Глава 77. Одни требования

Глава предыдущая: http://proza.ru/2025/04/03/447

После посещения школы Славы и бабы Аси родители Яши опять разрешили тому с уроков идти к «дедам». А вечером родители заезжали на машине и Яшу забирали домой.

С начала учебного года у Яши началась алгебра, и бабушка видела, что внуку она даётся с трудом. В младших классах на уроках математики с числами он расправлялся запросто, а теперь, когда вместо числа стояла буква, Яша терялся и бежал к бабушке за помощью.
Иногда внук задерживался со школы, и Александра Степановна начинала встревожено поглядывать на телефон – звонить или нет родителям. А когда Яша в очередной раз объяснил задержку тем, что они гулял после уроков с другом Димычем, она предложила ему приглашать Димыча:
- Я вас покормлю, немного пообщаетесь, потом он домой пойдёт.
Но товарища Яша привёл всего один раз. Наверное, уличные общения ему больше нравились.

Как-то пришел Яша из школы, разделся, прошёл на кухню, бабушка его спрашивает:
- Как дела?
– Неважно… - и ожидающе-настороженно посмотрел на бабу Асю.
– Что, опять в дневнике замечание?
Яша кивает молча головой, а глаза – беспокойные.
- Ну, рассказывай.
И Яша поведал, что математичка опоздала на урок, а когда прозвенел звонок на перемену, сказала, что урок задержался из-за них, и перемена – отменяется. Яша с одной девочкой стали «возражать» («Представляю!», - подала реплику в этом месте рассказа Александра Степановна). Им велели подать дневник, за них было заступился друг Димыч, ему тоже сделали запись в дневнике: «Поведение – 2».

Александра Степановна запомнила эту математичку, когда со Славой ездила на беседу в школу. Тогда та жаловалась, что Яша на ее уроке быстро все решит, а потом другим мешает. «Так вы давайте ему дополнительное задание!» - посоветовала Александра Степановна. - «Я даю, а он решает и поет». Не понравилась она бабе Асе, и Яша о ней отзывался, как о самой злой из учителей. Но, как ни крутись, а авторитет учителя – обязательное дело в школе. Пришлось бабушке провести с Яшей беседу насчет уважения старших, нравятся они ему или нет.
- А если не согласен с учителем, то не кричи, а дай внешним видом понять, что ты не доволен. Другое дело, если учитель дерется или обзывается… Да даже и в этом случае надо рассказывать об этом дома, а родители уже будут разбираться. В остальном же – споришь с учителем, тебе же будет плохо, потому что учитель всегда прав. Просто ты не знаешь его обстоятельств.
По ходу дела бабушка налила тарелку супа, кивком головы послала внука мыть руки, не переставая говорить и увещевать.
Яша ел суп и кивал головой – «всё понял».

А потом он поведал, что к нему и его друзьям по-прежнему пристает группа из параллельного 5-го «А», задираются, обзываются, нарываются на драку.
- Достали, баба Ася. Чего им надо от нас?! В старой школе у нас таких не было, а это – все из ближайших домов, они себя как хозяева ведут. И их много. Мне не хочется с ними драться, не люблю я драться, а они…
- Может, с папой поговоришь? Чтобы он с ними встретился. Слава в форме очень солидно выглядит.
- Не знаю, - без энтузиазма произнёс Яшка. – Звать отца на помощь… Прям, маленький я что ли?
- Но как-то им надо дать окорот? Что, их больше, чем в вашем классе?
- Да у нас не такие дружные. Их там человек десять, а нас – ну, четверо, остальные не из нашей компании и тоже рядом со школой живут. Они за тех будут, если мы схватимся.
- Да, ситуация. Надо бы вам всё же с теми подружиться, а то эти разборки… Лучше бы их не было. Такие страсти другой раз слышишь про мальчишечьи драки, что не дай Бог. Что-то ты меня задумал, Яш! Я поговорю со Славой. Что-то надо делать с этим. Только прошу тебя – старайся не вступать с теми в драку, - встревожено советовала внуку Александра Степановна.

Как-то пришел Яша снова с замечанием в дневнике.
- Ну, рассказывай подробности.
И опять в изложении Яши получилось, что все кругом не правы, а он – пушистый и невиноватый.

Бабушка продолжала беседы с внуком, стараясь внушить ему навыки выхода их конфликтов, повторяя и повторяя о сохранении своего достоинства и уважения других людей к себе. И с тайным сожалением ловила скуку на лице Яшки – он явно не понимал, что старается ему внушить баба Ася. О каком достоинстве она всё время твердит, когда около него никто про это достоинство и не думал: дома родители ругались меж собой, обзываясь такими словами, что их и среди мальчишек не часто услышишь. И в школе на переменах и во дворе все только и норовили, что обозваться или вышутить. И надо было не теряться и на обидный оклик ответить ещё более обидным, чтобы не приняли тебя за труса или слабака. Если бы баба Ася хоть раз послушала, как разговаривают в школе пацаны!.. Яшка даже улыбнулся, представив бабушку в эти минуты. Интересно, она бы стала ругаться или сделала вид, что не слышит?
- У нас было родительское собрание в четверг, - чтобы сменить тему надоевшей беседы, сказал он.
- А! Да, мама говорила… Вообще, надо было бы сходить, совсем что-то ты от рук стал отбиваться. Но одна я не хотела идти. Учителя ж меня вообще серьёзно не восприняли, когда я с папой туда ездила. А дед сказал: «Я бы с тобой пошёл, а один не хочу». Но если бы мама его попросила, может… И что, кто-нибудь из твоих ходил? Мама… Слава…
- Нет. Ты ж знаешь – маме некогда. И она говорит: «Не хочу позориться». А папа работал.
- «Позориться»! А почему – позориться? Чем ты так отличился? Или она что-то про тебя в школе знает, что мы не знаем?
- Ой, баб Ася, ты маму не знаешь? Она так злится, когда у меня в дневнике замечания видит! Сразу, вот сразу начинает кричать, как будто её кто-то включает на полную громкость. И меня обзывает всяко. И потом на всех начинает ругаться – на папу, на Алика. Лучше бы я ей дневник не показывал!

«М-да, - думала Александра Степановна. – Знакомая картина. Вот и я на Борьку когда-то так же орала. А закончилось чем? Два дневника сын завёл – для хороших отметок и для плохих. Так вот к вранью детей и приучаем. Всё нам некогда, всё мы устаём, всё мы раздражены. Хорошо мамам, у кого кто-то по дому помогает… Хотя у Альбины хороший помощник Слава. Нет, тут ещё характер сказывается: всех выстроить, и чтобы никто пикнуть поперёк не мог. И в школе - те же установки. Требования и требования. А уважения к детям - никакого».

Глава следующая: http://proza.ru/2025/04/05/266


Рецензии