Стоицизм. Защита своего Я
Глава 1. Общее представление о стоицизме.
Стоицизм - одно из самых известных и влиятельных философский учений периода античности. Оно было основано древнегреческим философом Зеноном Китийским в 308 году до нашей эры в Афинах. Название стоической школы образовалось от места её первого местонахождения – Расписной стои.
Взгляды, методы и принципы этой философии прошли сквозь время - более двух тысяч лет, найдя своё отражение во многих религиях, идеологиях и науках, не утратив актуальности и востребованности по сей день.
Интригой, подтолкнувшей меня к более глубокому познанию стоицизма, послужила обнаруженная в нём особая система умственного развития, позволяющая рассуждать максимально объективно и конструктивно (то есть оперировать фактами, исключая эмоционально подпитанные (желаниями и страхами) образы), а также полезно для собственной личности. Здесь, точкой отсчёта для восприятия и дальнейших мыслей человека является его обособленное рациональное «Я», независимое от условностей общества. Это выражается в своеобразном, вооружённом педантичной логикой, подходе к реальности, на первый взгляд кажущемся однобоким и расчётливым. Однако, такая позиция обусловлена в данном учении необходимостью взращивания в духовно-умственной сущности индивида стоических добродетелей.
Так, стоицизм призывает человека думать самостоятельно и нравственно, опираясь на собственные знания и убеждения, что, во многом, и делает его личность сильной и уникальной, способной управлять своей жизнью. Этим объясняется растущая популярность учения в современном мире. Ведь, если честно посмотреть на социум, то можно заметить, что большинство людей пребывает в зависимости от своих страстей, погружены в водоворот однотипных событий или запутаны в неблагоприятных обстоятельствах. (А это, с точки зрения стоиков, явный признак того, что они находятся в неких заблуждениях как о себе, так и о том, что происходит вокруг. И причиной того являются хаос мыслей и эмоций, отсутствие должного нравственного кодекса). Поэтому, осознавая неудовлетворительное положение вещей, недостаточность своих знаний и неэффективность предпринятых усилий, всё больше лиц в таких ситуациях начинают интересоваться системами обучения, дающими навыки трезвой оценки своей жизни и поиска наиболее действенных способов разрешения проблем, что в целом подразумевает наведение порядка в голове. В этом смысле стоическое учение для многих становится удивительным открытием.
Ключевым инструментарием стоицизма является определённый метод мышления, применяемый в рамках конкретного миропонимания.
Итак, если обычно, сложившийся менталитет общества, религия и политическая идеология изначально шаблонно сообщают человеку, что есть хорошо, а что есть плохо, диктуют социально приемлемые паттерны поведения и прочие «заготовки» этических норм, которыми он руководствуется в своих мыслях и действиях, - то в стоицизме у человека появляется возможность самостоятельно всесторонне познавать всё это «изнутри» и, путём логических размышлений на основе знаний, точных представлений и опыта, определять уровень нравственности и целесообразности всего, что его касается. Отличие заключается в мыслительной логике, вне поверхностной и предсказуемой социальной психологии; логике, способной различать истинное и ложное, бесстрашной перед предубеждениями и желаниями эго. При этом, речь идёт не о вольной интерпретации фактов, а о размышлениях в пределах этики стоического мировоззрения. К примеру, стоики видят во всём сущем проявление единой космической души, разумной субстанции, управляющей мироустройством, - осознание этой всеобщей взаимосвязи и равенства на уровне «господствующего начала» приводит их к терпимости ко всему внешнему, пониманию чужих несовершенств и стремлению жить в согласии с природой. Марк Аврелий (121—180 г.г. н. э.): «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать»». Однако, эта идея управляющей всепроникающей высшей силы и всемирного «родства» вовсе не предполагает верховенства людского множества над личностью - когда тенденции народного менталитета или общепринятые схемы поведения определяют её мышление. Наоборот, здесь преимущество отдаётся добродетельной пользе отдельного индивидуума, где центром принятия решений является независимый от чего- и кого-либо разум. Ему, согласно стоическому мировоззрению, божественным провидением дарована мыслительная свобода (выбора), благодаря которой, при правильном развитии своих интеллектуального и духовного потенциалов, человек может обрести способность жить «своей головой», своей судьбой и находиться в состоянии самоидентификации.
В то же время, стоики считают, что всё существующее вокруг потенциально опасно и во многом несёт угрозу для ума и души, являющимися первостепенными в индивиде. И, такие обстоятельства требуют соответствующих защитных мер для них, которыми в стоицизме выступает постоянное совершенствование собственных внутренних качеств, укрепляющих мышление и нравственность. Этот процесс должен привести к образованию такой личности, которая могла бы отстаивать и сохранять себя в непрестанно воздействующем на неё мире.
Развитие ума и души – это главная добродетель в стоицизме. Её составляют четыре столпа: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Их наличие в человеке, по мнению стоиков, является залогом счастливой и гармоничной (блаженной) жизни. «… А как достичь такой жизни? – Первейшее условие – это полное душевное здоровье, как ныне, так и впредь; кроме того, душа должна быть мужественной и решительной; в-третьих, ей надобно отменное терпение, готовность к любым переменам; ей следует заботиться о своем теле и обо всем, что его касается, не принимая этого слишком близко к сердцу; …», - Луций Анней Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.).
Здесь стоит заметить, что по концепции данного учения, интеллект реализуется вследствие «потока» души из сердца в мозг, то есть является её производной и руководящей структурой – аналогично Логосу (закону бытия), представленному разумной частью огненной космической пневмы. Современные исследователи идентифицировали описываемую философами совокупность души и разума как «личность». Понятием, имеющим в разных науках отличимые значения, но, в большинстве своём, привязывающие индивидуальные проявления человека к социальному полю взаимодействий и подразумевающие их оценку обществом. Однако, в стоицизме эта совокупность души и разума имеет иной смысл, который непременно должен учитываться применимо к стоической личности. В нём духовно-интеллектуальная сущность индивида представляет собой отдельную самостоятельную частность всего пространства мира, созидающую и защищающую (в том числе, от недобродетельных элементов и влияний социума) в себе искру бога, – не для удовлетворения своих амбиций или чужих ожиданий, а потому, что так до;лжно - по Закону, по задумке природы.
Школой стоицизма предоставлено множество нравственных ориентиров и методик самоулучшения, способствующих внутреннему росту человека. Но всё же, решающим фактором в формировании добродетельной личности является свободная воля индивида к блаженной жизни. Её присутствие в целом и в каждом моменте бытия определяет выбор человека между добром и злом, направленность его мыслей и действий, силу усердия и уровень внимательности ко всем влияющим обстоятельствам. Другими словами, воля создаёт в сознании проекцию желаемого состояния и является энергией, запускающей движение и раскрытие потенциала человека, которые и осуществляют эту проекцию в действительности. Поэтому, в вопросе становления стоической (собственно, как и любой другой) личности, в первую очередь, важна, исходящая из искренней потребности, неуёмная устремлённость индивида к ней.
Глава 2. Путь самосовершенствования.
Путь самосовершенствования всегда подразумевает кропотливую работу над собой, получение необходимых знаний и умений, преодоление трудностей и разрушение шаблонов восприятия. Он влечёт изменения во всех или в определённых сферах жизни. Но результат всегда зависит от выбранной цели и от способов её достижения.
Что касается целей стоицизма, то его философия направлена на культивирование в духовно-умственной сущности человека различных аспектов существующих добродетелей. Эти блага, в устойчивом и верном состоянии, правильная их реализация, а также согласованность с законами природы, должны привести индивида к непоколебимому ничем счастью. Оно представляется стоикам как радость и свобода, сопутствующие достойному следованию своей судьбе. Само стремление к «блаженной жизни» является для них не прихотью, а жизненной необходимостью, заключающейся в признании и принятии данного им божественного предназначения.
Идущие к описанной цели приверженцы классического стоицизма выделяются множеством добродетельных качеств, в том числе, самообладанием, рассудительностью, спокойствием, уверенностью, независимостью, организованностью, целеустремлённостью и благотворным участием в жизни других людей.
Чтобы добиться таких свойств своей личности, стоики, в первую очередь, изучают специальные науки, дающие знания об устройстве мира, взаимодействиях объектов в нём, о том, как реагировать, интерпретировать поступающую информацию и выражать себя (в речи и действиях) в реальности. Это логика, физика и этика.
Родоначальник стоицизма Зенон Китийский (как и его последователи) утверждал первостепенной логику, так как должное понимание всего прочего зависит исключительно от верного мышления.
Стоически правильная работа ума основывается на точных представлениях и знаниях обо всех участвующих в рассуждениях элементах и их взаимосвязях (о понятии слов и предметов, происходящих явлений, смысле выражений и т.д.) и умении на добродетельных началах сопоставлять их и определять значимость в каждой отдельной ситуации. Примером можно привести следующие слова Эпиктета (50-138 г.г. н.э.): «Один человек моется быстро: не говори, что он моется плохо, скажи, что он моется быстро. Другой пьёт много вина, не называй его пьяницей, скажи просто, что пьёт много вина. В самом деле, что ты знаешь об этих обстоятельствах, чтобы суметь правильно взвесить их причины? Поступая таким образом, ты избежишь судить о вещах предвзято и создавать о них неверное представление.». Достаточный объём этих представлений формируется у стоиков постепенно, путём личной «дегустации» и мыслительного «разжёвывания» всего, что попадается им в жизни, за счёт накопления опыта и сделанных выводов. А постоянная практика применения логических методов стоицизма со временем образует в сознании базовую систему оценки событий, видения жизни и своего места в ней. Появляются соответствующие убеждения, принципы, черты характера, ощущение себя как отдельной единицы и другие особенности, свойственные процессу становления личности и способствующие дальнейшему развитию потенциальных возможностей человека.
Другими словами, стоицизм устремляет индивида к познанию и самовоспитанию, результаты которых расширяют внутренние границы для самосовершенствования.
Например, обуздание эмоциональных всплесков и влекомых ими хаотичных мыслей с помощью рассуждений о них (выявление, признание неконструктивными и отчуждение) освобождает в уме место для рационального и спокойного подхода к интересующему вопросу.
То же самое можно сказать и о порывах к нетипичному поведению под влиянием страха, злости, гордыни, стресса, любви и других чувств. Укрощение этих страстей приводит к уравновешенности, а контроль своих действий – к осознанности.
С опытом подобные манипуляции создают в разуме пространство покоя – психического фундамента правильного мышления и свободы выбора.
Учителя стоицизма в своих лекциях и трактатах часто делали акценты на путях и приёмах, ведущих к безмятежному состоянию. В них они исходили из стоического мировоззрения как в макро-масштабе, так и в пределах частной жизни. Контекст объяснений мудрецов можно передать следующим образом: не стоит тратить внимание, силы и время на бесполезное - несущее в сознание хаос, тогда, как можно направить их на добродетельное – дающее спокойствие и гармонию.
Так, в отношении к невзгодам и другим нежелательным влияниям внешней среды, древние стоики рекомендовали использовать тактики обусловленной терпимости и изменения эмоционального смысла рассуждений, как вытекающие из условия принятия своей судьбы. Ученик и преемник Зенона философ Клеанф (ок. 232 г. до н. э.) сделал в этом ключе будущим поколениям последователей стоицизма первоначальный посыл, содержащий многогранную глубину своего значения: «… Покорных рок ведет, влечет строптивого.». Сенека, переведший ямб с этой фразой на латынь, высказался в унисон её сути следующим образом: «Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле всё происходит. …» («Нравственные письма Луцилию»).
Эпиктет (50-138 г.г. н.э.) же, раскрывая чувственно-логическую подоплёку высказывания Клеанфа и осознавая божественную идею порядка вещей, сформулировал, ставшее принципиальным для всех стоиков, утверждение: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет.», пояснив при этом: «В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.», а также: «Людей в смятение приводят не сами вещи, но их собственные представления об этих вещах.».
Эту мудрость, в практически применимой подаче, в дальнейшем изложил и Марк Аврелий: «Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить последнее – в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе правильным, то не лучше сделать это, нежели огорчаться? – «Но этому препятствует нечто более сильное, чем я». – «Тогда не огорчайся, ибо не в тебе причина бездействия. …». В этих строках хорошо выражена суть проблемы и показана логика изменения мышления.
Также, представители стоицизма предлагали своим ученикам трезво смотреть на картину бытия и не ожидать, что мир будет подстраиваться под их планы, желания и соответствовать чьим-то этическим принципам. Ведь у всего и каждого в природе свои задачи и своя стезя. При этом, возможные в будущем неприятные или непредсказуемые обстоятельства считались для философов возможностью для тренировки ума и подготовки восприятия к любому повороту событий. Мысленное проигрывание вероятных грядущих казусов позволяло заранее прорабатывать должную реакцию на них. «Всякий смелее подступится к тому, к чему долго приучал себя, и будет стоек в тяготах, если думал о них заранее.», - Сенека.
Эти и другие правила верного разрешения внутренних конфликтов и воспитания добродетелей, как условия для личностного роста, используются стоиками и в настоящее время.
Свидетельство о публикации №225040400691