братья Пресняковы прославляли Воронежский Край

2018г. = Воронежская энциклопедия, в 2-х томах, 2-й том:стр.127-128:
ПРЕСНЯКОВЫ, деятели изобр. иск-ва. Владимир Алексеевич (4.3.1925, сл. Лиски Острогож. у. – 27.3.2018, В.), график, педагог, чл. СХ (1961), засл. худ. РСФСР (1976). Брат М.А. Преснякова. В В. с 1948. Окончил отд-ние архит.-отделочных работ Воронеж. архит.-строит. техникума (1949), ф-т худож.-техн. оформления кн. продукции МПИ (1959). Участник обл., зональных, всерос., всесоюз. выставок с 1950. Преп. ВХУДУ (1978-2014).  Работал в обл. оригинальной и печ. графики (в технике карандашного и перового рис., акварели, пастели, офорта, гравюры на дереве, линогравюры, литографии). Автор сер. линогравюр: «Воронеж» (1962-64), «Сказки русских писателей» (1965), «Отчий край», «Времена года» (1985), офортов «Русские старинные песни» (1985). Для ЦЧКИ выполнил илл. к кн. П.П. Ершова «Конек-горбунок» (1969), А.В. Кольцова «Хуторок» (1981), И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье» (1983), И.А. Бунина «Родник» (1985) и др. Персональные выставки П. состоялись в В. (1975, 1985, 2015). Представлен в ГРМ, ВОХМ, Лиск. ист.-краеведч. музее. Сын, Александр Владимирович (р. 9.6.1955, В.), график, чл. СХ (1989). Окончил ВХУДУ (1979, преп. Е.Я. Пошивалов, В.А. Пресняков, А.В. Старилов). Участник обл., зональных, всерос., всесоюз., междунар. выставок с 1977. Работает в обл. оригинальной и печ. графики. Автор сер. офортов: «След человека» (1987), «Русский лес» (1988-91), «Всенародное дело» (1989, ГТГ), «Отражения» (1990-е гг.). Персональная выставка П.-мл. состоялась в В. (2005). Представлен в ГТГ, ВОХМ, Лиск. ист.-краеведч. музее.
Лит.: ВИКЭ; Персональная выставка произведений художника Преснякова Владимира Алексеевича: [Kаталог] / вступ. ст. М.И. Лунёвой. В., 1975; Пресняков Владимир Алексеевич: [Каталог] / Вступ. ст. Л.А. Зориковой. В., 1985; Васильева Л. Превзойдет ли Пресняков-младший Преснякова-старшего? // КП – Воронеж.1999. 12 нояб.; Нечаев А. Печаль его светла // ВК. 2005. 4 окт.; Лепендин П. Художник из детства // ВК. 2010. 6 апр.; Инчакова С. Русский характер // Подъем. 2010. № 8;  Художники земли Воронежской. В., 2014.
                В.Д. Добромиров, М.А. Кривцова

2025г. = Воронежская энциклопедия в 2-х томах:
ПРЕСНЯКОВ Михаил Алексеевич (19.11.1919, пос. Свобода Бобров. у. (ныне г. Лиски) – 19.8.1942, Илоловский р-н Сталинград. обл., похоронен в братской могиле в ст-це Трехостровская), летчик, ст. лейт. Брат В.А. Преснякова. Окончил ср. школу в г. Лиски (1937), авиац. школу в г. Энгельс Саратов обл. (1940). Инструктор там же (1940-41). Участник ВОВ с 1941 в составе 622-го ночного легкого бомбардировочного авиаполка. На самолете Р-5 в янв.-марте 1942 совершал ночные полеты, бомбил живую силу противника, вел авиаразведку. С июля 1942 – командир звена (летал на самолете «ИЛ-2») того же полка, переим. в штурмовой, в составе 228-й штурмовой авиадивизии. 19.8.1942 в р-не хут. Ниж. Акатов – ст-ца Трехостровская Сталинград. обл. совершил наземный таран, направив горящий самолет на нем. танковую колонну.
Лит.: Спиридонов В., Станогин П. Гастелловцы // Борьба. Волгоград, 1987. 22 дек.; Белякова Т.В. Героев Советского Союза – лискинцев должно быть больше // Петровская слобода. Лиски, 2014. Вып. 7.
                А.Н. Акиньшин

2024г. май 21 = Валерий Алексеевич Семёнов и его доклад о летчиках - братьях Пресняковых, Героев Великой Отечественной войны в читальном зале юношеской библиотеки для студентов Воронежского политехнического техникума.


ПРЕСНЯКОВ Иван Алексеевич 1915 г.р. Воинское звание: лейтенант.
В РККА с 25.11.1939 г. доброволец. Место рождения: г. Лиски (Свобода), Лискинский р-н, Воронежская обл. Место призыва: Харьковское ВАУ - военное авиационное училище. Должность: штурман звена, штурман бомбардировочного авиационного полка 1-ой учебно-тренировочной авиационной бригады 1-ой Воздушной Армии. Участие в Отечественной войне с 22.06.1941 г. Лейтенант Пресняков Иван Алексеевич с 28.08.1942 года служил на трассе: штурман экипажа ТАО КВТ АЛСИБ (Транспортный авиационный отряд Красноярской воздушной трассы Аляска - Сибирь) доставляя горюче-смазочные материалы на аэродромы, на которые перегоняли американские самолеты из Аляски по договору ленд-лиза, и далее в Красноярск, перевозили различные грузы и сменные экипажи. С 25.01.1943 г. по 4.06.1944 г. лейтенант Пресняков Иван Алексеевич – штурман звена РАЭ 1 УТАБр. Лейтенант Пресняков Иван Алексеевич с экипажем вылетал на бомбометание на Юго-Западный фронт и выполнял боевые задания по уничтожению противника. 4.6.1944 года экипаж самолёта УПЕ-2 в составе командира звена старшего лейтенанта Бакурского Петра Яковлевича, штурмана звена лейтенанта Преснякова Ивана Алексеевича, пилота-лётчика младшего лейтенанта Чернышова Алексея Федотовича, стрелка-радиста сержанта Власова Василия Трофимовича погибли при катастрофе бомбардировщика УПЕ-2 из-за ошибки пилотирования при учебном полете в районе аэродрома у села Дракино Серпуховского р-на. Известие о гибели героя ("похоронка") вручено отцу Преснякову Алексею Филипповичу. Первичное место захоронения: Московская обл., Серпуховский р-н, Дракинский с/с, д. Дракино, кладбище. В 1977 г. прах героя был перезахоронен в братскую могилу мемориального воинского захоронения «Красная гора» (Соборная гора) г. Серпухова. В 2015 г. Валерий Алексеевич Семёнов - исследователь, краевед, ученик художника Владимира Алексеевича Преснякова – родного брата Ивана Алексеевича Преснякова - обнаружил, что при перезахоронении экипажа Бакурского имена двух членов зкипажа были утеряны. На протяжении многих лет Валерий Алексеевич вел переписку с Министерством обороны России, Подольским архивом, Администрацией и военкоматом г. Серпухова, добивался увековечения памяти экипажа Бакурского. В 1977 г. командира экипажа ст. л-та Бакурского Петра Яковлевича и воздушного стрелка-радиста Власова Василия Трофимовича перезахоронили в мемориале города Серпухова на Красной горе, а имена штурмана Преснякова Ивана Алексеевича и пилота Чернышова Алексея Федотовича пропали из списков. Есть документ, где написано, что они погибли вместе с Бакурским и Власовым. По Учетной карточке захоронения от 15.11.1991 года, Паспорту воинского мемориала в г. Серпухов от 2014 года, а также при визуальном осмотре списков увековеченных на мемориале выяснено, что при перезахоронении экипажа из Дракино: - полностью утрачены ФИО лейтенанта Преснякова Ивана Алексеевича; - полностью утрачены ФИО мл. лейтенанта Чернышева Алексея Федотовича; - утрачено имя ст. лейтенанта Бакурского Петра Яковлевича (Ф..О внесено в 2014 году); - значится полностью ФИО члена экипажа сержанта Власова Василия Трофимовича. В 2019 г. имена героев Преснякова И.А. и Чернышова А.Ф. внесены на одну из плит воинского захоронения. Но в Паспорт захоронения их имена не внесены. Эта история началась ещё в августе 2015 года, когда, по просьбе Валерия Алексеевича Семёнова, в результате поисковой разведки (визуального осмотра местности по вызову местных жителей) в районе города Протвино (Московская область) поисковым объединением «Надежда» (г. Коломна) было найдено место падения самолета «типа Пе-2». Среди немногочисленных мелких фрагментов самолета найден обломок картера двигателя М-105ПФ с дублированным номером 343502 (выпуска 4 квартала 1943 г. производства двигательного завода 16 НКАП (г. Казань). Останков экипажа на месте падения не обнаружено. В результате исследования документов в архиве ЦАМО было установлено, что УПе-2 20-275 был списан 1 Воздушной Армией как потерянный в результате катастрофы не позднее 27.6.1944 года. Далее в фонде 1 УТАБр был найден аварийный Акт на самолет УПе-2 20/275 с моторами М-105ПФ 343502 и 3452593, который погиб в результате катастрофы в районе аэродрома Дракино. Описанные в документах события и в целом место падения (направление и примерная дистанция от современного аэродрома Дракино) совпали с фактическими полевыми данными поисковых работ на месте крушения. Из документов следовало, что один из моторов на самолете УПе-2 20/275 за три месяца эксплуатации был заменен, но именно двигатель с найденным номером 34-3502, оставался на нем с момента выпуска и до момента катастрофы. Так были достоверно увязаны между собой место находки, найденный номер двигателя и номер самолета, а также обстоятельства гибели экипажа. В результате исследования документов в архиве ЦАМО было установлено, что УПе-2 20-275 был списан 1 Воздушной Армией как потерянный в результате катастрофы не позднее 27.6.1944 года. Читайте о членах экипажа учебного самолёта ПЕ-2, погибших вместе с Пресняковым И.А.: - Власове Василии Трофимовиче этой странице, - Бакурском Петре Яковлевиче на этой странице, - Чернышове Алексее Федотовиче на этой странице. Читайте о брате Преснякова Ивана Алексеевича – Преснякове Михаиле Алексеевиче на этой странице.
Данные об экипаже Бакурского, размещённые на нашем сайте, составлены по материалам Валерия Алексеевича Семёнова - Заслуженного деятеля искусств Воронежской области, члена Союза художников России.
Именно Валерий Алексеевич добился того, что имена И.А.Преснякова и А.Ф.Чернышова внесены на мемориальную плиту воинского захоронения «Красная гора».
Благодарю Валерия Алексеевича за предоставленные материалы и фотографии. Администратор сайта «Солдаты-Победы.РФ» Н.В.Алексеева.

                Пресняков Иван Алексеевич
                рассказывает Семёнов Валерий Алексеевич:
"Лейтенант Иван Алексеевич Пресняков родился в 1915 году в городе Свобода Воронежской области в семье железнодорожника. В 1930 г. вступил в ряды ВЛКСМ. После окончания средней школы поступил в Энгельсское лётное училище (сейчас Тамбовское), которое окончил примерно в 1938 году. Служил в авиации и во время войны попал на фронт в 1-ю Воздушную Армию. Совершал боевые вылеты на бомбардировщике. Примерно в конце 1941 года его самолёт был сбит и Иван Алексеевич попал в немецкий плен, из которого бежал. Вступил в ряды партизанского отряда. В 1943 году он вновь сражается в авиации 1 Воздушной Армии и становится штурманом звена, инструктором 1-й учебно-тренировочной бригады, которая базировалась на аэродроме Дракино Серпуховского района Московской области. Здесь переучивали лётный состав из разных полков на новые типы самолётов бомбардировщиков. Иван Алексеевич Пресняков, лишенный всех наград и званий, честно выполнял боевые задания, передавая свой опыт молодым лётчикам. На самолёте УПе-2 он с экипажем вылетал на бомбометание на Юго-западный Фронт и выполнял боевые задания по уничтожению противника. 4.6.1944 года экипаж самолёта УПе-2 в составе командира звена ст. л-та Бакурского Петра Яковлевича 1916 г.р., штурмана звена лейтенанта Преснякова Ивана Алексеевича 1915 г.р., мл. л-та пилота - лётчика Чернышова Алексея Федотовича 1924 г.р., сержанта стрелка-радиста Власова Василия Трофимовича 1925 г.р. погибли при катастрофе самолёта, по всей видимости по вине молодого лётчика. Экипаж похоронен в селе Дракино на местном кладбище. После В.О. войны ст. л-та Бакурского перезахоронили в мемориале города Серпухова, а остальные члены экипажа покоятся на прежнем месте."


Памяти Героя Великой Отечественной войны летчика-штурмовика 622 ШАП Михаила Алексеевича Преснякова.
                "Огненый таран в Нижнем Акатове". Автор: Валерий Семенов.
В начале 2011г. при встрече со своим учителем и наставником в области изобразительного искусства Заслуженным художником России, известным графиком Владимиром Алексеевичем Пресняковым заговорили о Великой Отечественной войне. Я стал расспрашивать мастера о тех годах когда война застала его в родном городе Лиски (Свобода) и чем он занимался в предвоенные годы. Владимир Алексеевич с гордостью вспомнил о том, что он родился в семье железнодорожника и сам до войны и после работал на железной дороге. У него было трое старших родных братьев Павел, Михаил и Иван и родная сестра Матрена. Михаил Алексеевич немного рисовал..Он был самодеятельным художником. Увлечение старшего брата повлияло на Владимира Алексеевича, который стал делать зарисовки людей и уголки природы Лискинского края. Река Дон притягивала юного художника к своим прекрасным пейзажам. Он очень полюбил это ремесло и стал учиться рисованию более основательно. Его рисунки отправлялись в Воронежский Дом пионеров на конкурсы. Позже пригласили посещать изостудию. преподавателя Каппер. В 1940 году Владимир Алексеевич поступает в Воронежское художественное училище. В экзаменационной комиссии присутствовал прославленный Воронежский художник Бучкури. Когда началась война художественное училище закрыли и Владимир Алексеевич вынужден был вернуться в родной город Лиски, где он стал работать на железной дороге.Его родные братья после окончания военных авиационных училищ стали кадровыми военными. До войны, приезжая в отпуск они уговаривали Владимира идти по их стопам - стать летчиком. К этому времени оба брата уже имели большое количество летных часов. Во время войны в 1942 году без вести пропал под Сталинградом Пресняков Михаил Алексеевич. Иван Алексеевич Пресняков погиб под Москвой в 1944 году и числился без вести пропавшим так как место захоронения не сохранилось. Я рассказал Владимиру Алексеевичу Преснякову о своей исследовательской деятельности по розыску пропавших без вести во время ВОВ с Воронежского завода СК-2 по просьбе Совета ветеранов. К тому времени мной было найдено более двухсот человек с этого завода, которые ушли добровольцами в первый день войны и пропали без вести. Я проследил боевой путь каждого из них и установил место гибели и место захоронения. Заводская газета отметила мою работу по поиску без вести пропавших рабочих и служащих СК-2. Была издана книга памяти «Их забыть нельзя» с моим участием.
Пресняков Владимир Алексеевич попросил меня попробовать поискать информацию о его братьях. Я охотно согласился и сразу начал поиски. Первым делом я искал сведения о лейтенанте Преснякове Михаиле Алексеевиче 1919 года рождения. В архиве Министерства обороны России были сведения, что он пропал без вести 19 августа 1942 года в районе Сталинграда. Я стал искать информацию о нем начиная с его учебы в Энгельском военном авиационном училище. После окончания авиационного училища его оставляют инструктором. Михаил Алексеевич принимает участие в подготовке пилотов и в начале войны до декабря месяца. В действующую армию его направляют вместе с преподавателями училища. В составе 622 ночного легко-бомбардировочного авиаполка он стал воевать в Украине в районах - Ясиноватая, Артемовск, Снежное, Краматорск. Совершил большое количество боевых вылетов. Бомбил эшелоны и технику с противником, сбрасывал оружие и боеприпасы воинским частям Красной Армии. 20 февраля 1942 года командир 622 ЛБАП майор Землянский представил его к награждению орденом Красной звезды.В заключении Военного Совета Округа ВВС Южного фронта значится : Достоин Правительственной награды : медаль "За отвагу" Командующий генерал-майор Вершинин.
Ст. Лейтенанта Михаила Алексеевича Преснякова направлют на переучивание в Кишинев на штурмовики Ил-2 Воронежского авиационного завода. 622 ШАП (штурмовой авиационный полк) 8-й авиационной дивизии направляют на Сталинградский фронт. Боевая работа летчиков полка заключалась в бомбометании по переправе через реку Дон в районе станицы Трехостровской в 50 км.от Сталинграда по которой пытались переправиться немецкие танковые и мото-механизированные колонны армии Паульса. Днем и ночью командир звена, пилот Ил-2 Владимир Алексеевич Пресняков совершал боевые вылеты. Были ожесточенные бои. Наши летчики гибли геройски не давая врагу переправиться на левый берег Дона. Истрибителей прикрытия не хватало. Летчик самостоятельно защищался от немецких самолетов и зенитной артиллерии. В один из вылетов 27.07. 1942 года с аэродрома "Аксай" в районе населенных пунктов Верхняя Бузиновка и Осиновка его самолет во время боя получил повреждения пневматики, но Владимир Алексеевич сумел посадить его на своем аэродроме.
28.07.1942 года звено ст.лейтенанта Преснякова выполняло бовое задание по бомбардировке и штурмовым налетам по уничтожению мото-механизированых частей и танков противника в районе Муконинской, Верхняя Бузиновка, Евсей Еруслановский. При возвращении с задания в районе станицы Нижний Акатов самолет Преснякова был подбит. Командир звена ст. лейтенант Михаил Алексеевич Пресняков направил горящий самолет в скопление танков совершив «Огненый таран».
В донесенях была формулировка: «Не вернулись с боевого задания», «Сгорели над целью». Постепенно изучив документы архива Министерства обороны я стал искать место гибели и захоронения Михаила Преснякова. Пос мотрел материалы в интернете где немцы наводили переправы через реку Дон. Просматривая карты местности от станицы Трехостровской до города Калач на Дону увидел на изображении памятник в виде крыла самолета с пробоинами на котором была табличка с двумя фамилиями -летчика Ивана Богачева и Михаила Преснякова. Сделана надпись, что в этом месте 19 августа 1942 года направив горящий самолет Ил-2 на скопление танков врага - погиб командир звена 622 ШАП, 228 ШАД, 8 Воздушной армии Михаил Алексеевич Пресняков (1919-1942 г.). 22 августа 1942 года таранив на горящем Ил-2 мостовую переправу фашистов, погиб командир звена 688 ШАП, 228 ШАД, 8 Воздушной Армии лейтенант Богачев Иван Семенович (1918 -1942 г).
Эту информацию я рассказал Владимиру Алексеевичу Преснякову - родному брату Михаила Алексеевича.Я написал письмо в Совет ветеранов ВОВ Иловинского района Волгоградской области с просьбой дать информацию об этом захоронении и почему в архиве МО Пресняков числится без вести пропавшим. Так же написал письмо в Министерство обороны России с просьбой разобраться с этим вопросом. Позже на сайте Планета Земля появилась фотография места гибели двух летчиков где вместо крыла самолета стоял металлический крест с табличкой. С Иловлинского Совета ветеранов ВОВ пришло письмо с информацией о том, что имя Преснякова Михаила Алексеевича увековечено в мемориальном комплексе станицы Трехостровская. Были присланы три фографии с эти памятником и плитой с фамилией Преснякова М.А.
Все эти материалы и фото я отправил в Министерство обороны России и в Подольский архив. Через некоторое время на сайте Подольского архива на странице о Преснякове М.А. была изменена информация о гибели ст. л-та Михаила Алексеевича Преснякова, где вместо без вести пропал было указано конкретное место захоронения и значилось, что по некоторым сведениям он совершил таран.
Я опубликовал свою короткую статью на сайте первого ТВ канала о Преснякове Михаиле А. Прошло 8 лет и я получил письмо из Волгограда от бывших военных летчиков (Качинцев), в котором они интересовались- моя ли эта заметка. Я подтвердил. Они попросили прислать фотографию Михаила Алексеевича Преснякова. В телефонном разговоре рассказали, что отдыхая на реке Дон увидели памятный знак в честь героев войны Богачева и Преснякова. Бывшие военные летчики взяли шефство над памятником и стали ходатайствовать перед Волгоградским Советом ветеранов войны об увековечивании памяти героев памятным знаком. Через три месяца пришло приглашение на открытие памятника в виде трехтонной гранитной плиты с выбитыми на ней фамилиями двух прославленых летчиков Преснякова и Богачева. На открытии присутствовали военные летчики (Качинцы), администрация районного поселка Иловля, члены Волгоградского Совета ветеранов Великой Отечественной войны, ученики школы станицы Трехостровская, студенты, пресса и телевидение. Был дан солют в честь героев.
В городе Воронеже живут дети Заслуженого художника России Владимира Алексеевича Преснякова – родного брата Михаила Алексеевича. Им есть чем гордиться. Их родной дядя был героем.
Администрация города Лиски дала обещание, что назовут одну из улиц своего города именем Преснякова Михаила Алексеевича. В Лискинском историко-краеведческом музее появился стенд посвященный землякам Пресняковым. Об этом позаботилась директор Ирина Белякова. Спасибо ей за эти добрые дела!
В заключение важная информация о том, что бывшие летчики – выпускники Качинского военного летного училища написали ходотайство в Совет ветеранов России и в Министерство обороны России о рассмотрении присуждения Государственной награды Героя России посмертно старшему лейтенанту Преснякову Михаилу Алексеевичу.



Михаил Алексеевич Пресняков родился 19 ноября 1919г. в поселке Свобода\\город Лиски Воронежской области на улице Пионерской в доме №  7.
В 1937г. окончил среднюю школу, поступил в Энгельсскую авиашколу. После окончания школы Михаил Пресняков, оставлен в авиашколе инструктором. С началом войны, в ноябре 1941г. из командиров и инструкторов Энгельсской авиашколы был сформирован 622-й ночной легкий бомбардировочный авиаполк, в состав которого вошел и Михаил Пресняков. С января по март 1942 года была боевая работа на Юго-Западном направлении. 23 января 1942 года пилот Пресняков произвел первый боевой вылет ночью. 19 февраля 1942 года Михаил Пресняков уничтожил воинский эшелон противника в районе станции Ясиноватая. 5 и 9 февраля 1942 года летчик Пресняков выполнял задания командующего ВВС Южного фронта по переброске горючего и боеприпасов передовым частям Красной Армии. Приказом командования Южного фронта от 14 апреля 1942 года за проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий Михаил Пресняков был награжден медалью «За отвагу». В июле 1942 года, после переучивания под Куйбышевом на самолеты -штурмовики Ил-2, полк перелетел под Сталинград, где в составе 228-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии принял участие в июльско - августовском сражении за город Калач и на Котельниковском направлении. За шесть дней, с 26 по 31 июля, полк потерял половину экипажей. 7 августа 1942 года, в районе разъезда «74-й километр», погиб, повторив, подвиг Гастелло, командир полка майор Владимир Васильевич Землянский. 15 августа 1942 года ударные группировки 6-й немецкой армии нанесли удары по центру и левому флангу 4-й танковой армии Сталинградского фронта, пришедшей на помощь 62-й армии, оборонявшей малую излучину Дона. После ожесточенных боев на семидесяти километровом участке, от хутора Малый Набатов до станицы Сиротинской, вражеские войска вышли к Дону, захватили плацдармы на восточном берегу, в 55 километрах от Сталинграда. Попытки ликвидировать плацдармы фашистов ослабленными в предыдущих боях частями 62-й и 4-й танковой армий успеха не принесли. К 18 августа у хутора Нижний Акатов, достроив захваченный свайный мост, гитлеровцы начали переправлять через Дон танки. Необходимо было уничтожить немецкую переправу … Восстановить картину подвига и гибели Михаила Алексеевича Преснякова помогли документы. Из журнала боевых действий 622-го штурмового авиационного полка: «…19.08.42 года. Штурмовка и уничтожение переправы через реку Дон у хутора Нижний Акатов… Не вернулись с боевого задания, сгорели над целью: Пресняков, Сатин, Иванов, Авчинников, Кислицын…». Группа Преснякова вылетела на боевое задание, и никто не вернулся. Впервые в истории полка - «Сгорели над целью…» Запись в журнале предпоследняя. Больше боевых вылетов не было. 23 августа 1942 года, передав последние самолеты, 622-й полк убыл на пополнение в город Куйбышев. В последний момент, от экипажей истребителей сопровождения, в штабе полка узнали подробности гибели Преснякова, записав их на обороте штабных документов. Из ответа Центрального архива Министерства обороны СССР: «По архивным документам установлено, что командир звена 622 штурмового авиационного полка старший лейтенант Пресняков Михаил Алексеевич 19 августа 1942 года в районе переправы через реку Дон, селение Нижний Акатов, совершил наземный таран, направив горящий Ил-2 на скопление танков врага». Михаил Пресняков повторил подвиг своего командира через двенадцать дней, не дожив три месяца до дня своего двадцати трехлетия, дня который стал исторической датой контрнаступления советских войск под Сталинградом. Награды за свой подвиг Михаил Пресняков не получил. Несколько объективных причин: погиб командир полка, полк из-за гибели большого количества летчиков был направлен на переформирование.
 Похоронен Иловлинский район, станица Трехостровская, братская могила.
                см.: ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. 818883. Д. 1856. Л.26.
По архивным документам установлено, что командир звена 622 штурмового авиационного полка ст.лейтенант Пресняков М.А. 19 августа 1942 года в районе переправы через р.Дон  с Ниж. Акатово совершил наземный таран, повторив подвиг капитана Гастелло... "Основание: оп.123317, д.6, л.6; оп.523715с, д.1, л.9 об." Статья опубликована в газете "Борьба" 22.12.1987 г.

Ст. л-т, командир звена 622 ШАП, пилот Ил-2 Пресняков Михаил Алексеевич 1919 г. р.

Пресняков Михаил Алексеевич родился в г. Свобода (Лиски) Воронежской области. Окончил школу пилотов в г. Энгельс. Был инструктором при школе. Во время Великой Отечественной войны из состава преподавателей был создан ночной бомбардировочный полк. Михаил Пресняков выполнял боевые задания по ночной бомбежке вражеских объектов, живой силы противников, ж.д. узлов, сбрасывал листовки в тылу врага. После переучивания на Ил-2 прибыл на Сталинградский фронт. 622 штурмовой авиационный полк действовал по целям танковых колонн немцев, моторизованной пехоте и по переправам через реку Дон. 19 августа 1942 года самолет Преснякова был подбит в районе станицы Трёхостровской и Нижнего Акатова. Михаил Алексеевич направил Ил-2 на танковую колону армии Паульса совершив огненый наземный таран. Во время войны на берегу реки Дон был установлен памятный знак в честь ст. л-та Преснякова М.А. и л-та Богачева И. Надпись была сделана на крыле самолёта. После войны крыло заменили на деревяный крест с мелаллической пластиной в виде щита с надписью о подвиге героев. В 2018 году был установлен памятный знак в виде камня с надписью и появилась изгородь. В Подольском архиве Министерства обороны РФ Пресняков Михаил Алексеевич числится без вести пропавшим. Я занимаюсь историей и судьбой героя войны с 2012 года. Перекопал очень много материалов, публикаций, встречался с племянником Михаила Алексеевича, с его родным братом Владимиром Алексеевичем Пресняковым, который при жизни расказал мне, что после войны к нему заезжали однополчане Михаила Алексеевича и рассказали о подвиге. Не смотря на весь этот материал Пресняков Михаил Алексеевич числится б/п. Может после открытия темы откликнуться родственники героев войны у которых тоже летчики воевали в 622 ШАП или на истребителях в группах сопровождения Ил-2. Буду рад познакомиться с такими людьми.

7 мая 2019 года торжественно открыт памятный знак, храбрым летчикам. Когда Качинцы узнали о этом памятном месте, где в августе 1942 года, в районе хутора Нижний Акатов, были совершены наземные тараны, с разницей в три дня на немецкую мостовую переправу через реку Дон, нашими пилотами Пресняковым М.А. и Богачевым И.С., мы выехали к этому месту, затерявшемуся в степном просторе. Здесь все напоминало о тех жарких воздушных боях в период Великой Сталинградской битвы, воронки от взрывов бомб и снарядов. Штурмовые авиационные полки, получили боевое задание, уничтожить переправу любой ценой. Переправа надежно защищена зенитной артиллерией противника. Подлететь к ней практически не было возможности. Пять экипажей сгорели над целью. Качинцев не оставило безразличным судьба этих храбрых пилотов. Мы обратились в РО «Всероссийского военно-исторического общества» по Волгоградской области, Председателю Василевскому Виктору Николаевичу, с просьбой установить памятник достойный памяти и геройских подвигов наших пилотов, которые ценой собственной жизни, выполнили долг перед Отечеством. Виктор Николаевич, человек слова и дела, за что, ему огромное «Качинское спасибо», за не безразличное отношение к истории региона и самой кровопролитной Сталинградской битве, во всей Великой Отечественной войне. Начиная с декабря 2018 года мы обсуждали проект памятного знака, чтобы он гармонично вписывался в степной простор и было принято решение, взять шефство по благоустройству территории вокруг памятного знака. В торжественные даты мы посещаем это место, чтобы отдать дань памяти нашим защитникам Сталинградского неба. Были установлены родственники Преснякова Михаила Алексеевича.



Графике заслуженного художника России Владимира Алексеевича Преснякова (1925 – 2018) отведено почетное место в истории воронежской литературы. Многим поколениям известны его иллюстрации к книгам Центрально-Чернозёмного издательства с произведениями А.В. Кольцова, И.С. Никитина, И.А. Бунина, В.А. Кораблинова, А.Н. Корольковой, Ю.Д. Гончаpова, П.П. Ершова и других писателей и поэтов. Жанровый спектр работ Преснякова удивительно разнообразен: офорт, линогравюра, ксилография, карандашный и перьевой рисунок, акварель, пастель. Его картины хранятся не только в воронежских музеях, но и в Государственном Русском музее. Музей имени И.С. Никитина этой выставкой представляет работы В.А. Преснякова, вошедшие в графическую серию «Песни А.В. Кольцова» (1981), отмеченную глубоким лиризмом авторского восприятия поэзии.


Воронежский график Владимир Пресняков скончался во вторник, 27 марта, сообщили на сайте Воронежского отделения Союза художников России. Заслуженному художнику России было 93 года.
Владимир Пресняков родился в Лисках. В 1949 году окончил Воронежский аpхитектуpно-стpоительный техникум. В 1959 году – Московский полигpафический институт. Владимир Пресняков работал преподавателем в Воронежском архитектурном техникуме с 1951 года, в редакции газеты «Коммуна» – с 1956 года.
С 1974 по 2013 год преподавал в Воронежском художественном училище.
Художник работал в технике карандашного и перового рисунка, акварели, пастели, гравюры на дереве. График оформил книги Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Александра Пушкина и других писателей.



в большой династии Пресняковыых есть свой Герой:
ПРЕСНЯКОВ Иван Романович (7.1.1911, с. Лиски Острогож. у. – 19.2.1983, г. Георгиу-Деж), Герой Соц. Труда (1.8.1959), Герой Труда МНР (1972). Из крестьян. Участник ВОВ. Слесарь, бригадир, мастер Лиск. локомотивного депо (1930-68). Нагр. за высокие произв. показатели. В 1968-72 мастер-инструктор по ремонту подвижного состава на ж. д. МНР.
Лит.: Золотые звезды; Зюбин М.В. Лиски: Земля и люди. В., 1990; Он же. Край Воронежский: Герои-лискинцы, В., 2000; Тихонов В. Каких героев вспомнят внуки? // Коммуна. 2013. 26 окт.
                Т.Н. Литвинова

2018г. = волонтерский проект "Воронежский Край в золотых погонах", уточнены даты:

        ПРЕСНЯКОВ Иван Романович…….мастер ж\д депо ст. Лиски, жил 72года
*07.01.1911г. село Лиски Острогожский уезд - †19.02.1983, Георгиу-Деж
в музее, стенд, фото с наградой Герой Труда Монголии с 1972г.
за развития ж\д транспорта присвоено почетное звание Герой Социалистического Труда 01 августа 1959г.
Указ Верховного Совета СССР за № 9898.

1955-68г. изберался в депутаты городСовета г. Георгиу-Деж


Рецензии