Герой Сов. Союза, старший лейтенант Зеленко Е. И

Екатерина Ивановна Зеленко (14 сентября 1916г., село Корощино Овручского уезда Волынской губернии  — 12 сентября 1941г., близ села Анастасьевки Сумской области) старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5.05.1990, посмертно).
родилась в крестьянской семье села Коршин, Она была десятым ребёнком. Мать Кати, Наталья Васильевна Максимова, была родом из Костромской области, села Назаровки. Отец — из села Велико-Михайловское Курской области. В годы Первой мировой войны, время было неспокойным, и ее семья решила перебраться в город Курск.[6] Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе (1933). Была спортсменкой-планеристкой высокого уровня, имея на личном счету даже один мировой рекорд для женских экипажей планеров. С февраля 1934 года в Красной Армии. окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943. Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939—1940 в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора. С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь. 12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Bf 109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.[7] Эта версия противоречит советским документам, а именно боевым донесениям 135-го бап и наградным листам участников этого боя, в том числе Е.Зеленко. Согласно современным исследованиям, Су-2 Зеленко был сбит парой Bf109F II/JG51, потерь противник не имел.[4]. М.Тимин. "Последний бой Екатерины Зеленко" // https://www.tacticmedia.ru/. Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. Посмертно ещё в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина[8]. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина (5 мая 1990, посмертно) — за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов;
орден Ленина (29.12.1941, посмертно);
орден Красного Знамени (19.05.1940).

Память
В 1971г. на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.
Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.
Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.
В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.
В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.
В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.
В честь Зеленко названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д.Д. Жданова.
В честь Е.И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.
В 1998г. решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е.И. Зеленко





Екатерина Зеленко (14.09.1916 – 12.09.1941) Летчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Погибла в 24 года во время тарана немецкого самолета. Будущая летчица родилась в украинском селе под Житомиром. Через несколько лет ее большая семья (Катя была 10-м ребенком) переехала в Курск, на малую родину отца. С детства девочка лучше мальчишек лазила по деревьям, не плакала. «Когда все пацаны с Веселой улицы договорились прыгать с зонтиками с крыш сараев, изображая парашютистов, Катя прыгнула первой. «Я буду летчицей!» – сказала она тогда под общий смех большой семьи. Старшие два брата ее были в авиации и, узнав о мечте сестренки, посоветовали поступать в авиационный техникум в Воронеже, где жила старшая сестра Софья. Катя не знала, собираясь в отъезд, что отцу осталось жить считанные дни: он уже был тяжело болен». Фрагмент из книги Людмилы Жуковой «Выбираю таран»  Здание на проспекте Революции, 8, фото 30-х годов   Закончив 7 классов средней школы, Катя поступила в воронежский авиационный техникум, находившийся на проспекте Революции, 8. Здание было построено в 1908 году, изначально в нем располагалось городское восьмиклассное среднее механико-техническое училище имени Императора Петра I. После революции учебное заведение реорганизовали в первый государственный индустриальный техникум, а в октябре 1930 там открылся Воронежский авиационный техникум. Сейчас в здании, известном воронежцам как «пентагон», расположилась войсковая часть. Екатерина Зеленко с сестрой   Учась на втором курсе, девушка узнала, что в городе открылся аэроклуб. Студентка сразу же туда записалась. Сначала парни смотрели косо: сложно поверить, что девушку интересуют самолеты. Но Зеленко сразу показала, что она свой человек в авиации – много прыгала с парашютом, летала на самолетах, как ас. В 1933 году в Воронежский аэроклуб прибыла комиссия ВВС для отбора кандидатов в военные авиаучилища. Катя Зеленко и ее подруга Нина Русакова выдержали строгие испытания и вскоре попали в Оренбургское военное авиационное училище. Катя Зеленко и Нина Русакова   После окончания училища в 1936 году подруги стали одними из первых военных летчиц страны. – Екатерина Зеленко испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолетов. Услышав, что предполагается рекордный высотный полет на самолете без кислородного прибора, Зеленко несмотря на большой риск попросилась участвовать в эксперименте. Ее отобрали, но подготовку прервали. Медики решили, что такой полет бессмыслен, а риск неоправдан, – объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов. Екатерина Зеленко постоянно участвовала в спортивных соревнованиях, 1938 год    В советско-финской войне Екатерина Зеленко оказалась единственной женщиной среди летчиков в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиаполка. Существует мнение, что на фронт летчица попала благодаря своей несклоняемой фамилии. В рапорте об отправке на Карельский перешеек было указано «лейтенант Е. И. Зеленко», и девушку приняли за мужчину. Екатерина Зеленко совершила восемь боевых вылетов, в которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника. За подвиги в советско-финской войне летчица удостоилась Ордена Красного Знамени. Награжденные Орденом Красного Знамени с советским партийным деятелем Михаилом Калининым. Кремль, 1940 год   Сохранилось письмо, где летчица рассказывает старшей сестре, как ей живется на фронте. «Я здорова, Сонечка! Какие тут прекрасные места! Словами передать просто невозможно. Если бы я была поэтом, обязательно бы стихи написала. Представь себе: лес да лес без конца и без краю, озера, снег, много снегу. Одним словом, что-то несравненное, удивительное. Если бы не война... Мне уже много раз доводилось отвозить «ворошиловские килограммы» белофинским бандитам. Приятные гостинцы, как ты думаешь? Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком! Есть большое желание прыгать больше». Из письма Екатерины Зеленко сестре Софье После окончания советско-финской войны Зеленко служила в авиационной бригаде. В мае 1940 года ее назначили командиром звена бомбардировочного полка. Девушка сама попросилась в эскадрилью, где осваивали новые самолеты и обучали на них летать других летчиков. Екатерина Зеленко обучала мужчин летать на новых самолетах   В 24 года Екатерина – уже высокопрофессиональный летчик-инструктор. Она помогала осваивать новые самолеты командному составу, в котором служили летчики намного старше ее. – Летчица Зеленко с первых дней участвовала в боях Великой Отечественной войны. За неполные три месяца совершила 40 боевых вылетов, в том числе ночных. Участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших возле белорусского Пропойска 45 танков, 20 автомобилей. На базу Зеленко со своими ребятами вернулась без потерь, – подчеркнул историк Владимир Размустов. В Великой Отечественной войне летчица Зеленко провела 12 воздушных боев   Погибла летчица за два дня до своего 25-летия, 12 сентября 1941 года. Утром за несколько часов до гибели Зеленко совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Его повредили противники, но Екатерина решилась на третий полет. В последний раз летчица поднялась в небо на самолете командира полка. Зеленко была командиром экипажа, рядом находился летчик-испытатель по фамилии Павлык. Самолет Екатерины Зеленко «мессершмитты» взяли в кольцо. Их было семь, а Екатерина оказалась одна. Один из немецких летчиков попал в прицел Кати, но и она в долгу не осталась, подбила его. Но в то же мгновение подбили и ее машину. Зеленко приказала лейтенанту, у которого кончился боезапас, покинуть самолет, прыгнув с парашютом, а сама направила самолет мимо «мессеров», вышла на курс атаковавшего фашиста, а затем пошла с ним на сближение сверху вниз и со скоростью пикирования врезалась во вражеский истребитель. От удара оба самолета стали стремительно падать. Это происходило в небе над селом Анастасьевка Сумской области. Местные жители наблюдали воздушный бой Зеленко и ее таран. Они похоронили отважную летчицу в ее парашюте на местном кладбище. ВЛАДИМИР РАЗМУСТОВ историк «Я не знаю другого случая, когда бы женщина-летчица таранила вражеский самолет. Это, пожалуй, единственный в истории авиации подвиг подобного рода». Из воспоминаний генерала-полковника авиации Андрея Рытова «Это был летчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!» Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Пушкина Местные жители не успели сообщить о гибели храброй летчицы – на следующий день село оккупировали фашисты. О том, что Екатерина Зеленко совершила воздушный таран, командование полка не знало, поэтому к званию Героя СССР ее не представили, наградив посмертно только орденом Ленина. Муж Екатерины Зеленко тоже был летчиком, командовал эскадрильей   После войны останки летчицы перевезли в Курск, а информация о ее подвиге стала появляться то в газетах, то в книгах по воспоминаниям очевидцев тарана. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Звание Героя СССР Екатерине Зеленко присвоили спустя 49 после ее героической гибели. Приказ о присвоении звания Героя СССР Екатерине Зеленко подписали лишь в 1990 году   В честь единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран, названа малая планета в Солнечной системе – Катюша, а также кратер на Луне. В Курске и на месте гибели летчицы установили памятники. В 1998 году имя Екатерины Зеленко присвоили Воронежскому авиаклубу. В 2011 году в Воронеже рядом с «Музеем-диорамой» разбили «Аллею Героев» с дубом, посвященным отважной летчице. Дерево летчицы Зеленко на «Алее Героев» в Воронеже   Улицы, названные в честь Зеленко, есть в Курске и нескольких городах Украины. В Воронеже улица Зеленко располагается на западной окраине Коминтерновского района, рядом с Лесным кладбищем. Улица Екатерины Зеленко в Воронеже   Мемориальная доска летчице находится на доме №1 по улице Комиссаржевской, в котором с 1928 по 1933 годы жила Екатерина Зеленко, и на улице, названной в ее честь - на доме № 6А.        
В материале использован эксклюзивный фотоматериал, собранный учителями и учащимися школы №30 г. Воронежа, который передан на хранение в "Музей-диораму".



Воронежский аэроклуб
создать сайт
2 августа 1933 был создан Воронежский аэроклуб.

В октябре 1933 года Екатерина Зеленко окончила Воронежский аэроклуб. Став во­енной летчицей, она получила боевое крещение в боях с белофиннами, за что была награждена орденом Крас­ного Знамени. 12 сентября 1941 года заместитель командира эскадрильи 135-го бомбардировочного полка старший лейтенант Катя Зеленко бы­ла атакована семью фашистскими са­молетами. Она смело вступила с ни­ми в бой, один был сбит пулеметным огнем, второй - таранным ударом. Е. И. Зеленко - единственная в ми­ре женщина-летчица, протаранив­шая вражеский самолет.

Посмертно, 29 декабря 1941 года, она была на­граждена орденом Ленина. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей присвоено звание Героя Советско­го Союза.

23 воспитанника Воронежского аэро­клуба ОСОАВИАХИМа удостоены выс­шей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

С 1933 года аэроклуб подготовил более 7000 летчиков, свыше 70 тыс. парашютистов для ВДВ.

В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Героя Советского Союза летчицы Е. И. Зеленко. Эту прославленную авиационную организацию возглавляет  бывший военный летчик В.П.Орлов.



Аэроклуб осуществляет прыжки с парашютом



Прыжки с парашютом могут быть выполнены всеми желающими в возрасте от 15 до 60 лет на аэродроме Гремячье НОУ Воронежского аэроклуба ДОСААФ России. 

Аэроклуб работает в основном в выходные и праздничные дни с 6.00 часов в течение светлого времени суток. По предварительным заявкам группы из 10 и более человек могут выполнять прыжки и в будние дни.

Лица, желающие выполнить прыжок с парашютом, обязаны накануне выполнения прыжков, явиться в здание аэроклуба по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января д.43 к 18.00 часам, на предпрыжковую  подготовку. При себе иметь паспорт.

Могут быть выполнены следующие прыжки с парашютами:
- Д-6 (десантный), с задержкой раскрытия 3-5 секунд после отделения от самолёта; Д-1-5у.

Высота 800-1500 м. Цена – 1500 рублей за один прыжок.

Требования к желающим выполнить прыжки с парашютом:

- наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт);

- отсутствие медицинских противопоказаний (выявляется на осмотре врачом аэроклуба);

- одежда по сезону, не оставляющая открытых участков тела (куртка с длинными рукавами; брюки; обувь на толстой подошве, закрывающая голеностопный сустав; в холодное время обязательно перчатки).

Место расположения аэродрома «Гремячье»:

Село Гремячье, ул. Пролетарская,  Хохольского района, Воронежской области.


в период выполнения прыжков с парашютом в 06.00 часов утра на аэродром Гремячье от здания аэроклуба (ул. 9 Января д.43) автобусом аэроклуба.
От Воронежа по ул. Острогожская до н.п. Шилово, через понтонный мост до с. Гремячье, или в объезд по Курской трассе до поворота на г. Острогожск, далее до поворота на с. Гремячье.

                90 лет Воронежскому аэроклубу
Со 2 августа 1933 года начинает свою историю Воронежский аэроклуб. К середине 30-х годов во всех крупных предприятиях и учебных заведениях работали парашютные кружки, где обучаемые проходили теоретическую и наземную подготовку, а затем совершали прыжки и полеты в Воронежском аэроклубе. Макей Михаил Васильевич был первым начальником аэроклуба. В довоенные годы в Воронежском аэроклубе были подготовлены сотни парашютистов, летчиков, авиамоделистов. Многие из них участвовали в Великой Отечественной войне, а 22-ум участникам присвоено звание Героя Советского Союза за мужество и героизм.


Ф. 388. Оп. 1. Д. 18. Руденко В.Г. Прыжок в историю. Очерк о первых воронежских парашютистах. Опубликован в сборнике произведений журналистов газеты Коммуна Время действия - наше время. Воронеж, 2000 г.
Началась Великая Отечественная война. Аэроклуб временно прекратил свою работу, а его личный состав и выпускники ушли на фронт. В 1947 году аэроклуб вновь приступил к работе. Его личный состав состоял из опытнейших летчиков, техников и инструкторов - парашютистов. 50-е годы XX века - время рекордов аэроклуба. В 1951 - 1952 г. Коршиков Евгений Алексеевич, трехкратный чемпион СССР, установил два мировых рекорда по авиамоделизму. В 1957 году воспитанница аэроклуба Маркова Анна Аркадьевна стала рекордсменкой мира в групповых высотных прыжках с парашютом (8010 метров). Абсолютным чемпионом СССР по самолетному спорту на самолете Як-18 в 1957 и 1959 г. стал Сейткулов Нурулла Ганиевич, в последствии Лауреат Государственной премии СССР, обладатель диплома Поля Тиссандье (ФАИ). В Воронежском аэроклубе прыгали с парашютом, летали на самолетах: УТ-2, ПО-2, Як-12, Як-18, АН-2, планерах "Приморец", "Бланек".

Ф. 289. Оп. 3. Д. 389. Ю.П. Шлыков, геройски погибший в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., среди выпускников аэроклуба.
Ф. 3. Оп. 43. Д. 295. Л. 4. Переписка о проведении в г. Воронеже Всесоюзных соревнований на первенстве аэроклубов ДОСААФ по парашютному спорту.
В 1967 году аэроклуб реорганизован в Воронежский учебный авиационный центр ДОСААФ. Вплоть до 1992 г. он готовил летчиков-резервистов, призывников в ВДВ. В эти годы команда летчиков-инструкторов была одной из лучших в стране, а подготовка к службе в ВДВ была отмечена командующим ВДВ.
В 1977 г. воспитанница Воронежского аэроклуба Бухтоярова Валентина Владимировна стала рекордсменкой мира в групповых высотных прыжках из стратосферы (15000 метров ночной и дневной). Получила путевку в небо в Воронежском аэроклубе заслуженный мастер спорта Бахтина Светлана Анатольевна, серебряный призер чемпионата мира 1997 г.
В 1992 г. после распада Советского Союза Воронежский учебный авиационный центр ДОСААФ был преобразован в Воронежский аэроклуб РОСТО.
8 мая 1998 года Воронежскому аэроклубу присвоено имя его воспитанницы, прославленной летчицы, Героя Советского Союза, Зеленко Екатерины Ивановны - единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран во время Второй мировой войны.
                Автор: Сибирская Ю.С.


Рецензии