Диалог с Бердяевым. Статья 5

  Собеседником автора (А), конечно, является не сам Н.А. Бердяев. Это адекватная исследованию его проекция. Она номинирована нами как репрезентативный интроспективный образ (РИО).

     В ходе исследования автор интроецировал (внутренне воспринимал) личностные и в том числе творческие составляющие Н.А. Бердяева как интивидуума. Интроецирование неизбежно синтезировалось с интроспектированием — рефлексированием над личностью философа, творчески выраженной в его произведениях. В результате интроспекции в сознании автора самоорганизовался образ мыслителя — экзистирующей личности. В этом образе она  и предстает перед нами в вопросно-ответном единстве.

     А. Горячо приветствую вас через века — словно через миг! Рад долгожданной возможности пообщаться напрямую. И сразу вопрос: почему вы решили, что пережить в себе все, включенное в мир, - это ваш путь?

     РИО. И я бесконечно рад празднику истинного общения! Я с детства всегда остро ощущал свое одиночество. И получилось так, что я как бы видел мир на расстоянии, не соприкасаясь с его давящей материальностью, суетой, беспокойными стремлениями. Со стороны, на расстоянии, вроде бы всегда лучше видно целое, во всем его объеме. Но неизбежно возникает вопрос о смысле этого громоздкого целого. И я понял, что позиция наблюдателя здесь ничего не даст. Нужно впустить этот мир в свое «я», наполнить им свое существование. И тогда смысл будет органично расти во мне как моя личностная экзистенция. Она-то и позволит мне ощутить, прочувствовать всю меркантильность, падшесть этого мира, этой бесконечной объективации и взрастить в себе духовное начало как стремление к другому, истинному бытию с ценностями, противоположными эгоизму, бездуховности, порабощению на всех ступенях социальной лестницы, тупому потребительству и прочим мерзостям общечеловеческой деградации.

     А. Спасибо! Каким образом стремление к познанию смысла жизни помогло вам преодолеть много ваших неприятных черт?

     РИО. Я не буду конкретизировать мои негативные склонности. Обобщу их такими характеристиками, как излишняя сосредоточенность на себе в окружающей меня среде, зацикленность на плохом настроении в результате лишь пародии на попытки общения. Я понял, что создан не для этой жизни с ее бесконечной погоней за чинами и благополучным устройством в той или иной общественной нише. Осознал, что меня не то что спасет, а направит на путь истинный противоположное стремление. Это постижение смысла существования. В вашем вопросе конкретизирую  «смысл жизни». Это не смысл бытования нашей действительности, погрязшей в погоне за химерами достатка и бесконечного приобретательства, в услужении собственному эго. Здесь неприменимо высокое содержание Смысла. Освобождение от этого «хватского» мира и своих неприятных черт дает только поиск высшего смысла истинного бытия и даже не поиск, а его творение, свободное творение в себе, открытие в себе духа, духовности, Божественной духовности. Это, если хотите, лучшее лекарство от болезни самолюбования и самооберегания неизвестно для чего.

     А. Благодарю, сказано весьма убедительно и даже заразительно. А теперь еще такой вопрос: что такое в господской психологии нужно было преодолеть любовью к философии?

    РИО. Да, господская психология частично, кратковременно все-таки проникла в мое существо… Зато это дало мне возможность осознать ее сущность. Это нерушимая позиция господина, принципиально — поработителя, лишающего проявления хоть какой-либо толики духовности, индивидуальности в подвластных ему людях. Это позиция полного подавления свободы. Надо сказать, что эти черты, обращенные вовне, бумерангом возвращаются к самому господствующему. Ведь он так занят сохранением и подтверждением своего царственного статуса, подавлением свободы и  яростной нелюбовью к ней! А это значит, что он лишен ее и в себе, как и других стремлений, заставляющих выходить за пределы своего ограниченного любимого «я». Вот такая господская психология и может быть (это в моем случае) преодолена любовью к философии как свободному, творческому осмыслению того бытия, которое находится вне этого мира, но в вечности истинного, духовного, субъект-субъектного общения между личностями, между личностью и Божественной, богочеловеческой субстанцией.

     А. Ваш ответ весьма принципиален. А теперь вопрос, возможно, контрастный по отношению к предыдущему: какие составляющие дурного запаха мира противостоят составляющим (и каким) запахов духов? 

     РИО. Ваш вопрос интересен. Он касается, с одной стороны, моей физиологической системы восприятия окружающего мира. С другой стороны, он направлен к моему личностному восприятию, скорее вчувствованию, к эмоциональному познанию высшей духовной сферы, к чему и предназначен человек как личность, тем более моя личность. 
     Дурной запах мира однообразно разнообразен. Это и тошнотворный запах тщеславия, и потный запах приобретательства горы вещей, заслоняющей лучи света, которые так и не проникают в душу. Это тяжелый дух, подавляющий свободу мысли и слова, эмоций эмпатии как в подвластных людях, так и в господах-мещанах, катастрофически ограниченных, обделенных духовно и в хозяйстве, и в чиновничьей, государственной службе — во всем.
     Запах духов для меня органичен и душевно, духовно приятен, так как он символически переходит в свежие, дурманящие (в положительном смысле) запахи свободы, творчества, духовного общения и праздника самопознания.

     А. Спасибо! А теперь давайте перейдем к злободневной теме или ближе подойдем к ней. Что самое главное, одно, в социалистической революции несовместимо с вашим пониманием революции вообще?

     РИО. К сожалению, а может быть, и к счастью, я ошибся в моей эмоционально-духовной поддержке нашей революции... А я и не мог не ошибиться. Я человек из другого, асоциального, антиобщественного мира, мира духовного просветления. Чтобы открыть в себе этот мир, революция нужна — как слом собственных эгоцентрических стремлений, рабского, бездумного подчинения общественной иерархии, привычки прятать себя в  коллективистской безответственности перед истинно гуманными христианскими заповедями.
     Наша революция неизбежно ведет к бездуховному, для многих бездумному заглатыванию революционных идей, превратившихся в лицемерные идолы, направленные на уничтожение свободы мысли и духа, на воцарение еще большего коллективного рабства. Это и есть то самое отвратительное «одно», но влезшее во все сферы жизни, внешней и внутренней, что решительно отталкивает от нашей революции.

     А. Спасибо за это искреннее высказывание. Могу только заметить, что оно слишком резко с позиции последующих драматических и трагических лет нашей истории. Если бы не социально-политические перегибы, ошибки, не войны и  «локальные» конфликты… Но, увы, история не приемлет этой утопической грамматики языка. А вопрос такой: что означает именно ваше аристократическое чувство?

     РИО. Для меня иметь аристократическое чувство означает находиться в бесконечно длящихся аристократических самоощущении, самовосприятии, самотворчестве, т. е. в гармоничной духовной самоорганизации, существуя в антагонистически «озабоченной» общественной среде. Аристократическое чувство — это чувство безграничной свободы, открывающее во мне путь познания Божественного Духа, духовности. Они наделяют меня возможностью творческого порождения смыслов истинного человеческого существования и  истинного общения свободных духом личностей в безграничном бытийном пространстве и вселенской вечности.

     А. Тогда я тоже записываюсь в аристократы (шутка). Вопрос о главном (снова и снова): каким образом познание сути всего вокруг приводит к самопознанию?

     РИО. Истинное самопознание возможно только при экзистенциальном синтезе личности с бытием. Да и возможно ли самопознание другого типа? Ведь экзистенция — это живой, душевный и духовный отклик на все проблемы, беды, язвы человеческого существования в масштабе личности, страны, планеты. И все это драматическое, животрепещущее содержание вплетено в личностное существование экзистенциалиста, стремящегося открыть глубинные смыслы для миллионов людей как всеединства, но неслиянных духовных личностей. Такими в идеале все и должны стать, о чем забота моя как мыслителя и в чем сущность моего самопознания.

     А. Искренне благодарю за духовную ясность ответа! А теперь вопрос по отношению к Духу: можно ли вообще называть его какой-либо реальностью и не накладывать на него наше дихотомическое измерение всего?

     РИО. Возьмем человека — принципиально любого. Допустим, он стал тем, кем и должен быть по призванию, общему для всех, - личностью. Тогда он обязан преодолеть барьер дихотомичности мышления, обеспечивающей вполне безоблачное существование — только кого? Как я понимаю себя, я давно уже абстрагировался от вещного, материального мира объектов и людей как объектов. Я считаю, что этот мир — иллюзия, сон человечества. Это вообще ничто в масштабе грандиозной, величественной Вселенной, Божественной во всех своих точках пространства, во всех своих проявлениях. Везде роль великого организующего начала играет Божественный Дух как истинный, чувственно заботящийся обо всем и всех разум. Это грандиозное, бесконечное поле духовности, наполненное Смыслом познающим, творящим, и есть реальность. Она одна, и от нее невозможна дихотомия ни к чему, тем более к этой самой жалкой иллюзии.

     А. Спасибо! А теперь, извините, можно задать грубоватый, «неотесанный» вопрос?

     РИО. Валяйте - «отешим» по возможности.

     А. Можно ли поставить знак равенства между 1) переходом человека в высший порядок Смысла, Любви и Соединения и 2) Духом?

     РИО.  Действительно, знак равенства здесь огрубляет ситуацию в весьма тонком мире Духа, духовности. Переход человека в высший порядок — это великая ступень его самопознания, познания Божественного Духа в себе. Это победный шаг над собой, но это шаг. Это его, человека, движение на пути к Духу. Но Дух бесконечен. Поэтому и познание бесконечно. Здесь нет знака равенства, зато обретается вечность.

     А. Выход  к вечности во временной земной жизни… Принимаю ваши слова как бесценную поддержку внутреннего, личностного стремления! Вопрос: если человек уловит все признаки Духа или, если сие невозможно, хотя бы будет стремиться к этому, то можно ли предположить, что Дух воплотился в человеке (без знака равенства)?

     РИО. Да, человек в перспективе способен улавливать все признаки Духа. Но это не значит, что он их все уловил или уловит. Уловил и закончился, умер? Путь познания этих признаков не так прост и скоротечен. Будут на этом пути драмы, противоречия, разочарования и победы над собой. Да и это еще улавливание признаков, а не самого Духа. Его и не надо именно улавливать. Он сам поступательно и органично вселяется в человека и будет вселяться бесконечно, постоянно испытывая и проверяя его на наличие духовности.

     А. И это нормально и в высшей степени реально, если иметь в виду истинную реальность.

     РИО. Точно! И не надо отчаиваться, а лучше наоборот: учитесь радоваться хоть малейшему (и это совсем не мало) проявлению Духа в вас.

     А. Еще такой, развернутый, вопрос не дает покоя: с одной стороны, вы говорите, что Дух идет изнутри, в отличие от чуждой таким, как вы, извне обусловленной природной основы; с другой стороны, можно лишь уловить признаки Духа, но не познать его самого; значит, нельзя ни понять, ни познать свою внутреннюю сущность, внутреннее «я»? 

     РИО. Все так и не так. Действительно, мы улавливаем признаки Духа в своем «я». Именно улавливаем. Сами эти признаки глубоки и многогранны. А мы не все время в Духе, а в какой- то период времени, занимаясь духовной деятельностью, творчеством — равно как и творческим самопознанием, самопостроением, а также - куда деваться? — хоть каким-то бытовым устройством.  Как же нам тут раздвоиться: и духовно творить, и познавать Дух в себе, и заботиться о житии своем? А надо дело делать — не успокаиваться и творить, совершенствоваться. Не улавливать Дух, а экзистировать в Духе, духовно вчувствоваться в истинную Божественную реальность. И тогда наше «я» уже в Духе, в его многогранной, животрепещущей реальности. Смеюсь: тут только успевай — создавай себя и мир вокруг себя! Не познавай, а твори свое внутреннее «я».

     А. Оптимистично и зажигательно! А вопрос такой: по-вашему, Бог, создав человека, воплотился в нем; в результате они стали взаимно обогащаться, давать пищу уму и Уму, душе и Духу; следовательно, именно Бог изначально нуждался в человеке? И в принципе без человека Божественная жизнь зашла бы в тупик?

     РИО. Сразу вопрос на вопрос: а возможен ли человек (и Человек) без божественного Родителя, Создателя? Да, Бог нуждается в человеке, но настолько, насколько человек нуждается в Боге. Это некая высокодуховная симметрия. Но это не значит, что Бог может отвернуться от человека, если тот вообще не приемлет его. Нет, конечно. В любом, даже самом падшем человеке есть мало-мальские ростки духовности, пусть смутные, подсознательные. Даже скажу, что Бог очень-очень переживает, сокрушается о таком человеке, но не лишает его  свободы, которую сам ему и дал. Бог нуждается в человеке, и Бог не мог его не создать. Это было Богу имманентно. И тупик здесь исключается. Через человека, его разум, душу, его полную драматизма историю, эволюцию Бог познает созданное им же Бытие, Вечность.

     А. Ну что ж, это здорово — участвовать в самопознании Бога. Вопрос, особенно касающийся нашей современности и будущего: если человек аналитически разложил космический порядок, технически возрос над природой и стал ведомым своими же открытиями, сулящими только усиление всей этой тенденции, то значит ли это, что человек отклонился от божественного замысла о нем?

     РИО. Можно даже ошибочно считать, что человечество не раз отклонялось от божественного замысла о своем непредсказуемом создании. Но это не так. Главное, что Бог дал человеку, - это безграничная Свобода.  Свобода — это даже не субстанция самого Бога. Можно сказать, это его субстрат. Бог не мог не дать свободу созданию по своему образу и подобию. Божественный замысел более масштабный. Когда-нибудь человечество с помощью техники будущего полностью освободит себя от какой-либо материальной меркантильности, суеты и по-настоящему откроет в себе Дух, посвятит себя духовному творчеству, созиданию. Это поспособствует невиданному гармоничному упорядочиванию разумной Божественной Вселенной.

     А. Эх, так хотелось бы в это верить, прямо жить с этим… А вам, уважаемый Собеседник, последний вопрос: в чем заключается истинное творческое начало, которое способствует процветанию человечества, гармонизации его                с Космосом, с его же — человечества — внутренним, духовным началом                (от Духа)?

     РИО. Истинное творческое начало — это начало конца. Человек должен стать личностью — отказаться, положить конец своему ограничивающему, общественно регламентирующему, устойчиво эгоцентричному опыту прошлого. Истинное творческое начало — это приход в состояние tabula rasa (чистая доска), чтобы создавать, творить только новое, новые миры — без оглядки на старое, канувшее в Лету. Это облегчающее забвение ради радостного духовного созидания. Это не просто. Это даже подвиг, но это Божественный замысел!


Рецензии