О генеалогии морали

«К генеалогии морали: полемическое сочинение»
(нем.Zur Genealogie der Moral: Eine Streitschrift; иногда
также переводится как «К генеалогии морали») — книга
немецкого философа Фридриха Ницше, вышедшая в 1887
году. Она состоит из предисловия и трёх взаимосвязанных
трактатов (нем. Abhandlungen), которые расширяют и
развивают концепции, изложенные Ницше в «По ту
сторону добра и зла» (1886). Три трактата прослеживают
этапы эволюции моральных концепций с целью борьбы с
«моральными предрассудками», в частности с
предрассудками христианства и иудаизма.
Некоторые ницшеанские исследователи считают
«Генеалогию» произведением, отличающимся
непревзойдённым блеском и силой, а также его
шедевром.[1] С момента публикации оно оказало влияние
на многих авторов и философов.
В трактате Ницше изложены его мысли «о происхождении
наших моральных предрассудков», ранее кратко
изложенные в его работах «Человеческое, слишком
человеческое» (1878) и «По ту сторону добра и зла»
(1886). Ницше объясняет своё желание опубликовать
«гипотезы» о происхождении морали тем, что прочитал
книгу своего друга Поля Рэ«Происхождение нравственных чувств» (1877) и счёл предложенные там«генеалогические гипотезы» неудовлетворительными.
Ницше решил, что необходима «критика моральных ценностей», что «ценность самих этих ценностей должна быть поставлена под сомнение». С этой целью Ницше излагает историю морали, а не гипотетический рассказ в стиле Ре, которого Ницше называет «английским психологом»[2](используя слово «английский» для обозначения интеллектуального темперамента, а не национальности).
В «Первом трактате» Ницше демонстрирует, что две пары противоположностей «добро/зло» и «хорошее/плохое» имеют совершенно разное происхождение и что само слово «добро» стало обозначать два противоположных значения. В аристократическом образе мышления, основанном на противопоставлении «хорошего» и «плохого», «хорошее» синонимично благородству и всему, что является сильным и жизнеутверждающим; «плохое» не несёт в себе обвинительного подтекста и
просто относится к «простому» или «низкому» и связанным с ними качествам и ценностям, в отличие от воинственного духа правящей знати (§ 3). В противопоставлении «добро/зло», которое Ницше...
Краткие сведения
Предисловие
Первый трактат: «Добро и зло», «Хорошее и плохое»
называет «рабской моралью», значение «добра» становится противоположностью изначального
аристократического «добра», которое само по себе переименовывается в «зло». Эта инверсия
ценностей развивается из ненависти, которую слабые испытывают по отношению к сильным.
Ницше упрекает «английских психологов» в отсутствии исторического чутья. Они пытаются провести
генеалогию морали, объясняя альтруизм с точки зрения полезности альтруистических действий, о
которой впоследствии забывают, когда такие действия становятся нормой. Но, по мнению Ницше,
суждение «хорошо» исходит не от тех, кому выгодны альтруистические действия. Скорее, сами
«хорошие» (могущественные) придумали термин «хорошо». Кроме того, Ницше считает
психологически абсурдным то, что альтруизм проистекает из забытой пользы: если это полезно, то
что заставляет забывать об этом? Такое бессмысленное оценочное суждение подкрепляется
ожиданиями, которые постоянно формируют сознание...
/смотри текст полностью на ВИКИПЕДИИ.


Рецензии