Верую, Господи! Помоги моему неверию...
И вера несчастного отца оказалась истинной - Господь освободил его сына от духа немого, и было ему по вере его! Такой же истинной была вера у людей, принесших расслабленного и у раскаявшейся рыдающей блудницы и у кровоточивой словом - у всех получивших по ней милость отпущения грехов и исцеления от болезней. И вот тут возникает очень важный для нас вопрос: почему с нами ничего подобного не происходит? В чем дело: в величине нашей веры или в ее истинности…?
Поможет нам ответ Господа ученикам озадаченным таким же вопросом. Когда они спросили Его: «почему мы не могли изгнать его» (духа немого), Господь ответил: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Получается, что если мы можем хоть сколько-нибудь веровать, то имея даже малую «веру с горчичное зерно» и этого нам будет достаточно, чтобы по вере нашей происходили различные богоугодные чудеса. Но как тогда Его ученики, мы – по неверию нашему не можем пользоваться милостью Господа и силой Его!
И вот здесь наступает наше главное непонимание. Как же так, мы же знаем, что верим в Господа! Правда мы не исполняем Его заповедей, от чего постоянно происходят и множатся наши грехи. Этим и вызваны слова Его скорбные обращенные к нам: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Все именно так – не делаем! Но так это же мы - по слабости и немощи нашей! Зато мы постоянно ходим в Храм и исповедуемся в наших грехах, вообще строго соблюдаем все нормы, обряды, правила, предписанные нам церковью…. и вдруг оказывается - по неверию нашему…??
В том-то все и дело: во что верим – то и соблюдаем! Для нас - больных страстями Господни заповеди любви не являются внутренне потребными. Мы полны не любовью, а себялюбием и поэтому Его заповеди любви для нас малоубедительны и принимаются нами лишь как безусловная часть нашей веры в Него. Вот угроза «немилости» Божьей и неизбежного тогда наказания за не милосердие наше для нас очень убедительна! И вот здесь молитвы об «умилостивлении» Господа уже становятся действительно нашей внутренней потребностью! И такое служение Господу нам уже не мешают исполнять никакие наши немощи и слабости….
Что же получается? Истинно верить в Бога = хотеть исполнять заповеди Его. Насколько хотим их исполнять = настолько в Него верим! И вот тут вступает наше постоянное надежное оправдание: верим, но не исполняем Его заповедей по слабости и немощи нашей! Вот главный аргумент искреннего нашего заблуждения о нашей вере….
А Его заповеди мы не исполняем против своего желания или не хотим? Вот тут самое время нам задаться важнейшим для нас вопросом - в КАКОГО Него мы веруем? Да, несомненно, мы веруем в Него, только какого…?
О том, каким на самом деле мы представляем себе Господа можно судить по нашему служению Ему, исполнять которое нам не мешают никакие наши немощи и слабости. Об этом говорит наше душевное намерение, с которым мы исполняем наше служение Господу.
Судя по нашему служению Господу, мы веруем в Него как - грозную, хотя и справедливую силу, которая по многим настойчивым нашим молитвам и добросовестному соблюдению нами церковных правил смилуется над нами грешными никак не желающими покаяния, то есть изменения себя любовью. Силу, которая пожалеет, простит нас и потом будет нас такими, как мы есть как-то спасать…. Если мы веруем так, то веруем хоть и искренне, но совсем не истинно!
Подобная вера была в ветхозаветной еврейской церкви, где все служение было полностью подчинено только одной цели – «умилостивлению» Бога. Об изменении (покаянии) самих себя - вопрос перед евреями даже не стоял! Осознанно или нет, но такая вера, как Каин, перекладывает вину за не раскаяние в грехах с человека на Бога и Его «немилосердие». Человеку же оставляется только умолять Господа и требовать от Него решения всех своих насущных проблем. В нелепости и бессмысленности такой веры сразу угадываются страсти человека. Несмотря на всю искренность, такая вера ничего общего не имеет с учением Господа….
Господь есть Любовь! Он Истина, пребывающая в Любви. Истинная любовь вообще не знает страстей, не умеет гневаться, мстить, карать…. Он Любовь может только спасать и помогать, обличать зло, творить добро и защищать его. Любовь не может не творить добро, ибо милость и благодеяние есть способ существования любви! В своих милостях Он никогда не делит людей на злых и добрых, но «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Выбор быть злыми или добрыми всегда остается только за самими людьми. И веруя совсем не в грозную силу, а только в непобедимую любовь, которая всегда исходит от Господа и которую мы радостно ощущаем в себе, только так мы истинно веруем в Него!
Только так понимая Господа, мы начинаем испытывать подлинную истинную веру в Его заповеди любви и потребность в исполнении их, ощущать самую искреннюю благодарность Господу и душевную жажду нашего покаяния. И это служение не помешают исполнять никакие наши немощи и слабости! На самом деле в человеке все зависит от истинного страха Божьего. Вспомним, что истинный страх Божий не имеет ничего общего со страстным животным страхом за свое физическое существование и имеет совсем иную природу. Раскаявшийся в своих грехах и обратившийся к Богу человек не избавился от своих страстей и его реальное состояние в познании Бога и обращенности к Нему очень различно. По словам Василия Великого каждый пришедший к Богу человек в своем отношении к Нему оказывается как бы в одном из трех состояний:
1. служащий Ему из страха и уклоняющийся от зла боясь наказания и муки, находится в состоянии раба;
2. служащий Ему, ища награды ради собственной пользы, находится в состоянии наемника;
3. служащий Ему по любви и делающий добро ради самого добра, находится в состоянии сына.
Страх Божий пребывающий в них и движущий ими соответственно как - страх наказания, страх неполучения награды и страх не обрадовать (не говоря уже огорчить) любимого Отца является показателем «степени» их познания Бога и обращенности к Нему. Из них один только сын исполняет волю Отца не из себялюбия (страха наказания или корысти), а по любви. Его страх - не обрадовать (не говоря уже, огорчить) любимого Отца и есть тот единственный подлинный страх Божий, а вера любви единственная истинная спасающая! Только в такой вере жизнь по заповедям Господа становится для человека естественной потребностью!
Без такой веры исполнять заповеди Его иначе как мучением и понуждением себя просто невозможно, а это бесполезно. Сначала любовь! Только для любви заповеди Господа есть естественные и потребные нормы жизни. Для себялюбия - они противоестественны и неприемлемы. Вот почему мучение, понуждение себя к их исполнению порождает только возмущение, уныние, раздражение и, в самом лучшем случае, усталую покорность.… Все это люди хорошо знают по самим себе….
Исцеляя двух слепых просивших их помиловать, Господь коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их (Мф.9:29,30). Вот так и все мы истинно имеем все – по вере нашей!
Свидетельство о публикации №225040501043