Тёзки Сергия Радонежского

Сергей
Писаревский-Арзамасский
   
ТЁЗКИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
 
Утро 8 октября 1926 года. Колокольный звон возвещает престольный праздник в напольную церковь села Выездное;  рядом с трактом, ведущим в Саровскую Пустынь.
Два Сергея (одному 60, другому 10 лет) идут по прямой улице (ныне Советской) из Пушкарки на литургию и причастие. Они потомки священника из села Писарева пославшего своих отпрысков в боголюбивый Арзамас на учёбу ещё до реформы 1861 года.
Духовная карьера задалась не у всех.
Сергей Михайлович числился в мещанском сословии с дозволением проживания в Пушкарской Слободе, и поскольку не был членом богатой крестьянской общины потомков стрельцов - пушкарей, не мог претендовать на земельный надел и угодья, а должен был рассчитывать на Бога и себя. Начитанный, глубокоправославный он мог гордиться  четырьмя грамотными, работящими дочерьми и двумя воспитанными сыновьями.
Довольно предприимчивый, не без интеллигентского снобизма (опрятно одет, с картузом из блестящей ткани) относился к « белым воронам деревни». Ещё при царе не любившие «выскочек» селяне «посылали петуха», видимо за то, что неохотно отпускал в долг товар в своей лавчонке. В этот год на дворе теплилась НЭП, ремесленник сапожничал, как многие выездновцы.
Младший Серёжа с 7 лет пошёл в начальную сельскую школу. Хрупкий, робкий сразу подвергся жесткому прессингу великовозрастных балбесов - одноклассников, при полном равнодушии учителей к драками, грабежам и мордобоям.
Мальчонка обладал прекрасным голосом и слухом; начал было петь в церковном хоре, но зверь - регент однажды так гаркнул на певца, что тот забыл о вокале лет на семь.
В храме (куда направлялись именинники) были ещё престолы Петра и Павла, Покрова Богородицы, Сретения Господня. Отец поведал сыну о величии и значимости их тёзки: как истового духовного пастыря всея Руси, вдохновителя и организатора освободительной борьбы, единения православных, создателя монастыря со строгим уставом и дисциплиной.
Русское государство со столицей Москвой с его благословления стало на путь величия и славы. Апостол Пётр построил церковь, Павел наполнил идеей единства и неотступного единодушия.
Родитель припомнил, кстати, как по этой дороге ходил Саровскую пустынь помолиться и подлечиться. Помогло.
По мере приближения к церкви росло количество направляющихся прихожан. Нарядные селяне степенно раскланивались, здоровались; именинники от души отвечали на слова: «С днем ангела!». На сердце становилось тепло и уютно.
Неугомонные галки хлопотали на куполе возле крестов; погост в вечном покое прислушивался к происходящему в миру…
За притвором становилось тесновато; в толпе узнавались сосредоточенные лица арзамассцев и жителей ближайших сел.
В 1932 году просвещение вернуло часть гимназического опыта. Серёжа влетел в мир настоящих знаний литературы, истории, географии, физики и математики, окреп в физкультурном кружке, заслужил уважение школьников и педагогов. А уж из техникума вышел инженером-механизатором, знакомым с высшей математикой, сопроматом, английским языком, активистом-комсомольцем, певцом и гитаристом.
Молодого специалиста за профессионализм и сметку заметили, а Райком ВЛКСМ направил на должность заместителя директора совхоза по политической части. Совхозы, по сути, были крупной частью Армии труда. Сергей в 25 лет встал на путь идеологических наставников, без которых не мыслимо государство и целеустремлённое общество.
Призыв в РККАрмию. Большая воинская часть далеко за Читой, на границе с Монголией, полупустыня без деревца.
Бои на озере Хасан, на реке Халкин Гол. Строится укрепрайон. Проницательное командование быстро разглядело образованного, общительного, культурного, выдержанного, подтянутого бойца - запевалы. В июне был ИЗБРАН ответственным секретарем бюро ВЛКСМ военной части (700-800 комсомольцев). В условиях армейской жизни легко удавалось оживить работу с прицелом на боевую задачу и политическую подготовку. Использовались и молодой задор ребят, и спорт, и художественная самодеятельность. Молодой командир предложение вступить в партию встретил с охотой. Цели там ставились одна лучше другой. Справедливость. благой труд, благополучие, воспитание идеальной личности, безупречные отношения и так далее. (Чем ни нагорная проповедь Христа?)
В памяти Сергея были живы пережитые подростковые обиды, безобразные образы быта, «свинцовые мерзости», описанные М. Горьким — всё надо выкорчёвывать. Богоборчество избыточно...
Но РПЦ промахнулась с методами влияния и на массы, и на помазанника Божьего, царя... Спохватились, да поздно. Надо учитывать время и ситуацию.
Общество без духовного пастыря — стадо.
Демобилизованный в мае 1941 года младший командир наслаждался покоем не долго...
В Чебоксарах и около формировалась 30-я Армия. Переподготовка и вот комиссар 1-го стрелкового батальона 139-й дивизии деловито поднимает боевой дух подразделения. Три роты по 180 человек, несколько отдельных взводов, командный состав, штаб — чуть не тысяча человек. Всех надо знать, коммунисты, комсомольцы, патриоты, политруки рот — опора.
Вот что писал в статьях и мемуарах полковник Сергей Сергеевич: «Влияние должно быть непрерывным; в любое время дня и ночи; в походе и на привале; в атаке и затишье, политработник везде должен быть в гуще бойцов, командиров, зажигать, агитировать не только речами, а и личным примером показывать образец служения Родине; первым подняться в атаку,
не предаваясь страху, панике. Солдат должен быть накормлен, обмундирован. Духовный наставник должен быть душой коллектива без панибратства.
Май 1942, мимо Арзамаса дивизия следует до Калинина (г. Тверь), далее пешком ночами к Ржеву. Приходит сообщение (почта работала изумительно): родился сын. Назвали Сергеем...
На одно из полевых учений прибыл Ворошилов; дал взбучку командирам; велел учиться окапываться, назидательно рассказал, как приводил в чувство отряд растерявшихся моряков на Лужском рубеже.
Под обстрелами батальон подготовился к атаке....
До Дня Победы оставалось три года...
Привет нынешним духовным наставникам.


Рецензии