День 10. Кремль. Костромская Слобода. Беседка
Островского. Костромская слобода - 25.08.2024 г.
Сусанинская площадь, г.Кострома
Сведения из сети Интернет..."Сусанинская площадь - центральная площадь города Костромы. Возникла по регулярному плану Костромы 1781—1784 гг. Застройка площади представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 года располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения - городской посад. Застройка площади осуществлена в конце XVIII - 1-й четверти XIX вв. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму. В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую".
Утром мы отправились снова на Сусанинскую площадь. Ехать решили рано. Несмотря на то, что было воскресенье, мост ремонтировали и в выходной день. А машин, проезжающих по этому мосту, было не меньше. Первую половину дня мы решили посвятить центру: посмотреть площадь, пройтись по торговым рядам. В отличие от других городов, костромские ряды использовались по назначению. Всего было в изобилии. Глаза разбегались от такого количества товаров! На костромскую ярмарку тоже заглянули. Изобилие свежих фруктов и цены приятно порадовали.
Дойдя до тех самых обелисков, что мы видели вчера, оказалось, что можно пройтись по набережной реки и выйти к Костромскому Кремлю. В темноте было не видно, что дальше был проход. Конечно, мы пошли вдоль этой набережной. Как оказалось, чтобы добраться до Кремля, нужно было подняться по лестницам. Мы не ищем лёгких путей! Без приключений, видимо, скучно. Сначала хотели обойти по кругу. Возвращаться было неохота. Проще забраться по лестнице с коляской, чем идти в обход! Когда забрались, оказалось, что к кремлю можно было спокойно дойти через торговые ряды. Но тогда не прошлись бы по набережной. И до беседки Островского не дошли совсем чуть-чуть, с толку сбил кремль, и мы пошли по лестнице. Сведения из сети Интернет..."Костромской Кремль был заложен в 70е-годы XIII века и построен в середине XIV века. Находился он первоначально на берегу реки Сулы. В 1413 году город был уничтожен страшным пожаром, не пощадившим и старых стен кремля. Крепость восстановили, но уже на новом, возвышенном месте, отступив от Волги, так как весной река часто затопляла берега. Костромской кремль не раз выдерживал неприятельские осады. Большинство горожан жили вне стен кремля и перебирались туда только в случае опасности. Но и в самом кремле в XVII веке находилось около 200 домов и административные учреждения, в том числе воеводская изба. Она оставалась там вплоть до посещения Костромы императрицей Екатериной II в 1767 году. В честь неё в кремле построили специальные триумфальные ворота.
Вскоре Костромской кремль сгорел со всеми постройками, его восстановление признали ненужным. В начале XIX века валы с северной части были скрыты, а с южной - снижены, рвы засыпаны. Часть кремлёвской территории отвели под бульвары, а оставшуюся землю передали Успенскому собору, который в 1776-1791 годах при восстановлении после пожара был значительно перестроен и расширен. Архитектурный комплекс Костромского кремля, сохранявшийся в целости до 1934 года, состоял из Успенского и Богоявленского соборов, колокольни, двух жилых домов и ограды".
Во второй половине дня мы решили отправиться в Костромскую слободу. Я ещё не представляла, что это такое. Это место я уже нашла в сети Интернет когда были в Костроме. Сведения из сети Интернет..."Музей-заповедник «Костромская слобода» под открытым небом находится в шаговой близости от Ипатьевского монастыря. Здесь представлены храмовые, жилые и хозяйственные памятники деревянного зодчества XVI-XIX веков. Известен также как «Музей деревянного зодчества». Всего в музее представлены около 30 памятников деревянной архитектуры Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского регионов. Внутри большинства построек открыты тематические экспозиции. Территория музея также является площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной России, фольклорных фестивалей, продвижения и поддержки народных художественных промыслов".
Музей меня поразил! Мы оказались где-то в прошлом. Сама территория, деревянные дома, быт - всё было близко моему сердцу! Решение о создании такого музея-заповедника было принято в мае 1960 года. История его становления началась задолго до этого - с перевоза первых памятников народной архитектуры на Новый двор Ипатьевского монастыря, на территории и в зданиях которого располагался тогда Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В 50-е годы сюда привезли 4 бани на сваях и церковь Спасо-Преображения из села Спас-Вёжи Костромского района. Пожар уничтожил этот уникальный памятник, но надежда на его восстановление не угасала - церковь, являясь единственным дошедшим до нашего времени храмовым сооружением на сваях, была выдающейся достопримечательностью Костромского края. Дальнейшее переселение памятников деревянного зодчества как музейных экспонатов планировалось в зону жилой застройки Богословской слободы возле Ипатьевского монастыря. Так на берегу реки Костромы среди слободских построек появилось три произведения народной архитектуры: Церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района, дом А. Е. Ершова из деревни Портюг Межевского района и овин из деревни Пустынь Костромского района.
Все постройки расположены рядом, соседствуя друг с другом. Идёшь вдоль дорожек и любуешься. Есть речка Игуменка, которая придаёт месту особый шарм. Кругом берёзки, выстриженный газон. Очень уютно и хочется в этом месте задержаться подольше. Однозначно я бы вернулась сюда снова! Во все дома не заходили, с коляской неудобно. Зашли с Семёном в один большой дом Липатова. Этого было вполне достаточно, чтобы полностью погрузиться в атмосферу. В доме стоял даже патефон, который мы так долго выбирали на «блошинке» в Москве. Семён сразу увидел и посмеялся надо мной: «Мама, смотри, что есть!» Ну хоть есть что вспомнить ребёнку из интересных случаев наших путешествий! В музее был свой фотограф с нарядами. Костюмов очень много. Можно примерить любой понравившейся и сделать фотографии на память. Мне понравилось два платья. Одно было уже занято. Пришлось брать со шляпкой и оттопыренным «задним местом» или шлейфом, не знаю как он правильно называется. Вот раньше мода была! Повеселились мы конечно с супругом на славу, пока пытались сделать из меня светскую даму. Дама из меня так себе! В итоге я подняла подъюбник и в кроссовках, как гусыня повиляла к рябине.
Получив массу впечатлений от музея, отправились в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Он располагался рядом с музеем. Территория монастыря небольшая, но очень ухоженная. Много красивых насаждений. Это мужской монастырь, поэтому для тех, кто не в юбке, на входе нужно надеть фартук. Я, как обычно, пришла в штанах. Хотя с собой я положила платье для таких случаев. Но в постоянной суете, я всё никак до него не добралась. Пришлось завязывать на себе фартук. Сведения из сети Интернет..."Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - поистине историческое место, расположен на стрелке между реками Волгой и Костромой. Считается, что родоначальник рода Годуновых и основатель монастыря татарский мурза Чет в 1330 году, направляясь на службу к князю Московскому Ивану Калите, в дороге заболел и дал слово явившейся ему Богородице со священномучеником Ипатием построить обитель. Письменное упоминание монастыря в летописи относится к 1435 году, это запись о мире между князем Московским Василием Тёмным и Галицким Василием Косым. Годуновы, стремясь подчеркнуть богатство и древность своего рода, даровали монастырю земли и ценности. Здесь при правлении Годунова, жили в ссылке Романовы, затем получившие монастырь в вотчинное владение. Здесь, в Троицком соборе был совершён чин избрания Михаила Федоровича на царство".
В центре монастыря, в более старой его части - «Старый город» - в 1652 году на месте древнего строения был построен пятиглавый Троицкий храм крестово-купольного типа, это наиболее сохранившаяся в первозданном виде постройка. Можно увидеть росписи одного из лучших мастеров 17 века Гурия Никитина с артелью. Рядом с собором расположена Звонница монастыря, к её трехъярусной сквозной аркаде 1604 года постройки была пристроена в 1646 году колокольня с шатровым верхом.
Напротив монастыря располагался торговый рынок сувенирной продукции «Купеческое подворье». Здесь можно приобрести сувениры из Костромы. Тарелку мы уже купили, но посмотреть, что там есть всё равно решили. Моё внимание привлёк домовой, сделанный из глины. Мужчина прям на месте лепил из глины небольших домовят. Я не удержалась и попросила супруга купить нам в дом такого домового. А чуть дальше продавали вещи. Я решила купить длинный сарафан из хлопка. Было очень жарко, а я в штанах. Да и цена не кусалась. Во дворе мелькнула надпись: «Музей колбасы». Название было заманчивое. Но входа в него мы так и не нашли. Может, зашли не с той стороны? Задерживаться не стали и поехали подтягивать «хвосты». Мы ещё не доехали до беседки Островского! В беседку я уже ехала нарядная, в длинном платье, а не серых широких штанах. Нужно же было соответствовать хоть немного образу того времени.
Сведения из сети Интернет..."На левом берегу Волги на центральной набережной Костромы возвышается изящная белоснежная ротонда или, как её ещё называют, беседка Островского. Это один из символов Костромы, который, наряду с другими знаковыми достопримечательностями, можно встретить на открытках, магнитиках и других туристических постерах. Знаменита беседка ещё и тем, что снималась в фильме Э. Рязанова «Жестокий романс» по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Хотя сам писатель в этой беседке никогда и не был (она была возведена после его смерти, в 1956 году), но названа в честь писателя она не случайно. Именно на этом месте ранее стояла деревянная беседка в китайском стиле, описанная в его дневниках, и именно из этой деревянной беседки А.Н. Островский любовался на Волгу и Кострому в свой первый приезд. При строительстве в 30-х годах XX века железнодорожной ветки беседка была разрушена, но в память о драматурге в 1956 году построили новую беседку в виде ротонды и теперь она носит имя А.Н.Островского". В архитектурном плане в беседке нет ничего необычного, она выполнена в классическом стиле ХIХ в. и представляет из себя семь стройных колонн ионического ордера, завершающихся шлемовидной крышей. Необычен только вид из беседки, открывающийся на Волгу. Как писал А.Н. Островский: «Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видели до сих пор».
И напоследок у нас оставался терем Снегурочки. Кострома является родиной Снегурочки. Но мы снова попали в пробку из-за моста. Видимо все возвращались домой со Дня Города. Ехали мы минут 50, хотя терем был совсем рядом. Пешком, наверное, было бы гораздо быстрее. В итоге в сам терем не успели, он уже закрывался. Свободного посещения там не предусмотрено. Только экскурсией как в Великом Устюге к Деду Морозу. Мы сделали фотографии на фоне самого Терема. В сувенирном магазине дочери ничего не приглянулось, как ни странно, и мы отправились «домой» через мост. Впечатлений, он конечно, тоже оставил немало! Нам пришлось несколько раз его переезжать и каждый раз стоять в пробках. Но если сравнивать с пробками в Краснодаре, через мост в Костроме движение гораздо оживлённее.
Пока ехали в пробке, по пути встретилась Церковь Воскресения Христова на Дебре. Это единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен не позднее 1652 года. Мы ехали так медленно, что его посмотреть удалось со всех сторон. Добравшись до нашего временного жилища, мы начали собираться в дорогу. На завтра у нас был по плану Суздаль. Но жильё мы решили снять не в центре, а неподалёку от города, и не квартиру, а дом. Наутро отправились дальше.
Свидетельство о публикации №225040500628