Крестовый поход против Ливии продолжается...
«Крестовый поход» против Ливии. Как все это начиналось…
Вероятно, когда-нибудь, оглядываясь назад, я пойму, почему мой путь в ливийский город Триполи лежал через города Париж и Тунис…
Пишу вам из Парижа. За окном - прекрасный вид на Эйфелеву башню и на город, в котором…
Помните знаменитые слова Владимира Маяковского «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было…»
Но причем тут, вы спросите, Ливия? А притом, что первые удары в ночь с 19 на 20 марта 2011 года по Ливии нанесли французские летчики. И, может, за несколько дней до этого они тоже любовались видом на прекрасный, мирный город…
А через три часа после их вылета французские ракеты, выпущенные французскими летчиками с французских самолетов над пылающими ливийскими городами Бенгази, Аждабийя и Брега, объятыми пожаром гражданской войны, принесли ливийскому народу новые смерти и разрушения…
Неужели война в Средиземноморье началась в Париже?
Кто и когда задумал эту операцию, которую мы узнали под красивым именем «Одиссея. Рассвет»?
И какой рассвет наступил утром 20 марта 2011 года и для Ливии, и для всего мира?
«Дон Кихот» и «Вольтер» раскрывают карты…
Мятеж в восточной Ливии готовился французскими спецслужбами с октября 2010 г. Первые сообщения об этом появились на интернет-сайте ComDonChisciotte и в сети «Вольтер» при помощи… итальянских спецслужб.
Сеть "Вольтер" сообщает, что Париж разработал с Лондоном проект свержения законного правительства Каддафи. Этот план в январе 2011 года был изменён с учётом арабских революций и затем перешёл под контроль Вашингтона, у которого были свои собственные цели: перетряска режимов во всем арабском мире.
Октябрь 2010 года, Тунис. Именно туда прилетел со всей своей семьёй на самолёте "Libyan Airlines" Нури Месмари, шеф протокола полковника Муаммара Каддафи.
Пребывание Месмари в Тунисе продлилось всего несколько часов. Неизвестно, с кем он встречался в столице, где уже, в головах некоторых политиков и чиновников, тлел мятеж против президента Бен Али. Но в эти и в последующие часы Месмари наводил мосты к тому, что в феврале 2011 года превратится в восстание в Киренаике.
Об этом свидетельствуют документы DGSE (Генеральное управление внешней безопасности ), французской спецслужбы, и новости, циркулирующие во французских дипломатических кругах на основе сообщений издания Maghreb Confidential .
Месмари прибывает со своей семьей в Париж на следующий день, 21 октября. Он должен пройти лечение в Париже. Однако он не увидит ни одного врача. Зато будет ежедневно встречаться с сотрудниками французских спецслужб.
В ноябре 2010 года в Бенгази отправляется большая французская делегация. В её состав входят чиновники министерства сельского хозяйства, руководители France Export C;r;ales (экспорт зерновых) и France Agrimer, менеджеры компаний Soufflet, Louis Dreyfus, Cani C;r;ales, Cargill и Conagra. Цель - получить в Бенгази ливийские заказы. В делегации -французские военные под видом «бизнесменов».
В Бенгази они секретно встречаются с полковником ливийской авиации, которого им подсказал Месмари: Абдаллой Геани. По информации Мессмари, Геани готов выступить против полковника Каддафи.
Каддафи получает информацию из Парижа, что Месмари не думает возвращаться на родину и, более того, начал действовать против него. 28 ноября он подписывает международный ордер на арест Месмари. Французы встревожены и принимают решение реагировать на ордер формальным образом: Месмари помещен «под домашний арест» в номере-люкс в гостинице "Concorde Lafayette".
Когда же Каддафи узнает, что Месмари запросил политическое убежище во Франции, он приходит в ярость и обвиняет своего министра иностранных дел, Мусу Куса, в том, что тот несёт ответственность за побег Месмари.
23 декабря в Париж приезжают на встречу с Месмари ливийцы Фардж Шарран, Фатхи Бухрис и Аль-Ун Мансури. 15 февраля именно они, вместе с Аль-Хаджи, организуют мятеж в Бенгази против законного правительства Каддафи. Во встрече, которая состоялась на Елисейских полях, присутствовали французские чиновники и сотрудники французских спецслужб.
В период между Рождеством и первым января 2011 года в Maghreb Confidential появляется информация о том, что в Бенгази наблюдается «брожение», а также публикуются некоторые детали о «вспомогательных материально-технических средствах», прибывших в Бенгази из Франции.
Месмари становится "ливийской Викиликс-утечкой": он выдаёт секреты военного и оборонного характера Ливии и рассказывает о внутриполитической обстановке в стране, Его собеседников особенно интересует «информация» о «разногласиях» в руководстве и «настроениях среди племен и кланов». Таким образом, на столе выложены все карты. И делается вывод, что «режим Каддафи слаб» и «его можно легко свергнуть». О том, что эти карты были крапленые, станет ясно позднее.
22 января глава спецслужб Киренаики, преданный полковнику генерал Ауд Сааити арестовывает полковника авиации Геани. 24 января его перевозят в тюрьму в Триполи, он обвиняется в подготовке беспорядков в Киренаике, Но уже слишком поздно: Геани и его сторонники свое дело сделали. 15 февраля на востоке Ливии начинается антиправительственный мятеж.
Как французы обскакали американцев
Теперь позвольте изложить то, что опубликовано в блоге француза Vincent Jauvert. Этот документ проливает свет на многое…
«На фоне споров по поводу резолюции 1973 и ее интерпретации я публикую в «Nouvel Observateur» на этой неделе статью, касающуюся данного исторического текста и роли, которой Франция сыграла в его принятии.
Утро 16 марта, Нью-Йорк: американский представитель при ООН Сьюзан Райс (Susan Rice) рвет и мечет. Накануне поздно вечером она составила проект резолюции по Ливии. Она хотела представить его в секретариат Совета Безопасности, сделать его «синим», как говорят на ооновском языке. Но каково же было ее удивление, когда она увидела, что французы ее обогнали: чуть ранее тем же утром Жерар Аро (G;rard Araud) уже «засинил» похожий текст. Кто раньше пришел, того и обслуживают – в Совбезе действует такое правило. Поэтому «великие мира сего» будут голосовать не по американскому, а по французскому проекту. Который в итоге станет резолюцией 1973. Райс звонит Аро и бросает ему: «Ты украл мою резолюцию».
Французы несказанно рады собственному успеху, однако не доверяют Сьюзан Райс. Она – теоретик нового «морального лидерства США», которое Обама сделал одной из центральных тем избирательной кампании. Она готова на все, чтобы авторство резолюции, впервые в истории санкционирующей авиаудары во имя «защиты» гражданского населения, приписывалось бы США.
Поэтому Сьюзан Райс ни в коем случае нельзя позволить блеснуть во время голосования. После разговора с Николя Саркози Ален Жюппе (Alain Jupp;, министр иностранных дел Франции) решает отменить запланированную поездку в Берлин и направляется в Нью-Йорк. По официальной версии, необходимо склонить на свою сторону последних колеблющихся членов Совбеза. Но вообще-то так хотят дать понять, что именно Франция, а не США, составила этот проект. Поездка главы МИДа, сильно смахивающая на подобный же визит де Вильпена в 2003 году как раз перед началом войны в Ираке, будет удачной.
Поворот на 180 градусов
Французам, разумеется, не слишком понравилось то, как их ранее обставили американцы. «Это было действительно несправедливо, - говорит парижский чиновник. - Уже две недели мы проталкиваем вопрос, а они ставят нам палки в колеса». Хотя изначально впереди идет именно Белый дом.
23 февраля, то есть неделю спустя после начала восстания, Барак Обама заявляет, что Каддафи «должен уйти». По его заверениям, «рассматриваются все возможности», и «советники прорабатывают их день и ночь».
«Мы сказали себе: Америка хочет начать военное вторжение», - рассказывает источник во французском руководстве. «На самом же деле это были пустые слова. Обама полагал, что ему достаточно было повысить голос для того, чтобы Каддафи рухнул как Мубарак. Он не был готов начать войну. Но мы этого не знали».
Так, на следующий день Ален Жюппе (тогда еще министр обороны) решает последовать примеру президента США и заявляет, что также выступает за уход вождя ливийской революции. Для французской дипломатии этот шаг становится поворотом на 180 градусов после отказа от любого вмешательства в события в Тунисе и Египте. На этот раз мы собираемся помогать мятежникам. Вместе с Великобританией Франция разрабатывает проект создания закрытой воздушной зоны.
Едва устроившись в кресле министра иностранных дел, Ален Жюппе обсуждает его 3 марта со своим британским коллегой Уильямом Хейгом (William Hague). Париж считает, что вмешательство неизбежно. Однако через несколько дней его ожидает холодный душ.
Выступая в Конгрессе, глава Пентагона Роберт Гейтс (Robert Gates) заявляет, что сторонникам открытия третьего фронта против мусульманской страны пора в «психбольницу». «А мы остались расхлебывать кашу, - говорит один французский чиновник. - Потребовав ухода диктатора, американцы теперь бросают нас в самой заварухе». Над Ливией витает призрак новой Боснии. Как избежать повторения Сребренницы? Как подтолкнуть американцев и всех остальных к активным действиям?
Идея возникает в 22 часа 3 марта. А обязаны ей мы Бернару-Анри Леви (Bernard-Henri L;vy, философ, общественный деятель). В тот момент он находится в Бенгази, где встречался с лидерами новообразованного Национального совета Ливии. Он звонит Николя Саркози, с которым знаком уже почти 30 лет. Леви просит президента принять в Елисейском дворце эмиссаров мятежников. «Ты должен увидеть этих ливийских Массудов», - говорит он, намекая на мифического афганского лидера. Саркози сразу чует новые возможности. Кроме того, он уже несколько дней пытается установить контакт с повстанцами. Министерство иностранных дел уже использовало гуманитарный конвой, чтобы переправить в Бенгази дипломата, который должен наладить связи с лидерами оппозиции. Однако этот секретный эмиссар приедет только на следующий день. А время не терпит. Таким образом, Саркози приходится принять предложение Леви.
10 марта Леви и трое его ливийцев прибывают в Елисейский дворец. Все их ждут. Дело в том, что всколыхнуть международное сообщество в этот момент особенно важно. Военное положение ливийской оппозиции значительно ухудшилось. А накануне Обама, который осознал свою неспособность примирить два сцепившихся по вопросу вмешательства политических лагеря, решил, что самое важное таких обстоятельствах – не торопиться.
Убедить Обаму
Саркози решает поставить на кон все. С его согласия эмиссары Бенгази делают заявление о том, что Париж первым в мире признает Национальный совет в Ливии как единственного легитимного партнера. Леви добавляет, что в случае необходимости Франция также готова начать военную операцию против Каддафи. Заявление вызывает всеобщее возмущение, однако делает свое дело, в том числе в США. На следующий день влиятельный сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) говорит, что в ливийском вопросе Америка должна быть такой же «смелой», как и Франция. Затем два неудавшихся кандидата в Белый дом, демократ Джон Кэрри (John Kerry) и республиканец Джон Маккейн (John McCain) требуют, чтобы США начали действовать, пока не стало «слишком поздно».
Однако Пентагон сопротивляется. Глава военной разведки открыто утверждает, что Каддафи победит мятежников. Другими словами, делать там больше нечего.
Свои последние надежды Франция связывает с Хиллари Клинтон. 14 марта госсекретарь приезжает в Париж на неофициальное собрание «большой восьмерки». Во время ужина добиться подвижек в ливийском вопросе не удается. Немец Вестервелле (министр иностранных дел Германии) не желает ничего слышать о военных действиях, как, впрочем, и его российский коллега Сергей Лавров.
Кажется, что дело решено: резолюции ООН не будет. Клинтон возвращается в отель. Она соглашается на встречу с ливийским эмиссаром и бывшим послом режима Каддафи в Индии Махмудом Джибрилом. Этот разговор, организаторами которого выступили Леви и эмир Катара, сыграет решающую роль.
Хотя внешне все проходит неважно. Хиллари Клинтон говорит ливийцу, что Америка не готова проголосовать за революцию, так как в администрации существуют слишком большие разногласия. Раздраженный Махмуд Джибрил уходит через потайную дверь. «Он думал, что все потеряно»,- говорит присутствовавший на встрече Бернар-Анри Леви. Тем не менее, прекрасно владеющий английским языком ливиец все же попал в цель.
Позднее ночью госсекретарь обсуждает ситуацию по видеосвязи с советниками Обамы, в том числе постпредом Райс. Она говорит, что восстание находится в еще более отчаянном положении, чем она полагала, и что если ничего не сделать, Каддафи одержит победу, а на Америку будут показывать пальцем, как было после событий в Боснии и Руанде.
Кроме того, она рассказывает им о встрече в Париже с эмиром Катара: как он объяснил, страны Персидского залива готовы оказать Западу военное содействие. К тому же за два до этого Лига арабских государств дала зеленый свет на военное вмешательство.
По мнению Клинтон, пора начинать действовать. Остается лишь убедить Обаму переступить через нежелание Пентагона и ЦРУ. Тем временем она просит Сьюзан Райс составить «жесткий» проект резолюции.
На следующее утро все решено. Представитель США предлагает своим коллегам в ООН текст резолюции. Причем она идет гораздо дальше, чем предложение Франции, которое на тот момент предусматривает лишь создание закрытой воздушной зоны. Проект Райс разрешает будущей коалиции принять «все необходимые меры» против армии Каддафи, то есть нанести удары по танкам и бункерам.
Вечером после официального ужина президент США созывает своих советников. Днем людям Каддафи удалось взять Рас-эль-Ануф. Они угрожают устроить в Бенгази кровавую баню. Обама говорит, что пора действовать. Но как?
Роберту Гейтсу нужно нечто большее, чем простое закрытие воздушного пространства, которое, по мнению военных, уже ничем не поможет. Сьюзан Райс отвечает, что ее проект идет дальше. Обама говорит: решено. Он обращается к главе генштаба с указанием представить планы. И просит свою представительницу в ООН официально внести на рассмотрение «жесткую» версию уже на следующий день и, если возможно, назначить голосование по ней на четверг.
После встречи Райс объявляет хорошую новость своему французскому коллеге Жерару Аро (G;rard Araud): президент согласен, мы начинаем действовать и завтра представим наш вариант резолюции. Однако Аро не желает дать себя обойти. Он знает, что Николя Саркози и Ален Жюппе выступают за проведение ударов, и решает срочно составить новый документ, в котором будет параграф Райс о «всех необходимых мерах» и который, таким образом, получит поддержку США. И сразу садится за его написание».
Однако согласны с этим далеко не все. Китайцы не хотят вмешиваться. Они сообщают, что Пекин как председатель Совета безопасности в этом месяце решает воздержаться. Русские же требуют, чтобы из резолюции исключили все упоминания о наземном вмешательстве. Николя Саркози звонит Дмитрию Медведеву и лично заверяет его в том, что во французском варианте это открыто указано. Кремль удовлетворен: его представитель воздержится от голосования.
Затем глава государства звонит новому президенту Бразилии Дилме Русефф (Dilma Rousseff). Она по-прежнему не хочет голосовать «за». Значит, Бразилия тоже воздержится. Как и еще четыре страны.
Остается Южная Африка. Если она не проголосует «за», Нигерия обещает сделать то же самое, и резолюция не получит девяти необходимых для ее принятия голосов. Во французской миссии начинается паника. Когда Ален Жюппе входит в зал совета в 18 часов 17 марта, Претория по-прежнему колеблется. Ее представителя в ООН все еще нет. Придет ли он или решит воздержаться? Удастся ли получить большинство или нет? В конце концов он появляется и голосует за. Резолюция принята.
Франции удается одержать огромную дипломатическую победу. Сразу же после голосования, в полночь в Париже Николя Саркози сообщает хорошие новости Бернару-Анри Леви.
А в субботу французские самолеты Rafale первыми появляются в ливийском небе».
Послесловие
О том, что происходило в это время, спустя неделю после первых бомбежек, на ливийской земле, мы знаем из сообщений корреспондентов, работавщих в Ливии, а также российских и украинских врачей, которые по телефону сообщали своим родным последние новости.
Но главное, что они делали тогда – они спасали жизни ливийских граждан, раненых в результате «гуманных» бомбежек самолетов Франции и других стран «миролюбтвой» коалиции НАТО.
Николай Сологубовский
Корреспонденция из Парижа от 27 марта 2013 года
Свидетельство о публикации №225040601177
Эта картина была экспонирована на выставке Аиши Каддафи в Москве…
Аиша Каддафи, «Дочь Ливии».
В октябре 2024 г., в Государственном Музее Востока, в Москве, состоялась персональная выставка Аиши Каддафи «Дочь Ливии».
Проект был организован Фондом «Русское Ближневосточное Общество», при поддержке Министерства иностранных дел России, «Советского Фонда Мира» и Российского Творческого Союза Работников Культуры.
Генеральный продюсер выставки - Игорь Иосифович Спивак
Креативные и исполнительные продюсеры выставки и церемонии открытия - Дмитрий Фаридович Абжалимов и Виктория Николаевна Ветрова
Это первый проект художницы в России, но её работы уже знают и на западе, и на востоке: October 2022 Group Exhibition, Methods of Creative Imagination, Muscat, Oman; May 2024 Solo Exhibition, A Feather’s Pulse, Muscat, Oman; 2024 The 6th Konooz Fine Art Auction, London.
Аиша, дочь лидера Ливийской революции, легендарного Муаммара Каддафи, родилась в столице Ливии-Триполи в 1977 году. Свой творческий путь, как художник, начала всего три года назад в Маскате, Оман, движимая искренней страстью к исследованию глубин внутреннего мира человека и постижению его уникального опыта.
Несмотря на впечатляющие академические достижения, включая степени Магистра Международного Права и Доктора Криминальной Психологии, полученные в Университете “Аль-Фатх”, художественное развитие Аиши оказалось во многом самостоятельным. Она неудержимо стремилась постичь волшебный мир художественных образов и цвета.
"От трагедии к поиску истины"
В основе творчества Аиши лежит глубокое изучение трагедии, как явления, во многом определяющего человеческое бытие. Исходя из своих личных переживаний и наблюдений, Художник наполняет свои работы чувством неотложности и искренности, побуждая зрителей погрузиться в тёмные омуты человеческой природы.
В своих полотнах она исследует такие темы, как потеря, страдание и экзистенциальный страх, давая возможность зрителю соприкоснуться с жестокими реалиями жизни.
Экспрессионизм, как основа ее художественного языка, помогает зрителю испытать сложный комплекс эмоций и прочувствовать внутренний конфликт человека, тем самым создавая подлинную и осязаемую связь с аудиторией. Аиша Каддафи смело соединяет экспрессионизм и символизм, создавая сложные сюжеты, выходящие за рамки простого визуального восприятия.
«Мои картины не имеют названия и описания, поэтому вы можете трактовать увиденные образы так, как подскажет вам ваш внутренний голос. Возможно, следуя за взмахом моей кисти, вы откроете для себя то, что заставит ваше сердце учащенно биться», – говорит о своем творчестве сама художница.
Используя широкий арсенал техник — от коллажей и рисунков до акриловой и масляной живописи — Аиша неустанно расширяет границы своего творчества, демонстрируя стремление отразить многогранность и сложность человеческого бытия.
По словам кураторов и гостей выставки, полотна Аиши Каддафи являются мощным свидетельством силы женского творчества, бросающего вызов общественным нормам и воспевающего уникальный женский взгляд на вещи. Они базируются на обретении сложного духовного опыта. Каждый её холст — это окно в мир глубоких чувств и размышлений, приглашение к диалогу о жизни, любви и утрате, это решительный взгляд женщины на несовершенство современного мира и поиск удивительного и прекрасного, даже в сложных и порой трагических переживаниях.
«Я знал, что у Аиши Каддафи было несколько заметных выставочных проектов в Азии и Европе. Поэтому, когда мы встретились с ней в Омане, я предложил провести выставку в России. Она откликнулась с неподдельным воодушевлением», – рассказал организатор выставки, президент фонда «Русское Ближневосточное общество» Игорь Спивак.
Сообщение о прибытии Аиши Каддафи на открытие выставки вызвало небывалый интерес СМИ, залы экспозиции в Музее Востока едва смогли вместить журналистов и корреспондентов, прибывших для встречи с художником и создания своих публикаций в специально выделенное для этого время.
На торжественную церемонию открытия выставки организаторы пригласили официальных представителей государства, послов дружественных стран, руководителей общественных организаций, видных деятелей культуры.
Эффектным финальным аккордом церемонии открытия выставки «Дочь Ливии», стало эмоциональное выступление известного поэта Виктории Ветровой, которая, под аккомпанемент скрипичного квартета «Астория», прочла специально написанное к приезду Аиши Каддафи стихотворение. Также это стихотворение прозвучало в авторском переводе на арабский язык, в исполнении авторитетного советского и российского арабиста, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Микульского.
АИША
Тяжелый закат опустился на плоские крыши
Ливийских домов, раскаленное солнце клоня,
И ветер горячий носил вдоль пустыни “Аиша...”
Живая, живущая, вышедшая из огня.
Кто выжил однажды, тот знает, тот видел и слышал,
Как ангелов тьмы поразила, но нет им числа,
Но свет сберегая в душе, поднималась Аиша,
И смерть побеждая, людей за собою вела.
Ей не было равных ни в поисках сути и правды,
Ни в тяжких скитаньях в разлуке с родной стороной,
И билась свобода, и сердце на взрыв миокарда,
В холодные прутья, как в ребра решетки стальной.
Она говорила. И голос стремился все выше,
О том, что когда-то утратам наступит конец...
А в мыслях тревожных и снах подступало все ближе
Виденье, как в мгле растворяются брат и отец...
Но серость холста ее краски однажды распишут
И каждый узревший в печалях постигнет добро...
Исчезла Аиша... Из пепла восстала Аиша!
И сотни орудий сильней ее кисть и перо.
Виктория Ветрова
На церемонии открытия с приветственными словами выступили:
Александр Всеволодович Седов – Генеральный директор Государственного музея Востока, доктор исторических наук,
Игорь Иосифович Спивак – Президент Фонда «Русское Ближневосточное Общество»,
Олег Герасимович Пересыпкин – Председатель Правления Фонда «Русское Ближневосточное Общество», Председатель российского общества дружбы, делового и культурного сотрудничества с Ливаном, доктор исторических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол,
Елена Васильевна Сутормина - Первый заместитель председателя Правления Российского Фонда Мира, заместитель Председателя Попечительского совета Фонда международной премии имени Льва Толстого, член Попечительского совета Государственного музея- заповедника «Царицыно»,
Константин Васильевич Худяков- заслуженный художник РФ, президент Творческого союза художников, Сергей Геннадьевич Денисов – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, Василий Степанович Вдовин – почетный член Российской Академии художеств, директор «Дома Нащокина»,
Анатолий Николаевич Константинов – заслуженный работник культуры РФ, председатель Российского творческого союза работников культуры, президент Фонда «Морское образование»,
Суровцев Владимир Александрович - академик Российской академии художеств, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, кавалер Ордена Искусств и литературы Франции, Народный художник РФ,
Андрей Андреевич Блиок - член Союза художников ЮНЕСКО, Академик Российской академии художеств, заслуженный деятель Республики Казахстан, Академик Королевской академии Святого Амвросия Мученика.
Александр Иванович Осипов – Профессор, Президент ассоциации художников-портретистов. Член–корреспондент Международной Академии культуры и искусства, Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству»
Виктория Николаевна Ветрова - Почётный член и член правления Российского Творческого Союза Работников Культуры, Заслуженный писатель РФ, член Союза писателей РФ, награждена медалями: «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы», «За вклад в литературу России 21-го века», «За заслуги в культуре и искусстве»
Дизайнер экспозиции - Наталья Шемякова
Производство декорационного оформления - Андрей Сергеев
Кураторы выставки от Государственного музея Востока- Илья Зайцев и Вера Александрова
Пресс-секретарь Государственного музея Востока- Екатерина Дмитриева
Департамент по связям с общественностью - Юлия Вернигор
В Москве Аишу Каддафи приняли в свои ряды российские творческие союзы, наградили грамотами и медалями, а также выказали намерение организовать экспозицию работ художника в других регионах России.
Выставка Аиши Каддафи в Музее Востока стала важным международным событием, которое послужит развитию отношений России со странами Африки и Ближнего Востока.
Дмитрий Абжалимов
http://vk.com/wall69217075_1363?ysclid=m95jpkoazp386870958
Николай Сологубовский 06.04.2025 14:36 Заявить о нарушении