Возлюби - много
(рассказ - размышление)
Сначала традиционная "заставка" рассказа моего старшего собрата по перу, друга (его предки выходцы из Греции и, что, возможно два Алкамана, античный и современный, родственники. Как Алкмеон, Алкмена. Он мой земляк):
"ВКРАПЛЕНИЯ
Эссе
Мы живём, будто стоим на собственной платформе, уверенные, что под ногами — нечто устойчивое, надёжное, наше. Но стоит приглядеться — и очертания этой платформы расплываются. Под ней — этаж за этажом, слой за слоем, скрытых оснований, ведущих к самому корневищу Мироздания.
Человек не самодостаточен. Его тело, чувства, разум — не начало, а завершение. Мы — высший этаж, отзвук множества безмолвных, но незаменимых глубин. Наше существование держится на тектоническом ритме планеты, на гравитации, свете, дыхании атмосферы — на косвенном, почти незаметном, но всеохватывающем.
Непосредственное — это то, что ближе, ярче, ощутимее. Косвенное — то, что удерживает, питает, незримо поддерживает. Мы видим только верхушку пламени, забывая о жаре внизу. Наша осознанность — это лишь тонкий лепесток на теле великого дерева, укоренённого в безмолвном бытии.
Чем выше этаж, тем острее зависимость. И потому кичиться этим верхом — всё равно что свечке гордиться фитилём. Мы — не венец, а следствие. Мы — не основа, но отражение.
Свобода воли? Слишком горделивая формулировка для того, кто возник в результате бесчисленных взаимодействий. Мы можем выбирать, но только среди доступного. И наши решения — не голос с Олимпа, а отклик на зов среды. Мы звучим, потому что в нас уже заложена партитура.
Смерть — не утрата, но возвращение. Мы не исчезаем, а слагаемся в общий узор. Мы — вкрапления, вынесенные на поверхность, и, когда исчезаем, возвращаемся в ткань, из которой были сотканы. Нет в этом трагедии — есть закономерность.
Так, сами того не подозревая, мы почти всем своим естеством представляем общее, косвенное, связующее. И лишь на финише жизни, в узком просвете бытия, обретаем что-то похожее на индивидуально непосредственное — хрупкое, тонкое, условное. Не для того, чтобы возгордиться, а чтобы выразить благодарность.
Потому что мы никогда не были абсолютно отделены. Мы — не изъятые, но выделенные. Не чужие, а временно оформленные. Не потерянные, а возвращающиеся.
Чем ближе к краю, тем яснее понимание: привилегия быть поверх — не привилегия вовсе, а мера ответственности. Наш этаж — не трон, а балкон. С него не кричат, а наблюдают и слушают.
Мы вкраплены. И это — не повод для суеты. Это — приглашение к великому молчаливому согласию с тем, что было до нас, есть помимо нас, и будет без нас.
Мурат АЛКАМАН,
14 апреля 2025 года"
Предисловие
Вот и апрель на дворе. Со шквалистым ураганным ветром. Который валит деревья в городке. Срывает крыши. Раскачивает рекламные щиты и срывает с них вывески. Всё как обычно. Днём солнышко припекает. Тает снег. А ночью лёгкий морозец.
Собственно рассказ: "Возлюби - много"
Сегодня, в воскресенье, к 12 часам. я спешу в Церковь. Безусловно, Церковь, главное событие в моей жизни за неделю. Подвести некий итог. Помолиться с прихожанами и Пастором Дмитрием о вечном. Которое, для многих из прихожан, не за горами. Да, большинство прихожан люди пожилые, а некоторые, просто сильно старые.
Некоторые прихожане приводят с собой детей подростков, чтобы тоже приобщить к Богу, Церкви.
Еду в автобусе в Церковь. Как всегда - негде яблоку упасть. Но все уже привыкли к тесноте в автобусе и сильно не ропщут. В основном молодёжь уткнулись в смартфоны, а некоторые даже находятся с помощью смартфона в рабочем состоянии, ведут профессиональные беседы о товарных поставках... Я не вслушиваюсь в их профессиональный разговор, он мне не интересен.
В Церковь я сегодня не опоздал. Занял "своё" место, перед этим выпив стаканчик воды из ёмкости. Окидывая зал взглядом, заметил новенького. Мужчину, приблизительно моих лет, этак под семьдесят.
Ровно в 12 часов Пастор Дмитрий начинает воскресную проповедь, на тему: "Возлюби - много". Сначала название меня интригует, но совсем вскоре мне открывается его смысл. Очень простой, но глубокий, со смыслом...
Послесловие
"Гейм ове"! Проповедь окончена. И мы, прихожане, разбредаемся по своим домам. Сделав ещё один шаг к Богу. Всё шире распахивая для него сердца, впуская туда Святой Дух Божий.
PS: (место Цензора)
6 апреля 2025
* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.
Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.
Свидетельство о публикации №225040601036