более, что им всё-таки занимались – в Германию учиться нелюбимых сыновей не посылали, тем более без достаточной подготовки, а в Онегине Татьяна, уж и не знаю по каким признакам, увидела родственную душу. Сама она была сброшена на бабку, а он на мадам и мсье. Даже попытка Евгения обсудить с отцом Адама Смита, была скорее поиском контакта, а не наилучшего способа хозяйствования.
   Надо сказать, что Онегин на самом деле быль неглуп, он правильно понял письмо Татьяны, но не когда читал его - кроме недоумения оно не могло вызвать ничего иного, но, когда он увидел её в самом жалком виде. Здесь вот все пазлы и сложились, на что ушли те самые «Минуты две», что они молчали.
   Едва ли можно было подобрать слова лучше, чем это сделал Онегин, чтобы объяснить Татьяне, что одиночество вдвоём может быть ещё хуже, чем одиночество в одиночку. Татьяне было по сути дела всё равно, кто вырвет её из круга уже ненавистной обыденности и одиночества – лишь бы вырваться.   


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Любопытно читать искреннее, неофициозное суждение.

Но лично у меня иной взгляд. В романе про Таню ясно сказано: Дика, печальна, молчалива, постоянно дрожит, зависает перед окнами или бесцельно бродяжничает. Бестолкова, нема, вечно уныла. Белинский называл её нравственным эмбрионом, который был с окружающими в социальном конфликте.

Сестры Ларины были дурно воспитанны и неграмотны. Младшая за 10 дней до свадьбы весь редкий по величине бал про танцевала с общественным изгоем.

Старшая - написала ему сентиментальный бред, "опасный для сердца дев". Как только Оля перестала водить её за ручку на могилку няни, стала обходить могилу своего "брата" стороной. Замужней княгиней, мечтала сменить законного мужа-инвалида на могилку няни, с которой у неё не было общего языка... Я об этом уже 160 тыс записи написал. Надеюсь, опубликуют.

Пантелеев Владислав Львович   26.08.2025 14:19     Заявить о нарушении
Обе девочки пытались как-то приспособиться к атмосфере дома Лариных. Татьяна уклонением, а Ольга послушанием. Если Татьяна читала по-французски, а на это есть указание самого автора, то Белинский со своим выводом явно поторопился

Александр Старостин 3   26.08.2025 16:27   Заявить о нарушении
Понятно, что "девочки пытались", но чиг это меняет?

Есть примеры, когда тяжелые аутисты-инвалиды самостоятельно выучивались читать по этикетках приносимых мамой продуктов. Так что это не показатель интеллекта или нормальности.

Пантелеев Владислав Львович   26.08.2025 17:25   Заявить о нарушении
Вы только подтверждаете мою мысль, что Татьяна не могла стать центром вращения Петербургского общества

Александр Старостин 3   26.08.2025 17:39   Заявить о нарушении
Ваше мнение расходится с мнением Пушкина, - он явно указывал, что "мужчины кланяться ниже" и т. п.
Проблема в другом, - почему эти мужчины не заступились за честь замужней княгини когда перед ней открыто полгода "отодвигает полк ливней" некий "не исправленный чудак"...

Пантелеев Владислав Львович   26.08.2025 19:05   Заявить о нарушении
Но это Татьяна фантазировала, как отомстит Онегину. Ну не может аутист стать в обществе популярным, потому, хотя бы, что ее не вывозили бы.
Ну Вы же сами писали о ее печальном состоянии в деревне.
Как-то мы по кругу ходим. Засим прощайте!

Александр Старостин 3   26.08.2025 19:15   Заявить о нарушении
Может, если общество больное

Пантелеев Владислав Львович   26.08.2025 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.