Однажды...

Я давно хотела посетить величественный исторический памятник Казахстана – мавзолей Хазрата Ахмада Яссави. В предпраздничные выходные мы с сыном отправились в паломничество. Как только мы пересекли границу, наши братья стали спрашивать о нашем пункте назначения. В тот день в городах и селах соседней республики проходили праздничные торжества по случаю Навруза. На парковке было много таких же паломников, как мы. Кто-то направлялся в Туркестан, кто-то в сторону Сайрама, а кто-то в сторону Шымкента.

Стройная девушка в национальном костюме поднесла нам поднос, наполненный колобоками и керамическими пиалами с сумаляком. Праздничная радость снова наполнила наши сердца.

Пока мой сын готовился к отъезду, я присела в тени дерева. Тут я заметила пожилую женщину, укладывающую пластиковые бутылки в мешок на металлической тележке, и сказала: "Здравствуйте." Она посмотрела на меня, выпрямилась, сняла перчатки, нежно погладила меня по плечу и сказала: "Ты узбекская поэтесса? Я видела тебя много раз по телевизору. Мы смотрим узбекское телевидение, потому что наш дом находится недалеко от границы. Вчера у вас прошел праздник Навруз, мы видели. У нас сегодня праздник. Твой халат из адраса красивый, дочка. Тебя пригласили на праздник?  Ты будешь читать стихи?" - сказала она, ласково глядя на меня.

Я сказала пожилой женщине, что мы едем в паломничество. На мой вопрос, почему она не отдыхает в праздничный день, она ответила:
- Увидев меня, ты подумала, что у этой старухи никого нет и она бродит по улицам, чтобы заработать на хлеб? Когда я погладила тебя по плечу, ты вздрогнула. Неужели я такая страшная, или ты подумала, что я вытираю грязь со своих рук о твою одежду? Я тоже образованная, проработала на государственной службе сорок лет и вышла на пенсию. Мне семьдесят три года. У меня одиннадцать детей и тридцать восемь внуков. У меня есть дом и всё необходимое. Три-четыре года назад у меня заболели ноги, и я не могла ходить. Врачи предупредили, что если не буду постоянно двигаться, то потеряю способность ходить. Зимой и летом я не забываю красить брови усьмой. С детства люблю усьму, цветы и базилик. Я не считаю уместным гулять по махалле с накрашенными бровями, ведя за руку внука. Когда нет мужа, не хочу, чтобы кто-то присматривал за мной в старости! Потом я нашла это занятие. Мои дети, особенно сыновья, из деликатности сильно противились. Они обиделись на меня, говоря: "Вы голодны, мама? Вместо того, чтобы путешествовать на старости лет, вы занимаетесь таким делом и позорите нас?" Я не отступила от своего решения. Я собираю и сдаю бутылки, брошенные на улицах и в арыках. Всё, что я зарабатываю, я отдаю внукам, большую часть - детям бедных вдов. Всякий раз, когда я вижу школьников с порванной обувью, я сразу лезу в карман. Когда ходишь, глядя в землю, невольно замечаешь обувь других людей. Я получаю большую награду от лёгкой работы. В этом деле три пользы. Во-первых, улицы очищаются, и под этим предлогом мои ноги не перестают двигаться, и, что самое благое, я отправляю себе дастархан в мир иной через благотворительность. А когда придешь в следующий раз, привези мне такой же халат, он мне тоже пойдет, дочка...

Я искренне хотела подарить пожилой женщине свой халат, но она отказалась. Крепко обняв ее, я сказала: "Спасибо за урок, мама."  По дороге слова бабушки звенели у меня в ушах. У добрых дел и благородных поступков нет ни национальности, ни адреса. Мать каждой нации, мать, старейшина каждой земли - это светильники на пути добра. Мое многолетнее благое намерение осуществилось. Как во время посещения мавзолея, так и на обратном пути слова матери не выходили у меня из головы. Потому что на этом пути я постигла еще одну жизненную мудрость...

Мунаввара УСМАНОВА - Заслуженный деятель культуры Узбекистана, главный редактор журнала "Саодат", поэтесса.

Переводчик Музаффар Мухаммадназар.


Рецензии