Когда глаза закрыты, а сердце видит

Сострадание...
Ты спросила, что это?
Я не знала ответа, я не могла объяснить тебе словами, потому что у меня не было ответа, я не знала его.

Как объяснить чувство, которое не испытываешь, которое тебе незнакомо? Это так же безуспешно, как попытаться слепому объяснить, что такое красный цвет.
Так же и я — ещё вчера не знала.
Сегодня утром, в кафе, за чаем и турецкими бореками, юноша лет восемнадцати дал мне возможность прожить это. Сидя за столиком напротив, он и предположить не мог, какое сильное чувство я испытала. Это было и сожаление, и сочувствие, и желание помочь, и чувство единения с ним, и желание рассказать о нём всему миру, восхищение им и любовь к нему.

Мальчик сидел, очень сутулясь и ещё сильнее прищуриваясь, что-то слушал, поднеся телефон к уху. Перед ним лежала книга в толстом мягком переплёте. Через некоторое время к его столику подошла энергичная молодая женщина. Приветливо мне кивнув и поздоровавшись с ним, она быстро и деловито достала учебник, тетрадь, ручку.
Мне стало понятно, что это — репетитор и ученик проводят в кафе урок.

Присмотревшись к мальчику, я поняла, что он слеп.
В миг налетевшие, как внезапный порыв ветра, чувства дали мне понять, какой силой, волей к жизни, к учёбе, желанием жить, преодолевать препятствия, которые многим кажутся непреодолимыми, изменять себя и мир, его окружающий — яркие краски которого он никогда не видел и, возможно, не увидит — он обладает. Это вызвало у меня поток слёз. Это были неунимающиеся, тихие, спокойные, умиротворяющие слёзы.

Я тихо, чтобы мальчик не услышал моих шагов, подошла к женщине, протянула салфетку и молча, мимикой и жестами, попросила написать его номер телефона. Не знаю, почему я это сделала. Возможно, ему нужна поддержка, возможно — материальная помощь, возможно — слова благодарности за то, что он может быть примером для меня и многих других.

Ещё немного посидев, я вышла из оцепенения,  посмотрела  вокруг — на этот ясный апрельский день, восходящее к зениту солнце, вытирающее слёзы на моём лице своим успокаивающим родительским теплом, на раскрывающиеся почки, молодые листья и распускающиеся цветы — в своей первозданной и вечно обновляющейся красоте,
услышала  щебет птиц, дружелюбное, с улыбками на лицах  обсуждение очередной темы по географии,их смех. Всё это мне тихо шепчет, что слепой мальчик — это не плохо, это не горе, это не больно.

Это — урок.
Какой-то урок для него, какой-то — для его репетитора и урок для меня.
Я узнала определение слова «сострадание».
Я благодарю это утро, эту встречу, это знание.


Рецензии