11. 4. Семейное счастье Алиага Шихлинского

                Как жили воспитанницы Закавказского девичьего института.

     Продолжительное напряжение от умственных уроков, сидячая жизнь и долгое пребывание в комнатах без свежего воздуха могли вызывать болезни. На этот случай, Институт имел свой лазарет и врачей(Соломон Иосифович Мревлов и др., в том числе, и зубного. 
     Вся воспитательная часть и внутреннее управление  доверялось Начальнице Института(в заведении Св.Нины эта должность называлась «Надзирательница»). На нее возлагалась священная обязанность заботиться о нравственном образовании воспитанниц, утверждать их в благочестии,  прививать  любовь к  учению и труду, приучать не стыдиться бедности, не считать  унизительным любой  способ  для  получения пропитания, лишь бы он был в соответствии с правилами чести и добродетели, не гордиться знатностью происхождения, богатством и дарованиями, а благодарить Бога за эти  дары  и употреблять их  на пользу человечеству(58).   
     Начальницей Института с 1872 года до 1896 года была Мария Васильевна (ур. Крюковская), вдова б. Бакинского военного губернатора и управляющего гражданской частью генерал-лейтенанта Михаила Петровича Колюбакина (1863-1872), под неусыпной заботливостью которого, Баку получил быстрое развитие и началось его  первое благоустройство. Было принято решение о строительстве порта и завода. Вдоль берега, под руководством архитектора Гиппиуса, возводились портовые здания. Группа деревьев, носившая название Комендантского сада, постепенно к 1868 году превратилась в красиво аранжированный Городской сад, который получил название Михайловского в честь Наместника Михаила Николаевича. Проявляя уважение к его жене, Кн. Ольге Федоровне, одна из улиц была названа Ольгинской( ныне Мамеда Эмина Расулзаде ).
     Бакинский военный губернатор слыл справедливым и пользовался уважением и почитанием.  В народе он запомнился тем, что «соболезнуя о поднятии нравственного уровня своих подчиненных», издал распоряжение, которым запретил низшим чинам полиции позволять себе брать у крестьян какие-либо продукты без денег. В 1865 году в канцелярии Бакинского губернатора был создан секретный стол, осуществляющий надзор за деятельностью армян в Баку. С марта 1871 года, благодаря усилиям губернатора Колюбакина, начала издаваться первая городская политическая и литературная газета «Бакинский листок».
     Губернатору активно помогала в работе его супруга Мария Васильевна, которая возглавила Бакинское отделение Женского Благотворительного общества Св. Нины. Это общество сыграло большую роль в развитии женского просвещения в Баку. За все время своего существования, вплоть до революции, сотни девушек разных национальностей и вероисповеданий, получили там образование. Это позволило им занять известное положение в обществе и найти средства к существованию. 
     19 января 1872 года неожиданно Михаил Петрович скончался от чахотки в возрасте 65 лет. Его похоронили в Баку на старом православном кладбище, в склепе, но затем в 1875 году перехоронили в ограду бакинского Николаевского собора. Памятником управлению губернатора стал усаженный деревьями бульвар, получивший название «Колюбакинского». Его именем назвали одну из новых улиц Баку (ныне Нигяр Рафибейли). Наконец  площадь в центре города (Парапет, пл.Фонтанов) была впервые при нем благоустроена и тоже получила название-«Колюбакинской».  Об этом подробно автор написал в книге »Баку и немцы» в 2008 году.
     Своим чередом шла жизнь учителя Молла Гусейн Гаибова. 1 января  1883 года  исполнилось 25 лет  его  «отлично усердной и ревностной службы». 26 января приказом №2 по Управлению Главноначальствующего Гражданской частью на Кавказе А.М.Дондукова-Корсакова его Высочайше наградили орденом Святого Владимира 4 степени, установленным для нехристиан.
     31 января 1883 года, по ходатайству Попечителя Кавказского Учебного округа  Кирилла Петровича Яновского,  Главноначальствующий  Гражданской частью на Кавказе на основании Свода законов о пенсиях, Устава  Тифлисского мусульманского училища Омарова учения и утвержденного Татарского отделения при Закавказской Духовной семинарии,  назначил учителю Гаибову пенсию в полном окладе в  650 руб.  в год. И в тот же день, другим приказом Попечителя Кавказского Учебного округа за №3,  Молла Гусейн  был оставлен на службе по учебной части на 5 лет с 31 января 1883 года, т.е. его учительская служба в Гори продолжилась.
     С 7 июля 1883 года Главноначальствующий Дондуков-Корсаков начал переписку об избрании нового лица на место умершего Суннитского муфтия(59).12 января Государь Император Александр III, по этому ходатайству и по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел кн. Д.А. Толстого, Величайше соизволил назначить  Молла Гусейна бек Гаибова Закавказским муфтием Закавказского Суннитского Духовного правления, что было отражено в приказе Главноначальствующего  Гражданской частью на Кавказе от 31 января 1884 г. за №840.
      Молла Гусейн дал согласие занять эту должность, но сразу счел возможным предупредить о светском характере своего мировоззрения: «Я не был духовным лицом, никогда никаких духовных треб не исполнял и впредь исполнять не буду. Предложенный мне пост приму, так как полагаю, что сумею принести таким путем наибольшую пользу моему народу».
      Одновременно его назначили штатным смотрителем Тифлисского Мусульманского училища Омарова учения, сфера деятельности которого   была достаточно широка: заведование хозяйственными делами (ответственность за бухгалтерию, имущество, обеспечение книгами и т.д.) и    учебной частью училища (исполнение правил учащимися, контроль за их поведением и благонравием, и пр.).Кроме этого, он осуществлял контроль за уровнем знаний учителей и их поведением.
      В  Мусульманском училище и в правлении служило много однофамильцев или родственников, которых он лично знал. Так, русский язык преподавал Самед -Ara Гаибов, который раньше учил языку в Алиабадском сельском нормальном училище.В Духовном Правлении секретарем служил коллежский секретарь  Аббас-Ага Гаибов.
       7 сентября 1884 года Указом Правительствующего сената за №94  Гусейн Гаибов  был произведен в статские советники со старшинством с 12 января 1884 года. Теперь он в иерархии мусульманского духовенства- Эфенди (благочинный ),  а в гражданском обществе- Высокородие.
     В первые годы обучения Нигяр в Институте уроки Слова Божьего для мусульманок вел кто-то из мусульманского училища. Предполагаем, что после столь высокого назначения ее отца и большого количества у него дел, в этом плане ничего не изменилось. Просто пребывание всей семьи в Тифлисе делало затворническую жизнь Нигяр теплее. К тому же Начальница Института возобновила, введенный еще Вел.Кн.Воронцовым, обычай отпускать воспитанниц к родителям или близким родственникам на один день Св. Пасхи и Рождества. Августейшая Попечительница Института, Вел. Кн. Ольга Федоровна, разрешила увеличить отпуск до 3-х дней на усмотрение Начальницы. Это касалось и мусульманских праздников. Отпуск считался мерою поощрения или наградою для девиц за хорошее поведение и успехи в науках.
     Из документов Института видно, что питание там было весьма однообразным и скудным. Считали, что воспитанниц нужно подготовить к различным трудностям и воспитать у них умеренность. Возможно были и другие причины, в том числе самая банальная- нечистоплотность некоторых служителей Института.
     Так, в начале 1881 года еще при Наместнике Вел. Князе Михаиле Николаевиче была обнаружена недостача денег в женском заведении Св.Нины. Он распорядился провести ревизию заведения, начиная с момента его учреждения, т.е. с 1846 года.  В результате проверки была установлена сумма недостающих денег, из которой вычли 26 400 руб ., которую потратили на покупку дома в 1863 году. Обследование заведения показало, что помещение дома находиться в аварийном состоянии, там очень сыро, ученицы болеют и остро стоит вопрос о его закрытии.
     Это стало результатом недобросовестности статского советника, майора Кн. Дмитрия Георгиева Сидомонова-Эристова, Управляющего делами Тифлисского Благотворительного общества Св. Нины и Заведующего делами учебного заведения Св. Нины при обществе. При этом оказалось, что он же исполнял должность Управляющего хозяйственной частью и был Членом Совета Закавказского  девичьего  Института, т.е. имел доступ к деньгам в обоих заведениях. 
      1 мая 1881 года была написана «Записка о женском учебном заведении Св. Нины в Тифлисе» (60) и доложено о таком неприятном деле Императору. Поступило распоряжение провести дознание, в том числе и в Институте.В Тифлисе о случившемся знали по-слухам. А в С-Петербурге газета «Порядок» уже 6 июня 1881 года сообщила некоторые сведения об этом событии(61). Газета«Кавказ»,в свою очередь, поторопилась обвинить ее «в неправильной трактовке о недостатке сумм» и пожелала столичным газетам более правдивых и верных корреспондентов(55).
     Разбирательство шло долго. К 1883 году, благодаря усилиям супруги Главноначальствующего Кн. Надежды Андреевне Дондуковой-Корсаковой,  в заведении Св.Нины было  полностью переделано прежнее здание и  построен новый,
соответственно обставленный обширный 2-этажный корпус и 2 октября 1883 года  прошло его освящение(63). 
      10 июня 1884 года Тифлисская судебная палата под председательством г. Михайлова, при прокуроре г.Смиттене и присяжных рассмотрела дело о растрате сумм Закавказского девичьего Института(62). Подсудимый князь Сидомонов –Эристов объяснил, что  он, в случае отсутствия денег в  одном  учреждении,  заимствовал  деньги из  другого заведения. Так, с декабря месяца 1879 года по декабрь 1880 года, за неимением средств в Институтской кассе, он брал  деньги из кассы заведения Св. Нины. Свои действия он объяснил тем, что «Институт находился в ужасном положении. Дети, Бог знает чем питались. Жили в грязи, нуждались во всем. Он принял все меры для улучшения их положения. Стал хорошо кормить, устроил приличную обстановку…  Ничего не жалел для детей, потому что считал, что дети должны быть, прежде всего, здоровы, несмотря на самое мизерное существование, которое вел Институт  по воле своих  тогдашних  заправителей ».
      Но суд признал подсудимого пятидесятилетнего кн. Д. Г. Сидомонова-Эристова виновным в уголовном преступлении (небрежении о сохранении вверенных по службе казенных или иных денежных сумм) и в превышении власти. Его исключили из государственной службы с последствиями. Кроме этого, удовлетворили гражданский иск и взыскали с него 16 224 рубля 27 коп. в пользу Института, возложив на него  и оплату всех судебных расходов(62).Возможно, это был единственный случай в Институте и такого тяжелого положения во время пребывания там Нигяр, не было.
   Воспитанницы любили праздники .Самыми ожидаемыми были зимние — Рождество, Святки, Новый год. Все торжества отмечались в институтских стенах с обязательными праздничными обедами.
   Взаимоотношения среди самих девиц были разными. В столовую и на прогулки все ходили парами.  В некоторых классах складывались тёплые отношения и зарождалась дружба на всю жизнь, у других отношения были нейтральные, а общение вежливым, но без теплоты. Многое зависело и от классных дам, которые должны были поддерживать дисциплину и доброжелательную атмосферу среди воспитанниц. При этом последние подчинялись не только классным дамам, но и старшим девицам.
     Летние три месяца воспитанницы проводили в прохладе курортного поселка Кождоры. Первые упоминания об этом были еще в 1848 году (65). Перевозили девиц на огромном немецком фургоне, за весьма умеренную цену. Дача находилась рядом с дачей Наместника Кавказского Св.Князя С.М.Воронцова. Уезжая в 1854 году, он подарил ее женскому заведению Св.Нины. Что касается Закавказского девичий Института, то история ее приобретения неизвестна, но она официально принадлежала институту(55).
    На даче, кроме разных развлечений, игр, прогулок, экскурсий и пр. воспитанницы занимались физкультурой, учили французский язык, занимались с классными дамами повторением пройденного образования, в обширной библиотеке брали и читали книги русских и иностранных писателей, пели хором песни и трудились. Так, им доверяли метить скроенные передники, рукавчики, кофты, работу на кухне и пр. День начинался и оканчивался общей Молитвой. 

Фото-воспитанницы Закавказского девичьего Института на отдыхе в Кождорах.
  предыдущая стр-   http://proza.ru/2025/03/15/1237
  продолжение-      http://proza.ru/2025/04/11/1471


Рецензии