Художественный салон. Гл. 16
Когда человек находит свою половину, весь мир теряет признаки пола. У него есть она, у неё-он... все остальные - просто люди.
Самвэл, владелец небольшого ресторанчика «Севан», на улице Пушкина, очень гордился своей женой, тем, что она была уже опытным специалистом по живописи, авторитетом среди коллекционеров и любителей живописи, причём не только здесь в России, но у себя на родине, в Ереване, куда они несколько раз специально летали, по просьбе его родных.
А оттуда, они обязательно добирались до небольшого городка Берд, родины Карины, где когда-то она родилась, где жили её сестра и родители, погибшие при обстреле города азербайджанскими войсками.
Берд – это небольшой город на северо-востоке Армении, с населением чуть менее семи тысяч человек. Один из тех, где каждый друг друга знает, а туриста видно издалека. Приезжему дружелюбно расскажут об этом месте и обязательно пригласят в гости на кофе.
Здесь кругом горы и зелень, недалеко бежит река Тавуш. Местные жители в основном заняты своим хозяйством и виноделием. В Берд приезжают летом из жаркого Еревана, чтобы сбежать от духоты и пыли столицы, насладиться свежим воздухом, природой.
Родной город Карины, можно было назвать своей крепостью фигурально, имея в виду «место силы». А бердцы буквально живут в крепости – так Берд переводится с армянского.
Он был основан в 898 году вблизи Тавушской крепости или, как её ещё называют - Цлик Амрам.
В школе, где училась Карина, учитель истории рассказывал им, что с крепостью связана романтическая легенда. В ней говорится, что жену Цлика Амрама полюбил царь Ашот Железный.
Женщина эта предала своего мужа, после чего Цлик запер женщину в крепости и поднял восстание против царя. Мятежник потерпел поражение, а его жена, не вынеся позора, повесилась.
Изначально в крепости жили наместники Ашота II Ерката (Железного). Сейчас от мощного строения остались руины, а когда-то стены достигали 12 метров. И всё же путешественники добираются до Манташаберда – ещё одно название крепости – поднимаются на неё и к расположенной ещё выше цитадели.
Добирались они до Берда из Еревана всегда с пересадками на автобусе. Садились у метро «Еритасардакан» и выходили на остановке «Поворот на Раздан». Оттуда до областного центра Тавушской области Иджевана, а от него – до самого Берда.
Путь был неблизкий, более 220 километров, но зато они оба всю дорогу, любовались природой Армении.
Самвэл был родом из Баку, он родился в 1988 году, а через год, после событий в Сумгаите, его родители бежали оттуда в Россию, тогда в конце девяностых годов, началась война между армянами и азербайджанцами, много лет жившими раньше в дружбе и согласии.
После долгих мытарств, они оказались в городе Петровске, где дядя Самвэла, брат отца Георг Оганесян, имел маленькую шашлычную, на этом месте сейчас как раз размещался его ресторан.
И именно здесь, в Петровске Самвэл познакомился с черноглазой красавицей - Кариной, окончившей в Ростове институт искусств и начавшей работать в салоне-галерее «Поли-арт».
Когда они, восемь лет тому назад, в первый раз, сразу после свадьбы, рискуя, приехали в Берд, Карина, после посещения могилы родных, стала его гидом, и ещё больше поразила Самвэла, своими знаниями этого небольшого старинного города, про который он, как курильщик знал, что там, выращивают знаменитые табаки, а в Ереване, на табачной фабрике, выпускают, знаменитые сигареты марки «Арин-берд»
Карина, прекрасно знающая историю не только России, но и Армении, много рассказывала мужу про главные достопримечательности Армении и, в частности, про Тавушского марза – христианские монастыри, храмы, церкви.
Самвэл уже знал,что родители Карины, раньше, как и большинство местных жителей, занимались виноделием.
Виноград из приграничных регионов, в том числе Тавуша, поступал в бердский филиал Ереванского коньячного завода «Арарат».
И именно тогда, ему впервые пришла в голову мысль, открыть в городе, где они сейчас живут, армянский ресторан, где всегда будет коньяк «Арарат» из бердского винограда.
Карина рассказала ему, что виноград не единственный урожай, которым гордятся в Берде. Ежегодно летом, чаще всего в августе, здесь проходит фестиваль меда и ягод. Соответственно, угощают разными сортами меда, ежевикой, малиной, смородиной и развлекают традиционными песнями и танцами.
- А ещё, в моём родном Тавушском регионе нашли применение горным травам. В компании Darman, например, их используют для производства чая и меда.
Главная монастырская церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) построена в 1281 году. В XII—XIII веках к церкви был пристроен притвор.
Монастырь Агарцин принадлежал к числу обителей Армении, разрушенных и разоренных в период нашествий турок-сельджуков во второй половине XI столетия.
Со второй половины XII века, когда в северной Армении возродилась политическая жизнь армянских феодалов под эгидой грузинских Багратидов, разоренная страна стала быстро восстанавливаться. В первую очередь занимались монастырями.
Мне тут недавно рассказали,что местные активисты из села Норашен, это, неподалеку от Берда, начали активно развивать агротуризм в Тавушском регионе и приглашают в гостевой дом «Зовак».
Там они организуют походы в горы и пикники с видом на Храмское ущелье. Знакомят с производством лаваша и угощают традиционными блюдами.
Но отдельно, я хочу рассказать тебе дорогой муж, о нашей средневековой крепости Тавуш, или, как часто называют, замок Цлика Амрама расположенной на окраине города Берд.
В письменных источниках, она упоминается с начала X века как резиденция наместников армянского царя Ашота Ерката.
Ну, а если мы проголодаемся, Рита Георгиевна Хачатрян, моя двоюродная тётушка, советует заглянуть нам в её гастро-дворик, и полакомится прекрасными блюдами армянской кухни. Как, пойдём?
- Пойдём, я уже ужасно проголодался на этом горном воздухе…
- Пойдём! Знаешь, моему городу уже досталось в этой войне. Берд, ведь находится на границе с Азербайджаном и периодически подвергается обстрелам.
С высоты дендропарка, хорошо видна соседняя страна. И если приглядеться, то можно заметить следы от снарядов на стенах местных зданий.
Свидетельство о публикации №225040500370