Из журналистов -в педагоги
В ПАМЯТЬ моей подруги и наставницы Лидии Аркадьевны Бобковой. Она перевернула мою жизнь-беженки из Таджикистана,она привела меня в профессию педагога. Она была долгие годы верным другом семьи Дейниченко.Я не раз признавалась Лидии Аркадьевне в любви и уважении. Она ценила наши отношения.Светлая память светлому человеку! Соболезную её родным и горюю вместе с ними о тяжёлой утрате.
6 апреля 2025 года.
*****
ИЗ ЖУРНАЛИСТОВ -В ПЕДАГОГИ или как рождался «Юнкор»
КОНТРАСТЫ
Из Душанбе,столицы Таджикистана – в российскую глубинку, из жары - в холод, из престижного тассовского журналиста – в безработные. Такой грустный итог я подвела в сентябре 1993-го года на новом месте в посёлке Ханино,куда мы с мужем Глебом Дейниченко вынуждены были переселиться из-за полыхающей в Таджикистане гражданской войны. Мне было 44 года,Глебу 55.
Тульские родные, мой брат Валера и его жена Люся, предложили пожить в родовом доме Сёмкиных,уже к тому времени покойных.Старенький пятистенок с русской печкой и удобствами на улице.
Ближайший райцентр Суворов от нас в семнадцати километрах. Здесь есть единственная районная газета с оптимистическим для 90-х годов названием «Светлый путь». Но даже сюда устроиться казалось маловероятным, ведь обычно в маленьких газетах штат укомплектован на сто лет вперед.
И я пошла в Ханинскую школу к директору Лидии Аркадьевне Бобковой с предложением вести кружок эстетики. Она встретила меня радушно. Мы проговорили часа три и по заинтересованности, отражавшейся на её лице, я поняла, что обрела родственную душу.
- Наша школа работает по базисному плану, - сказала в конце встречи Лидия Аркадьевна. – В расписании есть обязательные предметы и факультативные курсы по выбору – «Основы музыкального фольклора», «Цветоводство», «Основы сельского хозяйства». Мне кажется, вам не составит труда разработать программу «Основы журналистики». Это будет и для школы престижно и для вас интересно передать опыт детям. Попробуйте соединить журналистику с эстетикой: вот и не пропадет ваш творческий багаж по театру и кино. Согласны? Нынче у нас на дворе декабрь 1993 года, к сентябрю 1994-го надо с программой всё закончить.
Я с благодарностью уцепилась за подсказанную идею. Воспряла духом: и в деревне я не останусь без любимого дела. Так Лидия Аркадьевна стала крёстной матерью «Юнкора».
В провинции слухи распространяются быстро. Дошло и до редакции районки, что в Ханино обосновались на жительство супруги Дейниченко – тассовские журналисты. По телефонам поселковой администрации меня разыскал главный редактор «Светлого пути» Евгений Андреевич Нефедов.
Познакомились. Разговоров задушевных было немало и в редакции, и у нас дома в Ханино. Он и «сосватал» нас в свою газету, заявив, что специалисты такого уровня, как мы с Глебом Николаевичем, творчески укрепят редакцию.
* * *
1 сентября 1994 года директор Ханинской школы Лидия Аркадьевна Бобкова на торжественной линейке представила меня как нового преподавателя по журналистике. Учеников – юнкоров я набрала в 9-10 классах. Группа получилась большая и пестрая. Кто-то действительно пришёл с желанием научиться писать в газету, а кто-то просто из любопытства: что это за «Юнкор» и с чем его едят.
Занимались мы два раза в неделю после уроков. Назвали свое новое сообщество школьный пресс-центр «Голос юности» (как в мои детские годы). Выбрали редколлегию и стали выпускать еженедельную стенную газету, а мои ученики получили звание собственных корреспондентов.
На первых же занятиях разобрались с теорией газетных жанров. Выяснили, что жанр – это форма подачи материала, принятая в журналистике. Журналистика – общее понятие о профессии, а корреспондент или репортёр (от английского слова сообщать) – это профессионал, который сообщает читателю о новостях
А что такое новость? Выясняем на примерах из школьной жизни, что новость – это событие, которое произошло или произойдет (вчера, сегодня, завтра).
Что для юнкора может стать новостью? Открытие любого клуба, кружка, студии, появление нового предмета или учителя в школе, празднование юбилеев и памятных дат, а так же выставки, концерты, премьеры спектаклей и фильмов и много чего другого. Ты впервые побывал на море в знаменитом «Орлёнке» - это событие! Принял участие в кинофестивале – событие! Стал победителем олимпиады, спортивных соревнований, КВН – тоже событие. Попробуй написать об этом. Новость или короткая информация – это сообщение о событии и требует лаконичного стиля, простоты в построении фразы, коротких предложений.
Главное в новости факты, то есть то, что объективно существует, реальное невыдуманное происшествие. Новость – основа в таких жанрах как заметка, корреспонденция, интервью, репортаж.
Зачастую материалы подаются под рубрикой. Так, вот, рубрика – это специально обозначенный раздел в газете, радиопрограмме или телепередаче, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Например: «Тревожная новость», «Мнения», «Наше интервью» и др. Вместе с другими элементами оформления и подачи материала рубрики служат для ориентировки читателей на газетной полосе. Рубрики могут быть разовыми и постоянными.
В информационных жанрах принят метод «Лида». Лид (от английского вести за собой; отсюда - лидер) означает суть события в первом же абзаце: Что произошло? Где? Когда? А почему произошло и с какими последствиями можно изложить во втором абзаце.
В информационных жанрах очень важна оперативность и достоверность. О новогоднем празднике ты ведь не будешь сообщать весной, верно? Новость устаревает очень быстро, поэтому иди вслед за событием или готовься к нему загодя.
Все факты нужно проверять. Если мы пишем о людях – у них есть конкретные фамилии и биографии, место жительства, учёбы, работы. Все это существует в действительности и можно подтвердить документально.
А вот слухи, сплетни, домыслы – это «жареные факты». Есть еще такое выражение «газетная утка», возраст которой равен возрасту самой журналистики – около 300 лет. Возникло это выражение в 18 веке в Германии. Добропорядочные газетчики после сомнительных сообщений ставили пометку из двух букв – НТ эн-те нон тестатур (не проверено!) Энте по-немецки утка: так безобидная птица стала символом журналистских измышлений.
А теперь, мои юные друзья, усвоим три составляющих журналистского мастерства: увидеть (событие, факты), осмыслить и рассказать. Значит, надо учиться мыслить фактами.
Разберём, пожалуй, самый популярный жанр – заметку. По сути заметка – это расширенная информация: новость, подтвержденная «кирпичиками» фактов. Вот пример из газеты «Светлый путь» от 31 января 1995г.
КТО КОГО?
В декабре в суворовской средней школе №2 проходила районная олимпиада по математике. Честь нашей Ханинской школы защищали девятиклассники Оксана Матвеева, Андрей Антонов и Михаил Ефремов.
В программе олимпиады было пять заданий, которые требовали сообразительности и смекалки. Их и проявила Оксана Матвеева. Она набрала пять баллов, в то время как у остальных участников в активе оказалось всего лишь по одному баллу. Хотя ребята не заняли призовых мест, всё-таки проверка на лучшее знание математики состоялась. Надеемся, что в следующий раз им повезёт больше.
***
Автор Лена Винокурова – ханинский юнкор рассказала о событии – районной олимпиаде по математике. Что произошло? Районная олимпиада по математике. Где? - В суворовской школе №2. Когда? В декабре. Это новость.
А дальше юнкор рассказывает о заданиях и участниках, среди которых оказались и одноклассники юнкора.
Заметку можно написать и без новости. Но нужен повод: почему юнкор хочет рассказать именно об этом? А чтобы читатель прочёл твою заметку с первой до последней строчки, нужен «манок» или попросту «завлекалочка».
Прочтите внимательно заметку Вики Митеничевой, которая завлекает уже названием «Урок на Поклонной горе» («Светлый путь» от 26 сентября 1995г.)
УРОК НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
Хороший подарок к началу учебного года получили старшеклассники Ханинской средней школы. Команда – победительница районного турслета побывала в Москве на Поклонной горе.
Бесплатную экскурсию к 125-летию школы организовал директор Тульского филиала фирмы «Акдорос» Ю.А.Аликин.
...Выехали рано утром на специальном автобусе, который вёл опытный водитель А.В.Грачёв. И вот, наконец, мы в Москве.
Поклонная гора – это огромный мемориал, посвященный 50-летию Победы над фашистской Германией. На его территории расположен музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг., небольшой собор, музей под открытым небом, где собрано оружие защитников Родины, а также множество различных фонтанов, цветников и аллей.
Перед входом в музей установлена высокая стела, на которой запечатлен весь путь войны от Бреста до Берлина, названия всех городов, в которых проходили бои. Сам музей очень большой, чтобы его обойти и разглядеть всё подробно, нужно затратить целый день.
На первом этаже находится зал Памяти. Здесь же хранится множество книг, в которых записаны имена погибших на войне - от рядового до командующего. В центре зала – памятник скорбящей матери.
Окружают зал художественные диорамы – их шесть. Первая диорама «Контрнаступление под Москвой». Картину написал народный художник Российской Федерации Е.И. Данилевский. «Битву под Сталининградом» изобразили отец и сын Самсоновы, «Блокаду Ленинграда» - Е.А.Корнеев,
«Курскую битву» - Н.С.Присекен, «Форсирование Днепра» - В.К. Дмитриевский, «Штурм Берлина» - В.М.Сибирский.
На второй этаж ведет красивая лестница, на верху которой уставлены щит и меч. Здесь расположен зал Славы, в котором лежит меч, изготовленный туляками. На стенах выгравированы названия городов – героев, записаны имена всех воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза. Среди них и наш земляк – уроженец Ханино Виктор Федотович Чухнаков.
Рядим с залом Славы расположен зал военно – исторической экспозиции. Здесь находятся бесценные реликвии – сохранившиеся со времен войны личные вещи солдат, моряков и т.д.
На третьем этаже расположена картинная галерея, в которой в момент нашего посещения действовала выставка «Дары художников – музею». Большое впечатление произвели картины «Прокладка кабеля через Ладогу» (автор А.Н.Семенов), «Чужой сын» (С.Н.Андрияка) и многие другие.
Экскурсия мне очень понравилась, и я хотела бы побывать там ещё раз.
Огромное спасибо организаторам этой увлекательной поездки.
Вика Митеничева, собкор школьного пресс – центра.
* * *
Главный редактор газеты «Светлый путь» Евгений Андреевич Нефедов горячо поддержал создание ханинского «Юнкора» - так сокращенно мы стали называть наш факультативный курс. Первые заметки и интервью по его настоянию были опубликованы уже через четыре месяца с начала занятий. Публикации произвели в Ханино фурор: нас поздравляли все от мала до велика, а юнкоры ходили прямо-таки в именинниках. Не судите строго наши первые опусы…
ГОТОВИМСЯ К ЮБИЛЕЮ
1995-й вступил в свои права. Немного грустно сознавать, что год минувший – это уже наше прошлое, которое следует как-то подытожить.
Корреспондент школьного пресс-центра Вика Митеничева беседует с директором школы Л.А.Бобковой.
- Лидия Аркадьевна, какими событиями запомнился Вам ушедший год?
- Мне кажется, испытательный срок внедрения эксперимента – работы по базисному плану – мы выдержали. Наряду с основными предметами ввели, скорректировали и утвердили новые программы факультативного и индивидуального обучения.
Минувший год убедил педагогический коллектив в том, что наши поиски новых форм работы с учащимися в русле сохранения русских народных традиций верны. В результате родилась еще одна форма общения педагогов и учеников – тематические посиделки с песнями, конкурсами, чаем и пирогами.
Мы испытали в прошлом году большие финансовые трудности. И всё же в школе проведён капитальный ремонт.
Есть теперь у нас и свой новый трактор МТЗ – 82. Деньги на приобретение его выделила администрация района.
На базе школы состоялись пять районных семинаров – это очень приятно.
Моя дочь, Е.Бобкова, закончила в прошлом году Тульское училище культуры, получила диплом и стала заведующей школьной библиотекой.
Наши лучшие ученики приняли участие в районных олимпиадах по математике и географии. Состоялась проба пера слушателей факультатива «Основы журналистики» в школьной стенной газете и на страницах районной газеты "Светлый путь". Получается, в целом год был удачным.
- А какие планы на этот год?
- Хотелось бы напомнить о большом событии – 125-летнем юбилее нашей школы. Возраст внушительный, правда? Только представь, сколько выпускников вышло из этих стен! Очень надеюсь, что в проведении юбилея нас поддержат не только наши шефы, но и общественность района.
- Что бы Вы пожелали себе и всем людям в новом году?
- Желаю всем счастья, мира, любви, добра, а самое главное – здоровья.
- Спасибо за беседу, Лидия Аркадьевна.
* * *
А вот как проходила у нас беседа по жанру интервью.
Почему-то считается, что беседа пойдёт сама собой. Ах, как обманчиво! Давайте разберем структуру этого жанра. Итак, интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Виды интервью бывают вот какие.
Блиц-интервью или блиц-опрос (короткий вопрос – короткий ответ) сразу нескольких собеседников.
Тематическое интервью обязывает репортера заранее показать собеседнику предлагаемые вопросы, чтобы он подумал и ответил на них не спеша, в домашней обстановке.
Тематическое интервью может быть заочным (вопросы опубликованы в газете), а ответы собеседников анонимными (без указания имени, фамилии, адреса, места работы и учёбы). Кстати, анонимные ответы, которые получали мои юнкоры, были не менее чистосердечны и искренни.
Интервью по поводу – это беседа с человеком-юбиляром, человеком, получившим награду, звание или назначение на должность, победителем конкурса, спортивных игр и так далее.
А еще интервью, как беседу в форме вопросов и ответов, мы используем в качестве сбора информации. Кстати, вполне возможно эта информация сложится в другой жанр – зарисовку, корреспонденцию, рецензию. Надо помнить, друзья мои, что без уменья вобрать в себя и осмыслить мнения десятков людей, самый умный-преумный журналист ничего серьезного написать не сможет.
Военный корреспондент Константин Симонов любил повторять: «Умейте в беседе слушать. Дайте собеседнику выговориться. Это бывает много интереснее, чем то, о чем вы хотите спросить».
А я,профессиональный журналист Вера Дейниченко, лично всегда действую по принципу – не навреди собеседнику. Нельзя без его согласия использовать откровенную исповедь в публикации. Обязательно спрашиваю: «Можно об этом писать?» И еще: недопустимо ставить собеседника в неловкое положение бестактными, интимными вопросами, передавая ему слухи и сплетни. Это не этично, а значит безнравственно. Не считайте, друзья мои, интервью лёгким жанром, не спешите на встречу с мыслью «куда кривая выведет». К интервью надо готовиться, а на беседу – встречу с человеком надо настроиться. Запомните, способность к общению рождается из живого, глубокого интереса журналиста к людям, из вашей собственной душевности.
Надо уметь задавать вопросы. Подумайте над тем, о чем будете спрашивать. Вопрос должен быть понятен, иметь для собеседника тот же смысл, что и для журналиста. Иначе, каждый будет общаться сам с собой без точек соприкосновения. И ещё, вопрос должен содержать в себе одну мысль. Иначе собеседник ответит лишь на последнюю часть вопроса или ту, которую легче запомнить.
Старайтесь, чтобы вопрос ваш был современным, уместным (пусть даже в неординарной и необычной форме), важно задать его так, чтобы снять возможное недоумение. Не забывайте пословицу «Какой привет, такой ответ».
Готовясь к беседе, можно заранее узнать о каких-либо важных моментах биографии (возможно и негативных), о которых собеседнику неприятно говорить. Необходима точность, достоверность, оперативность. Обязательна проверка имен, цифр, фактов. Предупреждайте собеседника о встрече и интервью – экспромты тут не годятся.
* * *
Из ханинской группы сразу же выделились трое: Вика Митеничева, Лена Винокурова и Юля Сёмкина. Девчата гордились званием юнкора и старательно выполняли каждое задание. Опубликованные в печати заметки и интервью мы оформляли на специальном стенде в школьном коридоре.
Признаюсь честно, мне было не легче, чем моим ученикам-юнкорам. Одно дело самой быть журналисткой, другое – научить ремеслу детей. Педагогика – другая профессия и мне пришлось учиться на ходу. Лидия Аркадьевна Бобкова – директор школы преподаватель истории и географии стала моим ангелом-хранителем. Она и подсказывала, и переживала за мои неудачи и радовалась успехам.
В районной газете, где мне приходилось писать о многих местных проблемах, я теперь старалась каждую публикацию по-возможности сделать учебным пособием для моих учеников. В школе, да и во всём посёлке Ханино обсуждалась каждая моя заметка, интервью, статья. Казалось, что я – как человек, как профессионал, как современная женщина, интересна окружающим и, конечно же, моим юнкорам.
Поэтому первый отказ заниматься в «Юнкоре» стал не только ударом по самолюбию. Скорее стрессом. Значит, ученик не воспринял тот уровень общения, который я предложила? Наверное, ему трудно думать, работать над собой? Но с другой стороны, не могут же все дети быть похожими на меня и стремиться в журналистику?
Мудрая Лидия Аркадьевна, утешая меня, сказала: «Для учебной практики – это нормально. Отсев всегда должен учитываться. Воспринимайте всё спокойно. Иначе вас надолго не хватит». И посоветовала следующую группу набирать после предварительного собеседования. Но новый учебный 1995 год «Юнкор» начал не только в Ханино.В сентябре 1995 года школа «Юнкор» получила «прописку» в Суворовском муниципальном детско-юношеском центре (ДЮЦ). И на занятия в Суворов стали приезжать ко мне старшеклассники из двух Агеевских поселковых школ,из сёл Мишнево и Кулешово,из города Чекалина,из посёлка Черепеть.Само собой,приходили ребята из 7-11-х классов и из пяти школ города Суворова.
Так факультатив "Основы журналистики" из Ханино стал общешкольным,а его выпускники получали пометку в аттестате о прослушивании курса. Это было впервые в Тульской области! А в 1999 году моя программа подготовки юных журналистов,которую помогла мне написать моя наставница в педагогике Лидия Аркадьевна Бобкова, была утверждена как авторская в Тульском институте профессиональной переподготовки учителей и мне было присвоен высший разряд педагога дополнительного образования.
( Из книги "КАК СТАТЬ ЮНКОРОМ") http://proza.ru/2014/10/16/1538
И ещё даю ссылку на статью Лидии Аркадьевны "Подарок судьбы" -о душевном отношении к супругам Дейниченко-соседям ханинским,ставшими близкими и благодарными её друзьями. http://proza.ru/2015/11/06/1646
Свидетельство о публикации №225040601029