Руко делие
В пятой главе я писала, каким образом колесница Судьбы и Божественное Провидение вынесли меня на фарфоровый путь. Мое обучение, а вернее почти еженощные бдения с кистью в руках, начали приносить свои плоды в виде уверенного мазка и желания "развернуться пошире". И хотя до 10 000 часов практики, необходимых для того, чтобы стать специалистом своего дела, было еще далеко, я не унывала и продолжала "набивать руку".
И когда преподаватель по росписи фарфора Юдит Холм вышла на пенсию, мне позвонили из института и предложили вести курсы вместо нее. По разным причинам мне было неловко принимать такое предложение и для начала я решила поехать к Юдит, чтобы попросить совета. Получив благословение учителя и заручившись дружеской поддержкой, я осмелилась дать согласие и весной 2001 года начала преподавать роспись фарфора в нашем Институте Народного образования, где и работаю по сей день.
Кроме смущения перед огромным опытом Юдит мешало недостаточное, на мой взгляд, знание шведского языка и отсутствие преподавательского опыта. Но, к счастью, в это время я уже училась в Академии Прикладных Ремесел, так что по поводу практической стороны дела можно было не опасаться. Да и поступила я туда с двумя конкретными целями - изучить язык и научиться лучше рисовать.
Примерно за год до описываемых событий я листала городскую газету и обратила внимание на объявление, в котором крупным шрифтом было выделено слово "mаlning". Так как мои познания в шведском языке к тому времени были не велики, я перевела его как рисование. На самом же деле глагол "att mаla" (малевать) означает красить.
Быстренько позвонив по указанному телефону, спросила, что требуется для поступления. Для первого тура требовалось отправить заявление с краткой биографией и указанием причин, почему хочу учиться именно у них. Успешное прохождение первого тура являлось условием участия во вступительных экзаменах.
Экзамен стал настоящим открытием. В первой части нужно было символически изобразить на бумаге разные чувства - радость, страх, грусть и другие. Многие ребята выбрали для изображения страха символ молнии. Я нарисовала цветок, сгибающийся под подошвой тяжелого башмака.
Во второй части из подручных материалов нужно было соорудить сказку в 3-Д формате. Я выбрала историю про трех поросят. С практической стороной экзамена проблем у меня не возникло и я справилась с заданиями очень быстро. Зато с третьим пунктом - сочинением, пришлось поднапрячься. К счастью, мне разрешили пользоваться словарем, благодаря чему осилила и этот этап.
Из-за слабого знания языка больше всего боялась сочинения и со страхом ожидала результатов экзамена. Радости не было предела, когда получила письмо о зачислении. Но радовалась недолго. Начались занятия и я поняла, что "mаlning" так же далек от росписи фарфора, как трактор от самолета. Оказалось, что курс, на который поступила, готовил мастеров-оформителей по "покраске" разнообразных поверхностей, росписи стен и домов, дизайна помещений.
Но я-то хотела совсем другого - я бредила фарфором! В расстроенных чувствах пошла в канцелярию забирать документы и встретила учительницу, катившуюся по коридору в инвалидной коляске. Это была Карола Литен. Если бы она тогда не случилась на моем пути, то всё, абсолютно всё, могло бы быть по-другому.
Карола предложила не уходить из института, а перевестись в ее класс - на линию, готовившую артезанов. Я совершенно не понимала, что такое артезан, но мысль заниматься всю оставшуюся жизнь "малярным" делом пугала больше, чем неизвестность. Самое интересное, что никто не мог толком объяснить в чем заключается будущая специальность, Может потому, что словарный запас мой был невелик, а может из-за размытости определения профессии atresan handledare - ремесленник, ведущий за руку.
По истечении первого периода обучения, попала на практику и в голове начал складываться образ будущей профессии. И когда началась полноценная преддипломная практика, пришло окончательное понимание, что стану преподавать народные ремесла. Проучившись три года и наработав колоссальный опыт в руко-водстве и руко-делии, обрела неплохой словарный запас и прекрасные связи в среде ремесленного люда.
Одним из любимых фильмов детства был немецкий художественный фильм "Король-Дроздобород", рассказывающий о капризной принцессе, которую король отец выдал замуж за нищего бродягу (на самом деле за переодетого короля).
"Бродяга" лепил горшки и кувшины, а принцесса расписывала и продавала на базаре. Много раз в детские годы, глядя этот фильм, я представляла себя на месте принцессы. Кто бы мог подумать, что спустя годы эти фантазии осуществятся! И я буду ездить на рождественские базары, и продавать расписанный фарфор, шкатулки и корзины.
Хочется упомянуть интересный момент. Одна знакомая умеет "смотреть" прошлые жизни и однажды она увидела, что в одном из прошлых воплощений я была женой владельца фарфоровой лавки в Германии и, по совместительству, матерью известного композитора. А я-то все думала, что меня так влечет к немецким землям, фарфору и музыке?
Программа обучения в институте оказалась насыщенной и интересной. Благодаря изучению огромного огромного количества скандинавских ремесел, во мне проснулась тяга к изучению культурного наследия и ремесел моей Родины, а изучение психологии, которую преподавала Карола, оказалось тем самым недостающим звеном, которое соединило воедино всю цепочку разрозненных пазлов моей жизни.
Не зря говорится, что ни делается - все к лучшему. Как показало время, это образование стало тем, что было необходимо. Так вот бывает. И хотя моя жизнь с самого детства была насыщена чудесами, попадание в институт и обучение в нем, стали новыми страницами в персональной Книге Чудес.
Когда чуть позднее я познакомилась с работами художников, создающих на стенах помещений иллюзии 3Д пространства, и немного пожалела, что не использовала шанс, перейдя на линию преподавателя ремесел. Кто знает, как развернулась бы моя судьба тогда?
Один крошечный шаг может изменить целую жизнь. Остается быть внимательным к деталям, когда делаешь выбор.
Продолжая учиться и преподавать роспись фарфора, я все более погружалась в творчество и ремесленничество. Когда-то от дяди-художника услышала фразу о том, что отличает художника от ремесленника. Не знаю, было ли это наблюдение его собственным или получено от учителей в академии искусств, оно глубоко запало в Душу.
Художниками дядя Ваня называл тех, кто т в о р и л красоту по зову души, а ремесленниками тех, кто р а б о т а л, чтобы продавать товар за деньги. Исходя из этого, можно сказать, что в наше время художников почти не осталось, так как большая часть творческих людей продает свои р а б о т ы. Конечно же, они возразят, что продают, чтобы жить. Я не спорю. Когда все вокруг массово продается, трудно ставить на первое место потребности души. На мой взгляд, важен баланс - делать на продажу, но оставлять время и место на творчество для души.
С самого детства мне нравилось делать все своими руками. В восемь лет лепила миниатюру из комковатой глины, которую собирала за воротами дома. В десять толкла в мелкую крошку немецкие елочные шары ручной работы, чтобы украсить блестками самодельные открытки. Любовь к блесткам и открыткам сохранилась до сих пор, обретя больший размах в изготовлении записных книжек “джанкбук”.
Я наслаждалась нп только рнщультатами, но и кайфовала от самого процесса, экспериментируя в разных областях. Особенно интересной стала техника декупажа - декорирование предметов готовыми деколями. Сколько красивых и полезных вещиц было сделано! Вырезание и поклейка шло гораздо быстрее рисования. Дело пошло споро и модели стало некуда девать.
Тогда-то и решилась вынести изделия на базар. Успех был ошеломляющим. Многие хотели узнать, как это делается. Пришлось организовать курсы в нескольких населенных пунктах нашего района. К росписи фарфора добавились курсы по декупажу. От желающих не было отбоя. Ежегодные весенние выставки ученических работ привлекали на курсы ещё больше народу. Некоторое время было так много работы, что семью видела только по воскресеньям.
Вскоре подошло время писать дипломную работу, которую назвала: "Все начинается с руки". Получилось интересное исследование о связи мозга, рукоделия и самочувствия. Для дипломной работы выбрала 4 группы: базовая, контрольная группа - женщины, давно и успешно занимающиеся рукоделием и три группы с отличающимися способностями: в первую вошли мужчины, во вторую - люди с ограниченными возможностями (Анника и Карола Литен, больше о которых далее по тексту), в третью - дети-подростки.
Практической темой выбрала печать на ткани, так как знала, что это будет не сложно всем приглашенным людям. Можно было изготовить собственные шаблоны или использовать готовые трафареты.
Молодежь и мужчины выбрали путь посложнее - вырезали шаблоны самостоятельно. Было очень весело и результаты порадовали всех. А я смогла подвести итоги работы с разными группами и переходить к теоретической части диплома. Несколько месяцев подготовки к дипломной работе стали еще одной вехой в преодолении себя.
Высоченные стопки книг по психологии и ремеслам, аналитическая и практическая литература на шведском языке вводила меня в какое-то странное "междумирье". На это время я даже забыла, что у меня была семья - муж и маленький сын, которому тогда исполнилось шесть лет. Но вот, наконец, марафон с учебой пройден, диплом защищен, праздничные ужины с сокурсниками и семьей отведаны. Впереди открывалось непаханное поле деятельности в качестве новоиспеченного артезана.
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с рукоделием, то есть делает что-то руками. Было очень интересно наблюдать и анализировать не только ход работы, но и эффект воздействия рукоделия на разные группы. Тема была невероятно интересной и мне удалось раскрыть ее довольно глубоко, что не прошло мимо руководителя дипломного проекта.
Одновременно с вручением диплома, мне вручили денежную стипендию за лучшую дипломную работу. Я была не просто удовлетворена, а очень гордилась результатами, полученными в группах. Благодаря работе над дипломным проектом, увидела сама и смогла показать другим гораздо более глубокий смысл всего, что мы делаем руками. И осознать безграничные возможности бесценного инструмента в виде человеческих рукиэ. Результатом благоговения перед руками стало стихотворение http://www.stihi.ru/2017/03/17/8811
Спустя время, заметила, что люди, занимающиеся рукоделием - производящие творческую работу руками, начинают гораздо лучше себя чувствовать, у них повышается настроение, они более довольны собой и жизнью, становятся более социальными и активными.
Начав во время написания диплома с изучения книг, описывающих связь рукоделия с работой мозга и психическим самочувствием, я постепенно вышла на более глубокую литературу, описывающую устройство человеческой психики. Так перед бывшим инженером открылось совершенно новое и захватывающе интересное поле деятельности - психология. Вот тогда-то все и началось.
Карола и Анника.
Рассказ о моем образовании будет не полным, если я не расскажу об одном очень важном моменте, оказавшем сильнейшее влияние на мое мировоззрение и перевернувшем мой взгляд на мир. Речь пойдет о встречах с людьми с ограниченными возможностями (ОВ). Не знаю откуда в моем подсознании взялось предубеждение против людей называемых инвалидами, но в течении долгого времени я не воспринимала их существование вообще. В СССР таких людей не было видно, общество прятало их в дома инвалидов, как что-то, что должно быть скрыто от посторонних взоров. Поэтому когда я приехала в Финляндию, была удивлена, увидев на улицах множество людей в инвалидных колясках.
Помню, как я впервые пришла на обед в институтскую столовую и увидела группу молодых ребят, сидящих в инвалидных колясках. Особенно запомнился один паренек, которому ассистент пытался помочь положить в рот еду, а она падала на пол вместе с текущими слюнями. Буря чувств захватила меня и расплакавшись, я выбежала в коридор. Мне было стыдно и страшно от того, что я испытывала.
Внутри боролись очень сильные эмоции - от брезгливости до сочувствия. Я больше думала тогда не столько об этих ребятах, прикованных к своим креслам до конца жизни, сколько о тех людях, кто был рядом и помогал им. Мне было трудно даже смотреть, а те могли с вниманием и любовью ухаживать. Было чему у них поучиться. Конечно, не все выглядели так беспомощно, но у каждого из них была своя боль и своя трагедия.
Выше я писала о моей первой встрече с Каролой. Она стала не только моим Учителем, но и очень хорошим душевным другом. Позже я познакомилась с ее сестрой Анникой. Благодаря им обеим и их друзьям я смогла по-новому посмотреть на людей с ОВ. Некоторые страдали от наследственных заболеваний, некоторые успели пожить обычной жизнью без коляски.
Среди них был один парень, в прошлом подающий надежды хоккеист, который получил травму и остался неподвижным. По его словам я поняла, что только благодаря Кароле он остался жить. Об этих девушках и их героических родителях можно рассказывать бесконечно, здесь хочу упомянуть лишь пару из наших незабываемых встреч.
В тот день Карола въехала в аудиторию с гордо поднятой головой и с порога заявила: "Если кто-то из вас почувствует неприятный запах, не вините друг друга. Это я. Вернее, не совсем я, а колеса моей коляски, что въехали в кучу, оставленную какой-то собачкой". Аудитория грохнула от смеха.
В тот момент я гордилась Каролой и немного завидовала тому, как этот человек легко и непринужденно умеет встречать жизненные невзгоды. Мне казалось, что случись это со мной, я бы умерла со стыда. Только теперь, когда я уже не первый год работаю над собой, понимаю, сколько же нужно было пройти, чтобы обрести такую силу Духа.
Задания и тесты по психологии, которые нам давала Карола на занятиях, все более и более увлекали меня. Я чувствовала насущную потребность и даже необходимость обратиться вовнутрь, к Душе, но не знала как. Однажды Карола велела нам написать сочинение на тему "Что именно нас сделало такими, какие мы есть".
Работа над этим заданием распахнула во мне какую-то внутреннюю дверцу. В результате я почувствовала и облегчение, и вдохновение, и любовь. Этот рассказ почти полностью приведен в главе 5. Он называется "В Батуми у бабушки". Уверена, что работа именно над этим заданием пробудила дремлющий внутри интерес к Душе и психологии, став первой вехой на пути саморазвития.
Меня всегда восторгало, что Карола никогда не боялась выглядеть нелепой или смешной. Она могла приехать на встречу, нахлобучив на голову какой-нибудь невообразимый головной убор типа красного колпака или розового парика и все равно оставалась красивой.
Ее внутренняя красота и любовь к миру очень мощно проявляются во внимательном взгляде голубых глаз. Ее неподдельная заинтересованность в собеседнике подкупает мгновенно и ты становишься ее другом с первого взгляда. Я всегда поражалась и поражаюсь тому, как она умеет чувствовать людей. Мою благодарность Провидению за встречу с этим удивительным человеком невозможно описать словами.
После окончания учебы наша дружба не прервалась, несмотря на огромную загруженность Каролы - она преподавала не только в нашем институте, к тому же она была и продолжает быть известным в регионе политиком. Благодаря ее деятельности большое внимание уделяется всем людям с ограниченными возможностями. В нашем городе, куда бы ты не пошел, везде есть специальные рампы для въезда инвалидных колясок. Да и не только в нашем городе, так как Карола ездит с лекциями и выступлениями по всей стране.
Такой силе духа, которая есть у сестер Литен может позавидовать любой человек.
Сестры Анника и Карола, страдающие от мышечной атрофии, невероятно душевные люди, награжденные Жизнью огромной внутренней теплотой и заботливостью. Помню, как любезно согласились они помочь мне при подготовке к дипломной работе и даже пригласили своих друзей.
Анника впоследствии не раз принимала участие в моих курсах. Вместе мы расписывали фарфор, делали открытки, готовили еду, рисовали интуитивные рисунки - в общем, занимались креативной деятельностью. Она, с ее легким и веселым нравом и пушистыми светлыми волосами, очень похожа на лучистое солнышко.
Помню одну "трагедию", которую нам пришлось пережить вместе. Это произошло в самом начале моей преподавательской деятельности. Мы с Анникой и ее друзьями решили лепить изделия из соленого теста. Тем из ребят, кто не мог это проделывать самостоятельно, помогали ассистенты.
Идей было много и мы налепили "море" всего интересного - и фигурки для магнитов на холодильник, и фоторамки, и игрушки на елку, чего только не было. Соленое тесто - прекрасный, легкий и очень пластичный материал для работы, да еще и пахнет умопомрачительно свежим растительным маслом. В общем, все было прекрасно, оставалось только запечь фигурки перед покраской.
Я собрала все изделия на два противня и отнесла в машину, чтобы увезти домой и загрузить всю эту красоту в духовку. Наши занятия обычно проходили по вечерам в центре для пенсионеров и хотя там тоже была кухня и доступ к печи, я все-таки решила забрать все изделия домой. Дома меня ждал наш радостный и веселый ретривер Руфус. Я оставила первый противень на крыльце и пошла к машине за другим.
Когда спустя минуту я вернулась, увиденное повергло меня в ступор. Противень был девственно чист! Отчаянию моему не было предела: "Что я скажу ребятам, что сидели и лепили целый вечер?" Пес смотрел на меня совершенно невинным взором и как ни в чем не бывало дружелюбно махал хвостом. Ответа на мой вопрос у него не было. Да и у меня тоже.
Полагаю, что пес наш не раз тогда пожалел, что наелся соленого теста. В ту ночь он выпил ведро воды. На следующей встрече нашего клуба ребята только смеялись, никто и не думал расстраиваться или сердиться. Наоборот, все спрашивали, как собака выжила после такого соленого ужина. А Анника сказала: "Мы свое удовольствие уже получили, пока лепили".
Благодаря встрече с сестрами Литен, я не только стала замечать людей в инвалидных креслах, но и поняла, что все мы очень похожи друг на друга. Постепенно во мне выросла глубокая благодарность стране, которая так заботится о своих гражданах, независмо от их физического состояния. Все мы по сути одинаковые, хотя и выглядим по-разному.
Каждому хочется иметь возможность встречаться со сверстниками, учиться чему-то интересному, просто жить - ходить в кафе, танцевать, влюбляться, заниматься спортом и по-возможности чувствовать себя счастливым. Все это делают сестры Карола и Анника, вдохновляя всех остальных следовать за собой.
Цели и желания у всех людей очень похожи, несмотря на разницу в физических или интеллектуальных возможностях. И вот тут снова возник мой любимый вопрос: "Почему так? От чего зависят наши возможности?" А если возникает вопрос, значит обязательно где-то во Вселенной есть на него ответ. И я снова стала искать.
Свидетельство о публикации №225040500030