Трезвость на Руси. Свидетельства иностранцев...

Статья
ТРЕЗВОСТЬ НА РУСИ

Трезвость на Руси. Свидетельства иностранцев 16-17века.

Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь.
Неоднократно и подолгу бывал в России.
Из дневника Маскевича 1594-1621 годов:
"Москвитяне соблюдают великую трезвость,
которой требуют строго и от вельмож и от народа.
Пьянство запрещено;
корчем или кабаков нет во всей России;
негде купить вина, ни пива;
и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного;
за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома.

Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах,
но и там, к большой беде, виновных находили.
Пьяного тотчас отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную;
там для каждого рода преступников есть особая темница;
и только через несколько недель освобождают от неё, по чьему-либо ходатайству.
Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму надолго,
потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают.
За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут;
из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут... виновного раз до десяти,
чтобы, наконец, пьянство ему омерзело.
Но если такое исправление не поможет, он остаётся в тюрьме, пока не сгниёт..."

Михалон Литвин — посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве,
побывавший в России в XVI в.,
Из трактата Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян»:

"Мосвитяне на пирах пасхальных довольствуются следующими припасами:
солью, не чисто вымытой, горчицей, чесноком,
луком и (другими) плодами своей земли;
не только простолюдины, но и вельможи и государь их,
разоритель наших городов, коих он хвастливо насчитывает уже 73.
На обеденном столе царском, между золотыми сосудами и домашними блюдами,
ставят немного перцу, но не варёного, который никто не трогает...
Впрочем, мосхи ... хотя и владеют землями,
на которых растёт виноград, но вина сами не пьют,
а продают христианам, получая на вырученные за него деньги средства для войны..."

"Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина,
получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет.
В Московии же нет нигде шинков,
если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина,
то весь его дом разоряется, имения конфискуются,
прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются,
а сам (хозяин) навсегда сажается в тюрьму.
С соседями обходятся так сурово, поскольку считается,
что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления.…"

"Так как москвитяне воздерживаются от пьянства,
то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами,
которые, посылая нам деревянные чаши и палки для опоры слабым, старым и пьяным,
 сёдла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото..."

«Он (Иван III) причтен своими подданными к лику святых подвижников,
как освободитель Отечества.
Так и сын его Василий третий,
следуя той же трезвости и тем же нравам, отнял у нас Смоленск.
Построил слободу «Наливки» руками наших наемных солдат и
дал ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству.
Сын его, Иван IV, построил в наших пределах Себеж, Велиж и Заволочье.
Своих же держит в трезвости. Народ у него всегда при оружии.
Мира он не вымаливает, силу отражает силой».

В России действовала многослойная система, противостоящая потреблению алкоголя:

1. Суровая природа,
не способствующая производству алкоголя и делающая его дорогим.

2. Требования аскетичной трудовой морали,
которая опять же диктовалась суровой природой.

3. Государственный контроль за потреблением и оборотом алкоголя,

4. Активное осуждение пьянства со стороны Церкви,
что в условиях тотальной набожности,
когда большинство называло себя в первую очередь не русскими,
а именно христианами (от чего произошло самоназвание «крестьянин»),
было очень существенно,

5. Осуждение со стороны «мира», крестьянской общины.
Индивидуальных хозяйств в России не было,
а значит, попытка любого мужика «употреблять» сразу же пресекалась «всем миром».

#Наследие

информация из интернета

картинка из интернета


Рецензии