Анафилактический шок и Божественное Облако

В стенах медресе Дар уль-Улюм Деобанд один пытливый ум столкнулся с загадкой, похожей на коан. Источником головоломки стал древний хадис, переданный Абу Разином, да будет доволен им Аллах. Свидетельство о диалоге, простом и одновременно бездонном:

«Я спросил: „О Посланник Аллаха, где был наш Господь до сотворения Своего творения?“ Он ответил: „Он был в ‘ама’ (;;;;;;;), и не было ничего ни под Ним, ни над Ним, потом Он сотворил Трон над водой“».

Где был Бог до Всего? Ответ Пророка, мир ему, был лаконичен: «Фи ‘ама’» – «В ‘ама’». Но что это – ‘ама’? Слово-ключ, слово-завеса. Ученик, жаждущий ясности, обращался к мудрейшим шейхам. Их ответы множились, но не удовлетворяли.

Одни говорили: ‘ама’ – это облако, густое, предвечное. Другие – хаос, бурлящая потенция до всякого порядка. Третьи – пустота, Ничто, предшествующее Нечто.
 
Четвертые толковали «фи ‘ама’» как метафору одиночества – Бог был Один до всего.

Пятые утверждали, что это место или состояние, непостижимое для тварного взора, скрытое за пеленой. Ведь само слово ‘ама’ несет в себе корни и слепоты, и облака, и тучи.

Облако? Хаос? Пустота? Одиночество? Непостижимость? Все это имело свой вес, свою логику. Но… слепота? Мог ли Всевышний пребывать «в слепоте»? Это казалось кощунственным, абсурдным. Аллах, Свет небес и земли, – и слепота? Головоломка не отпускала, слово ‘ама’ висело в сознании, как тяжелое непроницаемое облако.

Истина, как это часто бывает, пришла не из фолиантов и ученых бесед. Она явилась из совершенно неожиданной, пугающей области – из глубин собственного тела, взбунтовавшегося на грани жизни и смерти. Укол некоего препарата – и мир начал стремительно меняться. Анафилактический шок.

Самым странным и запоминающимся в этом погружении в хаос было то, что происходило со зрением. Радужная оболочка глаз, эта живая диафрагма, начала сжиматься с неумолимой силой. Зрачки сужались, превращаясь в крошечные точки. Свет в комнате мерк, предметы отдалялись, теряли объем, словно уплывая в серый туман. Мир превращался в изображение, видимое через замочную скважину, которая становилась все меньше и меньше.

Ужас был не в боли, а в этом угасании света, в предчувствии момента, когда зрачок сожмется в абсолютную точку – и наступит полная, непроницаемая тьма. Конец восприятия. Небытие, ассоциирующееся с этим финальным схлопыванием в точку.
В полубессознательном состоянии, глотая спасительные таблетки дексаметазона, цепляясь за ускользающий свет, он вдруг понял. Не умом – всем существом, стоящим на пороге Ничто.

‘Ама’. Облако. Слепота.

Что если ‘ама’ – это не внешнее облако, а сама эта «радужная оболочка» Божественного Ока до начала Творения? Непроницаемая «туча» потенциальности, окружающая Точку? А сама эта Точка, Зеница Божественного Ока, окруженная ‘ама’, – это и есть то состояние до Всего? «Объект, не имеющий частей», как сказал бы Евклид. Нульмерный объект. Абсолютное Ничто, не имеющее ни параметров, ни качеств, ни количеств. Точка сингулярности до начала времен.

Не Бог «в слепоте», а Бог до проявления Своего всевидящего Ока, когда Его «Зеница» была свернута в эту изначальную Точку, окруженную ‘ама’ – облаком непроявленной возможности, которое для внешнего наблюдателя (если бы он мог существовать) было бы «слепотой», ибо из него еще ничего не родилось, ничего не осветилось?

Переживание собственного угасания, схлопывания мира в точку – стало ключом к шифру бытия. Понимание пришло не через толкования мудрецов, а через шок, через прикосновение к той самой границе, где свет вот-вот готов был поглотиться точкой небытия.

Так телесный ужас парадоксальным образом пролил свет на метафизическую тайну. Ответ на вопрос «Где был Аллах до сотворения?» оказался зашифрован не только в древнем хадисе, но и в самой хрупкой механике человеческого зрения, способного на грани смерти отразить, как в кривом зеркале, величайшую из Тайн – тайну Предвечного Ничто, из которого родилось Всё. И облако ‘ама’ перестало быть просто облаком или слепотой – оно стало символом самой границы между Небытием и Бытием, радужной оболочкой, скрывающей изначальную Точку Творения.


Рецензии