Незабываемая экскурсия

     На кухне пахло кофе и отчаянием. Танька сидела за столом и лениво гоняла ложкой пустую чашку. За окном шуршали листья старого клена — они тоже, казалось, скучали. Гоша вернулся с очередного "дела", с которого принес только грязные кроссовки и замасленную улыбку.
     — Ну, что там? — спросила Танька, когда он плюхнулся напротив.
     — Ничего, — отозвался Гоша и почесал затылок. — Предложили повесить гирлянды на дом культуры. Бесплатно, ради престижа.
     — Престиж у нас и так зашкаливает, — вздохнула Танька.
     Когда-то Гоша перебивался случайными заработками с таким успехом, что на него уже косились даже вечные безработные Петрович и Серега Беляков. Он ставил заборы, мыл машины, ремонтировал заборы, которые сам же ставил. Но ни одно дело не задерживалось надолго.
     Танька, в свою очередь, работала в библиотеке, пока ее не закрыли. "За ненадобностью", — сухо пояснили в администрации. Теперь библиотека пустовала, и только сквозняк перелистывал страницы заброшенных книг.
     — Надо что-то придумать, — сказала Танька и решительно отставила чашку. — А то так и будем сидеть, пока нас ветром не сдует.
     — Придумать, говоришь? — оживился Гоша. — Может, авторазборку открыть? Или шашлычную?
     — Шашлычная у Сереги Белякова прогорела за две недели.
     — Тогда организуем забег по колдобинам. Приз — целые кеды.

     Они засмеялись, но смех быстро стих. Молчание затянулось. Гоша крутил пустую сигаретную пачку, Танька смотрела в окно.
     — А если экскурсии? — вдруг сказала она.
     — Чего?
     — Экскурсии по городу! Мы же тут все знаем.
     Гоша нахмурился.
     — А что показывать-то? Столбы?
     — Вот и не знаешь ты своего города! У нас есть памятник рабочему с молотом, дом с привидениями, ну и… этот, как его... мост через речку!
     — Привидений у нас нет.
     — Так мы придумаем! — воодушевилась Танька. — Надо только все красиво раскрутить. Реклама, YouTube, анонсы в соцсетях. Туристы любят провинциальную экзотику!
     Гоша задумался.
     — А вдруг никто не поедет?
     — Поедут, — уверенно сказала Танька. — Мы все устроим так, что люди будут очередь занимать. Главное — легенды и интрига.
     Гоша скептически прищурился, но потом его лицо вдруг просветлело.
     — А знаешь, это может сработать. Главное — чтобы нас за это потом в психушку не забрали.
     Танька засмеялась.
     Так началась их грандиозная идея — сделать из Заброшенного города туристическую Мекку. Пока это звучало как чистый абсурд, но абсурд был для них привычным делом.

     *  *  *

     Реклама и продвижение туристического бизнеса началось у них с кухонного совещания. На столе лежал блокнот, изрисованный стрелками и кругами, которые Гоша назвал "маркетинговой схемой". Танька держала в руках телефон и изучала местные группы в соцсетях.
     — Начнем с рекламы, — сказала она. — Только не банальное "приходите все", а что-то интригующее.
     — Например?
     — "Хотите узнать страшные тайны нашего города? Записывайтесь на экскурсию!"
     — А какие тайны-то? — уточнил Гоша.
     — Ну… помнишь, как в прошлом году мост обвалился, а все говорили, что это проклятие старого мельника?
     — Это Петрович просто недокрутил гайки.
     — А туристам об этом знать необязательно, — уверенно сказала Танька. — Главное — атмосфера.
     Они быстро придумали несколько "крючков" для рекламы:
     — "Где заканчивается цивилизация, — там и начинается наш город".
     — "Места, которые даже местные обходят стороной".
     — "Только у нас: памятник самому ничего не значащему человеку!"

     Гоша взялся за монтаж первого рекламного ролика. Он установил телефон на табуретку и начал снимать на фоне обшарпанной стены дома.
     — Здравствуйте! — бодро начал он. — Мы приглашаем вас на незабываемую экскурсию по нашему городу. Вы увидите уникальные достопримечательности, услышите захватывающие истории и почувствуете настоящую провинциальную атмосферу!
     — Слишком официозно, — перебила Танька. — Надо проще.
     — Как проще? "Приезжайте, мы вам такое покажем, что вы просто офигеете?"
     — Вот это уже ближе!
     Они пересняли ролик с новой подачей. Гоша говорил, как старый знакомый, а Танька стояла рядом и поддакивала. В конце видео они синхронно сказали:
     — Заброшенный город: здесь всегда можно найти то, чего вы не ожидали!
     Ролик выложили на YouTube и местные паблики. На следующий день телефон Таньки разрывался от звонков. Правда, это были не туристы, а соседи, которые искренне интересовались:
     — Вы что, правда экскурсии водить будете?
     — Да вы с ума сошли!
    — А нас можно бесплатно? Мы же свои!
     Параллельно Гоша решил напечатать листовки. Они вдвоем ночью обклеили ими остановки, заборы и даже магазин "Продукты". Листовка выглядела внушительно:

     "Экскурсия по Загадочному городу!"
     Легенды, тайны и достопримечательности!
     Сбор у памятника рабочему с молотом.
     Ведущие — Танька и Гоша.
     Телефон для записи: 8-800-###-##-##

     — Теперь ждем, — сказала Танька, смахивая клей с рук.
     — А вдруг никто не придет? — усомнился Гоша.
     — Придут, — уверенно сказала она. — даже Москва не сразу строилась.
     Впрочем, они и представить не могли, кто станет их первой группой туристов и какие приключения их ждут впереди...

     *  *  *

     Первую экскурсионную группу они ждали у памятника рабочему с молотом, который по совместительству служил городской точкой сборов для всего: от народных гуляний до ярмарки шерстяных носков. Памятник облез, молот у рабочего перекосился, а рядом кто-то пририсовал баллончиком "Живи на всю катушку".
     Танька и Гоша стояли, нервно оглядывая пустую площадь. Танька поправляла свой неизменный платочек с цветочками, а Гоша теребил лямку рюкзака, в котором лежала папка с "легендами и достопримечательностями".
     — Думаешь, придут? — спросил Гоша, ковыряя подошвой ботинка землю.
     — Москвичи? Придут. Им же все интересно, даже то, что у нас тут ничего нет. Еще и в командировке, а значит, развлечений совсем не осталось, — уверенно сказала Танька.

     Не успела она договорить, как к памятнику подошла разношерстная компания: трое мужчин и одна женщина.
     — Добрый день! Это тут экскурсия по-вашему... как его... городу? — спросил мужчина лет сорока с классическим московским акцентом и дорогим пуховиком.
     — Да-да, вы по адресу! — радостно встрепенулась Танька. — Прошу познакомиться: я Татьяна, это мой коллега Гоша. Мы ваши гиды.
     — А я Петр, — представился мужчина в пуховике. — Это мои коллеги по командировке: Сергей, Алексей и Анжелика. Решили время провести культурно, пока поезд вечером не пришел.

     Сергей и Алексей оказались типичными офисными мужиками с пивными животиками и саркастическими ухмылками. Анжелика была молчалива и надменно поджимала губы.
     — Вау, это что ли главный памятник? — Сергей указал на перекошенного рабочего.
     — Да он еще в лучшем состоянии, чем мы, — пробормотал Алексей.
     — А что, правда интересно будет? — с сомнением спросила Анжелика, осматривая пустую площадь.
     — Конечно! — уверенно заявил Гоша. — Наш город уникален. Начнем экскурсию с легендарного памятника самому ничего не значащему человеку.
     — Это как? — заинтересовался Петр. — Никогда таких памятников не видел.
     — У нас тут все необычное, — загадочно подмигнула Танька. — Ну что, пойдемте?
     Так началось их путешествие по самым абсурдным и нелепым достопримечательностям города.

     *  *  *

     Когда экскурсионная группа выстроилась на автостанции, где автобусы не ходили уже лет пять, Гоша с Танькой стояли перед толпой как два инструктора перед отрядом новобранцев. Московские командировочные — трое мужчин и одна женщина в строгом деловом костюме — пытались скрыть свое недоумение.
     — Итак, начнем нашу увлекательную экскурсию с жемчужины Заброшенного города! — торжественно провозгласил Гоша. — "Памятник Самому Ничего Не Значащему Человеку".
     — Ну это уже сильно звучит, — фыркнул один из мужчин с галстуком наперевес.
     Перед ними возвышалась бетонная фигура мужчины с руками в карманах и скучающим взглядом. Табличка на постаменте гласила:
     "В память тому, кто ничего не сделал, но и не мешал другим".
     — Он что, из мэрии? — ухмыльнулся высокий турист с пузиком.
     — Нет-нет, это чисто народный символ, — заверила Танька с серьезным видом. — Видите объявление?
     На памятник было прилеплено свежее объявление: "Стою и молчу. Не потому, что стесняюсь, а потому что памятник".

     — Это тоже арт-объект? — спросила дама в костюме, поднимая бровь.
     — Скорее городской юмор, — пояснил Гоша. — Каждый год сюда лепят что-нибудь новенькое. В прошлом году висело: "Стою, чтобы вдохновить вас на безделье".
     — А позапрошлом — "Стою и наблюдаю за жизнью. Поверьте, зрелище так себе".
     Туристы переглянулись, не уверенные, смеяться ли.
     — А теперь давайте фотографироваться! — воодушевился Гоша. — Это уникальная возможность.
     — С чем фотографироваться-то? С мужиком в бетонном костюме? — засомневался командировочный в клетчатой рубашке. 
     — Именно! Символ стабильности и философии ничегонеделания.
     — Как говорится, не сделал, но и не накосячил, — добавила Танька с гордостью.
     Группа нехотя начала делать фотографии, стараясь выглядеть хоть немного воодушевленно.

     — Ну что, движемся дальше? — скомандовал Гоша. — Впереди нас ждет историческая реликвия — магазин "Ностальгия". Здесь мы проведем дегустацию уникальных местных консервов.
     — Консервов? — переспросила дама в костюме.
     — Да-да, прямо с 2008 года! Вкус времени гарантирован, — улыбнулся Гоша.
     Туристы, видимо, уже ничему не удивляясь, двинулись следом.

     *  *  *

     Следующая остановка напоминала сцену из старого советского фильма: облупившаяся вывеска с блеклыми буквами над входом и запыленные окна, за которыми угадывались ряды полок. На стекле висел плакат с надписью: "Свежесть времени гарантируем!".
     — Вот она, жемчужина местного бизнеса! — громогласно объявил Гоша. — Магазин "Ностальгия".
     — Ощущение, что здесь время действительно остановилось, — пробормотал турист с галстуком, разглядывая облупленную стену.
     — Это такая концепция, — серьезно объяснила Танька. — Место для тех, кто скучает по вечному прошлому.
     Внутри магазина туристов встретил характерный запах пыльных деревянных полок и давних консервов. На полках красовались банки с компотом, на которых была гордая дата производства "2008", китайские тапочки и батарейки с предупреждением: "Возможно, не работают".
     — Какой милый винтаж! — пробурчала дама в костюме, пытаясь разглядеть этикетку на банке компота. — Это вообще безопасно пить?
     — Да как сказать, — честно признался Гоша. — Но вкус — уникальный.
     — А вы дегустацию обещали, — напомнил турист в клетчатой рубашке.
     Танька с таинственной улыбкой извлекла из пакета две банки компота и пластиковые стаканчики.
     — Предлагаю попробовать "Воспоминания о лете" и "Осень 2009-го".
     — А чего "2010" не завезли? — съязвил один из командировочных.
     — Его раскупили в нулевых, — с абсолютной серьезностью ответила Танька.
     Под дружный смех группа попробовала компот.
     — Это что, вкус облепихи с привкусом тоски? — поморщился турист с пузиком.
     — Именно! — подтвердила Танька. — Наш эксклюзив.
     — Батарейки тоже можно продегустировать? — фыркнул мужчина в галстуке.
     — А вот этого не стоит, — весело предупредил Гоша.
     — А тапочки? — продолжала шутить дама в костюме.
     — Только если хотите почувствовать себя как дома, — парировал Гоша.
     После этой абсурдной дегустации группа отправилась дальше.

     — А теперь вас ждет уникальная Памятная Стена "Здесь Никто Ничего Не Помнит", — объявила Танька с пафосом.
     — О, это прямо метафора для командировочных, — пробурчал турист в клетчатой рубашке. — Вышел из совещания и уже не помнишь, о чем там говорили.
Группа двинулась к очередной достопримечательности, уже посмеиваясь и явно втягиваясь в эту безумную экскурсию.

      *  *  *

     Когда группа подошла к памятной стене, первое, что бросилось в глаза, — это хаотично исписанные и переклеенные бумажки. Некоторые из них уже трепал ветер, а пара листков устремилась в путешествие по тротуару.
     — Ого, это что, местная версия Стены Плача? — съязвил турист с галстуком, щурясь на стену.
     — Ну, почти, — невозмутимо ответил Гоша. — Только здесь плачут не по утерянным надеждам, а по забытым паролям Wi-Fi и просроченным дедлайнам.
     — И записки здесь тоже оставляют? — удивилась дама в костюме.
     — А как же! — подтвердила Танька. — Только у нас вместо просьб к небесам пишут истории, которые никто уже не помнит.
     Она подошла к одной из записок и прочитала вслух:
     — "Кто взял мою тачку с ключами от дома? Верните, я уже три года не могу домой попасть".
     — Легенда гласит, что этот человек так и живет где-то в сквере, — добавил Гоша с мрачной улыбкой.

     Туристы начали разглядывать стену.
     — "В 2012 году я был счастлив, но не помню почему". Ну, это жизненно, — вздохнул мужчина в клетчатой рубашке.
     — "Ищу девушку, которая сказала мне "привет" на остановке в 2009-м. Узнаю ее по красной шапке". — Дама в костюме прыснула от смеха. — Ну что, кто-то нашелся?
     — Пока нет, — покачал головой Гоша. — Но это стало городской байкой.
     Танька с важным видом подошла к свободному месту и приклеила новую записку.
     — "Гоша и Танька. Организаторы экскурсий по местам, которые лучше бы забыть".
     — Надо добавить: "Рекламный блок. Телефон для записи!" — подсказал турист в галстуке.
     Все расхохотались.

     — А теперь традиционный обряд, — торжественно объявила Танька. — Напишите свою самую нелепую историю и приклейте ее к стене.
     — А это обязательно? — уточнил мужчина в клетчатой рубашке.
     — Это не экскурсия, а ритуал, — серьезно ответил Гоша. — Пройти мимо стены и не оставить свою глупость — это как съездить в Париж и не увидеть Эйфелеву башню.
     Туристы принялись рыться в сумках и карманах, извлекая клочки бумаги. Через пять минут на стене появилось несколько новых записок:
     — "Никогда не понимал, как работает микроволновка, и теперь это моя главная тайна".
     — "Однажды случайно зашел не в тот офис и получил зарплату".
     — "Купил билет в Красноярск, но оказался в Краснодаре. И не пожалел!"
     — Браво! — похвалил Гоша. — Теперь вы официально причастны к великой местной традиции забывания.

     — А как насчет обещанной экскурсии в сквер? — поинтересовался мужчина с галстуком. — Говорят, там люди пропадают навсегда.
     — Это не слухи, это вызов! — подмигнула Танька. — За мной, уважаемые туристы!
     Группа двинулась к следующей локации, полная предвкушения легкого безумия.

     *  *  *

     Сквер начинался невинно: ухоженные аллеи, несколько лавочек под редкими деревьями и цветники, которые давно перестали быть цветниками, а стали полигоном для выращивания местных сорняков.
     — О, какая прелесть! — воскликнула дама в костюме. — Совсем как в Москве!
     — Да не обольщайтесь, — отозвался Гоша. — Это только фасад. Настоящий сквер начинается там, за этими кустами.
     Он указал на густые заросли, в которые вела едва заметная тропинка.
     — Внимание! — торжественно объявила Танька. — Легенда гласит: тот, кто войдет в сквер и найдет выход менее чем за три дня, обретет вечную мудрость.
     — А тот, кто не найдет? — уточнил турист в галстуке.
     — Останется здесь навсегда и станет новым городским мифом, — мрачно добавил Гоша.

     Туристы захихикали, но когда группа шагнула вглубь сквера, смех быстро сменился тревогой. Кусты сомкнулись над их головами, а тропинки внезапно стали путаными, словно сами решили запутать гостей.
     — А где выход? — с беспокойством спросил мужчина в клетчатой рубашке.
     — Эээ... не знаю, — с деланным спокойствием ответил Гоша. — Обычно я ориентируюсь по мху на деревьях.
     — Но здесь же нет мха! — возмутилась дама в костюме.
     — Вот в этом и вся прелесть! — Танька рассмеялась. — Добро пожаловать в наш квест на выживание.
     Туристы начали метаться из стороны в сторону.
     — Может, надо идти по кругу? — предложил кто-то.
     — Или, наоборот, ломиться напрямик? — предположил другой.

     Тем временем Гоша и Танька пытались сохранить лицо.
     — Все под контролем! — уверял Гоша, продираясь через кусты. — Я где-то читал в интернете, что главное — не паниковать!
     — Это не интернет, а наш сквер! — возразила Танька.
     Неожиданно из кустов донесся треск, и турист с галстуком радостно закричал:
     — Эврика! Я нашел выход!
     Группа рванулась к нему, но вместо выхода они наткнулись на старую ржавую калитку, которая вела... к еще более густым зарослям.
     — Это уже мистика, — пробормотал мужчина в рубашке.
     — Может, помолимся? — предложила дама в костюме.
     — Не стоит, — сказал Гоша. — Наш город — это место, где молитвы могут привести еще к большим проблемам.

     В этот момент из-за кустов раздался звук, похожий на пение.
     — Это что, лесной дух? — испуганно спросила дама.
     — Нет, это просто баба Маруся здесь грибы собирает, — успокоил ее Гоша. — Она здесь часто теряется, но никогда не унывает.
     Баба Маруся действительно вскоре появилась на тропинке с корзиной грибов.
      — Опять людей водите? — укоризненно спросила она. — Сколько раз говорила: ходите правее, там хотя бы змей меньше.

     *  *  *

     Гоша и Танька, пробившись через последние заросли, наконец вывели группу к центру города. Перед ними замер монумент — суровый мужик с молотом, будто собравшийся сокрушить все преграды мироздания. Надпись под ним гласила: "Не жди перемен — возьми молот и начни их сам".
     — Это наш финальный аккорд, — объявил Гоша, вытирая лоб. — Памятник городскому оптимизму.
     — Звучит как угроза, — хмыкнул турист в клетчатой рубашке.
     — Или как вызов, — философски добавила дама в костюме. — Хотя, после вашего сквера я готова принимать вызовы судьбы хоть каждый день.
     — Видите, наш город вдохновляет! — рассмеялась Танька.
     Группа закивала, пусть и слегка измотанная, но явно впечатленная экскурсией.
     — Спасибо за это… удивительное путешествие, — сказал мужчина в галстуке. — Я точно не ожидал такого экстрима.
     — И зря! — подмигнул Гоша. — У нас тут всегда весело.

     Они тепло попрощались с туристами. Командировочные еще раз окинули взглядом памятник, явно задаваясь вопросом, что же еще могло скрываться в этом странном городке. Затем двинулись к своей гостинице.
     Когда их фигуры скрылись за поворотом, Гоша вздохнул:
     — Ну что, первый блин вроде не совсем комом?
     — Да, получился такой себе сюрреалистический пирог, — хмыкнула Танька. — Думаешь, будут еще другие?
     — Обязательно. Таких ярких впечатлений они точно больше нигде не найдут.
     Они переглянулись и рассмеялись.
     — Пошли пить чай, экскурсовод ты наш неопытный, — махнула рукой Танька.
     — А на доске объявлений напишем что-нибудь смешное! — предложил Гоша.
     — Только чтобы не упало на ветерке.
     Они бодро зашагали по улице, в конце которой уже мерцал свет их уютного дома.

     *  *  *

     Город всегда был главным героем этой истории. Не Гоша с его беспокойной фантазией, не Танька, чьи мечты никогда не знали границ, и даже не случайные туристы, которые внезапно вторглись в провинциальную тишину. Город тут стоял особняком — молчаливый свидетель всех их приключений, мечтаний и поражений.
Здесь, на главной площади, вечно стоял обветшалый памятник мужику с молотом. Его гранитные плечи видели и праздники с фейерверками, и пустые унылые будни. Горожане уже давно перестали обращать на него внимание, но сам памятник, казалось, все еще сохранял свое важное предназначение: быть якорем для памяти этого места. Сквозь ветер, дождь и время он оставался символом не подвига, а упорного существования.
     Улицы города были лабиринтом воспоминаний. Каждый дом хранил свою хронику — смех детей, которые давно выросли и разъехались, запах свежеиспеченного хлеба из булочной, которой больше нет, и шепот разговоров под луной. Пустые магазинчики все еще стояли, словно ждали нового утра, когда кто-то снова откроет дверь и скажет первое "Доброе утро!".
     Здесь можно было заблудиться не физически, а во времени. Провинциальная жизнь текла иначе — в ней было больше места для наблюдений и мелких чудес. Например, когда местные мальчишки зимой устраивали гонки на санках прямо по центральной улице. Или, когда осенью в каждом дворе пахло вареньем из дикой сливы.
     Этот город всегда был полон абсурда и парадоксов. На стене с объявлениями стабильно появлялись надписи вроде "Ищу смысл жизни... Бессмысленное занятие". Сквер, из которого можно было не выйти три дня, превращался в квест на выживание. А магазин "Ностальгия" предлагал компот семнадцатилетней выдержки, который, тем не менее, кто-то все-таки покупал.
     Но среди всех этих нелепостей таилась какая-то чистая правда. Люди здесь жили по своим правилам, и пусть эти правила были странными для приезжих, они делали город живым и настоящим. Гоша и Танька ушли со сцены, как и многие другие герои. Но город остался.
     Остался со своими серыми домами и уютными дворами, с дождем, стекающим по старым крышам, и легким летним ветерком, который приносил запах сирени. Он помнил все — смешные истории и невыдуманные трагедии. Помнил каждый шаг, каждую улыбку и каждую мечту.
     И пока кто-то проходит по его улочкам, удивляясь или просто шагая вперед, город тихо живет своей жизнью. Он ждет новых историй, новых героев и новых поворотов сюжета. Ведь города не умирают. Они просто ждут, когда их снова услышат.


Рецензии