Разные люди. Глава 19

Глава 19.

Андрей Александрович к вечеру добрался до города П. и, отыскав нужный дом, постучался в дверь квартиры Устоева. Дома была только кухарка.
 – Кто там?
 – Добрый вечер, Устоев Николай Петрович здесь живет?
 – Здесь, а что Вам нужно?
 – Я его племянник, приехал к нему повидаться.
Устоев еще не говорил кухарке о приезде племянника, но она слышала отрывки из разговора с Меньшовым и отчасти знала о приезде родственника. Николай Петрович сам хотел все рассказать сегодня вечером, но не успел, так как племянник приехал чуть раньше запланированного. Она открыла дверь и пригласила войти.
 – Заходите, сударь, не знаю, как Вас величать.
 – Андрей Александрович Хватов.
 – Проходите, Андрей Александрович, присаживайтесь.
 – А ты кто будешь?
 – Я кухарка у Николая Петровича, звать меня Варвара Петровна.
 – Что ж, будем знакомы. А хозяин где?
 – Еще не пришли. В последнее время поздно приходят, все в делах.
 – Понимаю, понимаю, деловой человек.
 – Да какой деловой? Он простой, вот увидите.
 – Скорей бы уже, ужасно хочется увидеть дядюшку.
 – Вы посидите, я насчет ужина хлопочу.
 – Да-да, конечно, не переживай, Варвара Петровна, занимайся своими делами.
Кухарка ушла, а Хватов получил возможность осмотреться. Надо сказать, его удивил вид жилища родственника. Он представлял себе богатое убранство, просторные комнаты и прислугу. А по факту была вполне обычная квартира, хоть и опрятная, и всего одна кухарка. Увиденное немного огорчило нашего героя. «Однако, как это понимать? С его-то капиталами и живет очень даже скромно. Что это? Жадность? Или еще хуже – преувеличенные слухи о его богатстве. Вот ведь. Говорил матушке, что не всем слухам стоит верить. Он, может, вовсе и не богат, как расписывали. А, может, дела пошли не лучшим образом, и он, если не банкрот, то уже просто беден стал? Ну да теперь уже поздно, приехал, назад не вернешься. Стульев зачем-то много наставлено, только место отнимают. Странно все это. Не ошиблись ли мы с матушкой? Осмотрюсь пока, там видно будет. Пару месяцев у меня в запасе есть, а там решу, что и как».
Хватов внимательно разглядывал комнату, в которой находился. Кто-то ключом стал открывать входную дверь. Варвара Петровна пошла встречать. Похоже, это был хозяин. Так и есть, вошел Устоев. Андрей Александрович не торопился выходить из комнаты, в которой находился. Он боялся попасть впросак, приняв гостя не за того. Услышав, как кухарка обратилась по имени к вошедшему, Хватов выбежал из комнаты с распростертыми объятиями, чем смутил хозяина, который не ожидал увидеть племянника сегодня.
 – Дорогой дядюшка, здравствуйте, – практически закричал Хватов, бросившись обниматься с Устоевым.
 – Бог ты мой, Андрюша, ты ли это? Как я рад, как я рад. Варвара Петровна, посмотри, это мой племянник дорогой.
 – Да, это я, приехал, как и обещал, – кричал племянник, продолжая обниматься.
 – Вот и славно, вот и молодец, что приехал. Я уж думал, не приедешь старика проведать.
 – Как Вы могли такое подумать? Как я мог не приехать? Я же обещал. А для меня слово – закон.
 – Похвально, юноша, похвально, – Николай Петрович вырвался из объятий и одобрительно похлопал по плечу племянника.
 – Рад стараться, – гаркнул Андрей Александрович, попытавшись изобразить стойку «смирно».
 – О, да у тебя и выправка есть. Орел, как есть орел.
 – Вы тоже молодцом выглядите, дядюшка. Дайте я Вас еще раз обниму.
Устоеву уже надоело обниматься, но ничего не поделаешь. Пришлось еще раз обняться с племянником. Наконец, вырвавшись из объятий, Николай Петрович прошел в гостиную, за ним последовал и Хватов.
 – Варвара Петровна, озаботься ужином и достань из того, что есть, особенного, гость у нас дорогой.
 – Сейчас все сделаю, Николай Петрович.
Варвара Петровна принялась хлопотать с ужином, а родственники расположились в гостиной. Хватов пребывал в возбужденном состоянии, улыбался и всем своим видом показывал, что рад встрече. Устоев же вел себя спокойно, но без неприязни. Он сумел подавить в себе раздражение по отношению к племяннику и стал таким, как обычно – уравновешенным и немного флегматичным. Его не обрадовал неожиданный приезд племянника, хоть он и ждал этого события, как неизбежного, смиряясь с тем, что оно просто должно произойти. Они сидели и молчали несколько минут. Молчание затянулось и Николай Петрович решил, что пора его нарушить.
 – Что, Андрюша, как добрался? Как дорога?
 – Спасибо, дядюшка, добрался хорошо. Доехали быстро, даже не заметил, как время пролетело.
 – В самом деле?
 – Да. Я всю дорогу представлял себе, как встречусь с Вами, обниму Вас и начну рассказывать, расспрашивать, в общем общаться и общаться. Так много хочется рассказать и узнать, аж дух захватывает.
 – Ну, у нас с тобой много времени, не будем торопить события.
 – И все же не терпится.
 – Предлагаю для начала поужинать. Присоединишься ко мне, надеюсь?
 – С большим удовольствием. И не потому, что хочу есть, а чтобы Вас от себя не отпускать, – Хватов громко засмеялся.
«Вот же прилипчивый какой», – подумал Николай Петрович, но из чувства такта улыбнулся на несмешную шутку собеседника. – «А ведь сегодня и Меньшов должен прийти, насчет комнаты обещал узнать. Встретятся, ха-ха-ха, посмотрим, посмотрим. Думаю, даже забавно это будет. Очень надеюсь, что Меньшов решил сегодня вопрос с комнатой, иначе придется терпеть гостя еще какое-то время. Сегодня никуда не денешься, придется у себя его оставить. Не люблю незваных гостей, страх как не люблю».
Варвара Петровна накрыла на стол и пригласила ужинать. Ужин был, как обычно в этом доме, скромным. Отсутствие дорогих кушаний в очередной раз озадачило Хватова, который снова подумал о том, не ошибся ли он насчет родственника.
Устоев принялся за еду, молча и сосредоточенно жевал. Андрей Александрович хоть и хотел поговорить, но голод взял свое, и наш герой набросился на еду.
«А говорил, что есть не хочет», – подумал Николай Петрович.
 – А что, Андрюша, как матушка? Жива, здорова?
 – Матушка хорошо, слава Богу. Ужасно хотела приехать, да не смогла, дела ее не отпустили.
 – Жаль, очень жаль. Повидаться хотел. Ну, даст Бог, еще свидимся.
 – Тоже очень на это надеюсь. Скажите, дядюшка, как Вы живете? Как здоровье?
 – Да как может жить никому не нужный старик? Живу, слава Богу. Здоровье уже не то, но креплюсь, куда деваться? Расслабишься, и старуха с косой в гости заглянет, а к чему она мне? – Устоев засмеялся.
 – Это верно, такие гости ни к чему.
 – Во-во. Скажу тебе, Андрюша, что скучно мне, особенно вечером. Днем-то еще ничего, в магазине пропадаю. Там хоть и немного работы, но все же. То то поделаешь, то это, так день и проходит. А вот вечером страх как тоска одолевает.
 – Теперь, дядюшка, мы прогоним тоску из этого дома. Я каждый вечер буду составлять Вам компанию, уж поверьте.
«Какая радость», – усмехнулся про себя Устоев.
 – Вот спасибо, Андрюша. Однако, не стоит тебе брать на себя такую обузу.
 – Что Вы? Вовсе нет. Какая обуза? Даже и не говорите мне про это. Это не обуза, а долг. Долг любого человека помочь своим родным и близким, – Хватов изобразил некоторую досаду и обиду.
«Да, без твоей помощи никак не проживу», – язвительно подумал дядюшка.
 – Ну-ну, не горячись, Андрюша. Я же как лучше хочу. О тебе думаю. Ты человек молодой, тебе развлечений хочется. Сидеть вечером со стариком – занятие не самое веселое.
 – Между весельем и помощью Вам я всегда выберу второе, знайте это.
 – Похвально, весьма похвально, – Николай Петрович даже изобразил, что смахивает слезу. Лучше бы он этого не делал. Племянник вскочил со стула и опять кинулся обниматься. Хорошо, что в этот момент постучали в дверь, и объятия быстро прекратились. Пришел Меньшов. Хозяин вышел из-за стола и направился к двери встречать гостя. Хватов остался в гостиной.
 – Иван Федорович, добрый вечер.
 – Добрый вечер, Николай Петрович, вот, зашел, как обещал. И пришел я не просто так. У меня хорошие новости.
 – Подождите, подождите немного. Пойдемте. Я Вас познакомлю со своим племянником. Представляете, сегодня приехал. Как я рад этому, – Устоев говорил нарочно громко, чтобы было слышно в гостиной.
«Быстро он прилетел», – подумал Меньшов и проследовал за хозяином.
 – Вот, Андрюша, знакомься. Это Иван Федорович Меньшов – мой друг, самый что ни на есть близкий. А это Андрей Александрович Хватов, мой племянник. Я тебе о нем рассказывал.
 – Добрый вечер, Андрей Александрович.
 – Добрый вечер, Иван Федорович.
Оба гостя начали внимательно смотреть друг на друга и изучать. Этот момент не ускользнул от Устоева, и он отметил про себя, что все идет так, как задумано.
 – Так вот, Андрюша, Иван Федорович помогает мне в одном деле. Оно и тебя касается.
 – В самом деле?
 – Да. Иван Федорович любезно согласился подыскать тебе комнату, так как у меня места мало, да и зачем тебе жить со стариком.
 – Но я …
 – Знаю-знаю, что ты сейчас скажешь, но не возражай. Я хочу, как лучше, потому так поступил. Не подумай, что выгоняю тебя, вовсе нет. Сегодня будешь ночевать у меня, а завтра, я надеюсь.… Иван Федорович нас сейчас обрадует? – Николай Петрович вопросительно посмотрел на Меньшова.
 – Обрадую. Ваше поручение выполнил. Встретился со своим знакомым и все узнал. Есть комната, хорошая, чистая, светлая и не очень далеко. За полчаса пешком дойти до Вас можно.
 – Не далеко ли это? – Устоев незаметно подмигнул Меньшову.
 – Ближе не нашел. А вариант достойный, поверьте.
 – В том, что Вы нашли достойный вариант, сомневаться не приходится.
 – Дядюшка, но… – Хватов попробовал перехватить тему разговора.
 – Андрюша, мой дорогой племянник. Я позаботился о тебе. Более того, скажу еще и то, что платить за эту комнату тебе не придется. Все расходы я беру на себя. Вам же, Иван Федорович, скажу, чтобы денег ни Вы, ни ваш знакомый от Андрея Александровича не принимали. Все оплаты только с меня. На этом точка. А то я своего племянника знаю, гордый и независимый. Не обижайся, Андрюша, говорю, как есть. Я всегда говорю, как есть, как думаю. Эти черты мне в тебе нравятся, этому я симпатизирую.
 – Хоть я и не очень рад, что придется жить от Вас отдельно, я вижу вашу заботу и бесконечно благодарен за это.
 – Вот и славно. Теперь все довольны. Иван Федорович, хотите есть?
 – Нет, спасибо, я ужинал.
 – Может, хотя бы чаю?
 – От чая не откажусь.
 – Вот и славно. Давайте пить чай. Варвара Петровна, займись чаем.
Меньшов, как и Устоев, был не рад приезду племянника. Появление родственника могло помешать его планам по вхождению в доверие к Устоеву. Впрочем, его утешало то, что дядюшка и сам не рад неожиданно появившемуся родственнику, а также то, что поселят этого любящего племянника на достаточном удалении. Однако, соперник все же есть и с ним нужно что-то делать.
 – Андрей Александрович, будет ли Вам удобно завтра с утра заняться вопросом заселения? – Меньшов решил не церемониться.
 – Я все же хотел попросить дядюшку оставить меня у себя. Может, за сегодняшний вечер мне удастся его уговорить? – Хватов робко поглядел на дядюшку.
Устоев сделал вид, что не расслышал вопроса, ковырялся чайной ложечкой в чашке, словно пытался там что-то найти.
 – Дядюшка…
 – А, что?
 – Вы, может, все же согласитесь?
 – На что?
 – Я сказал, что надеюсь уговорить Вас оставить меня.
 – Полно, Андрюша, я же говорю, что так будет лучше. Да и Иван Федорович уже договорился, ему неудобно будет отказывать человеку, с которым договорился.
 – Да, это будет пусть небольшой, но удар по моей репутации, а ей я очень дорожу, – пришел на помощь Устоеву Меньшов.
 – Что ж, придется подчиниться. И все из уважения к Вам, – взгляд Хватова был похож на взгляд собаки, которая виляет хвостом перед хозяином.
 – Вот это я одобряю, нужно уважать старших, – сказал Устоев, дружески хлопнув по плечу племянника.
Андрей Александрович вспомнил про гостинцы, но не стал их доставать, решив это сделать потом, когда предпримет последнюю попытку уговорить старика. Эту попытку он решил сделать после ухода Меньшова. Надо признаться, Иван Федорович также не понравился Хватову. Племянник увидел, что у дядюшки есть близкий друг, настолько близкий, что его посвящают фактически в дела семьи. «Такие близкие друзья могут иметь большое влияние. Это опасные соперники, с ними нужно быть внимательным. Есть ли у старика еще такие друзья? Надо выяснить. Нужно знать как можно больше. Сейчас он уйдет, у меня будет время перед сном поговорить с родственником. Что-то он засиделся, поздно уже. Чувство такта нужно все же иметь, господин Меньшов. Или они настолько на короткой ноге, что для них это норма? Надо все разузнать».
Устоев сразу же заметил некую неприязнь между гостями, чему сильно обрадовался. Задуманное им воплощалось в жизнь. Он и сам уже ждал, когда уйдет Меньшов.
 – Иван Федорович, я сейчас Вам дам денег, чтобы Вы внесли задаток за комнату. Прошу Вас помочь Андрюше завтра с заселением. Понимаю, Вам на службу надо. Может, с утра пораньше? Не опаздывать же Вам?
 – Ради такого дела можно и опоздать. Но, думаю, что лучше все пораньше и сделать. На службе много заданий, опоздание заставит торопиться в работе, а я этого не люблю. Не люблю суету.
 – Вот и славно. Значит, всем нам завтра придется вставать рано, – сказал Устоев, зевнув.
Меньшов решил, что пора уходить. Он встал, попрощался и, условившись о времени визита с утра, ушел. Андрей Александрович хотел было поговорить с Николаем Петровичем, но тот изобразил сонливое лицо, сказал, что очень сегодня устал и нужно ложиться спать. Варвара Петровна приготовила постель племяннику в гостиной на диване. Наступила ночь, и все разошлись по своим кроватям. Насыщенный день закончился.
Не закончился он только для Хватова. Андрей Александрович долго ворочался и никак не мог уснуть. Он был полон впечатлений от сегодняшнего дня, который принес новые знакомства, новые эмоции и поводы для раздумий. Его несколько обидело то, что любящий дядюшка заранее подыскал ему комнату, словно желая сослать племянника подальше. «Зачем он так сделал? Заранее испытывает ко мне антипатию? Зачем тогда согласился на то, чтобы я приехал? Мог бы сразу написать, что не нуждается во встрече со мной. Тактично не стал так делать? Возможно, что старик и правда хочет как лучше. Ведь он сам взялся заплатить за жилье. Что ж, тем лучше. Сэкономлю свои деньги, да и не придется врать насчет кражи денег. Или соврать? Может, еще и на жизнь даст? Хм, над этим стоит подумать. Но пока рано об этом думать, надо осмотреться, что и как. Насчет магазина тоже не мешало бы выяснить. Может, там и не магазин вовсе? Так, лавка с дешевым товаром. Спать совсем не хочется, а надо, завтра рано вставать. Сна ни в одном глазу. Надо помечтать о чем-нибудь хорошем, и сон придет».
Андрей Александрович попробовал помечтать о будущей безбедной жизни, но толком ничего не смог придумать. После полуночи он все же заснул.


Рецензии