День 11. Иваново. Суздальский Кремль. Полёт
Сегодня я встала в каком-то другом настроении! Вроде бы уже 10 дней в дороге, постоянной суете, но усталости сегодня не чувствовалось. Возможно, потому, что основная часть пути была пройдена, и мы на финишной прямой. Ехать до Суздаля было около 3 часов. Но сначала решили заскочить в город Иваново.
С вечера у меня не выходил из головы воздушный шар, и я решила посмотреть на «Авито», есть ли прогулки в Суздале. Я наткнулась на объявление полётов на самолёте над Владимиром и решила уточнить информацию. С утра я сообщила мужу о своих намерениях полетать на самолёте, на что услышала ответ: «нет». Ну и ладно, подумала я. Спрошу позже. Я настойчивая!
г. Иваново
Иваново - относительно молодой город, поэтому не имеет такого большого числа достопримечательностей и памятников, как некоторые другие города, но зато Иваново очень славится текстильной промышленностью, изделиями из ситца. Также Иваново -это центр лёгкой промышленности.
Добравшись до Иваново, мы начали искать что-нибудь из достопримечательностей. На глаза ничего особенного не попадалось. Город маленький и не похож на туристический. Как и говорила выше, что каких-то опознавательных знаков, что мы едем по городам Золотого кольца, я не увидела. Решили поставить машину и пройтись по улице. Пройдя чуть выше, наткнулись на портрет В.И. Ленина на стене дома, а левее располагался памятник борцам революции. Это всё, что нам удалось найти! В моей памяти крутилось, что Иваново - город невест и текстиля. Да и в повседневной жизни часто встретишь ярмарки текстиля из города Иваново. Но у меня этот город в реальности с этим не ассоциировался. Прилавков и магазинов я не заметила. Видимо, здесь имелось в виду, что на территории города много предприятий по изготовлению текстиля. Это промышленный город и туристическим стал не так давно, как иные города «кольца». А город невест потому, что на этих предприятия трудились в основном женщины. Сделав фотографии на фоне того, что нашли в Иваново, чтобы хоть что-то осталось в памяти, что там были, отправились в Суздаль.
г. Суздаль
Суздаль является районным центром Владимирской области и расположен на живописном берегу реки Каменки. Здесь расположены около 200 памятников истории, многие из которых имеют статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Суздаль - единственный город-музей в России.
В Суздале мы были уже к обеду, даже чуть раньше. Первое впечатление, что приехали в историческое место, куда-то в прошлое или исторический музей... Кругом стояли кареты и фыркали лошади. Мне уже хотелось скорее выйти и посмотреть! А торговых павильонов вообще не сосчитать! Куда ни поверни голову, где-то что-то продавали. Ощущение сложилось, что ты на торговой площади или ярмарке выходного дня. Здесь людей было гораздо больше. Машину поставили у Кремля. Вроде собрались идти на территорию, но остановились у лошадей. Карета так и манила к себе: «Прокатись на мне!» Миша подошёл к кучеру уточнить информацию, и через пять минут мы были уже в карете. Мне очень хотелось прокатиться на белой карете, как Золушка, Сеня выбрала другую, и мы покатили. Экскурсия длится минут 40, наверное. Карета едет по кругу, и экскурсовод рассказывает всю историю Суздаля, на одном дыхании, без запинок. Прокатиться раз вполне интересно. Женщина много чего рассказывала. Но мне, просто хотелось немного расслабиться, и насладить видами вокруг.
Вернувшись на то же место, откуда тронулись, пошли на территорию кремля. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей (Успенская, Никольская, Христо-Рождественская) и ансамбль Архиерейского двора с древним Рождественским собором. Сведения из сети Интернет..."Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. Строительство его велось с 1222 г. по 1225 г. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик. Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие. Предшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707), по приказу которого, в частности, в соборе были разобраны хоры, растёсаны окна верхнего яруса. В XVIII-XIX вв. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. Экспозиция включила в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Архиерейские палаты Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили трапезную церковь – с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. Наиболее серьёзные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при митрополите Иларионе (1682–1707), который фактически заново создал сложный архитектурный ансамбль. Вновь построенный импозантный северный корпус с парадным приёмным залом архиерейского дома - Крестовой палатой на втором этаже под углом соединяется с более ранними зданиями - трапезной церковью и колокольней. В комплексе Архиерейского дома расположены экспозиции «История Суздальской земли», «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России)», «Царь-книга», «Древнерусская живопись», Детский музейный центр и Крестовая палата".
Пока наш Папа ходил узнать, нужно ли покупать входные билеты, над нами надвинулась чёрная туча из птиц. Зрелище жуткое, что-то напоминает из фильмов ужасов! Такое я видела впервые. Гуси-лебеди, конечно, улетали осенью на Юга, когда жила на Сахалине, но это так и должно быть. Но это было больше похоже на нашествие из ниоткуда. Страшно, но завораживающее! Прогулявшись по территории, пошли бродить вдоль дороги. Зашли в магазин пряников. В Суздале их тоже немало. Нашли огуречный прилавок. Я сначала не поняла, что это за зелёная жижа? Оказалось, что Суздаль - огуречная столица России, а огурец - один из символов города! Мужчина, который всё это продавал, поведал, что этому овощу посвящён отдельный праздник, который проводится здесь ежегодно. В этом году он уже прошёл, был 13 июля. Конечно, было бы интересно посмотреть, как выглядит этот праздник, его формат. Мне казалось, огурцы везде выращивают и их так навалом. А тут, видимо, целые плантации! Из огурца и варенье, и леденцы, и конечно сами огурцы в банках. Чего только не бывает!
Мой взгляд, конечно, пал и на платья. Я давно хотела себе найти что-то в этом духе, но всё как-то не попадалось на глаза. А здесь платьев в этом стиле на каждом шагу. Цены кусаются, потому что туристический город. Но всё же непонятно, почему, если это даже не собственное производство. Большинство этих платьев закуплены где-то. Я думаю, что большинство из Китая на «Алиэкспрессе». По крайней, мере всё такое там есть. А я подумала, что это шьют здесь. Немного была огорчена. Зайдя вглубь, подворья мастеров, можно выйти к реке. По реке даже можно поплавать на теплоходиках, они, мне кажется, по-другому называются. Откуда они отходят, искать не стали и пошли дальше к торговым палатам. В Суздале тоже они есть. Рядом с этим же подворьем мастеров стоит небольшая церковь из красного кирпича. Я настроилась туда зайти. Когда мы ехали на карете, экскурсовод упомянула об этой церкви и сказала, что в ней хранятся мощи Арсения. Меня, конечно, зацепило имя Святого Арсения. Дочь нашу тоже зовут Арсения, и мне захотелось приобрести икону с его изображением. Сведения из сети Интернет...
"В 1650 г. на месте сгоревшей деревянной была построена каменная церковь, которая была перестроена в 1719 году после пожара в стиле барокко. В XVII-XVIII веках здесь была шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских, но в 1920 годах они были разрушены. Сейчас церковь хорошо отреставрирована, внутри богатый иконостас и росписи на стенах. Здесь хранятся мощи святителя Арсения Суздальского, которые (по приданию) исцеляют". В церковь мы зашли. Дочь почему-то расплакалась, пока я ходила в церковную лавку. Испугалась, видимо, что я отошла куда-то. Икону я всё же купила, и мы вышли.
Дойдя до торговых рядов, впереди показались разноцветные купола. Из любопытства решили пройтись до них. На улице было очень жарко! Хотелось куда-нибудь спрятаться от солнца. Пройдя вдоль торговых рядов, вышли на Старую улицу и дошли до этой церкви. Их оказалось две: Антипиевская и Лазаревская. Здание было всё расписанное разными красками. На обычную церковь не похожа. Сложилось впечатление, что пришли на представление или ярмарку. Точно роспись не в стиле классических церквей. Напротив церкви стоял старый деревянный дом с табличкой. Миша подошёл посмотреть что там написано. Оказалось, что это тот самый дом, где снимали в 1964 году кадры легендарной советской комедии «Женитьба Бальзаминова». Главные роли в фильме исполнили: Георгий Вицин, Людмила Шагалова и Лидия Смирнова. Церковь обошли вокруг и снова вышли к торговым рядам. Только двигались уже через дорогу. Напротив рядов расположена небольшая площадка с деревянными домиками-лавками, где также продавали платья и сувениры. На камне возле этих домиков стояла маленькая статуя «Девушка с кошкой». Скульптура такая маленькая, что если невнимательно смотреть по сторонам, то её вовсе можно пройти мимо. Что она означает, я даже не знаю. Но где-то видела по телевизору, что в других городах тоже встречаются маленькие скульптуры по всему городу. Это, видимо, что-то вроде фишки города. Может, на внимательность. Пробежавшись по торговым лавкам, мы пошли обратно к кремлю. Туда, где оставили машину. Платье я так и не решилась купить. То ли цена кусалась, то ли просто была не настроена. Но у нас был завтра ещё день. И я решила, что «пересплю с этой мыслью», а завтра, если что - куплю. Пару вещей я для себя приметила.
За полдня по Суздалю мы вполне уложились. В принципе, завтра здесь делать было нечего. И меня посетила мысль, что нужно было ехать во Владимир, снимать жильё там! А с утра спокойно изучать новый город - Владимир. Но как получилось, значит, так и должно было быть! И мы отправились на заселение. Квартиру в самом городе мы не нашли. Поэтому сняли дом неподалёку от Суздаля. Дом был в 25 минут езды от центра. На территории располагалось несколько домов. Наш был синего цвета. Внутреннее содержание дома полностью соответствовало его внешней отделке. Всё было в стиле гжель, в бело-синих оттенках. Спать только нужно было на втором этаже. Сенька конечно была в восторге! Но для меня это не очень удобный вариант. Снова нужно было таскать её по лестницам. Но две ночи можно было потерпеть. Дома всё равно не сидели, только переночевать.
Пока я кормила детей, всё думала, как супруга уговорить на полёт, про который ещё упомянула с утра. Я очень настойчивая, и если в моей голове созрела идея, я с трудом могу совладать с собой, чтобы её не осуществить. В творчестве это хорошее качество! А вот что касается рисков, тем более для жизни, в этом моменте меня порой заносит. Человек я неазартный. Но без эмоций мне сейчас сложно жить. И я всячески пытаюсь их искать. Полёты пока приносят эти эмоции. Сложно представить, что я могу выдумать ещё, когда и полёты перестанут приносить эмоции. И я решила снова спросить мужа. На этот раз он не сопротивлялся. Порой ему проще согласиться, чем потом смотреть на моё грустное лицо и терпеть плохое настроение.
Я сразу же связалась с аэродромом и к 19 часам нас ждали в Павловске. Это Владимирская область. Он располагался неподалёку от места, где снимали дом.
Времени было ещё мало, поэтому перед полётом мы вполне успевали посетить красивое место с кирпичными стенами, которое проехали ещё на въезде в Суздаль. Что это было, я не успела разглядеть. Я, если честно, думала, это и есть кремль.
На самом деле, это был музей-заповедник Спасо-Евфимьев монастырь. Именно туда мы отправились после обеда. Сведения из сети Интернет..."Монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549 г.) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках.В 1967 году начались крупные реставрационные
работы, и уже через несколько лет здания обрели новую, музейную жизнь. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря в 1992 году внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО".
И снова я была в восторге от увиденного! Я останавливалась возле каждого куста с цветами, чтобы сделать красивые фотографии. Такого разнообразия я ещё не видела! Территория напоминала ботанический сад под открытым небом. Все клумбы были ухоженными. Я не приметила ни одной травинки или просто завядшего цветка. Пока я шла и любовалась, муж с детьми уже ушёл в конец монастыря. А я просто зависла в моменте. На территории монастыря есть свой огород с лекарственными растениями. Это тоже меня удивило. Клумбы аккуратно разбиты на деления. И на каждой ячейке была табличка с названием лекарственных трав. Оказывается, и такое выращивают. Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями. При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях. Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв. Сведения из сети Интернет..."Главным храмом Спасо-Евфимиева монастыря является - Спасо-Преображенский собор. Построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия - с южной и святого Сергия Радонежского - с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века".
В монастырь мы попали перед самым закрытием, и времени на детальное рассмотрение территории у нас не было. Но я вполне ушла в полном умиротворении от этого потрясающей красоты места. Как и планировали, к 19 часам поехали на аэродром «Павловское». В запасе было около часа. И мы спокойно отправились в путь. На аэродром приехали немного раньше и нам пришлось походить по территории, где можно было сфотографироваться на фоне кукурузника и «покормить» комаров. Здесь они явно были голодными. Я снова вспомнила моменты из детства, когда мы с братом проводили время на работе нашего отца. Он какое-то время работал водителем на аэродроме «Старорусское». И такие самолёты были для меня как родные. В детстве я летала на кукурузниках. Видимо в моей крови что-то осталось. Ощущений от полётов в детстве, конечно, я не помню. Но небо явно меня манило. Прыгнуть с парашютом хотела и маленькой. Но сейчас почему-то не тянет.
Стоимость полёта меня немного удивила. Полет на таком самолёте обошёлся в 5 тысяч рублей. На параплане цена такая же. А вот на воздушном шаре стоимость в разы дороже. А тут ещё и индивидуальный полёт! И вот момент настал. Я пошла за штурманом садиться в самолёт. Папа с детьми остались на земле. А Мама полетела в небо. Сенька радостно махала мне в след, наверняка не понимая, что происходит. Но не расплакалась. И я была этому рада. Больше всего я, конечно, переживаю за неё. Дочь редко меня куда отпускает и сразу в слёзы. Сейчас она взрослеет и ей проще объяснить куда и зачем Мама уходит. Несмотря на то, что у нас есть нарушения слуха, и порой приходится объяснять на пальцах или картинках, что я хочу ей сказать. Я в небе! Описывать ощущения происходящего внутри себя просто невозможно. Такое нужно чувствовать и переживать самому! И слов в русском языке не хватит выразить все эмоции! Поэтому только прикладываю фотографии завораживающих видов сверху. По взгляду всё понятно. Что я где-то там, а не на земле! Где-то там в своих мыслях, в своих мечтах, в полном погружении в самую глубину своего внутреннего мира, пусть только и на 20 минут! Кто-то медитирует, а я просто лечу и ни о чем не думаю в этот момент...
Пока мы взлетали, штурман спросил меня: «куда полетим?» Я не знала маршрутов и согласилась на два полёта: над Владимиром, где мы ещё не были, и над Суздалем.
Владимир предполагал полёт над церковью Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм расположен на зелёном холме в посёлке Боголюбово Владимирской области.
Церковь Покрова на Нерли - один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Это Лебедь-храм, который сохранился с ХII века. Мы планировали Владимир на завтра, но такого вида на церковь, конечно, я бы не смогла увидеть. Тем более в последствии оказалось, что до храма на машине не доберёшься. Нужно переходить железнодорожный переезд сверху по конструкциям со ступеньками, а потом ещё идти пешком. И неблизко. С Арсенией мы бы туда не добрались. Поэтому я рада тому, что у меня есть такие кадры именно сверху. Полёт я подгадала так, чтобы он приходил ещё и на закат солнца. Тогда виды в небе играют другими красками. Когда летели в сторону Владимира я приметила «хвост» в поле, который мне напомнил остров Сахалин. Пока мы летели туда, я не успела его снять. На обратном пути штурман летел по тому же маршруту, и мне удалось всё же заснять этот образ. Бывают же такие совпадения! Где я ещё могла такое увидеть. Конечно, только в небе!
Чтобы полететь над Суздалем, нам пришлось сесть и сразу взлететь. Тоже своего рода аттракцион. Сенька не поняла, что произошло. Почему Мама приземлилась и снова поднялась в небо? Это мне потом рассказал Семён, когда я оказалась на земле. Вид на Суздаль тоже был красивым, как и весь полёт в целом. В небе я увидела воздушный шар, на котором мне удастся когда-нибудь полететь. Но я сразу скажу, что я думала, что воздушные шары летают намного ниже, чем я увидела в деле. И даже стало немного страшновато, всё-таки это не самолёт, а летел чуть ниже нас. Скорее всего, такие полёты не для всех, а для самых экстремальных! В Костроме воздушные шары летели намного ниже. Воздушный шар отложим на потом. А пока я приземлилась на землю и ещё долго шла в мыслях и ощущениях полёта.
Так прошёл наш день в Суздале.
Свидетельство о публикации №225040500672