Армянская компонента в осуществлении планов Петра

Армянская компонента в осуществлении планов Петра в новоприобретённых местностях, по Каспийскому прибрежью [1723]

В конце 1722 года Тифлисский епископ извещает русский, что 100 000-е [!] армянское войско готово примкнуть к русским войскам при их движении на город Шемаха, столицу лезгинского Ширвана. Патриарх Нерсес обращается с грамотою непосредственно к русскому императору, прося его о помощи и заступничестве. Помехою к решительным действиям со стороны Петра, при всем его сочувствии армянскому движению, является новая угрожающая политика Оттоманской Порты, где она явственно стремится к захвату как персидских земель, так и Кавказа. Русским было необходимо энергическое противодействие турецким замыслам. Удерживаясь непосредственно от военных действий, Пётр проявляет полную заботу о поддержании армян, об охранении их судьбы и о привлечении их в пределы государства, а в особенности об умножении их числа в новоприобретённых местностях, по Каспийскому прибрежью. Одновременно, вследствие мольбы патриарха Нерсеса о помощи, царь посылает через армянина Ивана Карапета милостивую царскую грамоту: «Честному народу армянскому, обретающемуся в Персии», объявляя, что он освободит их от ига неверных [т. е. мусульман. — прим. А.А.], как скоро совершится утверждение России по прибрежным местностям Каспийского моря.

«Если же гнёт невыносим, — участливо высказывает царь, — то пусть важнейшие лица из армян переселятся в города, занятые русскими войсками, а народ терпеливо ждёт в своих жилищах, пока русское войско приготовится к его освобождению».

Центром, вокруг которого группировались все элементы освободительного движения армян, был патриарх Исаия в Гандзасаре. Здесь оберегало его около 12 000 армянского войска. Грамота русского царя пробудила среди армян всеобщий восторг. Но неопределённость положения дел и усилившаяся опасность со стороны мусульман побуждают армян снова обратиться к императору с прямым заявлением, что не хотят более оставаться под игом басурманским [устаревшее оскорбительное название магометан/мусульман; в общем человека иной веры. — прим. А.А.], несмотря на то, что и турки, и персы заманивают их к себе.

В какой мере сам великий император сочувствовал водворению армян в прикаспийская области, лучше всего свидетельствует грамота патриарху и юз-башам [сотникам. — прим. А.А.], и всему армянскому народу от 10 ноября 1723 года:

«Объявляем через сию Нашу милостивую грамоту, что Мы, через отправленных от вас попа Антония и Кевча-Челеби, всепокорнейшее донесение получили, и от оных пространившее устно донесено о желании вашем, дабы Мы вас с фамилиями вашими в высокую Нашу Императорскую протекцию приняли и для жилища и свободного вашего впредь пребывания в новоприобретённых наших персидских провинциях, по Каспийскому морю лежащих, удобные места отвести повелели, где бы вы спокойно пребывать и христианскую свою веру без препятствия по закону своему отправлять могли. И поскольку Мы, честный армянский народ, ради христианства, в особливой Нашей Милости содержа: того ради, Мы на сие ваше прошение Всемилостивейшее соизволяем, и потребные указы от себя послали к управителям Нашим тех новополученных провинций, дабы они вас, как в Гилян, Мазендеран, так и в Баку и в другие удобные места, когда кто из вас туда прибудет, не только приняли, но для жительства и поселения удобные места отвели, и впрочем во всякой милости и охране содержали и чтобы вы о сем Нашем Всемилостивейшем соизволении, толь наипаче весьма обнадежены и уверены быть могли: того ради Мы не только сию Нашу Императорскую грамоту к вам отправили, но и посланных ваших вышеупомянутых к вам народ отпустили, которые о Наше к вам имеющее милости вящие изустно вас обнадежить указ имеют, которым вы в том полную веру да имеете, и пребываем к вам Нашею Императорскою милостью благосклонны».

Но человеколюбие великого монарха к угнетённым армянам, его ясное сознание, что этот надежный народный элемент будет пригоднее всех других иноплеменников на южных окраинах государства, выступают ещё ярче в промемории [указе], относящейся к этой грамоте. Важнейшие пункты промемории гласят следующее:

1]. «Поскольку Его Величество имеет трактат с Портою Оттоманскою, помочь послать армянам и там их защищать невозможно: того ради Его Императорское Величество требует, что они армяне по своему объявлению оставят те провинции, в коих ныне живут, собравшись с фамилиями своими во многом и малом людстве, как лучше могут, и им то учинить способнее будет, пойти в Гилян, Мазендеран, Баку, Дербент и к другим, под владением Его Императорскаго Величества по Каспийскому морю лежащим местам для своего поселения;

2]. Его Императорское Величество повелит им в Гилян, Мазендеран и во всех других по Каспийское морю провинциях, в городах и сёлах потребные, удобные и довольные места отвести, где они поселятся и спокойное свое пребывание впредь иметь могут.

3]. И когда они туда пребудут, то не только будут содержаны в Его Императорскаго Величества милости, и Его Величество их всегда от всех оборонять и защищать будет, и они в тех местах промыслы свои иметь и в кратком времени в такое состояние прийти могут, что они оставленные те провинции забудут, и вне опасности, от всякого басурманского нападения, по закону своему пребывание свое иметь будут. — И обо всём том потребные указы с ними к Управителям Его Императорскаго Величества при сем отправлены.

4]. Объявить им, как они присланные к Его Императорскому Величеству Самому допущены были и что Его Величество Сам изустно о своей высокой милости их обнадежить изволил.

Из промемории выясняется, что Пётр был уже связан трактатом с Портою и не мог отправить в Армению войско для защиты населения на местах его жительства. Этот трактат был последствием тех политических замешательств, которые возникли по поводу персидских дел. Поводом же к замешательствам служили условия договора с Персией, принятые Исма’ил-беком, в Петербурге 12 сентября 1723 года, но оставшиеся без ратификации и далее отвергнутые персидским правительством.

Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви

Литература

1. Братская помощь пострадавшим в Турции армянам // Литературно-научный сборник с оригинальными рисунками И.К. Айвазовского, заставками В.Я. Суреньянца, с двумя отдельными большими группами армян-переселенцев, с автографами авторов и со множеством портретов, видов, типов Закавказья, Турецкой Армении и пр. — 2-е вновь обработанное и дополненное издание. Дозволено цензурою. Москва, 14 января 1898 г. — Москва. Типолитография Высочайше утверждённого Т-ва И.Н. Кушнарев и К°, Пименовская улица, собственный дом. 1898. С. 521–523. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=gKoLAAAAIAAJ&hl=ru, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2025). — Яз. рус.


Рецензии