У нашей подводной лодки льдиной снесло леер
Отец. Косовнин Петр Иванович в это время служил на Балтийском флоте в должности командира группы торпедных катеров в звании капитан-лейтенанта
Мать, Косовнина (Авдюнина) Надежда Ивановна работала на заводе по изготовлению мин для минометов в городе Северодвинске. Когда катер моего отца находился на ремонте в Северодвинске, они познакомились и 22 мая 1945 года зарегистрировали брак После моего рождения мать стала домохозяйкой.
До этого мой отец воевал на севере. В 1941 году после окончания Высшего военно-морского училища имени Фрунзе М, с сентября 1941 года он был на Карельском фронте командиром взвода минометного дивизиона в звании старшего лейтенанта. С октября 1943 года он был дублером командира катера на дивизионе истребителей подводных лодок, охраны водного района Северного флота. С января 1944 года приказом командующего Северным флотом его назначили командиром катера ТК-230. Это был единственный в ВМФ СССР катер, который участвовал в боевых операциях, с радиолокационной установкой для обнаружения целей. Из Америки по Лэнд-Лизу через Англию перевезли 3 катера, их сопровождал старший лейтенант Василий Быков, друг моего отца. Первая атака с использованием радиолокационной станции в ВМФ СССР была с 11-12 октября 1944 года на катере моего отца. По воспоминаниям отца и его товарищей Савина Сергея Николаевича,Ганкина Наума Моисеевича,Быкова Василия Ивановича по оружию на катере моего отца посторонних и старших офицеров не было на борту был только флагманский РТС бригады капитан - лейтенант А.Г. ПРИЙМАК. Пытался командовать начальник штаба, капитан 2-го ранга В.Н. Алексеев, но он был в другом районе и на другом катере. По приказанию командира бригады в его книге воспоминаний он только мешал проведению боевой операции.На катере же он боялся выходить в море даже на базе, когда локатор работал он прятался в землянку.А получил звание героя за эту атаку.Во время войны после потопления одного из танкеров наши катера подбирали, иногда тех кто сдавался в плен будучи в воде. Но загвоздка была в том что кают у катера не было, а скорость у катера была такой что взять кого нибудь и увидеть ночью в воде очень трудно. Был интересный случай: один из офицеров вермахта спасённый из воды за спасение моему отцу отдал свой кортик он долго хранился у нас пока один из знакомых отца уговорил отдать ему кортик для убоя свиней. Звено катеров командиром которого назначили моего отца перевели,в апреле 1945 года на Балтийский флот. Его звено прошло всю Прибалтику до самого Кенигсберга там в Пиллау он и окончил войну.Некоторое время звено катеров моего отца находилось в Латвии Усть-Двинске.У меня есть ряд фото этого периода. В последствии Пиллау был переименован в Балтийск.Здесь в 1947 году родился мой брат Косовнин Виктор Петрович. В это время отца отправили получать новые катера.Он вспомнил интересный случай в создании новых катеров принимала участие женщина торпедный катер был построен без туалета. Видя это поставил задачу перед заводом "Выйду в море только если на борту буде тот кто это создал" прислали женщину . В море катер был 3 дня.В туалет ходили матросы прямо за борт держась за леер на надстройке. Как выходила дама из этого положения он не рассказывал,но после прихода в гавань все предусмотрели.По прошествию времени его назначили на вновь строящийся корабль это был СКР "Туча" . Он прослужил на нем некоторое время в должности помощника командира.После передачи СКР "Туча " Северному флоту его направили для учебы на учебу в Академию имени Ворошилова на командирский факультет в 1950 году. я в это же время пошел учиться в школу в 1-й класс Ленинградской мужской школы.Родители снимали квартиру недалеко от Казанского собора, куда после занятий отца в Академии мы с братом и матерью встречали отца в садике перед собором (Там была остановка автобуса ).Во время учебы в академии ему присвоили звание капитан 3 ранга. Отец окончил академию в 1953 году,с отличием предложили должность при академии ,отказался.Получил направление на Балтийский флот командиром сторожевого корабля "ТУР".Моя мать всюду следовала за отцом. и мы переехали вместе с ним в Кёнигсберг,позднее переименованным в город Калининград. Запомнилось это время,когда мы вышли из поезда на вокзал. Потолок перонна был из стекла и большинство стекл было разбито.Мы пересели на трамвай это был один вагончик и при движении он качался из стороны в сторону и сильно гремел.Когда мы ехали от вокзала до гостиницы где должны были жить слева и справа были одни груды кирпичей. Здания появились уже после проезда моста через реку Преголя,но они были без крыш окон и дверей.Где то около года мы прожили в офицерской гостинице после этого мама добилась и нам дали квартиру на улице Староканавной это был район морского рыбного порта и я пошёл учиться в 23 среднюю школу. Школа была раньше высшим учебным заведением у немцев и рядом была ботаническая станция где я по наставлению родителей занимался в кружке В конце 1953 года, после катания на коньках, я простыл и тяжело заболел. Почти год я был в больнице. В 1-й класс пошел уже в 1954 году вместе с братом Виктором.Время для мальчишек моего возраста было интересно, в развалинах можно было найти всякие интересные вещи иногда и опасные. Было много всякого оружия, так все ребята в моем дворе, каждый имел личный пистолет, и они стреляли. Патроны у нас тоже были, мы знали места, где их можно было откопать. Рядом была школа милиции, а за памятником 1200 погибших Героев в лесу был тир, и мы там часто стреляли. Выстрелы были слышны в школе милиции. Если кто-то из прохожих слышал выстрелы, то сообщал о нас и у нас отнимали оружие. Но как поймать группу из 5-6 мальчишек да ещё в лесу! У тех, кто попался, оружие отнимали и сообщали об этом родителям.,Но оружие находилось новое, и мы строили «штабы» из ящиков. которые воровали на тарной базе. В этих «штабах» мы хранили оружие. У меня там было 5 винтовок, пулемет Дегтярева и пулемет Максим, правда без щитка и колес.,В 1958 году в первый день каникул после 4 класса была сильная жара. Мы нашли снаряд и разобрали, а там был пластинчатый порох. Такого мы еще не видели. Попробовали поджечь, он начал летать. Стены наших помещений, которые были обиты мешками из рогожи, вспыхнули и вся наша секретная «штабная» организация, сгорела, прихватив еще и сараи соседей. Конечно, за все расплачивались родители. Для меня же это был урок на всю жизнь. В это же время у меня появилась сестренка Галина.После окончания 4-го класса мы переехали к новому месту службы отца в город Свиноустье Польской Народной Республики. Отец встретил нас в Варшаве. Наша школьная форма в это время нравилась всем в Польше. Видимо, думали, что это какое-то военное училище. Польша была очень бедной. Начиная с 7-го класса, я поступил в детскую спортивную школу по специальности легкая атлетика.
Прожили в Польше чуть больше года. В 7-й класс я и брат пошли уже в школу № 19 города Калининграда. В это время моего отца перевели служить в штаб Балтийского флота. В одном отделе с моим отцом служил капитан 2-го ранга Делио Антонио Грамши, сын основателя Коммунистической партии Италии. Он иногда заходил к нам и мы с ним общались, но более близко мы с ним познакомились в училище где он преподавал нам ракетное оружие.Окончив 7 классов Калининградской средней школы № 19, я в 1961 году поступил в Калининградский политехникум. В 1965 году, сразу после окончания техникума, меня призвали на срочную воинскую службу в ракетные войска. Так получилось, что я обслуживал ракеты немецкие ФАУ-1, но под другим названием и более совершенные. Здесь в части меня приняли кандидатом в члены КПСС.Отслужив 2 года, я окончил службу рядовым, был отличником боевой и политической подготовки. Хорошо стрелял из карабина СКС, всегда на отлично.
В 1967 году я поступил в Каспийское высшее военно-морское училище имени Кирова в городе Баку.Через год меня перевели в новое училище филиал училища имени Фрунзе, открытый в городе Калининграде. В феврале 1968 года меня наградили юбилейной медалью «50 лет Вооруженных Сил СССР» Вместе со мной из Тихоокеанского училища перевели курсанта Владимира Юрьевича Кудрявцева. Поскольку мы были два новых курсанта, в классе подружились. Будучи старшиной класса, он помогал мне проводить внеклассные занятия о русских и советских художниках. Впоследствии он стал вице-адмиралом командиром Ленинградской Военно-Морской базы с 1993 по 1998 год. Мы с ним встречались процессе службы, был у него дома как в Балтийске, так и в Ленинграде. В 1980 году на боевой службе в порту Тартус САР он был командиром большого ракетного корабля. Он рано умер 18 апреля 2016 года в возрасте 66 лет, жаль. Он был хороший умный, грамотный командир и прекрасный человек.После окончания 1-го курса училища нас направили на практику на один из самых старых крейсеров СССР с названием «Киров». Основной калибр крейсера был такой, что вместе с выстрелом вылетала стоимость одного трактора. На нашей практике он стрелял своим главным калибром. Мы в это время делали штурманскую прокладку в одном из помещений крейсера. Была ночь, от выстрелов главного калибра, плафоны помещения начали падать нам на головы.
В 1968 году я выполнил норму 3-го разряда по тяжелой атлетике и стал чемпионом училища в легком весе В январе 1969 года меня приняли в члены КПСС, и я стал первым и единственным членом партии в училище среди курсантов. Очень долго ходил в кандидатах из за поступления в училище, так как сменил место службы, а надо было что бы меня знали хотя бы год члены парторганизации.В 1970 году мы проходили практику, на крейсере «Октябрьская революция». С мая по июнь месяц крейсер участвовал в учениях «Океан». После окончания учений наш крейсер, по приглашению Французского правительства, зашел в Военно-морскую базу Франции порт Шербур. Целью визита было празднование освобождения Франции от фашистских захватчиков. В один из дней, 8 мая, мы были приглашены на мемориальное кладбище, где были захоронены те, кто погиб во время войны Мы были представителями СССР, а в речах представителей власти о заслугах СССР в Великой Отечественной войне, о тех, кто победил фашизм, не было сказано ни слова.Крейсер вышел из Франции, прошел Атлантику и зашел в Средиземное море, где нас пересадили на крейсер «Дзержинский» того же проекта. Через проливы Босфор и Дарданеллы мы пришли в порт Севастополь В этом же году я выполнил норму 1-ого спортивного разряда беге на 3 километра.
ОФИЦЕРСКАЯ СЛУЖБА ПЛ Б-2
По окончании училища в 1972 году мне присвоили звание лейтенанта и направили служить на Северный флот. По распределению я попал служить на подводную лодку Б-2 4-й эскадры Северного флота. Командиром был капитан 3-го ранга Евгений Владимирович Коновалов. На эскадре было два Коновалова старший Марк Владимирович и младший Евгений, они были сыновьями Героя СССР Владимира Коновалова, тоже подводника.По приказу командира 4-й эскадры меня назначили командиром рулевой группы подводной лодки Б-2, это младший штурман на подводной лодке.Заместителем командира лодки по политической части был капитан-лейтенант Пархоменко Виктор Иванович. За время службы заместителей по политчасти было много, а это был из тех нормальных, которые занимались своим делом и помогали командованию и офицерам в работе. Таких замполитов я встречал, очень мало Большинство своими обязанностями не занималась. Смотря на таких замов, и некоторых старших офицеров, мне даже не захотелось добиваться новых званий и должностей. Просто не хотел вращаться в их «змеином» клубке. А Виктор Иванович помогал не только матросам, но и офицерам.Мне предложили пойти учиться по специальности заместителя командира корабля по политчасти, но я не согласился. В 1972 году во время стоянке в доке, меня избрали на лодке секретарем партийной организации. Так что в первую боевую службу прошел секретарем партийной организации. Офицерский состав был неплохой Я сдал на допуск к дежурству по лодке одним из первых. За это на одном из подведений итогов в составе бригады командир 3-й бригады капитан 1-го ранга Лев Давыдович Чернавин объявил мне благодарность. Это была первая и последняя благодарность мне от командования нашей эскадры.Мне мои офицеры говорили, что я служака. Мне всегда нужно было, что бы были выполнены все задачи, которые ставились перед экипажем Единственно в чем я не прав то в том, что всю нагрузку пытался выполнить полностью, по уставу и часто подменял других, а не надо было взваливать всё на себя. Так же я относился и к приказаниям начальников. Но если начальник перебирал, я мог перестать, с ним общаться и просто уйти. Старший помощник на нашей подке был капитан-лейтенант Вилен Тимофеев. Это был опытный начальник, мы с ним всегда понимали друг друга. Командиром Боевой части № 1 был старший лейтенант Виссарион КИМ . Это был человек, который много трудился и выполнял свою работу добросовестно. Экипаж подводной лодки готовился сдавать задачи. Они начались с легководолазной подготовки и отработки личного состава по борьбе за живучесть, в нее входила также отработка по борьбе с огнем и водой на учебно-тренировочном полигоне подводной лодке К-21. Этой лодкой во время войны командовал Герой Советского Союза Лунин.После выполнения всех задач и отработки морских элементов мы в октябре 1972 года получили приказ выйти на разведку в район натовских маневров под названием «Strong Express». В Северном и Норвежском море. Это было мое первое автономное плаванье в должности офицера
Фактически мы участвовали в учениях НАТО. В самом конце вышли в торпедную атаку на французский вертолетоносец Вместо торпеды был выпущен воздушный пузырь из торпедного аппарата. Произвели фотосъемку вертолетоносца через перископ, после чего получили приказ на возвращение в базу город Полярный.Дизельная подводная лодка под водой может быть ограниченное время. Время зависит от аккумуляторной батареи, которая дает ток для работы моторов. Зарядка батареи происходит в надводном положении лодки.Мы попали в сильный шторм. Электрики 4-го отсека неграмотно подготовили охлаждение системы аккумуляторной батареи и при сильной качке, в дистиллированную воду охлаждения попрала соленая вода моря.
Если добавить в аккумуляторную батарею соленую воду, то образуется хлор Всплыли, провентилировали лодку, но запах хлора остался в лодке даже после всплытия в надводное положение Командир отделения трюмных отделения центрального поста загадил кормовую цистерну питьевой воды, и мы могли пользоваться только носовой цистерной. Оставшееся время плавания я мог пить только чай, от остального сильно пахло фекалиями После прихода на базу командира БЧ-1 назначили на другую должность, и мне пришлось выполнять обязанности одному. После одного из выходов, когда со мной в море вышел флагманский штурман мне не пришлось поспать даже несколько часов, и я в сонном состоянии упал за борт Это произошло при сходе на берег. У ограждения рубки палуба очень узкая Мы расходились с заместителем и я поскользнулся и упал за борт пришлось сушить шинель и имущество что было в портфеле на дизелях.Я сдал на допуск к дежурству по лодке одним из первых. За это на одном из подведений итогов в составе бригады командир 3-й бригады капитан 1-го ранга Лев Давыдович Чернавин объявил мне благодарность. Это была первая и последняя благодарность мне от командования нашей эскадры.Мне мои офицеры говорили, что я служака. Мне всегда нужно было, что бы были выполнены все задачи, которые ставились перед экипажем Единственно в чем я не прав то в том, что всю нагрузку пытался выполнить полностью, по уставу и часто подменял других, а не надо было взваливать всё на себя. Так же я относился и к приказаниям начальников. Но если начальник перебирал, я мог перестать, с ним общаться и просто уйти.Старший помощник на нашей подке был капитан-лейтенант Вилен Тимофеев. Это был опытный начальник, мы с ним всегда понимали друг друга. Командиром Боевой части № 1 был назначен выпускник училища моего года выпуска старший лейтенант Василий Филев. Это был человек, который мог красиво представить свою работу. Я так не мог. Поэтому мне служба давалась тяжело
Когда мне предложили должность командира БЧ-1 на лодке Б-2 я отказался. Меня смущал мой малый опыт в управлении штурманской боевой частью, а так же я был секретарем партийной организации. Это тоже меня смущало, будучи секретарем партийной организации на мне лежала особая ответственность.А нас готовили к большой боевой службе. Так на лодке вышел из строя эхоледомер и для этого сняли эхоледомер с подводной лодки "Северянка". Эта лодка в 60 годы гремела на весь СССР (первая лодка с окошками)После прихода на базу мы загрузили продукты, воду и все что положено. Отстояли в доке, где произвели осмотр подводной части Промыли хорошо цистерну питьевой воды 7-го отсека, и ушли 20 марта 1973 года на боевую службу сроком на 9 месяцев. У всего экипажа забрали все документы, удостоверяющие личность, которые замполит сдал в политотдел. За всю мою службу это был первый и последний случай с документами, во время войны документы сдавались когда разведчик уходил в тыл врага.Переход был надводный в составе бригады и мы попали в такой шторм что на лодке волной разбило лёгкий корпус и повредило клапана и трубопроводы продувания низким давлением от дизеля главного балласта.Гибралтарский пролив мы проходили в надводном положении под 3-мя дизелями и полным ходом установив дополнительную мачту с расставленными огнями 9 апреля 1973 года после погружения пройдя пролив обнаружили работу радиолокатора НАТО, который вёл нас в течении 6 суток. Сколько мы не маневрировали, все равно по корпусу была слышна работа локатора противника Примерно 15 апреля я заступил на вахту. В центральный пост зашел командир в руках которого был флаг ВМФ СССР. Он дал приказ на всплытие. При скрытном выполнении задачи лодка всплывала без флага, указывающего на принадлежности к какому-то флоту, и в ночное время не включались ходовые огни Флаг хранился в штурманской рубке. Обстановка была неприятная все готовились к неприятностям. Нонам повезло ,оказалась что тот кто обслуживал этот локатор либо было много целей ,либо сыграл человеческий фактор.
Прошло 45 суток со дня выхода из базы. Лодка всплыла и после этого последовала команда командира. «Штурмана с секстаном на мостик, для определения места лодки по солнцу». Был прекрасный, хороший теплый день штиль, на горизонте не одного корабля. Командир передал мне флаг корабля, который не понадобился Это было чувство полного счастья, увидеть солнце море днем после долгих дней ночи и штормов а так-же что противник нас не обнаружил.В районе Гибралтарского пролива нам задали район поиска атомных лодок противника. Когда мы выполнили задачу, нас перенаправили в залив Сидра. Самое тяжелое место в Средиземном море для выполнения боевого задания был Мальтийский пролив. Там очень много рифовых образований и его очень трудно проходить Обычно это делалось ночью и в надводном положении полным ходом и под дизелями,полным ходом.Нам задали район в заливе Сидра, там мы должны были осуществлять поиск лодок противника и вести разведку. После этого мы начали подготовку к заходу в порт Александрия в Египте. В это время на одной из подводных лодок нашей бригады в 4-м отсеке произошел пожар,и её поставили в Александрийский док в Египте. Наш поиск продлили еще на один месяц, в связи с этим дали заход в точку, где мы загрузили продукты и топливо.
Прием топлива и продуктов всегда проходили либо в порту, куда мы заходили или в определенных точках в течение ночи. После еще одного месяца мы зашли в порт Тартус Сирийской Арабской Республики (САР). Около этих точек всегда кружили самолеты и находились корабли НАТО А это означало, что надо было отрываться от их преследования. При соблюдении тишины в отсеках останавливались кондиционеры и всякое перемещение между отсеками, температура в отсеке поднималась до 50 в некоторых до 70 градусов.И вот, наконец, после почти четырех месяцев нам 26 июня дали заход в порт Тартус САР После нашего всплытия, к нам прицепился, какой-то корабль НАТО. Этот корабль сопровождал нас до территориальных вод Сирийской Арабской Республики. При стоянке в порту Тартус все время была слышна стрельба из орудий со стороны Голландских высот.При стоянке в порту Тартус САР сирийские десантники для уничтожения подводных пловцов Израиля, по известному только им графику, у борта лодки бросали гранаты днем и ночью, причем ночью ещё чаще, покоя не было совсем.Ранее, 15 июля два советских больших десантных корабля (БДК) выгрузили танки и солдат. Как потом выяснилось, это были марокканские десантники. Они неделю тренировались в порту на тренажерах напротив нашей лодки и после этого убыли в район Голландских высот. Там шла война. Из порта Тартус мы вышли 25 июля. После выхода провели с сирийцами учение по поиску подводной лодки. Естественно искали нас, но мы оторвались. Всплыли в одном из островов из пакетов и бутылок. То всплытие долго проклинал командир БЧ-5 капитан-лейтенант Кадочников. При каждом всплытии и погружении пакеты и пленка, попадали под клапан вентиляции и отверстия на прочном корпусе и мешали всплытию и погружению
В это время нашему командиру присвоили звание капитана 2-го ранга. Нам дали точку встречи с танкером и там по связи и сообщили о присвоении звания. Погода резко испортилась и при переходе, с танкера на лодку командир сорвался и упал за борт. Лодку сильно било волной. Старпом бросился и вытащил командира. Я в это время стоял на вахте Старпом принял командование на себя, мы отошли от танкера погрузились и пошли своим курсом 02 октября мы вышли из порта Аннаба Алжир и в надводном положении начали переход в город Полярный. Где-то 6-8 октября был получен приказ штаба средиземноморской эскадры о переводе нашей подводной лодки Б-2 в состояние боевое готовности № 1.По сигналу боевой тревоги наша лодка погружалась и всплывала через каждые 4 часа, на сеанс связи для получения сигнала о применении оружия.Надо отметить что обстановка была очень сильно напряженной, так как все ждали приказа о применении оружия. У мичмана-гидроакустика находившегося на вахте во 2-м отсеке, произошел нервный срыв. Он обнаружил цель и решил, что если сейчас мы её потопим, то начнется
война. Весь экипаж знал, что на борту у нас находятся 2 торпеды с ядерным боезапасом. А ему, за месяц до этого, сообщили о рождении ребенка. Вызвали доктора, который сделал укол и молодого отца кое-как успокоили Это продлилось числа до 18 октября, после чего поступил сигнал об отмене. В город Полярный наша лодка прибыла 1 ноября 1973 года.
Подводная лодка "Ярославский Комсомолец" Б-826
А 18 декабря 1973 года меня назначили командиром БЧ-1 подводной лодки «Ярославский комсомолец».Она в это время находилась на ремонте и должна была выходить. Эта была одна из лучших подводных лодок эскадры, командиром был капитан 2-го ранга Еркин Геннадий Тихонович.Это был очень умный и грамотный командир который объединял весь экипаж в одно целое.На этой лодке служил при мне сдавал дел старшего помощника командира Геннадий Сучков при мне он уехал на командирские классы.Потом ставший адмиралом .С ним мы часто пересекались на эскадре, где он был назначен командиром лодки "Челябинский комсомолец" В январе 1975 на подводную лодку прислали фотографа из Главного штаба ВМФ, который сделал много снимков для книги о лучших именных кораблях ВМФ СССР. В мае 1974 года мне присвоили звание старшего лейтенанта Я начал сдавать экзамены на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 641.На этой лодке я прослужил где то 2 года.А лодка готовилась к боевой службе тоже где то до года.
Подготовил БЧ-1 к боевой службе выполнили все задачи и морскую подготовку и меня назначили помощником командира ПЛ-Б-98.На подводной лодке "Ярославский комсомолец" был очень хорошо подготовленный экипаж как офицеров так мичманов и матросов.А самое главное обстановка и климат взаимоотношений был очень хорошим.
Подводная лодка Б-98
В феврале 1975 года меня назначили помощником командира подводной лодки Б-98 которая стояла на ремонте в городе Кронштадте Стало больше свободного времени. Здесь, учтя мой опыт, меня избрали секретарем парторганизации
Усиленно занимаясь и изучая лодку, я сдал экзамены на допуск к самостоятельному управлению ПЛ 641 проекта и, приказом командира Ленинградской военно-морской базы, был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 641 одновременно я занимался своими обязанностями.В 1976 году был награжден грамотой командира дивизиона ремонтирующихся подводных лодок в городе Кронштадте. В это время, 24 июля 1976 года, в город Ленинграде прибыл командующий польским флотом. Меня и старшего помощника с другой лодки капитан-лейтенанта Бекренева Евгения Леонидовича пригласили на прием вместе с женами. Это было как поощрение. С братьями Бекреневыми я встречался неоднократно: со средним я служил на 4-й эскадре Северного флота в городе Полярный, а с младшим отдыхал в санатории в Хосте. Это была семья советских разведчиков Прием беседы с начальником главного штаба ВМФ СССР адмирал Сергеев Николай Дмитриевич на борту польского корабля
На лодке Б-98 я не остался, после того как был назначен новый замполит. Командир делал все, что хотел этот заместитель, а он создавал климат обмана и всё что бы ему как заму ничего не делать а заниматься своими рваческими делами. По прибытию лодки в город Полярный меня пытались снять с должности, хотя причин не было. Мой вопрос решил командир эскадры, меня просто перевели на другую лодку.В 1977 году меня назначили помощником командира на подводную лодку Б-326.
Подводная лодка Б- 326
На подводную лодку я прибыл когда она стояла в доке на Мурманском заводе.
По прибытии сразу занялся личным составом с командиром в этот раз не повезло
это был человек который любил выпить спиртное но тайно.Меня не предупредили
узнал об этом когда стал как помощник получать спирт.Он забрал весь спирт и
куда то увёз.И как у всякого алкоголика скрытого был очень плохой характер он всех подозревал и завёл на меня подпольное дело о котором я не знал. Мне его отдал секретарь бригадной организации после того как его сняли. Это было дело заполненное взысканиями о которых я даже не догадывался. Сдали все задачи к нам назначили старшего помощника Владимира Фомичева он был капитаном 3 ранга а я еще старшим лейтенантом. Но мы с ним были в хороших отношениях. Он был не допущен управлению подводной лодкой.При отработке задач на борту нашей подводной лодки вышел начальник политотдела эскадры После возвращения в базу он вызвал меня в офицерскую кают компанию, и спросил: «К тебе претензий нет, допущен K самостоятельному управлению лодкой.Личный состав ты кормишь хорошо хотя у тебя и нет снабженца. Почему ты еще старший лейтенант?» Я не любил оправдываться и ответил: «Не знаю».Я не знал в то время о спрятанных от меня карточках с наказаниями которые я не совершал. Начальник политотдела сказал: «Передай командиру, пусть пишет представление. Если через неделю не получишь, звони мне». Пришлось звонить, и через еще одну неделю пришел приказ о новом звании. Так, перед выходом на эту боевую службу, мне присвоили звание капитан-лейтенанта.Наша подводная лодка прошла Гибралтарский пролив в надводном положении и начала выполнять задачу по поиску подводных лодок H A T О. Допуск старшему помощнику пришёл лишь тогда, когда мы зашли на межпоходовый ремонт в порт Тартус Сирийской Арабской Республики.Где-то в середине боевой службы мы получили приказ на осмотр кингстонов и клапанов вентиляции нашей лодки в доке порта Мензель-Бургибе в Тунисе.Мы перегрузили торпеды на один из кораблей нашего обеспечения в море, и зашли в порт. В доке находились целый месяц, так как в это время начался мусульманский праздник Рамадан, что продлило осмотр и замену кингстонов и клапанов вентиляции. В Тунисе праздник Рамадан проходил таким способом днем до захода солнца рабочие завода не пили, не курили, а с заходом солнца, начинали пить курить и есть Естественно на следующий день, придя на работу, они отсыпались в местах, где их не трогали.Работа стояла или ее выполняли матросы с нашей лодки. Лодка стояла долго. Однажды, посол СССР в Тунисе прислал к нам свою дочь посмотреть лодку. Ее привезли вместе с подругой, мне поручили показать лодку.Когда дочь посла уехала командиру пришло распоряжение посла ,меня и одного из офицеров на прием к послу.Меня конечно командир не отпустил и вместо меня убыл зам. При подходе к водам Туниса к нам на борт прибыл командир 4-й бригады контр-адмирал Юрий Даньков, который руководил нашим нахождением в Мензель-Бургибе. В один из дней он прибыл на лодку с владельцем завода, на котором мы стояли. Директор завода привел своих внуков, которых отдали на мое попечение, и я водил их по лодке. Они были очень шустрые, и один из них чуть не упал в трюм центрального поста. Часть экипажа с заместителем ездила к последнему месту пребывания царской эскадры в Бизерте.После выхода из дока мы загрузили боезапас и продолжили выполнение задачи. Пошли в надводном состоянии. Через сутки появился самолет НАТО «Орион». Мы имитировали начало погружения. С самолета сбросили буи.Волна била в борт лодки. На мостик вышел доктор, увидел буи и попросил: «Товарищ командир разреши поднять для себя буй. У всех есть, а у меня нет». Командир разрешил. Доктор прыгнул в воду выловил буй и 30 минут не мог выбраться на борт. Когда он подплывал к лодке, волна уносила его обратно в море. Всё закончилось благополучно, но стресс был приличный. Буи обычно использовали для ремонта и создания техники. Особенно ценился провод, он был очень тонким и проводил телевизионный сигнал.Боевая служба шла как обычно, но очень хотелось спать. Пришли в базу где-то в июне 1979 года Сразу после возвращения, пока наш экипаж был в первой линии, через неделю после загрузки продовольствия, нас отправили в Норвежском море на испытание устройства передачи груза с подводной лодки на гражданское судно и обратно. Это была краткосрочная боевая служба около месяца Вернулись в начале августа 1979 года. В то время, лодка уходившая на боевую службу, подчинялась Главному штабу ВМФ СССР и без приказа Главного штаба погружаться запрещалось. При подходе к точке встречи мы попали в очень сильный шторм Волна была высотой 12-18метров.Так как я был помощником командира ,то согласно корабельного расписания нёс службу вахтенным офицером. Лодка находилась в надводном положении. Вахта продолжалась 4 часа. Я и рулевой сигнальщик были на мостике. Верхний рубочный люк был задраен. Мы находились под козырьком. Волна заливала по пояс. Волна становилась все выше и выше по плечи, по горло и наконец, мы оказались в воде с головой. В ограждении рубки над головой, как правило, на всех подводных лодках нашего проекта была перекладина. Мы подпрыгнули, подтянулись и вдохнули воздух.Следующая волна погрузила рубку полностью, мы оказались под водой. Давление ударило по ушам. Я досчитал до 20 и понял, что задохнусь. К счастью, волна спала, и я перепрыгнул на мостик.Когда волна нас накрыла глубиномер в центральном посту показывал 12 метров глубины, в центральном посту забеспокоились. Нам начали стучать в верхний рубочный, люк и вызывать по связному устройству В феврале 1978 года меня наградили юбилейной медалью «60 лет Вооруженных Сил СССР».После возвращения в город Полярный меня перевели в 132-й резервный экипаж.
132 резервный экипаж Через месяц экипаж был направлен на боевую службу в порт Тартус Сирии.Резервные экипажи на нашей эскадре выполняли обязанности по замене основных экипажей при уходе всего экипажа на отдых. Там боевая задача, поставленная перед экипажем, в течение 8 месяцев была выполнена отлично. Наши экипажи доставляли в город Севастополь поездом, или самолетом в зависимости от обстановки в мире, а дальше морем разными кораблями.На этой боевой службе в 132-м экипаже я находился с декабря 1979 года по ноябрь 1980 года. Мы располагались на плавмастерской. Наш экипаж принимал лодки в ремонт от основных экипажей. Наш экипаж находился на ПМ до тех пор пока плав мастерская находилась в порту Тартус САР и экипаж жил на ней до конца пока плавмастерская не уходила. Весь наш экипаж был записан в вахтенный журнал плавмастерской. Каждый сход на берег записывался в вахтенный журнал. Кроме этого наш экипаж был записан в вахтенные журналы тех лодок, которые мы принимали, За время этой боевой службы мы в порту Тартус САР привели в порядок 8 подводных лодок. За это время самолеты Израиля 3 раза пытались бомбить город Наш командир капитан 2-го ранга Хорьков Анатолий Максимович приказал заменить вино, которое нам выдавали на сок, в соответствии с приказом Министерства обороны СССР
Произошел интересный случай, мне было отдано приказание на получения сока, вместо вина, и хранить накладные. Старший мичман Мусиенко, которому я приказал получить сок, выполнил приказ. После этого на плавмастерской произошла крупное распитие спиртных напитков Меня вызвал командир отряда советских кораблей вместе с командиром лодки и начал нас ругать за организацию распития спиртных напитков на плавмастерской. Мы ему предъявили накладные на сок и он успокоился.
Была и организационная проблема. Перед уходом на боевую службу экипажи собрали скоротечно.А кто отдаст своих хороших матросов? Поэтому проблемой было удержать личный состав от грубых проступков. Надо было создать соответствующие условия, чтобы не было желания их совершать. Был ещё и такой интересный момент проверка танкера «Маныч», Меня вызвали к командиру дивизиона кораблей и приказали проверить танкер. Так как я в службе снабжения был единственный независимый офицер, то меня назначили председателем комиссии.По моему решению на танкере каждый из членов комиссии проверял отдельный вид продовольствия. Я как председатель решил проверить те продукты которые нельзя спрятать а это мука и сухофрукты. Излишки муки и сухофруктов на таком большом танкере не спрячешь. Этот товар был очень востребован за рубежом.После проверки оказалось лишними оказались 3 тонны лишней муки и 600 килограммов сухофруктов Я все это указал в акте. После этого командир отряда всегда вскакивал, когда я входил на мостик где он сидел или в каюте.А командир удивлялся ,"Я вхожу он сидит и даже руки не подаст,а вдвоем входим он аж вскакивает.
124 резервный экипаж.
По результатам этой боевой службы 27 ноября 1980 года меня назначили на 124-й экипаж, старшим помощником командира в котором были страшные издевательства над молодыми матросами «годовщина» Командир экипажа еще не был назначен. Мне и замполиту капитан-лейтенанту Сергею Токареву нужно было привести моральный климат экипажа в порядок. Токарев был один из тех заместителей командиров по политической части, который соответствовал своей должности. Нам удалось навести порядок. Двух матросов посадили в тюрьму, за избиение. В итоге, мы отработали все задачи и подготовили экипаж ю боевой службе.На отработку морских задач нам назначили командира капитана 2-го ранга Савельева. Под его командованием наш экипаж в начале 1981 года направили в порт Тартус Сирийской Арабской Республики. Эта боевая служба длилась 8 месяцев. Там мне в 1981 году присвоили звание капитана 3-го ранга. Вернулись в конце 1981 года.
Б-588 Ливийский экипаж После прихода в Полярный меня назначили Старшим помощником командира на подводную лодку Б-588.Надо было собрать экипаж и подготовить к приему лодки от завода Ливийскому экипажу.Видимо для дальнейшей отработки моих навыков командир бригады контр - адмирал М.Поведенок отправил меня на подводной лодке того же проекта нашей бригады на месяц в море, где старшим помощником командира был офицер, не допущенный управлению лодкой. Я нес командирскую вахту и оформлял журнал боевых действий ливийского экипажа. Командиром лодки был капитан 2-го ранга Тураев боевая служба была в районе Северного и Норвежского морей. Это был район, где спустя несколько лет погибла подводная лодка «Комсомолец» Боевая служба длительность один месяц.
Единственно плохо что я не участвовал в подборе личного состава экипажа.Этим занимались заместитель и командир. Конечно по прибытии в г. Ленинград мне как старшему помощнику пришлось тяжело поработать.После возвращения в город Полярный, в декабре 1981 году я приступил к выполнению обязанностей старшего помощника командира подводной лодки Б-588 проекта 641, которую, после ее постройки, мы должны были передать экипажу Ливийской Джамахирии. Ливийское название нашей лодки звучало как «Хонейм». Хонейм это название долины, где пророк Мухаммед победил неверных. Поскольку наш командир был зависим от алкоголя, то всю работу по управлению экипажем мне пришлось взять на себя.
Первый случай произошел, когда надо было приступить к отработке морских элементов экипажа. Перед выходом в море надо было грузить боезапас. Погрузка боезапаса всегда проходит по боевой тревоге и при наличии всего экипажа. Пришвартовались к причалу, где грузят торпеды, а командира нет. Я доложил командиру бригады, меня вызвал временно исполняющий обязанности командира эскадры контр-адмирал Шалыгин Геннадий Иванович, который спросил меня: «Ты раньше грузил торпеды?» Я ответил. «Нет». Тогда командир эскадры приказал: «Это будет в первый раз, выполняй приказание» Погрузка прошла без замечаний. После загрузки на следующий день появился командир, и мы вышли в море для отработки морской подготовки.В моей жизни принял определенное позитивное участие командир 2-й бригады подводных лодок контр-адмирал М. Поведенок. Надо отметить в море
Н Юрченко это был другой человек знающий опытный, грамотный и всегда трезвый.Мы переехали в город Ленинград, приняли от завода подводную лодку Б-588 проекта 641, обучили экипаж: провели все ходовые испытания, глубоководное погружение стрельбу торпедами и отработали все элементы морской службы.Правда спирт всегда был у меня в сейфе в каюте. Затем в городе Таллине провели покраску лодки. Тут произошел тот случай, который повлиял на дальнейшую мою службу. Командир, под влиянием главного строителя завода, опять начал пить и приказал личному составу экипажа заниматься покраской лодки. Так длилось две недели. Видя, что экипаж постепенно превращается из матросов, в рабочих я понял, что у нас скоро будут неприятности с личным составом а это пьянки невыполнения приказаний,самовольное оставление части.Дисциплина упала, надо было что-то делать. В присутствии заместителя и военного строителя, я сказал командиру «Экипаж сегодня идет в баню, по плану будут проведены политические и строевые занятия» Командир возмутился «Вы должны выполнять мое приказание» В пьяном виде он позвонил командиру бригады в город Ленинград и дал мне трубку. Командир бригады контр-адмирал Анохин Рональд Александрович спросил меня: «У тебя, что командир пьяный?» Я промолчал: «Ну ладно, я приеду с проверкой и разберусь».
Комиссия приехала через 3 дня, начали проверку документов и опрос всех. После проверки командир бригады вызвал меня на корму плавмастерской и сказал «Мы проверили, разобрались, ты был прав Что будем делать? Снимать с должности командира?» А командир, когда уже протрезвел, сообразил что был не прав, позвал меня в каюту и сказал: «Я завязал, больше не буду, прости меня».Учтя, что ему осталось 2 года до пенсии, я все это передал адмиралу." Ну ладно пусть служит ,но под твою ответственность"принял решение адмирал Решение было принято. И действительно во время всей следующей отработки до прихода в Ригу командир был трезв. Пришли в город Усть-Двинск (Курорт Болдерая) Латвийской республики для
передачи лодки Ливийскому экипажу. И пить командир продолжил сразу. Через несколько дней наша лодка попала в аварию. Военные строители плохо пришвартовали плавкран. Ночью поднялся ветер и кран сорвало. Нашу же лодку пришвартовали 3-м корпусом к плавказарме по приказу оперативного дежурного соединения. В это время старшим на лодке был я и проводил осмотр и проверку оружия и технических средств. Я услышал удар в корме лодки и выскочил на мостик На корме лодки сидели баржа и плавкран. Я объявил боевую тревогу и вызвал швартовую команду наверх. От удара оборвало кормовой швартовый конец, пришлось заводить новый Когда начали подтягивать корму, баржа затонула. После того как установили трап появился командир. Началось расследование. Все это наблюдал ливийский экипаж лодки, который в это время был построен на борту плавказармы, к которому мы были пришвартованы. Командир ливийского экипажа выразил свое неудовольствие представителю завода и командованию бригады тем, что сказал: «Давайте мне новую лодку, эту мы не возьмем» Лодку срочно поставили в док, ливийский командир отказался ее осматривать. Вызвали комиссию из Москвы. Как, оказалось, погнули только легкий корпус в корме. Завод доставил часть корпуса и поменял Лодка простояла в доке две недели и наконец, после долгих переговоров ливийский командир отправил своего штурмана осмотреть подводную часть лодки. После этого экипаж заново начал приемку лодки. Пришлось полностью заменить исправные приборы лишь только потому, что бирки на них были старые.Окончание передачи лодки должно было пройти после совместного приготовления подводной лодки к бою и походу. По церемонии передачи первыми должны были делать приготовление наш экипаж. Но старший помощник ливийского экипажа, подойдя ко мне, на приготовлении сказал: «Первыми приготовление будем делать мы». На борту старше меня других начальников не было.Посоветовавшись с командиром БЧ-5, с учётом происшедшего я решил взять ответственность на себя Знал, что если согласовывать с вышестоящим командованием, то оно будет звонить в Москву, а сами принять такое решение не смогут, и передача затянется еще дольше. Главное чтобы командование ливийского экипажа не подумало, что мы что-то скрываем. Я дал команду нашему экипажу о внимательном наблюдении за ливийцами «Давай Али проводи» сказал я. Предоставил связь центрального поста старшему помощнику ливийского экипажа Сложность была в том, что все команды он отдавал на ливийском языке, а мы его практически не знали. Старший помощник ливийского экипажа провел приготовление, всё прошло хорошо. Дойдя до проверки прочного корпуса на герметичность он передал это сделать мне, а сам ушел. Все действия ливийцев и старшего помощника экипажа, подтвердили мою правоту. Дальше все шло, как положено, без замечаний. Вышли в море двумя экипажами на борту и ливийцы приняли лодку Ливийский командир после двух тренировок со мной и церемонии спуска флага возмутился и потребовал присутствия командира, так как это оскорбляет его. Наш командир в передаче лодки и в отработке не участвовал, а был только в момент спуска флага СССР и подъема флага Ливийской Джамахирии Даже на банкет в учебном центре командир не пришел, был не в состоянии. Это был капитан 2-го ранга Н. Юрченко.Лодку Ливийскому военно-морскому флоту передали в срок несмотря на все проблемы. Мне, выполнявшему обязанности командира подводной лодки, министр обороны Ливийской Джамахирии пожал руку на заключительном совместном банкете представителей ВМФ СССР Ливии. А представитель завода подарил мне знак подводной лодки который был сделан для всех ливийских офицеров экипажа. За выполнение государственного заказа и передачу лодки ливийскому экипажу все офицеры и в том числе и я получили 19 января 1983 года грамоты нашего командира лодки.Обычно за выполнение таких задач экипаж награждался правительственными наградами. Тем более при таких условиях Это была подводная лодка «Al-Hunain» («Аль Хонейн»). В январе меня наградили медалью «За безупречную службу» 3-й степени, в соответствии с приказом от 15 января 1982 года № 9 Министра обороны СССР.Меня до сих пор спрашивают офицеры ,а экипаж был молодой на встречах ,"Как там пропитые командиром ордена поживают"После этого в октябре 1982 года мы убыли в город Полярный. Я некоторое время был в штате экипажа.
Подледное плавание Б-98
Затем на лодке Б-98 меня вместе с заместителем командира бригады капитаном 1-го ранга Дементьевым Л.И. отправили на учения, которые проходили вблизи ледовых полей Северного полюса.На подводной лодке в то время был старший помощник командира который не имел допуска к управлению подводной лодкой. Поэтому лодка в море вышла под командованием заместителя командира бригады, а я его старшим помощником . На вторые сутки, для всплытия на прием связи, я обратил внимание, что над нами находились льдины похожие на блины. Это был первый признак того что при движении на север будет сплошной лед Я доложил об этом заместителю командира бригады, но он отмахнулся.Прошли сутки При очередном всплытии на связь, над головой мы обнаружили сплошной лед в течении нескольких часов мы искали полынью и нашли.Всплыли, но в центре полыньи была льдина толщиной 2 метра размером около 20 квадратных метров. У нашей лодки снесло льдиной леера в носовой надстройке, выбило пластиковые иллюминаторы в ограждении рубки, погнуло командирский перископ и в течении часа Мы не могли открыть верхний рубочный люк так как эта льдина завалила верхний рубочный люк. Мы отправили радиосообщение в центе и начали движение по заданию. Двигались как ледокол, ломали лед. Хорошо, что у лодки этого проекта под акустической станцией находиться специально укрепленный пояс.Вскоре прилетел самолет который дал нам фактическую обстановку выхода из ледового поля. Нам приказали следовать в город Полярный.По окончании этого похода, меня назначили старшим помощником командира 124-го экипажа в 4-ю бригаду, где были новые подводные лодки проекта 641-Б. Я начал изучать проект 641-Б. Эти лодки назвали «резинками» среди подводников или «сомами».
Когда изучил лодку нового проекта, меня в составе экипажа отправили ставить мины на полигоне пункта Западная Лица базирования Северного флота ВМФ.При возвращении на базу я получил известие, что мою жену сбила автомашина. Целый год, занимаясь дочерью, находился в резервном экипаже. После того как у жены сняли гипс, меня отправили на боевую службу в составе экипажа подводной лодки Б-9,
Подводная лодка Б-9
В порту Тиват Югославии 25 августа 1983 года я принял должность старшего помощника командира и на боевой службе находился 9 месяцев. В январе этого же года меня наградили медалью «За безупречную службу» 2-й степени, в соответствии с приказом № 15 от 19 января Министра обороны. При выходе из порта Тивата командир принял неграмотное решение, и мы попали в зону учения «Дог-Фиш» ВМС НАТО Эсминец НАТО нас почти догнал и шёл по следам. Заступив на вахту, я принял решение, и мы в подводном положении зашли в территориальные воды Греции, прошли 6 часов и оторвались от противника.Но уйдя от преследования, мы вынуждены были всплыть для передачи больного. Когда мы всплывали, был сильный шторм. Нашу лодку с глубины 10 метров выкинуло в надводное положение.Мы передали больного командира БЧ-5 и получили приказ следовать в заданную точку для приема топлива. После загрузки,оторвавшись от американского эсминца, нам дали новый район поиска подводных лодок противника.После выполнения задачи по поиску подводных лодок НАТО в указанном нам районе мы получили приказание на заход в порт Дубровник Югославии совместно с большим противолодочным кораблем. В Дубровнике мы стояли как всегда вторым корпусом, после большого противолодочного корабля и с причала лодку не было видно. В один из дней жителям города разрешили посетить большой противолодочный корабль. На лодке объявили готовность № 2, и на мостике находились вахта и я. Когда на корабль пришел военный атташе США, то он всячески пытался меня сфотографировать. Пришлось часа полтора стоять спиной к кораблю, пока американский атташе не ушел.В один из дней к нам на лодку прибыл военный атташе в Югославии с женой. Жена попросила показать лодку, это была очень интересная женщина, дочка одного из маршалов авиации. Мы посидели в моей каюте поговорили о жизни.После осмотра лодки и решении всех вопросов связанных с ремонтом лодки в Тивате атташе убыл вместе с женой. Обстановка была очень тяжелая во время несение боевой службы в Средиземном море. Через 2 месяца нам дали заход в порт Тартус Сирийской Арабской Республики (САР)Всплытие было необычным С одной стороны был наша эскадра надводных кораблей, базирующая на Средиземном море, а с другой стороны такое же количество кораблей НАТО. Мы были в кольце.До самого захода в территориальные воды САР нас сопровождал эсминец НАТО. Мы подошли к территориальным водам САР и встали на якорь Эсминец НАТО тоже стал на расстоянии прямой видимости.Я заступил на командирскую вахту. Около 12 ночи на мостик поднялся заместитель командира бригады, увидел эсминец, который стоял на прежнем месте.Заместитель командира бригады решил, «Давай потренируем
врага"Дал команду выключить якорные огни,включить ходовые, отвалить носовые горизонтальные рули,поднять выдвижные устройства. На американском корабле зашевелились загорелись огни,поднялся вертолет.Вертолёт проу борта лодки всю ночь,а утром мы зашли в порт Тартус САР.Обычно при заходе в порт экипаж после передаче лодки резервному экипажу личный состав группами увольняют в город,но при этом заходе в городе стреляли. И увольнения личного состава не было из за усиления действия подрывных элементов в городе.В территориальных водах Сирии стоял наш большой ракетный корабль который обнаруживал и наводил ракеты на самолеты Израиля.В дивизионе советских кораблей в Сирийской Арабской республики находилась делегация Главного штаба ВМФ во главе с капитаном 1 ранга Вилен Тимофеев. Это был мой первый старпом с подводной лодки Б-2 встреча была тёплой.
передав лодку экипаж убыл на теплоходе Кубань в Севастополь.После возвращения из Севастополя,экипаж принял лодку.За 3 дня приёма лодки, так как обстановка в городе успокоилась стрелять перестали экипаж группами по 5 человек сходил на экскурсию в город.Обратный путь по Средиземному морю мы проходили вдоль берегов Турции и нас прихватила авиация НАТО. Поэтому подошёл такой момент когда пришлось применить имитатор подводной лодки и для более совершенного её изображения выбросить 10 банок регенерации. В конце августа 1984 года подводная лодка прибыла в г. Полярный. Так как я за последние 2 года не был в отпуску меня перевели на 132 экипаж в той же должности.
132 экипаж
Но в отпуску мне удалось пробыть ровно 5 дней пришла телеграмма прибыть на службу экипаж уходил на боевую службу. Было лето 1985 и достать билеты на самолет было очень трудно.Пришлось лететь через г Ленинград в Москву а оттуда в Мурманск Я прибыл, в экипаж за сутки до ухода на боевую службу. Экипаж не был подготовлен к несению боевой службы, поскольку был собран за неделю до выхода. Медицинский осмотр офицерского состава и личного состава был проведен формально. В результате один человек погиб на морском транспорте, он умер от сердечного приступа, который нас доставил в порт Тартус САР. Второй, стоя на верхней вахте, уснул, упал в море и утонул.Задачи по ремонту лодок мы выполнили отлично. В Сирии в это время шла война. Произведя ремонт двух подводных лодок, наш экипаж вернули в город Полярный, куда вернулись в ноябре 1985 года.
Следующая боевая служба была в 1986 году. В этом же году приказом от 13 января 1986 года № 2 Министра обороны меня наградили медалью «За безупречную службу» 1-й степени. Мы подготовили к боевой службе 5 подводных лодок в порту Тартус САР
В это время шла борьба с пьянством, а замполит устраивал употребление спиртных напитков со всем офицерским составом. А начальству он докладывал, что борется против распития спиртных напитков. В итоге он командовал командиром экипажа, который тоже любил выпить, а от этого страдала служба и страна,
Последняя моя боевая служба была в составе 132-го экипажа. Мы подготовили 5 лодок. Доставили нас на теплоходе «Кубань»
В город Полярный прибыли 16 августа 1987 года. В связи с инвалидностью моей жены, меня перевели в город Усть-Двинск Латвийской республики, где меня назначили командиром лодки С-272 проекта 613, находившейся на консервации
В 1988 году я окончил курсы подготовки офицерского состава по живучести подводных лодок при Высшем военно-морском училище имени Ф.Э. Дзержинского. Одним из моих преподавателем был профессор Н.П. Муру основатель теории остойчивости подводных лодок построенных в СССР.В 1988 году меня как командира ПЛ С-272в консервации направили на командирские классы. Окончил 6 ВЫСШИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОФИЦЕРСКИЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА КЛАССЫ ВМФ по специальности КОМАНДИРА ПОДВОДНОЙ Лодки 1-ого и 2-ого ранга.В это время в стране под названием СССР начали развал руководство во главе с М. Горбачевым. А вся эта неправильная политика очень сильно отражалась на армии и флоте. Учась на классах при проезде в автобусе видел как толпа выкинула капитана 1 ранга из автобуса за то что он что то не так сказал.И это было в г. Ленинграде морском городе где флот уважали всегда даже во время революции 1917 года.Годковщина на флоте приобрела очень опасные обороты ,а применять более строгие меры политотдел запрещал.Было два выхода либо уйти на пенсию либо навести порядок в команде и попасть в тюрьму.Видя все это принял решение уйти на пенсию,но не было где жить и проходил за штатом до 1993 года.В 1993 году получил квартиру во Владимирской области г. Радужный где и живу по сей день.
Свидетельство о публикации №225040601458