о. Валерий Духанин. Богослов или сочинитель?
Я обратил внимание на о. Валерия, поскольку, ознакомившись с некоторыми его трудами, испытал двоякое ощущение. С одной стороны его богословие, несомненно, чище аналогичных сочинений нашего духовенства, а с другой – то, что он пишет явно не соответствует уровню кандидата богословия и более отражает профанное понимание, чем академический подход. Чтобы не быть голословным я предлагаю разобрать одну из его работ, касающуюся Таинства Покаяния. Она называется «Путь исцеления души: Таинство покаяния». Ее электронный формат размещен на сайте «Азбука.ру», а книжная версия выглядит так: «Путь исцеления души: Таинство покаяния /В. Духанин. – Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. 96 с.». К этой теме я решил обратиться потому, что покаяние – основа духовной жизни верующего и предопределяет его участие в остальных таинствах Церкви. Вне покаяния не может быть ни христианства, ни богословия. И если учение о покаянии искаженное или ложное, то все остальное богословие автора уподобляется дому, построенному на песке. Для правильного понимая вопроса необходимо совершить небольшой экскурс в церковную историю и выяснить, что такое Исповедь, Покаяние и чем они отличаются от Таинства Покаяния. Но выяснить не в духе о. Валерия, описывающего эти понятия в восторженно-сентиментальном и чувственном ключе, а с точки зрения строгой церковной науки, понятиями которой обязан руководствоваться кандидат богословия.
Итак, из истории Вселенской Церкви о Таинстве Покаяния мы узнаем следующее. Исповедь, как и покаяние возникают вместе с самой Церковью на заре христианства. Но возникают совершенно не в тех формах и не ради тех целей, как распространяется о. Валерий. Первыми органами исповеди, как пишет в 1906 году выдающий русский ученый, доктор церковной истории, ординарный профессор Московской духовной академии С.И. Смирнов (1870-1916), были монастырские старцы. Они же были духовниками братии, ибо духовничество вышло из монастырского старчества. Что представляла собой исповедь в те древние времена? Она имела несколько значений. Исповедью считалась открытие старцу помыслов, переживаний, сомнений и грехов. Часто исповедь напоминала беседу старца и его воспитанника, никак не связанную с открытием греха. Это была форма духовного окормления и просвещения. Соответственно, исповедь не обязательно была связана с объявлением грехов, и не несла за собой епитимью. Она была одной из форм монастырского быта. Но та, которая ставила целью принять грех и исцелить его называлась «сакраментальной исповедью», и проводилась только старцами. В монастырях основателя общежительного монашества преподобного Пахомия Великого вообще не было пресвитеров, и исповедь была уделом духовных отцов из монахов-подвижников. Они же, как я сказал, были и органами или лицами, принимающими исповедь. Но это не имело никакого отношения к церковной жизни в миру, которая никак не была организована вплоть до начала XII века. Выдающий русский юрист, ординарный профессор церковного права Императорского Московского университета, считающийся основоположником в России науки церковного права Н.С. Суворов (1848—1909), исследовав многочисленные памятники покаянной письменности древней Церкви, приходит к однозначному выводу: «В эпоху Трульского Собора (691-692) приходской строй не был организован: не было обособленных приходов с обособленными группами прихожан как членов приходского общества с обособленным религиозным центром для этого общества – приходским храмом и с особым приходским духовенством, которое посвящалось и определялось к данному приходскому храму для удовлетворения религиозным потребностей прихожан, в том числе и для принятия ИСПОВЕДИ». С ним соглашается профессор Смирнов и добавляет: «В X-XII вв., на Востоке мирские священники не допускаются до духовной практики церковной властью и решительно не признаются в качестве духовников самими мирянами». Нужно понимать, что в те времена принимать исповедь и исполнять покаянную дисциплину в понимании вязать и разрешать грехи могли только духовники, а они все принадлежали к монашескому чину.
Возникает вопрос: как спасались и исповедовались миряне? Ведь согласно о. Валерию, вне Церкви нет исповеди и покаяния, а значит и нет спасения. И действительно, участие в церковных таинствах принято обусловливать покаянием и исповедью. А для исповеди и разрешения грехов нужен орган покаянной дисциплины. В монастырях это были духовники и старцы, а кто исполнял эти функции в церковной жизни? Изучив письменные свидетельства Древней Церкви периода Вселенских Соборов и ему предшествующего, И.С. Смирнов устанавливает, что первым покаянным органом в Церкви был епископ. Его появление датируется не ранее III в. Только ему по иерархии принадлежала апостольская власть ключей или право разрешать и вязать. Пресвитеры таким правом не обладали вплоть до XII в. Профессор Смирнов замечает: «Естественным совершителем Таинства Покаяния в Восточной Церкви периода Вселенских Соборов (325-787) и тайной формы исповеди оставались епископы. Иногда ее совершали и пресвитеры [как делегаты епископа], но исключительно в монастырях». Причем, и это важно отметить, епископ принимал тайную исповедь и разрешал от грехов только канонических, то есть особо тяжких, исключающих участие виновного в церковном общении: идолослужение, богохульство, прелюбодеяние, убийство. Все остальные грехи, которыми были связаны верующие, оставались вне покаянной дисциплины. Преподобный Исидор Пелусиот (Vв.) – гневный обличитель порочного духовенства, писал одному епископу: «Касательно малых грехов, если согрешающие втайне не исправляются, надлежит тебе показать вид, что ты их не знаешь». Таким образом, единственной формой покаянной дисциплины Церкви оставалась публичная исповедь. В миру ей подвергались только совершившие тяжкие грехи, а в монастырях – нарушители устава и совершившие тяжкие проступки против братии. И. С. Смирнов справедливо замечает, что: «При публичной форме покаяния на первый план становится не пастырско-исправительное воздействие на грешника, а суд и наказание за грех». Правда, в период III-IV в. на Востоке был единственный орган публичной исповеди – покаянный пресвитер. Он выполнял функции церковного прокурора: выслушивал кающихся и назначал наказание в виде публичной епитимьи. Однако в IV в. это церковная должность была упразднена Патриархом Нектарием.
Таким образом, мы видим, что исповедь не была частью жизни древней Восточной церкви, регулировала исключительно взаимоотношения старца-монаха и духовного чада, и являлась формой монастырского быта, вплоть до конца XII в.; и более того, она никак не была связана с покаянием как Таинством, о котором речь пойдет дальше. Забегая вперед, подчеркну, что и древняя Русская церковь, перенявшая вместе с Православием покаянную дисциплину Востока: «Жила традицией, стариной, вполне признавала давно сложившуюся дисциплину покаяния [Востока] и его орган, не подвергала их ломке или какой-нибудь реформе, вплоть до САМОГО XVIII столетия», – как замечает профессор Смирнов своей работе «Древне-Русский Духовник» (1913). Я специально выделили слово «самого», чтобы показать преемственность и устойчивость покаянной дисциплины Византии в нашей Церкви. Это подтверждает и уважаемый профессор: «С точки зрения митрополита Киевского Иоанна II (1078-1089) исповедь не была общеобязательна: сообразно с церковными канонами предписывалось она лишь за тяжкие, так называемые канонические грехи, и рядовые верующие приобщались без обязательной предварительной исповеди…Славянский епитимийник «Некоторая Заповедь» первой половины XI века дозволял верующим приобщаться еженедельно, очевидно, без предварительной исповеди. Обязательная тайная исповедь появилась при митрополите Никифоре (1104 – 1121) не позднее первой четверти XII столетия». Это наглядное свидетельство того, что: «Обязательности исповеди всех грехов всех христиан как единственного средства прощения всех грехов после крещения не существовало в эпоху Вселенских соборов», – заключает С.И. Смирнов. И эту же норму переняла и сохранила Русская Православная Церковь.
Поэтому, покаяние и исповедь как Востока, так и Русской Церкви не имели ничего общего с пониманием исповеди и покаяния о. Валерием, который восторженно декларирует, что только: «В Церкви есть удивительное Таинство, способное восстановить, казалось бы, совсем утраченную красоту души, вернуть человека к Богу, подать ему духовную силу, привести к счастью. Это Покаяние….Покаяние – это путь, поиск утраченного, возвращение к Небесному Отцу. Покаяние – это духовное восхождение к Богу, которое СОВЕРШАЕТСЯ В ЦЕРКВИ!». И если только в Церкви «есть удивительное Таинство, способное…вернуть человека Богу, подать ему духовную силу, привести к счастью», как пишет кандидат богословия, то как же православные спасались на протяжении двенадцати веков, не ведая ни исповеди, ни Таинства Покаяния, которых в нашем понимании, просто не было в древней Церкви? Как не погибли в геенне святые отцы, заложившие основы Апостольской Церкви и учение Вселенских Соборов? Судя по о. Валерию, они так и не пришли к Богу, счастья не обрели, а значит остались грешниками и ждут в преисподней Страшного Суда. А все молитвенники и исповедники земли Русской X-XI вв., включая равноапостольную княгиню Ольгу и святого Князя Владимира, по учению бывшего проректора, должны гореть в геенне огненной, ибо не сподобились в Церкви Таинства покаяния! А чей верой и богословием мы тогда живем? Чем спасаемся? О каком православии отцов может идти речь? Или, какую, в таком случае, веру насаждает кандидат богословия? Слава Богу, что выдающиеся русские профессора С.И. Смирнов и Н.С. Суворов не дожили до богословия о. Валерия. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
Покаяние – совершенно отличное от исповеди, явление раннехристианской жизни. Оно было частным и публичным. Первое имело несколько значений: во-первых, как исполнение епитимийных прещений духовного отца или старца в монастырях; во-вторых, как сакральное движение души, осознавшей свой грех и взывающей к Богу о помиловании; в-третьих – покаянием был и плод добродетели, которым изглаживался учиненный грех. «Исповедь признавалась лишь одним из ряда других средств прощения грехов [милостыня, помощь ближнему, слезы покаяния, забота о вдовах, сиротах и так далее», – пишет Смирнов. Именно такая форма покаяния преимуществовала в жизни христианской общины Востока и на Руси в X-XI вв. Не нужно было отлавливать епископа, который мог быть далеко или в силу занятости просто не иметь возможности исповедовать всех приходящих с не каноническими грехами. А белое духовенство властью ключей или правом разрешать грехи не обладало, за исключением прямого поручения архиерея. Поэтому в миру грех врачевался доброделанием, по выбору самого согрешившего, и, совершив благо, верующие беспрепятственно подходили к Чаше. «Решение приступить к исповеди или нет предоставлялось совести каждого, за исключением тяжких грехов…грехи средние исповедовались прямо Богу», – отмечает выдающийся ученый. Помимо частного покаяния, было покаяние публичное. Церковь знает четыре его вида: кающиеся, слушающие, припадающие, купностоящие. Разница между заключалась в форме причастности к богослужению – от пребывания на паперти до нахождения среди молящихся в храме, вплоть до окончания литургии. Эта форма покаяния была актом судебного решения монастырского духовника или Церкви, который не служил целям личного духовно-нравственного воспитания, а предназначался для вразумления остальных. По сути, это была публичная порка. Важное отличие покаяния от исповеди заключалось в том, что: «В древних монастырях Востока покаяние не содержало исповедь. Преподобный Феодор Студит принимал исповедь, не имея священного сана», – узнаем мы из труда ученого богослова. Если исповедь не входила в покаяние монастырского быта, то тем более она не могла быть частью покаянной дисциплины в Церкви, ибо первое было законодателем для второго. Важно понимать, что монастырская покаянная дисциплина в корне отличалась от общецерковной, поскольку, как замечает Смирнов: «Монашество – учреждение нравственно-воспитательное», каковым древняя Церковь не являлась. Более того: «В институте частной церковной исповеди в эпоху Вселенских Соборов не существовало правила, предписывающего обязательное соблюдение тайны исповеди», – продолжает профессор. И в силу хотя бы этого, Таинство Покаяния в Церкви рассматриваемого периода не могло существовать как церковный институт. Верующие либо изглаживали грехи слезами и добрыми делами, либо шли в монастыри на исповедь к старцам. Рассматривая грех, как условие покаяния, И.С. Смирнов пишет: «Покаянное настроение есть нормальное настроение каждого верующего. Грех при этой системе рассматривается с точки зрения субъективной, без всякого отношения к церковному сообществу». В период иконоборчества покаянная дисциплина прочно переходит в монашескую среду (IX-XI вв), поскольку белое духовенство запятнало себя приверженностью ереси иконоборцев, либо посвящалось епископами-еретиками. Поэтому Патриарх Константинопольский Никифор (728-758) право совершать покаянную дисциплину предоставил не только черному духовенству, но и простым монахам: «Священник мирской, имеющий жену [а не женатым он быть не мог] не может быть духовником [пресвитеров, принимающих исповедь называли - духовниками]», гласит правило, известного с его именем. Известный канонист и Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон (1193—1199) через четыреста лет говорил о том же: «Весьма неохотно позволяю даже сказать – нигде, никто не открывает своих помыслов епископу или священнику, если он не монах». Как я уже отметил выше, в те времена епископы в основном были из мирян. Это подтверждает выводы Н.С. Суворова и С.И. Смирнова об отсутствия Таинства Покаяния в Древней Церкви вплоть до XII в.
Таким образом, исповедь, покаяние и Тайна Исповеди были три совершенно разных понятия. Исповедь – форма духовного общения старца и чада как часть института духовного отца. Она могла содержать открытие грехов, а могла и не служить этим целям. Исповедь была частной, личной или публичной. Частная относилась к монастырскому быту, личная – покаяние в грехах перед Богом напрямую верующим, и публичная – была формой наказания для монахов или тяжко согрешивших мирян.
Покаяние – было частным и публичным. Первое служило целям епитимийного наказания, наложенного духовником, или было свободно выбранной мирянином формой врачевания греха через плоды покаяния в виде добрых дел. Частное покаяние служило цели духовно-нравственного исправления; второе – было исключительно репрессивной мерой для провинившихся монахов или впавших в канонические грехи верующих. Оно налагалось либо епископом, либо делегированным пресвитером, либо монастырским старцем (игуменом).
Таинство Покаяния. Ни покаяние, ни исповедь того времени не составляли общецерковный институт Таинства Покаяния и существовали независимо друг от друга на протяжении двенадцати столетий. История Древней Церкви знает два вида Таинства Покаяния: совершаемое старцами, как носителями даров Святого Духа, в монастырях, буквально с начала их появления на Востоке, и Таинство Покаяния как институт общецерковный, установившийся и на Руси, и в Византии к началу XII в. Властью вязать и разрешать в монастырях пользовались старцы, а в церковной жизни, начиная с XII в. – пресвитеры. Апостольскую власть ключей имели также и епископы на протяжении всей истории Церкви. Есть некоторые различия между разрешением грехов во времени священником – после исповеди или после исполнения епитимьи. Но к нашей теме это уже отношения не имеет. Важно отметить, что право вязать и разрешать грехи русское белое духовенство получало вместе с хиротонией уже, начиная с середины XII в., хотя история нашей Церкви знает и специальные грамоты епископов на право применения апостольской власти ключей, которая выдавалась иеромонахам, особенно, когда они назначались на приходы. Кстати, первое Таинство Покаяния в Церкви совершает благочестивый разбойник: исповедует Христа Господом и свои злодеяния; приносит покаяние делом, увещевая другого разбойника; несет епитимью крестной смертью; и получает разрешение грехов обетованием рая от Спасителя.
Вот так, в общих чертах, выдающиеся русские церковные ученые, исследовав древнейшие памятники покаянной дисциплины, понимали суть исповеди, покаяния и Таинства Покаяния. Теперь пора услышать, что об этом думает наше современное духовенство в лице кандидата богословия о. Валерия Духанина. И тут нас ждет момент «открытий чудных», как сказал незабвенный Александр Сергеевич. Наш визави в упомянутой работе пишет: «В Церкви есть удивительное Таинство…Это Покаяние» и чудь далее мы с удивлением узнаем, что: «Человек не может чисто и искренно раскаяться в своих грехах на Таинстве Исповеди, если оправдывает себя». Это чудо! Оказывается, в нашей Церкви есть два Таинства об одном и том же: Таинство Покаяния и Таинство Исповеди! И сие открытие принадлежит, несомненно, о. Валерию. Священное Предание склоняется перед его гением! Я понимаю, когда обывательский и профанный сайт «Православие. Ру», перечисляя церковные таинства: «Таинство исповеди, или Таинство Покаяния», не видит между ними никакой разницы. Но, когда подобное звучит из уст кандидата богословия, то это, мягко говоря, удручает. А может я ошибаюсь, и о. Валерий в спешке перепутал Таинство с тайной исповеди?... Возникает ощущение, что, либо бывший проректор Николо-Угрешской духовной семинарии намеренно путает эти разные понятия, ради немощи и безграмотности читателя, либо он и в самом деле не понимает отличий между Таинством покаяния и исповедью. И, если это так, то остается только скорбеть об уровне знаний выпускников наших духовных учебных заведений.
Далее наш батюшка пишет: «Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося». Откуда сие следует? На чем основано? о. Валерий перепутал Таинство Покаяния, которое состоит из покаяния, исповеди и разрешительной молитвы священника, с самим покаянием. Оно может быть вне храма и без священника как духовный акт личного отношения к Богу. Исповедь также вполне приемлема без храма и разрешительной молитвы. Например, открытие помыслов духовному отцу, которые вовсе не обязательно могут быть грешными.
И завершая тему покаяния в представлении о. Валерия, приведу еще одно выражение: «лишь Таинство Покаяния открывает двери к сокровенному богообщению». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о Таинстве Покаяния как о церковном институте покаянной дисциплины. И что тогда получается: апостолы, учителя Церкви, святители, преподобные наставники и святые отцы эпохи Вселенских Соборов были лишены «сокровенного богообщения»? Ведь никакого Таинства Покаяния в Церкви они не знали. И далеко не всех из них были связаны с монастырской покаянной дисциплиной. Продолжая в том же духе, о. Валерий утверждает: «Только тот, кто участвует в церковной жизни, приобщается благодати Спасителя». Следовательно, все Священное Предание до XII в. лишено благодати Спасителя, поскольку не знало никакой церковной жизни? Я говорю именно о церковной жизни, в смысле приходской, а не о Вселенской Церкви. Были собрания верных, о чем мы узнаем из писем святителя Григория Богослова и Василия Великого; но не было приходов в нашем понимании этого слова. Общины собирались и поводили богослужения в разных местах, частных домах, а позже и в храмах, включая Константинопольские. Это были христианские общины, но не приходы, о которых выше писал профессор Н.С. Суворов. Тем более, что на этих собраниях не свершалась ни исповедь, ни Таинство Покаяния. Это была общественно-религиозная жизнь, но не церковно-приходская со своим уставом, клиром, и суточным кругом богослужения. Церковная власть в этих собраниях принадлежала не пресвитеру, а самому собранию. Поэтому жизнь христианской общины Древней Церкви – это совершенно не та церковно-приходская жизнь, о которой пишет о. Валерий. И как, в таком случае, понимать его слова: «Только тот, кто участвует в церковной жизни, приобщается благодати Спасителя»? Или под «церковной жизнью» он понимает что-то другое. Тогда, что именно? Как догадаться?
Идем дальше и читаем: «Оно [покаяние]– драгоценный дар, возвращающий сердцу чистоту и невинность. Покаяние называют деревом жизни, потому что как после холодной зимы в дереве вновь возрождается жизнь, так и умершая своими грехами для Бога душа в покаянии своем воскресает. Покаяние – чистый родник, источающий живую воду, она питает нас к вечности». Этот пафос более похож на религиозный экстаз, чем на строгую академическую мысль, особенно насчет «невинности сердца». И в заключении обзора книжки о. Валерия, хотел бы привести еще одно выражение: «Святые отцы говорят, что на Страшном суде кающиеся грешники получат удел вместе со святыми, тогда как непокаявшиеся пойдут в муку вечную». Он, как кандидат богословия, не может не знать, что на Страшном Суде покаяние невозможно в принципе, ибо после смерти покаяния нет. Поэтому и кающихся грешников там быть не может. Это только покойный о. Димитрий Смирнов мог выдать: «В раю святых нет, там только кающиеся грешники». Проректор духовной семинарии, пусть и бывший, тоже так думает?
Я коснулся, и то поверхностно, только одной работы о. Валерия, написанной почти 20 лет назад. Возможно, с тех пор его богословие изменилось, окрепло, набрало опыта и духовной зрелости, а я просто придираюсь к уважаемому священнику. Чтобы убедиться в этом или обратном, давайте проанализируем несколько его проповедей последнего времени, записанных на видео и размещенных в свободном доступе. Начнем с последней его проповеди от 5 апреля 2025 года, размещенной на портале «Экзегет . ру». Рассуждая на тему покаяния святой Марии Египетской, о. Валерий, эмоционально размахивая руками с блеском во взоре, проповедует: «Храм Божий для грешников, а не для небожителей, чтобы грешники стали небожителями, а погибшие спасенными». Здесь, как под копирку, просматривается его нарратив двадцатилетней давности о том, что спасение и покаяние возможно только при посещении церкви. Мы уже выяснили, что это далеко не так, но, судя по всему, богословие нашего батюшки ничуть за это время не изменилось. Ученый-богослов обязан знать, что храм сам по себе к Богу не приближает и от Бога не удаляет. Дело не в походах на богослужения и Таинства, а в устроении сердца. Причем, парадокс заключается в том, что о. Валерий сие вещает, рассказывая о преподобной Марии Египетской, которая, подвизаясь более сорока лет в пустыне спасалась покаянием, не ведая храмовых служб и таинств. Далее мы узнаем, что Мария: «покой находит далеко не в храме»! Это как же понимать: то идите в храм, то знайте, что покоя в нем не найдете?! Продолжая в гомилическом запале, о. Валерий призывает современных грешников: «Как Мария, иди в храм и кайся!». Но ничего подобного не было! Мы уже знаем, что причастие и исповедь не были взаимосвязаны между собой в Древней Церкви. Мария в молитве Богородице перед Крестом Господнем открыла свои грехи и дала обет уйти в пустыню для покаяния, а в храме Иоанна Предтечи причастилась перед началом подвига отречения от мира. Если бы она просто покаялась и оплакивала бы свои грехи без обета пустынножительства, то Господь бы ее принял и так, как принимает всякого кающегося грешника, а значит и надобность подвизаться в пустыне более сорока лет у нее просто бы отпала. Дважды каяться Богу за одно и тоже - значит проявлять неверие в Его милость к кающемуся грешнику. Но она дала обет и его исполнила. Для нас важен тот факт, что Мария каялась именно в пустыне, вне церкви и людей, что полностью противоречит убеждениям о. Валерия. Именно в пустыне, а не в церкве она обрела милость Божию и прощение грехов. Это подтверждает все то, что говорил о покаянной дисциплине С.И. Смирнов и напрочь отвергает заблуждения проповедника Духанина. Внимательно изучая это видео, я невольно поймал себя на мысли: как только о. Валерий видит перед собой камеру, его что-то клинит, и он начинает нести все подряд, не задумываясь о смысле проповеди. В нем мгновенно просыпается телеведущий или шоумен, работающий на аудиторию. Невольно вспоминается классика: «И тут Остапа понесло». А ведь не таким видит проповедника святитель Иоанн Златоуст: "Источники текут, хотя бы никто не черпал из них, и родники источают воду, хотя бы никто не брал ее, и реки бегут хотя бы никто не пил из них. Так и проповедник, хотя бы никто не внимал ему, должен исполнять все от него зависящее". Иначе говоря, слово Божие дано священнику, чтобы проповедовать истину, а не работать на публику.
Завершая тему, перейдем к следующему видео от 03 декабря 2024 года. Проповедь посвящена введению во Храм Пресвятой Богородицы и размещена на том же портале. Из уст о. Валерия мы узнаем, что: «Хочешь внутренней чистоты, иди в Божий храм, потому что мир лежит во зле, и нечистоте, и чтобы спасти себя, семью и детей иди в храм как в Ноев Ковчег». Опять тот же нарратив о невозможности спасения вне посещения церкви. А что такое церковь или храм сегодня? Это дом с иконами, крестами, церковной лавкой и клириками, порой, не видящих народ в упор. Возникает вопрос: мы в Боге спасемся или в доме с иконами? Сама по себе церковь ничего не значит, если в ней нет слова Божия, слов утешения и истины. А если, например, в близлежащем храме настоятель – типа Глеба Грозовского, осужденного за педофилию, или протоиерея Владимира Головина, выдумавшего собственную ересь, или лжеархимандрита Сергия Романова, возносящего анафему и на свою церковь, и на власти России, то, как в нем спасаться? Это тоже Ковчег Божий?
Но это все были цветочки. Ягодки о. Валерий приготовил на потом. Вдохновенно рассказывая о введении Богородицы во Храм, он произносит: «И тогда туда действительно вводится святой человек [Дева Мария], святая душа», и подкрепляет свою мысль ссылкой на видение преподобного Силуана Афонского и аллегорией безоблачно неба, имея ввиду безгрешность Пресвятой Богородицы. Услышав это, я оказался перед дилеммой: кому верить? о. Валерию или апостолу Павлу, сказавшему: «Который [Христос] подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Про понятным причинам, я склонен более доверять Павлу. Исключительный подвиг Богородицы в том и состоит, что в Ней встретились грешное человечество и безгрешное Божество, как Моисей встретился с Богом на Синае. Не было на земле ни одного безгрешного человека, кроме Христа Сына Божия. Это знают даже семинаристы первого курса обучения. Видение Силуана не говорит о том, что Пресвятая Дева была безгрешна в абсолютном смысле, а лишь свидетельствует о непорочности ее мыслей. Она, как и все люди, была зачата и рождена естественным образом, а значит несла в Себе первородный грех. Не признавать этого значит отвергать православие и исповедовать латинскую ересь о непорочном зачатии. Согласно учению католиков, Дева Мария была рождена плотским зачатием, то есть во грехе. Однако в силу особой чистоты, непорочности и ввиду будущей заслуги Ее Сына, на Пречистую не перешел первородный грех, в связи с чем Она смогла принять Святого Духа и родить Христа. По учению латинян Бог не мог вселиться в грешного человека, поэтому требовалось предварительное освящение Богородицы еще в утробе матери, чтобы сделать Ее абсолютно святой и непорочной. Тоже самое проповедует и кандидат богословия о. Валерий, который либо ничего не знает о первородном грехе и искупительном подвиге Христа, либо решил податься в католики. И как тут не вспомнить большого друга Папы Франциска и вдохновителя Гаванской унии митрополита Илариона с его «Лицами Церкви».
Сын Божий для того и воплотился, чтобы исцелить зараженную первородным грехом природу человека. Если бы Пресвятая Богородица была свята так, как это проповедует о. Валерий, то Христос принял бы не нашу грешную природу, а отличную от нее – святую и безгрешную, а значит Его искупительный подвиг не имел бы смысла. Как сказал святитель Григорий Богослов: "что не воспринято, то и не уврачевано". И тогда все святые, преподобные, угодники Божии и праведники должны мучаться и тосковать в преисподней, а нам кроме ада ничего не светит, потому что Христос спас не нас, а Самого Себя. Я не думаю, что этих прописных истин кандидат богословия не знает. Скорее всего, злую шутку с ним, как всегда, сыграли его исключительная самонадеянность и самоуверенность, плодами которых стали нетерпимость к любой критике, и неспособность увидеть себя со стороны. И как результат, вольно или невольно, протоиерей Духанин впал в латинскую ересь.
Однако вернемся к его основному богословию. Лжеучение о. Валерия о спасении только в церкви, обусловлено вполне понятными меркантильными интересами. Нужно убедить народ, что без посещения церквей, а значит и участия пожертвованиями спасение грешников невозможно. о. Валерий толи по незнанию, толи по убеждению, специально смешивает понятия Церкви как храма, с Церковью как принадлежностью к Православию. И сам себе тут же противоречит. Если можно спастись только в храме, то как спаслась Мария Египетская церкви не посещавшая? Судя по всему, он об этом не задумывается. Складывается впечатление, что вся его, благословенная свыше медийная деятельность, сводится к одному: говорить много, красиво и как можно дольше. Содержание гомилий протоирея Духанина его старших товарищей не интересует. Ибо главная цель этого проекта – служение не богословию, а экономике, поскольку финансовые планы приходов и епархии никто не отменял.
Итак, что мы видим при беглом взгляде на творчество о. Валерия. Несомненно, автор владеет пером и его стиль намного изящнее коллег по цеху из духовенства. В общем знании материала о. Валерию тоже не откажешь. Однако этого вполне достаточно для художественной литературы, но совершенно не приемлемо для богословия. Проблема заключается в том, что проповедь, а всякое творение о. Валерия, нужно рассматривать именно как проповедь, должна быть очень корректной в плане стилистики и точности богословия. Одно неверное слово или толкование сводит на нет всю духовно-просветительскую деятельность священника. А вот с этим у автора большие проблемы. Владея лишь поверхностными и отрывочными знаниями, явно не соответствующими кандидатскому уровню, он недостаток богословия компенсирует общими фразами, приукрашенными красивыми словами, сентиментами, чувственными переживаниями, создавая видимость глубокой духовной просвещенности и любви к Богу. В результате искажается суть Православия, и желаемое выдается за действительное. При этом бесстрастие мысли изгоняется страстным отношением к предмету гомилии. Отчетливо просматривается желание о. Валерия заявить о себе как о духовном отце и наставнике всякого, кто к его сочинениям и проповедям обращается. Абсолютная уверенность в непогрешимости личного богословия и истинном понимании догматов веры. Обилие эпистолярного жанра на самые разные темы преследует единственную цель – стяжание известности и популярности. В уже упомянутом мною автобиографическом фильме про себя, о. Валерий говорит в конце: «Мне огромную радость приносит написание книг и статей». Может в этом и заключается вся проблема его богословия, ставшего личной теологией иерея Духанина? Страстность, чувственность, влюбленность в свое дело – никак не могут отражать непогрешимую веру, ибо страстность препятствует умозрительному созерцанию истины, сокрытой в сущих, для познания которой требуется бесстрастие. Будучи страстным, богослов озлобляется на всякого с ним не согласного, что мы наблюдаем в поведении о. Валерия. Если понаблюдать за его жестикуляцией, мимикой, восторженным блеском в глазах, во время проповеди, то невольно вспоминаются слова К.С. Станиславского, перефразируя которые можно сказать: «о. Валерий любит себя в Церкви, но не Церковь в себе», ибо Бог в тишине в «веянии тихого ветра» (3Цар.19:12), а не в страстных проповедях и сентиментальном признании Богу в любви. Достаточно вспомнить о. Николая Гурьянова, о. Иоанна Миронова, о. Иоанна Крестьянкина, чтобы увидеть, что такое истинная проповедь для души, а не для публики. Что характерно, такой же любовью к красноречию и славе отличался и митрополит Иларион, увидевший в о. Валерии «лицо Церкви». Только непонятно, почему это «лицо» одну треть фильма изображается в грязных резиновых сапогах с лопатой в руках у какой-то ямы на приусадебном участке. Наверное, эти кадры должны были подчеркнуть смирение и аскетические подвиги церковного орденоносца. Но об этом чуть позже. На многочисленных страничках в соцсетях, где так любит пропадать кандидат богословия, он терпит только тех, кто с ним согласны или, по крайне мере не возражают. Но любая критика или неудобный вопрос вызывает у о. Валерия аллергию и несогласные блокируются незамедлительно. Говоря проще, уходят в "бан". Это его излюбленная метода борьбы с инакомыслием. Святые отцы отстаивали свои убеждения в диспутах, доказывая истину словами Писания и поучениями святых. Но о. Валерий себе такими сложностями не обременяет и всех неугодных просто удаляет с глаз долой. Однако богословие, закрытое от разумной критики, быстро деградирует и превращается в теологию имени себя любимого. А значит в информационное поле будет изливаться не истина, но ложь. И не просто ложь, а ложь, исходящая от духовного лица, да еще с ученой степенью. А это уже равносильно расхищению малого стада овец Христовых. Иисус предупреждает: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Мф.24:5). Протоиерей Духанин не утверждает прямо, в своих многочисленных проповедях, что он Христос, но он открыто позиционирует себя как наставник в истине и вере. Но мы знаем, что Истина – это Христос. Поэтому всякое его выступление можно отнести к словам Господа, предупреждающих об опасности доверчивого отношения к с виду правильным и благочестивым словам. По сути, ничего нового мы в его поведении не находим. У нас целый сонм «проповедников Христа» от покойного о. Димитрия Смирнова, узревшего грешников в раю, до протоиерея Андрея Ткачева, почти каждое выступление которого, иначе как бесовщиной назвать нельзя. Этим же путем следует и о. Валерий, вдохновленный, очевидно, бывшим покровителем митрополитом Иларионом, также отметившимся изобилием литературного и даже музыкального жанра. Остается только догадываться почему Иларион решил снять кино про о. Валерия. Очевидно, он руководствовался своими критериями, «ценность» которых наглядно проявил на Будапештской кафедре.
А может дело в том, что о. Валерий почти в религиозном экстазе несет всякую околесицу, приятную на слух, порой на задумываясь о сказанном? Его красноречие приятно уху и завлекает в храмы простых людей. Как тут не вспомнить святителя Иоанна Златоустого: "Люди большей частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствия". Эту особенность, как мне представляется, вовремя заметили «старшие товарищи» и тонко используют его харизму для вполне конкретных целей: народ должен валить в храмы, что несомненно ведет к пополнению церковной казны. Не исключаю, что сам о. Валерий может этого и не замечать, и уверен, что вещает истину и служит делу Божию. Однако проповеди его, с богословской точки зрения, свидетельствуют об обратном. Зато с привлечением народа Божия в церкви он справляется отменно. Может в этом причина милости сначала митрополита Илариона, а потом и нашего Патриарха?
Давайте обратимся просто к некоторым фактам. В 2014 году, минуя викарного епископа, которому как правило такие вещи поручаются, диакон Валерий Духанин получает сан священника из рук самого Патриарха Кирилла. Будучи знаком изнутри, а не понаслышке о внутрицерковных иерархических отношениях, могу смело утверждать, что подобная милость сваливается на голову далеко не каждого ставленника. Чтобы ее обрести, нужно иметь очень могущественного покровителя в высших эшелонах церковной власти. Кто был этим покровителем, знает только Бог и о. Валерий, ну и сам могущественный владыка.
19 сентября 2024 года он удостаивается ордена святителя Макария, митрополита Московского III степени. Согласно статусу, орден вручается за значительный личный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. Трудно сказать, какие богословские открытия о. Валерия или подвиги на ниве духовного просвещения легли в наградное представление, но судя по его промоутерской деятельности продвигающей «храмопосещение», он свой хлеб ест не зря, и благосклонность священноначалия вполне объяснима.
Впрочем, не будем пускаться в дальнейшее исследования причин падения протоирея Валерия Духанина. Гораздо важнее разобраться в истоках этого зла, в его природе. Для этого обратимся к морально-нравственному облику священника так, как его видели святые отцы. Родоначальник духовной аскезы монашества святитель Климент Александрийский (150-215) считал, что дар священства или богоподобие заключается прежде всего в высшем знании, под которым он понимал знание, основанное на вере и неразрывно связанное с нею. Это мысль находит подтверждение у профессора С.И. Смирнова: «Предметом гнозиса [знания] служат дела божественные. А так как природа гнозиса не только интеллектуальная, но и моральная, то обладание гнозисом и есть подобие Богу». Здесь под «гнозисом» понимается не одноименная ересь, а идеал христианина. Подобного же мнения о священстве придерживались преподобные отцы Исидор Пелусиот, Нил Синайский, учитель церкви Ориген, и псевдо-Дионисий Ареопагит. Нил Синайский прямо: «связывал Апостольскую власть ключей с иерархическим достоинством лица под условием его нравственной пригодности», – пишет русский профессор. Преподобный Исидор Пелусиот применительно к этому, так истолковывает слова Спасителя: «Приимите Дух Свят. Им же отпустите грехи, отпустятся, а им же держите, держатся» (Ин.20:22-23). Если ради Духа Божия приняли власть, то грехами своими удаляющие от себя Духа не имеют сей власти [ключей], имеют же только знающие Духом Святым, кто достоин оставления [грехов]». Другими словами, подлинным иереем может считаться только тот, кто является носителем Духа в силу особой нравственной чистоты. Именно поэтому пророк Малахия говорит: «Иерей – Ангел Господа Вседержителя» (Мал.2:7). Ритуальная чистота современного священства заключается не в сане и соблюдении церковной дисциплины, а в служении Богу, но не себе. А что мы видим у нашего популярного проповедника. В упомянутом фильме он, рассказывая о своем литературном творчестве, бросает такую фразу: «Некоторые мои книги выдержали 7 изданий, и многократным тиражом». Вот и весь смысл богословия «Ангела Господа Вседержителя». Слава, почести деньги, угождение священноначалию – суть всей его деятельности. И это не я придумал. Это он сам о себе говорит. Святитель Иоанн Златоуст писал: "Добрая нравственность не нуждается в пособии красноречия", и тем более в кинематографе. Будучи безнравственным, по сути, священник не может нести слово Божия, ибо Дух Истины отходит, уступая место духу злобному и лукавому. Здесь существует прямая связь: священник, владеющий истинным знанием о вере и Боге, не может не быть нравственным, и наоборот - падение нравственности лишает иерея точного знания и удаляет Духа Истины, и тогда он проповедует ложь. В этом причина падения несостоявшегося кандидата богословия. Поэтому всякому внимающему проповедям о. Валерия нужно хорошо задуматься, что он слушает, от кого и кто автор услышанного. В противном случае горе слепым, слепые вожди которых ведут их в яму.
Свидетельство о публикации №225040601277
Да, иной раз (очень редко) в современном храме бывает так смутно, что поневоле подумаешь, а действительны ли там Таинства. Они действительны, но что-то, кажется, теряется ( возможно, теряется от собственных помыслов, не знаю, вопрос тонкий). Но о. Духанин правильно призывает в храмы. Будет из кого выбор, чтобы здоровое вытесняло больное. Я о. Валерия ничего не слушал, кроме одного комментария к праздничной службе по трансляции ( кстати, хрошего комментария). Но можно полагать, что у него и у некоторых других иереев есть харизма к такой публичной проповеди, а у кого-то её в помине нету. Вы постоянно критикуете приснопамятного о. Димитрия Смирнова, но это никак не отразится на его заслуженном народном почитании. Слушая его по Радонежу, мы не раз были свидетелями, что он способен проявить смирение, а значит он был благодатный. Потом, если бы не было о. Димитрия, о. Андрея Ткачёва и некоторых других, то кто бы вообще говорил с народом от лица Церкви? Разъяснял хоть как-то актуальные вопросы? Была бы тишина, точнее пустота. А ошибаются - все. Деятельность о. Валерия Духанина - публицистика, там несколько свои законы жанра. Против точности выражения богословских понятий, впрочем, мы ничего не имеем. Всё-таки богословская база как-то о. Валерию помогает в его деятельности.
Борис Силуанов 08.04.2025 12:30 Заявить о нарушении
Чтобы судить о том какие самые яркие страницы в жизни Марии Египетской нужно как минимум вместе с ней все сорок с лишним лет подвизаться в пустыне. Так что, это ваши благочестивые домыслы, а не факты. Вы путаете покаяние и исповедь, что лишний раз свидетельствует о невнимательном прочтении моей статьи. Вы пишите: «В церкви преп. Мария покаялась Богу, и там произошло изменение её ума. В пустыне она только довершала и укрепляла полученное в церкви». Это было не покаяние, а исповедь, то есть обнажение грехов перед Богородицей, за которой последовало исполнение данного обета в пустыне через покаяние, то есть добровольно принятых на себя аскетических подвигов. Далее вы утверждаете: «Не будь храма, не было бы и преподобной Марии». Это говорит о том, что вы путаете Храм как объект культа с покаянием и исповедью приносимыми в нем. Откуда вы можете знать была бы Мария если бе не было Храма или ее не было. В Патерике есть немало случаев, когда святые призывались к Богу и подвигам и вне стен храма. Вы выдаете желаемое за действительное. Если вы считаете, что о. Валерий правильно делает, что зовет людей в храмы, то совершенно определенно не поняли моей статьи, и самого главного в ней – в храм не зазывают, в храм идут, побуждаемые личным отношением к Богу и спасению.
Вы сразу бы написали, что у о. Димитрия Смирнова «народное почитание» и я бы не тратить время на свой ответ. Вам перечислить еретиков, которые при жизни объявлялись святыми ив великими: начиная с Монтана во II в., и заканчивая экс-протоиереем В. Головиным и бывшим убийцей и разбойником, а ныне заключенному «архимандритом» Сергием Романовым? Вы никак не можете понять, что вера в Бога и спасение не в харизме отдельных личностей, а во-первых, в собственном отношении к Богу, а во-вторых, в разуме, а не в чувственном восприятии кажущегося «святым». Про таких говорят, что они «любят» ушами.
Рассуждая о смирении о. Димитрия, которые обнаружили в нем по радио, вы подтверждает, что и о смирении вы никакого понятия не имеете, и поэтому не в состоянии определить у кого оно есть, а у кого нет. Вы, как и все, любящие Бога чувствами, а не разумом, не знаете веры и ее сути, хотя уверены, что это не так. Вот на таких как вы вся «харизма» Смирновых, Ткачевых, Духаниных и рассчитана. Вы видите овечку Божию, но не видите волчьих ушей из под ее шкуры торчащих. И кто вам дал прпво утверждать, чоо подобные иереи говорят от имени Церкви? Только потому, что нах ряса и крест? Вы и о Церкви ничего не знаете.
Вся ваша рецензия – демонстрация полного непонимания, ни веры, ни Церкви, ни покаяния, ни исповеди. У вас личное отношение и чувства взяли верх над разумом. Прежде, чем кого-то критиковать или хотя бы опровергать, нужно иметь весомые аргументы, а не руководствоваться личным отношением к автору, выдавая это как доказательство своей правоты.
Игорь Устичев 08.04.2025 13:06 Заявить о нарушении
Ладно, я по-вашему ничего не смыслю в религии, но я думал, что вы заметите мои аргументы, т.к. житие Марии Египетской широко известно, и вы тоже могли его случайно прочесть.
Вот вам образец покаяния преп. Марии: "Отчаявшись, я со стыдом отступила и встала в углу притвора. Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня. Свет спасительного разума, правда Божия, освещающая душевные очи, коснулась сердца моего и указала, что мерзость дел моих возбраняет мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, с рыданиями бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца.
Так я плакала, стоя в притворе. Подняв глаза, я увидала на стене икону Пресвятой Богородицы и, обратив к ней телесные и душевные очи, воскликнула:
– О Владычица, Дева, рождшая Бога плотью! Я знаю, глубоко знаю, что нет чести Тебе и хвалы, когда я, нечистая и скверная, взираю на Твой лик Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию".
Это и есть, Игорь, истинное покаяние. Примите к сведению.
Борис Силуанов 08.04.2025 14:13 Заявить о нарушении
1. «Куча», в которую, как вы выразились, я свалил Ткачева, Духанина Головина и Романова – называется «современная Русская Православная Церковь Московского Патриархата» и не как Церковь верных, а как религиозная организация, что в ее Уставе и написано. Все эти «персонажи» вышли из нее или продолжают в ней служить. Вся разница между ними заключается в форме действия, а не в содержании. И, если вы этого не понимаете, то лучше помолчите. Их всех объединяет одно: тщеславие, сребролюбие, угодничество и, как следствие, богословская безграмотность. И как вы можете утверждать, что читали мою статью внимательно, если этого в ней не увидели. А ведь я писал: «Будучи безнравственным, по сути, священник не может нести слово Божия, ибо Дух Истины отходит, уступая место духу злобному и лукавому.». То есть, они по определению не могут непогрешительно учить слову Божьему. И это не мой вывод, а святителя Климента Александрийского, прп. Исидора Пелусиота, Нила Синайского и др.
2. Если вы считаете, что благословение конкретного архиерея выступать в медиапространстве конкретным популярным священникам есть благословение Церкви прп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, свт. Игнатия Брянчанинова, преподобных и богоносных отцов Русской Православной Церкви, то исходя из вашей логики: радоваться смерти грешника и запрещать девочкам ходить в школу, а равно как оскорблять женщин, живущих в гражданском браке «проститутками», как это делал о. Димитрий Смирнов; или называть семейные пары, у которых только один ребенок «плодящимися сусликами», как это говорил Ткачев, или ложно учить о двух Таинствах покаяния – Исповеди и Покаяния как это делает Духанин, то значит – вы и всем святым Земли Русской, составляющих единую Православную Церковь приписываете тоже самое. Вы смотрите на форму, совершенно не в состоянии понять содержание. Митрополит Иларион тоже много кого и на что благословлял, но это не мешало ему вляпаться в гомосексуальный скандал. Мнение отдельной личности даже в архиерейском сане – это не благословение Святой Церкви. Если вы этого не понимаете, то мне остается только руками развести. Митрополит Викентий тоже убийцу и многоженца Сергия Романова во священники благословил и поставил. Это тоже от имени Сергия Радонежского и Серафима Саровского?
3. Никто ересь и глупость вышеназванных духовных лиц из вышестоящего начальства никогда не поправлял и замечаний им не делал. Иначе ничего из того, что сейчас происходит просто не было бы. Все остальное – это ваши домыслы.
4. Вы меня учите, что есть истинное покаяние и еще высокомерно повелеваете «принять к сведению». Это признак тщеславия и неспособности слушать. В вас говорит только одно желание – доказать свое, даже не утруждая себя размышлением. Мария Египетского изливала слезы в исповеди Богородицы, а покаяние она принесла в пустыне, исполнив данный обет. Вам хоть сто раз одно и тоже говори, а вы в упор ничего знать не желаете. Только свое и доказываете. У Бога не бывает два покаяния за одних грех. Вы не понимаете элементарных вещей, а меня учите как нужно Писание и веру понимать. Не верх ли самонадеянности?
Игорь Устичев 08.04.2025 14:50 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 08.04.2025 14:59 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 08.04.2025 18:17 Заявить о нарушении