Потомки казаков на Могилёвщине
Поэтому вызывают уважение и восхищение те, кто считает себя казаками, состоят в казачьих общественных объединениях и гордятся этим, говоря «Слава Богу, что мы казаки!». Следуя примеру предков, они бескорыстно служат Богу и Отечеству, воспитывают молодежь в духе любви и преданности Белорусскому государству и всегда готовы его защищать.
В предыдущих главах приводились примеры потомков родовых казаков, но будет уместным дополнить их воспоминаниями некоторых современников.
Дмитрий Корсунов, потомок родового казака, рассказал о себе журналистке Чаусской газеты «Искра» Наталье Шкредовой в 2023 году.
Родовые корни Дмитрия идут из Ростова, его предки были в казачьем войске, а прадед Егор Васильев участвовал в трех войнах. В 2020 году Дмитрий принял осознанное решение вступить в ряды белорусского казачества. Серьезно готовился к этому ответственному шагу, некоторое время жил в Свято-Успенском Пустынском мужском монастыре в Мстиславле, трудился над своим духовным развитием.
– Православие – основа казачества. При вступлении в его ряды - целуешь крест, приносишь клятву перед Богом. Мы все - люди воцерковленные, посещаем храмы, участвуем в таинствах, исповедуемся, причащаемся, соблюдаем посты. Обязательно принимаем участие в Крестных ходах, сопровождаем святыни, когда их привозят в Беларусь. Представители других конфессий не могут быть казаками. Убежден, что именно внутренний стержень, уверенность в своих взглядах и жизненных ценностях отличает современных казаков, - отмечал Дмитрий.
Дмитрий входит в Могилёвский городской казачий отдел РОО «Беларусское казачество». Его супруга Ольга поддерживает мужа, а сын Егор вот уже год как стал казаком. В семье хранят память о предках, изучают литературу, в доме на стене есть даже казачья шашка.
Валерий Петрович Лосев, есуал Могилёвского городского отдела РОО «Белорусское казачество» поделился своей историей на фестивале «Казачьи традиции» под Брестом в июле 2017 года, в рамках которого состоялся круглый стол, посвященный истории казачества на землях Белой Руси.
- Начал интересоваться своей фамилией, своей родословной и оказалось, что мой прапрапрадед был родом из казаков – вспоминал Валерий. - Эта фамилия распространилась, где был казачий полк в Чаусах, там есть поселение с этой фамилией. А потом познакомился с казаками, которые всё время поддерживают казачьи традиции в своей семье. Например, это род Семашек из Витебского казачьего округа. Они мне растолковали, что не просто люди приходят в казаки, а потому что в совести есть у них что-то такое, что тянет туда, где есть правда.
Вот что рассказал в 2023 году Виктор Филиппович Соколов, научному сотруднику районного Осиповичского историко-краеведческого музея Юрию Обмоину.
Он является потомственным кубано-донским казаком, которого военная судьба привела в Осиповичи и оставила здесь навсегда. Сюда он перевез из родной Кубани и мать, которая упокоена в этой земле. На память остался семейный альбом, где среди прочих хранится и фотография его деда-казака, в военной форме, с шашкой и Георгиевскими наградами. На обратной стороне сохранилась надпись: “Воспоминанiя моей военной службы въ 1914 и 1915 и 1916 и 1917 годах шлю на память своему дорогому семейству. Уряд(ник) И.П.П.”.
Виктор Филиппович рассказывал: «Родился я в Славенске, на Кубани, в Краснодарском крае. Мои родители из казаков, мать с Боковского, а отец с Вёшенского района, хутора Есиновка, о котором писал Шолохов. Мой дядя, Петро Соколов, дружил с Михаилом Александровичем Шолоховым и при встрече говорил мне, что просто не мог подумать, что его дружок Мишка станет таким знаменитым. Дедушка мой, Иван Прокопьевич Попов, родился и вырос на хуторе Попов Боковского района Ростовской области. Так повелось, что на этом хуторе проживали все Поповы, так же, как и на соседнем хуторе Каргинском жили все Каргинские. Имел звание урядника Войска Донского, участвовал в Первой мировой войне. Подробности фронтовой биографии Ивана Попова не сохранились. Известно только, что сражался он отважно и умело. Грудь дедушки украшают почетные и желаемые каждым казаком награды: Георгиевская медаль, и Георгиевский крест, вручаемый отличившимся в бою за личное мужество. Как сказались на судьбе урядника Попова революции 1917 года, кровопролитная гражданская война, коллективизация, неизвестно. Но в 1937 году дед жил на хуторе Попов и работал качественником (агрономом) в местном колхозе. Весна тогда выдалась холодной, сев затягивался. По этому поводу приехал разбираться из райцентра какой-то начальник. Дед ему объяснил ситуацию: весна холодная, а семенного фонда только на один посев. Спешить рискованно, ведь, если зерно не взойдет, на второй раз не хватит. Начальник потребовал: «Надо в область докладывать, что все хутора сев завершили. Я вам приказываю!» Казак отказался и высказал приезжему бюрократу всё, что думал о формализме и очковтирательстве. Днем высказал, а ночью его и жену — мою бабушку Марию - арестовали и отправили пешим этапом до Волгограда, тогда Сталинграда, за 300 километров. Оттуда бабушка вернулась назад, а дедушку сослали на десять лет в Хабаровский край - надо полагать, за «вредительство» при проведении посевной. В 1962 году, когда началась реабилитация жертв политических репрессий, мама написала письмо в Верховный Совет с просьбой пересмотреть дело. Довольно быстро пришел ответ - большой лист с тремя гербовыми печатями, где сообщалось, что Иван Прокопьевич Попов осужден судом тройки незаконно и поэтому реабилитирован. И что умер он в 1939 году. Постановлялось выдать матери 112 рублей компенсации за потерю кормильца».
Гришанова Людмила Федоровна (в девичестве Рыбалова), заведующая церковно-археологическим кабинетом Могилевской епархии, рассказала о своем отце, Рыбалове Федоре Андреевиче (1926-2000гг.), который родился в Челябинской области, Еткульском районе, д. Ялки. Здесь находилась Еткульская крепость, которая была построена после переселения 58 семей из Челябинской крепости, чтобы охранять юго-восточную окраину Российского государства. Казаки жили в станице Коелга. Предки Людмилы Федоровны были казаками. В 1736 году прапрадед Никита Гурьев был принят и записан в казацкое войско в Челябинской крепости, потом после переселения - в Еткульской крепости.
По информации из Википедии Еткульский район сформировался на исконно казачьих землях, на территории Оренбургского казачьего войска. Еткульская крепость появилась на башкирской земле в 1737 году как военный транзитный пункт, через который следовали обозы с хлебом из сибирских слобод в Оренбург, и одновременно как сторожевой оборонительный форпост, как опорный пункт для закрепления русских на башкирской территории. Ко;елга - село в Еткульском районе Челябинской области, центр Коелгинского сельского поселения, старинное казачье поселение. Из архивных документов известно о размещении двух рот солдат в устье реки Коелги по дороге Степной ещё летом 1738 года. По закону от 12 декабря 1840 года крепость была преобразована в Коельскую станицу.
В ноябре 1943 году Федора Андреевича призвали в РККА. Он служил в Военно-морской дивизии, с 1950 года находился в Быхове, здесь он создал семью с Ириной Игнатьевной Корзун. В 1953 году был переведен на Дальний Восток, где родилась дочь, Людмила. Закончив Агинское военно-авиационное училище, получил специальность техник по обслуживанию самолетов. Уйдя в отставку в 1965 году в звании майора, он с семьей переехал в Могилёв, где жили родственники жены.
Историей казачьего рода поделилась Ходанович Елена Алексеевна (в девичестве Пузикова), которая работает учительницей белорусского языка и литературы в Дашковской школе Могилевской области.
- Прадедушка моего мужа Савенко Иван Филлипович (1883 г.р.) и прабабушка Савенко (в девичестве Заиченко) Софья Андреевна (1884 г.р.) жили в станице Бекешевская Северо-Кавказского края. У них в семье было 13 детей - начала свой рассказ Елена Алексеевна.
Станица Бекешевская была основана 19 сентября 1825 года по распоряжению генерала А. П. Ермолова. 188 казачьих семей было переселено из станицы Александровской (Северной), которую в 1777 году начали строить казаки-переселенцы Хопёрского полка, прибывшие из Новохопёрской крепости. До 1920 года станица числилась в Баталпашинском отделе Кубанской области и имела около 15 тысяч жителей смешанного донско-запорожского состава и с таким же смешанным русско-украинским диалектом.
Елена Алексеевна продолжила свой рассказ: «В 1934 году их семья была раскулачена и с 7 младшими детьми выслана в Казахстан, жили они в Караганде, Осакаровский район, 11-ый поселок. В их числе была Александра (1916 г.р., бабушка мужа). Там она вышла замуж за Ходановича Артемия Стефановича, отбывавшего срок за драку и воровство (поехал в лес за дровами для семьи и подрался с лесником). В семье появились пятеро детей, у старшего Петра (1939 г.р.) впоследствии родился сын Александр, который стал моим мужем. Началась война и Артемия Стефановича призвали в ряды Красной Армии. В 1946 году после окончания войны с Японией он вернулся в Казахстан, забрал семью и вернулся на Родину в д. Дашковка Могилёвского района».
Савенко Иван Филиппович умер в Казахстане, а Савенко Софья Андреевна похоронена в Дашковке. В настоящее время из родственников её мужа в Дашковке живет и здравствует Ходанович П.А. В 1989 году Петра Артемовича разыскали станичники и приглашали вернуться, так как там сохранился их дом, однако он остался в Беларуси.
Перебирая фотографии в семейном архиве, Елена Алексеевна обнаружила фото прадеда – казака Храмцова Григория Тимофеевича (1890г.р.), которая всегда висела над кроватью её бабушки, Афонасенко (в девичестве Храмцовой) Анны Григорьевны и удивилась тому, что является потомком белорусского казака. Семья Храмцовых жила в д. Лыково Могилёвской области (в 10 километрах от Могилёва). У её мамы Храмцовой (Карпечиной) Варвары Лукьяновны родилось 13 детей, однако осталась в живых только последняя Анна, остальные умирали, не прожив года. Нелегкой была судьба бабушки. В 11 лет она осталась сиротой и жила в доме одна с собакой под присмотром соседки. Потом ее забрал к себе дядя, брат отца - Гаврила, у которого были свои две дочери. Приходилось рано вставать, помогать по дому, на огороде, присматривать за лошадью и младшими сестрами. Как вспоминала бабушка, она любила лошадь и хорошо скакала верхом. Потом она вышла замуж и уехала к мужу в д. Дубинка, где все её звали казачкой.
Елена Алексеевна вспоминает: «Я со своими родителями 12 лет жила у бабушки, и могу сказать, что головой семьи была она. Все ее слушались и подчинялись. А это 5 дочерей и зятья. Она командовала, когда сеять, убирать, за кого замуж идти, а за кого нет. Все ее уважали и побаивались. Мы, внуки, ее очень любили».
Семья Ходановичей живёт соблюдая славянские традиции, но отмечают, что у дочерей Дарьи, Ольги и внука Егора течёт казачья кровь и прослеживается в поступках вольный казачий дух.
А вот, что рассказала о своей родословной Новикова Наталья Васильевна (Травянко в девичестве), по материнской линии потомок запорожских казаков, что подтверждает родословная, в которой состоят предки с XIX века. Она проживает с мужем в Могилеве с 2003 года. Сама Наталья Васильевна родилась в г. Балхаш, Карагандинской области, Казахской ССР, а её муж Новиков Николай Алексеевич, 1947 года рождения, - в д. Августово, Могилёвского района.
Из уст в уста передавались воспоминания о прапрадеде Андрее Ивановиче Безусом (1870 г.р.), казаке. За доблестную военную службу он получил надел земли в пожизненное пользование и вольную. Его семья и потомки жили на хуторе Берыбесы (административная территория села Гуляйполе, Катеринопольского района, Черкасской области, Украина). В его семье было 7 сыновей и одна дочь. По сути, своя семейная артель. Дети в поисках заработков нанимались на работу к панам. Занимались обычным крестьянским трудом – обрабатывали землю, ухаживали за скотом (лошади, волы, коровы, свиньи, домашняя птица и т.д.), вели домашнее хозяйство. Семья считалась зажиточной. Добротный дом был покрыт железом (по тем временам редкость), расположен возле реки Гнилой Тикыч. Возле дома большой участок земли от улицы и до реки, фруктовый сад, на участке крыница. В старом доме предков уже никто не живет, но на участке построил новый кирпичный дом его внук Безусый Николай Пивонович.
По рассказам её деда Трифона Андреевича Безусого (1902 г.р.), он имел начальное образование – 4 класса, что по тем временам для крестьян считалось приличным. Он женился на Домне Прокоповне Можаровской (1904 г.р.), отец которой был также из казаков. В семье Безусых было 8 детей, на общем наделе было тесно, а окружающие земли уже освоены. Такое же положение было и в других селах. В России было принято решение осваивать новые земли. Молодой семье предложили выехать в Николаевскую губернию. Там у них в 1924 году родилась дочь Мария, мама Натальи Васильевны.
Время было лихое - война мировая, война гражданская, разруха и голодные годы. В семье остались живыми только два сына и дочь. В период коллективизации дед отказался вступать в колхоз, в результате дом и имущество у них отобрали, а его репрессировали и сослали в Сибирь (Яблоневый хребет) без права переписки. Бабушка осталась одна, с трехлетним ребенком на руках, без жилья и средств существования, но выжила, работала в колхозе. В голодные годы сбежала с дочкой в Узбекистан в г. Балхаш. С ними впоследствии воссоединился дедушка. Перед самой войной бабушка с дочерью поехали на Украину навестить родных, и там их настигла война. 17-летнюю Марию забрали в концлагерь на западной Украине с намерением увезти в Германию, но ей удалось бежать и добраться до Черкасской области. Бабушка переживала военные годы в родном селе Лоташова, Тальновского района, Черкасской области. Деда Трифона призвали в трудовую армию, а после войны его вернули обратно в Балхаш. Бабушка с мамой вернулись в Казахстан.
В Балхаше её мама вышла замуж за Травянко В.Г. (1920 г.р.) и у них родились три дочери. Отец служил в рядах советской армии с 1939 по 1946 годы, воевал на советско-китайской границе, имеет медали «За отвагу» и «За победу над Японией». Когда дедушке разрешили выезд в Украину их семьи возвратились в Украину, на Черкащину, в г.Тальное. Там родились еще два брата. После окончания Львовского техникума электросвязи Наталья Васильевна была направлена на работу в Коми АССР. Там вышла замуж за Новикова Николая Алексеевича, младшего лейтенанта ОГПН МВД Коми АССР. В семье родился сын. После выхода на пенсию переехали из г. Сыктывкара на родину мужа в г. Могилёв.
Потомки встречаясь на малой родине предков вспоминают свою родовую историю, но живут в соответствии с современными традициями и только внук старшей сестры Грубник Дмитрий Николаевич (1996 г.р.) в период проживания в Приднестровье, до и после службы в армии, был в казачестве и участвовал во всех проводимых мероприятиях.
Автор книги, создавая свое генеалогическое древо,установила, что её давние предки были Донскими казаками, которым впоследствии пришлось перебраться на северный Кавказ. Далекий предок Карп Фролов, донской казак, был участником Швейцарского похода Суворова в 1799 году и в составе войск участвовал в высокогорном Швейцарском походе, в котором донские казаки выдержали все неимоверные трудности и опасности на обледенелых склонах альпийских хребтов. Об этом можно прочитать в авторской книге “Участие донских казаков в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова», изданной ЧУП «АмелияПринт». За проявленную доблесть и мужество при взятии Чёртого моста в Альпах К. Фролову было присвоено офицерское звание есаула. Его шашку и форму в роду хранили на протяжении нескольких веков.
Данилин Николай Михайлович (1918-1968гг.), отец автора книги, родился в станице Ново-Аннинской Войска Донского. Он был призван в действующую армию Сталинградским РВК г. Грозного с первых дней Великой Отечественной войны - 23 июня 1941 года. Во время войны был механиком - водителем танка
Т-34. Участвовал в обороне Сталинграда. Был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». А иначе и быть не могло, ведь он потомок донских казаков. В 1944 году после контузии в горящем танке он был комиссован и работал на Сталинградском тракторном заводе, где встретил Веру Филипповну Кирпиченко, мобилизованную на восстановление тракторного завода, проживавшую ранее в деревне Шестёровка, Климовичского района, Могилёвской области. Создав семью, они переехали в г. Грозный, к родственникам отца, где у них родились трое детей – двое мальчиков и девочка. В 1958 году семья переехала в Беларусь, на Родину мамы, а семьи наших двоюродных сестер во время чеченской войны бежали в Россию.
Старший брат, Геннадий, продолжил традицию предков, посвятив себя военной службе в военно-воздушных силах, и ушел в отставку в звании гвардии подполковника. Второй брат, Виктор, выбрал гражданскую профессию. Автор этих строк, более трех десятилетий, работая в профсоюзе, защищала законные права работников химической и нефтехимической промышленности области в их трудовой деятельности. В наших семьях до сих пор сохраняется память о наших предках, некоторые традиции, больше в кулинарии, и, конечно же, в характерах и поступках проявляются черты, присущие казачьему роду.
Сегодня стать белорусским казаком может любой православный гражданин, кому нравится казачья культура, выискивать при этом казачьи корни совсем не обязательно. Это их право. А вот отношение к ним в обществе должно быть уважительным, так как они сохраняют историю и культуру наших предков. Кто знает, может в каждой белорусской семье, были показаченные предки.
Вот как об этом в своём стихотворении «Я казак – не казак...» писал Янка Купала в 1911 году.
Я казак — не казак,
Што нагайкай свісціць,
А казак, што калісь
Знаў, як волю любіць!
Што гуляў за Дняпром
Ад зары да зары,
Ў вольнай Сечы грымеў,
Як парогі ў Дняпры.
Што на бел-свет спяваў
Песні з поўных грудзей
І гасцінна прымаў
З свету вольных людзей.
Што умеў пастаяць —
Паляцець у паход —
І за волю сваю,
І за ўвесь бедны род.
Што кароны пікой
І пасады ўстрасаў,
А законы крывёй
Самаўладцам пісаў!
На фото Могилевские казаки
Свидетельство о публикации №225040601019