Джеймс Бьюженталь Наука быть живым
-----------------------------
Джеймс Бьюженталь «НАУКА БЫТЬ ЖИВЫМ. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии». /пер. с англ. А.Б. Фенько/; М., «Независимая фирма «Класс», 1998 г.
-----------------------------
По большому счету, до тех пор, пока человека по-настоящему не интересуют вопросы «Кто я или что я? В своем последнем основании? Помимо званий, ролей, степеней и всех этих этикеток, наклеенных на меня?...» – всё, что с ним в той или иной степени происходит (будь то чтение книг, отношения в семье, личной жизни или на работе и т.д.), скорее всего, воспринимается из привычных, ролевых оптик. Никуда не денешься. И хотя на эту тему написано немало, но, чтобы оно стало «адекватно понятным», нужно ведь ещё встретить именно своего Автора...
С этой точки зрения, стоит обратить внимание на книгу (для тех, кто не слышал и не читал) Джеймса Бьюдженталя «Наука быть живым». Это, конечно, не «увлекательное чтиво», а записки-размышления опытного психотерапевта (доктора философии, президента Ассоциации гуманистической психологии) о том, как современные люди, приспосабливаясь жить, на самом деле, постепенно утрачивают связь и с собой, и с жизнью, и к чему это приводит.
«По своему греческому происхождению слово «психотерапия» означает процесс исцеления и воспитания души. В повседневном словоупотреблении психотерапию обычно ставят в один ряд с другими видами терапии, особенно с медицинским лечением. Однако психотерапия, которую я описываю в этой книге, имеет мало общего с лечением малярии, переломов, вирусных инфекций… Она почти прямо противоположна ситуации, в которой пациенты говорят врачу о своих симптомах, а затем врач проводит свое собственное обследование (в котором пациент понимает довольно мало или вообще ничего не понимает) и выписывает рецепты на латыни, а пациент выполняет предписания, не думая ни о чем, кроме того, чтобы быть «пациентом» и ждать излечения». Да, книга совсем не об этом. Формально – это несколько разных историй-терапевтических сессий. А, между тем, до боли знакомые примеры того, как люди занимаются ежедневными «подменами», ибо «нам так сказали»*, не понимая, что страдают они, в первую очередь, именно от того, что не смеют (не умеют, не могут) называть всё своими именами. Поскольку жизненные вызовы требуют от человека не выдаваемых им, словно машина, каких-то «запрограммированных» ответов, а живых реакций и живых же, настоящих (искренних) «здесь и сейчас» (и так – о ужас! – каждый раз) реакций и ответов. Это сложно. Это больно. Это кажется почти невозможно, потому что с малолетства мы (в наших культурах) приучены жить, окликаемые совсем иной, псевдореальностью, будучи хорошо (или сносно) социализированы.
Парадокс, однако, в том, что именно в этом «раздвоении», в этой, ставшей второй натурой потребности постоянно быть начеку, по сути, не снимая с себя предательского (по отношении к самому себе, потому что – лишь изображаемого, чтобы не «быть», а «казаться») «камуфляжа», - мы всё дальше отдаляемся от самих себя и не то что, не в состоянии распознать подлинной реальности, но и действительность видим весьма искаженно, отчего реагируем на действия других, мягко говоря, не совсем адекватно. Но от других-то мы хотим и ожидаем, разумеется, совсем не этого!.. И тут, не понимая, как попали в этот «заколдованный круг» и как из него выбраться, человеку может стать просто страшно. «…Но иногда случаются сильные поворотные переживания, когда, наконец, мы освобождаемся от всех этих объективаций и открываем свободу, которая является нашей глубочайшей природой. Тогда мы чувствуем, как можно по-настоящему быть живым; тогда мы ощущаем различные возможности, которые были открыты перед нами, но которыми мы не решались до этого воспользоваться. Тогда биение жизни становится мощным и сильным».
За этим, чтобы отыскать «завалы» и не пропустить еле заметное биение источника, чтобы расчистить к нему путь, а не за получением «волшебной таблетки» встречаются, на самом деле, клиент и психотерапевт.
Иными словами, быть, быть живым – не банальные слова, а, действительно, «наука» – в смысле, требующая понимания и на его основании – добросовестного «переучивания».
========================================
*) И. Бродский «Песня невинности, она же – опыта».
Свидетельство о публикации №225040501199