Тайна Никодима
Евангелие от Иоанна лишь приоткрывает завесу над этим разговором, намекает, оставляет больше недосказанного, чем сказанного. "Должно вам родиться свыше…" – говорит Иисус. "Как может человек родиться, будучи стар?" – недоумевает Никодим. Слова эти – лишь верхушка айсберга, лишь приглашение к погружению в глубины души, ибо истинное знание не может быть принято извне, как готовый урок. Оно должно родиться внутри.
Майстер Экхарт говорит о вечном рождении. Не о том, что случилось однажды в Вифлееме, но о том, что Бог Отец непрестанно совершает в вечности – и в душе каждого, кто готов стать колыбелью. Рождество, которое мы празднуем во времени, – лишь отблеск этого вечного акта, совершающегося в человеческой природе, когда она открывается Божественному.
Но кто рождает? Рождает тот, кто сам рожден. Парадокс Отца и Сына. Отец рождает Сына, но и Сын, в каком-то смысле, «рождает» Отца, являя Его миру, давая Ему возможность проявиться. Это вечное взаиморождение, танец Любви внутри Троицы. Тот, кто только рожден, но сам не рождает (в этом высшем, духовном смысле), – он сын, но еще не отец. Его рождение не вечно, оно прервется. Вечное рождение – это когда Отец рождается в Сыне, а Сын – в Отце.
В нашем земном мире отец рождает сына через женщину. И даже Бог Отец, кажется, нуждается в «женском» начале – в Духе Святом, в Софии, в душе человеческой – чтобы родиться в Сыне. Но есть разница. Земной отец, родив сына, со временем умирает. А Небесный Отец, рождаясь в Сыне, обретает вечную жизнь в Нем. «Я и Отец – одно», – говорит Сын. Это формула вечного рождения, где нет смерти Отца, где Он вечно жив в Сыне и через Сына.
Почему бы и нет? Разве Писание не говорит о двух Адамах? Первый – из земли, перстный (Адама – глина). Второй – Господь с Неба. Один рожден sub specie ;;; ;;;;;;;; (Эт hа-Арец) – под формой, под знаком Алеф-Тав Земли. Другой – sub specie ;;; ;;;;;;;;;;; (Эт hа-Шамаим) – под формой Алеф-Тав Неба. Ибо в самом Начале, в Бэрешит, Элохим (Божественные Силы) сотворили не просто небо и землю, но Эт hа-Шамаим вэ-Эт hа-Арец – саму сущность, сам архетип, саму полноту (от Алеф до Тав) Неба и Земли. А потом – их священную свадьбу, hieros gamos. И из этой свадьбы, из этой Святой Земли («И ты, Вифлеем, земля Иудина… ибо из тебя выйдет…») рождается Он – Второй Адам, Человек Небесный. И Он сам говорит о Себе: «Я есмь Альфа и Омега» (Откр. 1:8), Я есмь ;;; – Алеф и Тав. В Нем соединяются все силы Неба (звездный узор) и Земли (стихийный узор). Он – воплощение великой триады: Небо – Человек – Земля (; — ; — ;). Истинное Рождение происходит в рамках этой триады, покуда стоит мир. И Рождество – это праздник этого вечного Принципа.
Но как постичь это? Как родиться свыше? Не умом, не логикой Никодима. Это нужно увидеть. Но не глазами плоти. Духовным зрением. Младенец рождается из тьмы материнского чрева на свет Божий. Родившись, он видит мир, и мир видит его. Так и в духовном рождении. В точке пересечения двух Взоров – Взора Алеф-Тав Неба (Божественной Мудрости, нисходящей свыше) и Взора Алеф-Тав Земли (очищенной души, поднимающейся снизу) – в этой точке вспыхивает Свет. Рождественская Звезда.
Ее видят не все. Жители Иерусалима спали, пока Никодим беседовал с Иисусом. Но маги на Востоке увидели ее – как знак рождения Царя. Йогананда видел ее как «звезду вездесущего духовного ока». А ты… Я… каждый из нас может увидеть ее как знамение вечного рождения в себе. В том фокусе, где твой внутренний взор встречается со Взором Божества. И в этом фокусе, в этом сияющем алмазном кристалле Ока, ты видишь свое истинное отражение – не перстного Адама, но Сына, в котором вечно рождается Отец.
Именно об этом, возможно, говорил Иисус Никодиму той далекой ночью. Не о правилах и законах, но о тайне внутреннего Рождения, о необходимости стать той точкой, тем фокусом, где Небо и Земля встречаются во Взгляде, рождая Свет, который и есть Царствие Небесное. Родиться свыше – значит увидеть эту Звезду внутри. И стать ею.
Свидетельство о публикации №225040300719