Ликвидация ОПО
На основании анализа нормативных и литературных источников, посвященных вопросам ликвидации предприятий, зданий и сооружений предлагается под «ликвидацией ОПО» понимать следующее, - «Выполнение комплекса мероприятий по прекращению эксплуатации, демонтажу и/или разборке зданий, сооружений и технических устройств на ОПО, а также по утилизации отходов и приведению занимаемой опасным производственным объектом территории в состояние, пригодное для последующего использования».
Ликвидация ОПО осуществляется по решению собственника ОПО на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом [1], с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Ликвидацию ОПО выполняют согласно разработанной документации на ликвидацию с выполнением необходимого объема инженерных изысканий и, в соответствии с [2], проекта организации работ (далее – ПОР) на снос зданий и сооружений, расположенных на ОПО, разработанного специализированной организацией. Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с [4].
ПОР разрабатывается в целях определения наиболее эффективных методов выполнения демонтажных работ, способствующих снижению их себестоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности, повышению степени использования строительных машин и оборудования.
При ликвидации ОПО необходимо учитывать положения Федерального закона [3] о запрете сноса объектов культурного наследия, как включенных в соответствующий реестр, так и выявленных. В случае предусмотренных законодательством, а именно статьей 30 [3] до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов, проводится историко-культурная экспертиза
С целью получения исходных данных для разработки проекта организации работ по ликвидации ОПО проводится обследование общего технического состояния зданий и сооружений, расположенных на ОПО. Обследование зданий и сооружений, рекомендуется проводить в соответствии с [5,6]. Обследованию подлежат несущие строительные конструкции: кирпичные, железобетонные, стальные, деревянные. При обследовании предусматривается:
• изучение актов, заключений (отчетов) ранее проведенных обследований, имеющейся проектной документации;
• разработка схем страховочных устройств под несущими конструкциями;
• выявление аварийных участков.
Документацию на ликвидацию ОПО в том числе зданий, сооружений и оборудования разрабатывается специализированной проектной организацией, имеющей допуски саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства и инженерных изысканий, штат квалифицированных специалистов, систему нормоконтроля и опыт соответствующих работ.
Состав документации на ликвидацию ОПО устанавливают в Задании на разработку документации на ликвидацию ОПО в соответствии с нормативными документами в области промышленной безопасности, градостроительного законодательства и особенностей объектов ликвидируемого ОПО.
Как правило документация должна включать в себя пояснительную записку, содержащую описание основных мероприятий процесса ликвидации и комплект рабочей документации, отражающей конкретные мероприятия по реализации ликвидации ОПО.
В документации на ликвидацию ОПО предусматривают:
• освобождение оборудования, зданий и сооружений от опасных веществ;
• обоснование метода ликвидации объекта;
• определение последовательности работ;
• установление опасных зон и зон складирования продуктов демонтажа зданий и сооружений;
• временное закрепление или усиление конструкций для предотвращения их обрушения;
• методы защиты и обоснование применения защитных устройств для существующих технологических трубопроводов, газопроводов и инженерных сетей;
• меры безопасности при сносе или демонтаже зданий и сооружений;
• мероприятия по охране окружающей среды.
В документации на ликвидацию ОПО предусматривают места хранения демонтируемого оборудования, приборов и средств автоматики с соблюдением нормативных требований пожарной безопасности.
В документацию на ликвидацию ОПО включают мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов:
• самопроизвольное обрушение конструкций и элементов объекта;
• падение незакрепленных конструкций и оборудования;
• движущиеся части строительных машин и передвигаемые ими грузы;
• острые кромки конструкций и торчащие стержни;
• повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
• расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более.
Разработчик документации на ликвидацию ОПО обязан выполнять авторский надзор за сроками, технологиями и алгоритмом реализации работ, указанных в документации на ликвидацию.
Документация на ликвидацию ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на ликвидацию ОПО, проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными документами в области промышленной безопасности.
Анализ риска аварий на стадии ликвидации ОПО рекомендуется проводить в соответствии с требованиями [7]. На этой стадии рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварии:
• уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварии, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;
• уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.
Отклонения от разработанной документации опасного производственного объекта в процессе его ликвидации не допускаются.
Изменения, вносимые в документацию на ликвидацию ОПО, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Библиография
[1] Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
[2] Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
[3] Федеральный закон от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 509 «Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства»;
[5] Руководство по безопасности «Оценка фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2023 г. № 407;
[6] ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
[7] Руководство по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценка риска аварий на опасных производственных объектах», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 ноября 2022 г. № 387.
Свидетельство о публикации №225040401324