Сведения о пребывание Дауд-бека ал-Мушкури в Гяндж
17-го декабря 1725 г. — Запись словесного заявления кавха Челеби об исполнении возложенного на него поручения.
«17-го декабря 1725 г., в государственной Коллегии иностранных дел, присланной от армянского собрания кавха [старшины] Челеби объявил, которой в прошлом году отправлен отсюда с грамотами к собранию армянскому, что он из Дербента, вместе с попом Антоном поехал в Шемаха в караване купецком, и в пути были шесть дней, а в Шемаха жили, за опасностью от караборков [название одного из местных кочевых племён. — прим. А.А.], месяц, и для того Семёну Попову, которой отправлен был также с письмами, в предосторожность о том объявили, и он, не послушав их, поехал наперед, которого басурмане [т. е. мусульмане. — прим. А.А.] в дороге убили, а письма отослали к Да’уд-беку ал-Мушкури [Даутбеку].
И когда они получили известия, что дорога стала быть смирна, то поехали к первому армянскому собранию, которое было с юз-баши [сотник] Аваном при деревне Шуша [Шоше], которая от Шемаха обретается в четырех днях езды, н тут остановились и явились помянутому юз-баши, которой немедленно послал к патриархам и ко всем юз-башам о их приезде с объявлением, которые в два дни собрались из ближних мест, и туда ж и Карапет приехал, и при всех те указы распечатали и вслух всем читали, и по прочтении, с великой радостью благодарили за милость блаженной памяти его императорского величества, что их не изволит оставлять, и торжествовали неделю с звоном.
Потом паки как патриархи, так и юз-баши собрались в упомянутую ж деревню Шуша [Шошу] и из оной его отправили. И ехал он оттуда паки на Шемаха и Дербент и крепость Святого Креста. Оная деревня Шуша [Шоша] окружена каменными горами.
Войска их армянского, конницы и пехоты, многое число [во]оружейного только подлинно сказать, сколько всего войска, не может. При нем воинских действ только было, что пашу взяли и турок побили; но только во время бытности в Шемаха, сюда ныне едучи. слышал, что турков ещё побили в провинции Карабахе, а сколько, не слышно, но будто с теми ведомостями к Да’уд-беку [ал-Мушкури] приехал нарочной человек [т. е. посыльный. — прим. А.А.].
С шахом у них по-прежнему несогласие, и где ныне оной обретается, также и Мир Вайс подлинно ль умер или жив, никакого у них известия не обретается. Турки к ним в близости обретаются: от Еревана [Аревана] — 4 дня, от Гянджа — 2 дня езды. Но как он, едучи сюда, в Шемаха слышал, что турки таким образом Гянджа взяли: когда турки ко оному стали приближаться, то все жители того города, с женами и с детьми, и с пожитки вышли вон и пришли в их армянское собрание.
В Шемаха турецких войск нет, а Да’уд-бек [ал-Мушкури] поехал в Гянджа. Словесно с ним от патриарха Исайя и от Аван [юз]-баши приказано донести, что осведомились они о преставлении блаженные памяти его Императорскаго величества, а о восприятии правительства российского престола ея императорского величества, того ради приказали просить ее императорское величество, чтоб изволили их содержать в милости своей так как они при жизни его императорского величества содержаны были, и его б кавха Челеби повелели немедленно к ним отпустить. А более ничего с ним не приказано».
Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви
Литература
1. АВПР, ф. 100, 1725–1726 гг., д. 5, лл. 23–25. Копия.
2. Русско-Турецкий договор 1724 года и вооруженное сопротивление армян турецким захватчикам Закавказья в 1724–1731 годах. 1967. С. 264–265. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://arar.sci.am/Content/346095/116-.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.04.2025). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №225040601257