Суворов и суворовцы
Но нет. Пространство за бетонным забором с колючей проволокой занимает Московское Суворовское Военное Училище. Это место жительства и учебы нескольких сотен детей и подростков. Они все одеты к красивую военную форму с красными погонами на плечах.
В свой новый дом впервые суворовцы приходят в возрасте 10-11 лет. И всё. На этом заканчивается привычная жизнь ребёнка и начинается нечто новое и неведомое. Страшно и весело. Как в омут головой. А форма суворовца. – это нечто большее, чем просто форма . Это знак и символ того, что носитель её переходит в иной мир, в иную ипостась, он отходит от привычной мирской жизни ребёнка. Это почти как монах, принявший постриг, отходящий от мирских дел. Мне приходит в голову такое неожиданное сравнение.
Приходя в это огороженное колючей проволокой пространство, дети берут с собой только самое необходимое. То есть, почти ничего. Всё осталось в прежней жизни. Одежду, обувь, сумки и учебники они получают в училище. Чтобы не перепутать вещи, их подписывают. Каждому мальчику выдается три комплекта одежды: повседневная, парадная и для тренировок. А ещё одежда летняя и зимняя. Ребятам самостоятельно приходится следить за своей формой: гладить, подшивать, чистить. Я сам помню , как в армии нас учили подшивать подворотничок. И не у всех это получалось. Здесь очень следят за чистотой одежды. Каждые полгода и перед ответственными мероприятиями проводится смотр парадной формы. Бывает дети так извозят форму, что перед ответственным мероприятием приходится закупать новую форму.
С питанием просто лучше не надо. Четыре раза в день суворовцы проходят по плацу , печатая шаг, в столовую. А там три-четыре блюда на выбор дадут им добрые женщины на раздаче.
Вы знаете, во сколько обходится содержание одного суворовца в училище в год? Приблизительно один миллион рублей. Родина ничто не жалеет ради своих сынов. И это правильно и хорошо.
Покинуть учебные корпуса они могут только во время каникул в сроки, как и в обычной школе. И еще на время короткого увольнения на выходные. Один раз в месяц. Лучшим суворовцам, как вид поощрения, позволяется видеться с родителями чаще. Худший вид наказания- это когда лишают увольнения.
Я как-то спросил одного мальчика суворовца, понимает ли он, что его жизнь отличится от школьника обычной школы? Да, понимает. И очень хорошо понимает. Потому как начальную школу он прошёл , как и все. Он может сравнивать.
Они изучают все обычные предметы, как и все школьники всей большой страны. Но есть и нечто другое. Военные дисциплины. К примеру, основы военной подготовки, военный английский язык, военное страноведение. А ещё строевая подготовка, огневая подготовка с изучением оружия, прежде всего стрелкового, пение в строю строевых песен патриотической направленности. Я их не раз слушал на плацу. Правда, это исполнение трудно назвать песней. Орут дружно изо всех сил известные слова. «День победы», «Путь далёк у нас с тобою.» А есть ещё и свой собственных гимн Московского училища. Поют, как умеют. Это не хор мальчиков имени Свешникова. Да и не надо. Зато сколько энтузиазма и желания коллективного творчества.
С первых дней надо привыкать к тому, что суворовцам запрещено пользоваться уже привычными гаджетами — сенсорными телефонами и планшетами. Разрешено иметь только кнопочный телефон без камеры и выхода в Интернет. Да и то можно пользоваться этими кнопками не в любой момент, а только в определённый час. Почти полное отрешение от внешнего мира. А это так не просто. У многих это привычка, ставшая едва не первой натурой. Зайдите в московское метро. Вас поразит необыкновенная картина, неведомая ещё несколько лет назад. Все пассажиры поголовно держат в руке смартфон или даже ноутбук. Все. От ребёнка двух лет до хорошо продвинутых в возрасте старух. Всех сословий и национальностей. Мне страшно от этого. Нет, суворовцы ограждены от этого безумия.
А ещё на территории Училища есть православный храм с золочёной маковкой. Даже и не храм, а маленькая часовенка. В ней проводится молебны и божественные литургии. Можно причаститься и даже исповедоваться. Разумеется, без принуждения. И всё-таки как-то странно. В чем могут исповедоваться эти мальчики в красных погонах.
Тем более, что итак вся жизнь малолетних будущих бойцов под контролем. С утра до вечера. Никакой возможности для уединения. Всё у всех на виду. Разумеется, в этом положение есть и свои неудобства. И свои преимущества. Учатся жить в среде со своими подобными. А это дорогого стоит. Хотя и существует мнение , что такое положение лишает детей детства. А я так не думают. Это просто другое качество жизни. И дети остаются детьми. Я вижу, как они ведут себя, когда не в строю. Ребята живут в собственном мире и пространстве. У них свои правила, свои развлечения, радости и разочарования, своя семья и свое особое детство.
Воспитанники не всё время проводят в этих красивых корпусах. На шестом курсе мальчики отправляются в летний полевой лагерь. В течение месяца они учатся стрелять, рыть окопы и метать гранаты. Всё как и у взрослых настоящих бойцов.
ВАНЯ СОЛНЦЕВ
Кто был самым первым суворовцем? Принято считать, что это был мальчик по имени Ваня Солнцев. Нынешнее поколение детей и подростков вряд ли скажут, кто это такой. Книжек не читают. Сидят в смартфоне. А вот дети 50-ых годов прошлого века его знали хорошо . Благодаря книге и замечательному фильму «Сын полка».
Повесть написал В.Катаев в 1943 г. Он работал фронтовым корреспондентом. Однажды писатель заметил мальчика, одетого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Такой маленький зверок. Из родных никого. Ему только 12 лет. Что делать с ним. Оставить ребёнка и обречь его на погибель, голодную смерть? Он был небольшого роста, худенький, с выгоревшими на солнце волосами. Лицо покрыто веснушками, а глаза — большие и выразительные. Взяли его к себе разведчики-артиллеристы. Пошили форму и поставили на довольствие. Спасли ребёнка. Мальчик обрел родных в лице батарейцев.
По утверждению Павла Катаева, сына писателя, ни один из «претендентов» не был настоящим Ваней Солнцевым; одного-единственного прототипа не существует. Многочисленные разговоры Павла Катаева с отцом свидетельствуют о том, что героя «он выдумал, взял из головы»[3]:
«Мне бы очень хотелось, чтобы этот мальчик, юноша, молодой человек существовал в действительности. Ведь для меня он был не бумажным героем. А живым человеком. И даже очень хорошо знакомым.»
А таких мальчишек, обездоленных, без родителей во время войны было много. Куда ж им идти, беспризорным? На улицу? В воровские стаи? Вспомним фильм «Путёвка в жизнь». Отправлять всех в сиротские дома? Одному генералу пришла в голову замечательные идея. Собрать их всех и поселить в специальное учреждение на полное гособеспечение. И воспитывать из них будущих офицеров. Воспитывать в патриотическом духе. С этой мыслию обратился генерал к самому Сталину. Ответ был положительным. И организовали не одно военной училище для детей войны, а одиннадцать по всей стране.
Первые годы его существования воспитанниками СВУ были сироты. Сегодня в них учатся дети из семей разного социального уровня. У многих родители — военные, у некоторых — гражданские, а у кого-то их вовсе нет. Поступив в училище, все дети попадают в одинаковые условия.
В стенах училища воспитанники проводят шесть лет. Когда меня самого призывали в армию, то тогда срок службы был три года. И мне в мои 18 лет этот срок казался целой вечностью. А тут шесть лет. Время детства и отрочества. Не все выдерживают. Кое-кто уходит сам , не выдержав всех лишений и тягот. А иных и отчисляют. Но это редко.
Но вот приходит день, когда жизнь в этих стенах заканчивается. Как заканчивается всё в жизни. Новый поворот. Выход в новую взрослую жизнь. Страшно и весело. А ещё и слезы. Дальше - у каждого своя дорога, кто-то в летчики, кто-то в артиллеристы. Была одна семья. И вот она распадается. Только суворовец – это на всю жизнь. Бывших суворовцев не бывает.
Есть у суворовцев, покидающих навсегда училище, оригинальный обычай. Последний день. Последний звонок. Окна последнего этажа раскрываются и в открывшиеся проёмы выпускники выбрасывают белые листы уже ставших ненужными конспекты . Листки, как белые голуби, летят по воздуху. Их разносит ветер по всему обширному плацу. Это последнее прощай всему, что было прожито в училище.
ПАРАДЫ.
Главный парад – это девятое мая на Красной площади. Ну, как без парада. Впервые суворовцы прошагали по брусчатке Красной площади 9 мая 1945 года. Парад Победы. Каждый парад – это демонстрация единства коллективной воли и решимости защитить наши национальные устои и ценности. Это безукоризненный строй и единый организм, собранный из отдельных человеческих личностей. Это гордость и честь для взрослых воинов, но и в не в меньшей степени для каждого суворовца. Проход по Красной площади длится не более минуты, а память на всю оставшуюся жизнь.
А зачем нужен парад на Красной площади. У парада две цели. Первая – поднять дух всему народу и вселить уверенность в том, что нашему бытию и нашей независимости ничто не угрожает. У нас есть, чем ответить на любой вызов. Вторая – внушить нашему неразумному ворогу, что если он дернится по-настоящему, презрев наглядную демонстрацию нашей мощи, то жить ему не более 30 минут.
А присутствие суворовцев на параде доказывает, что у нас есть и молодая поросль, избравшая своим делом в жизни Родину защитить. И они с гордостью несут знамя своей воинской части.
А ведь было время, к счастью недолгое, когда исключили участие суворовцев в параде на главной площади страны. И по чьему же приказу это было сделано? По приказу министра Сердюкова. Он был министром 5 лет. Ушёл не по своей воле. Жулик он оказался. Проворовался. Был коррупционный скандал. Дело не довели до конца. Замяли. Убрали по-тихому вместе с его полюбовницей, с которой он жил в одном э
литном доме на Остоженке.
В армии к нему не было уважения. Сам служил в армии один год в далёкой юности. Шофёрил. Его прозвали «Фельдмебель» и «Фельдфебель Табуреткин». Какой же у него был предлог для удаления суворовцев с Красной площади. Более издевательский трудно придумать. В 2009г. ведомство объяснило это решение тем, что из-за физических и эмоциональных нагрузок у суворовцев "могут появиться варикоз, гипертония, физическое и умственное переутомление". Когда суворовцы впервые прошли по Красной площади на параде Победы никто о варикозе и гипертонии у подростков не говорил. А подростки и без того занимаются строевой подготовкой практически каждый день. И это не считая занятия бегом на разные дистанции.
Кстати, Сердюков вместе с президентом на то время Медведевым просидели весь Парад. И с тех пор верховный главнокомандующий сидит , созерцая всю нашу военную мощь, дефилирующею перед ним. Брежнев уже тяжело больной стоял. Мне, да и не только мне , это трудно понять.
*****
А почему этих ребят называют суворовцы? Потому как был такой генерал Суворов. Самый знаменитый и известный, не знавший поражений. Более 60 баталий выиграл генерал. Он для юных патриотов стал символом всех грядущих побед. Его имя в сознании ребят должно звучать звонкой нотой стремления к выполнению своего воинского долга.
Суворовцы все знают, конечно, волнующую душу замечательную песню «Учил Суворов». Лучше, конечно, послушать. Поставьте в поисковик. Вот слова для тех, кто её не знает:
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Учил Суворов: «Вперёд глядеть!
Уж если встали - стоять на смерть!»
Суворов, братцы, пример для нас -
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно - легко в бою!"
Свидетельство о публикации №225040500491
На войне, в любви и на охоте ложь, вру - не ложь, враньё - в законе.
На охоте - чтобы дОбычу не сглазить, не обидеть. Синоним - пулю отливать. По обычаю, при литье пуль литейщик обманывает всех окружающих. Не со зла, им же на пользу. Обычай пошел от литейщиков пушек, к тем - от литцов колоколов. Однажды сработало - повторим ещё и ещё. Так ракетчики мочатся на крыло стабилизатора и пишут одно имя Таня.
А на войне и врут, и лгут и интеллигентно воодят в заблуждение. Противника. Нейтралов - они будут общаться с противником. Своих - вместе со своими и агентуру противника.
Через дюжину лет уже можно скать наверное, что Фельдмебель не своей волей напустил туману на свою деятельность, но стоически выдержал ненависть миллионов.
"Проворовался".А как же иначе, когда воровали все. Привычно в СССР, а в 90-е и после как не в себя... При этом Команда Мишустина, незаметные мышки, отследили все схемы. Такое возможно с "меченым атомом". Мыслящий человек просто обязан сделать д о п у щ е н и е - не утверждение - что "меченым атомом" послужил министр Сердюков. Он же сломал строй фаланги генерал-фельдфебелей, для кого подворотничок с портянками и был сутью армии. У меня только кличка была за спиной - служба такая - знать, "Маленький Генерал", а так на погоне звезда и два бруска.
И я усвоил, в дисциплине главное - исполнительность, не "тяни носок", берцы в наших условиях лучше на ноге сидят, рекруты портянок дома не крутили, как это водилось в имперской армии и РККА. А чистым должен быть не только подворотничок - на виду, а вся рубашка или футболка/тельняшка.
Предлагаю не дышать туманом, простудитесь, господа!
Предлагаю не шуметь, в тумане шум разносится далеко. Возможно, на это и был расчёт. Но сейчас другие задачи и другие условия. И другой туман.
Анатолий Мазниченко 11.08.2025 09:31 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 13.08.2025 19:02 Заявить о нарушении