НИ стукачом, НИ разведчиком... часть 3-я

НИ стукачом, НИ разведчиком.../часть 3-я/
 (из записок врача-вирусолога)
==
А виной всему , полагали, были наши добровольцы-ветеринары, сделавшие там что-то не то, что от них ожидали, и тем самым сделавшие "козью рожу" всем другим специалистам биопрофиля, ожидавшим приглашения. Неважно теперь, но факт, что из Гвинеи всех русских попёрли. Когда я сейчас , спустя много лет, наблюдаю уже в упор в Сельхозакадемии наших ветеринаров , то представляю, что они наверняка могли наделать и наговорить и в Гвинее...
            Не исключено, однако , что за давностью событий в чём-то ошибаюсь. 
 "Наша память - лучший фальсификатор " - говорил И. Бунин. Быть может,ветеринары и не виноваты, а было так ,что вместо медвирусологов потребовались ветвирусологи (хотя особой разницы не вижу), а нас всех выперли не из Гвинеи , а из Эфиопии ? :)) Вот это, уж, точно. Но это было позднее. И ещё одно ясно, что из Африки нас успешно "выбивали" и американцы , и немцы, и англичане. Выбивали потому , что наши партийные козлы посылали туда , как правило, не специалистов , а чиновников , потому что в нашей стране авторитет учёного стал измеряться его служебным положением , а как это положение добывалось не стоит и говорить. Ничего не изменилось и до сих пор. Более того - смех берёт , когда слышишь и видишь этих новых академиков и докторов наук, получивших свои титулы "honoris causa" ( "по совокупности" или "из уважения к заслугам"), а точнее - " pool fool" ("на дурака").
 
     Итак, набор в Эфиопию ! Начало 70-х годов. Все заволновались. Естественно, "дёрнули " тех , то уже был в списках желающих испытать судьбу в краях далёких. Снова заявления , медкомиссии , фотографии , анкеты... Не помню, появлялся ли Адольф или кто ещё , но снова всё затихло на месяцы. А потом неожиданно вызов в Москву на 7-8 месяцев для подготовки по английскому языку (а, может, и ещё какой ?). Да , сейчас готовят намного быстрее. Конец века и техника другая. 
И вот тут-то я заколебался и , в итоге, направил с Вовой Циркиным, моим диссертантом, заявив предварительно администрации института, отказ от поездки - на время, пока не завершу работу над докторской диссертацией , да ещё сославшись на неважное здоровье (действительно было так) моей одинокой мамы. Не знаю, дёргались ли в Москве , но отказ приняли и , как оказалось, не на время , а навсегда , так как надобность в наших специалистах на африканском континенте пошла на убыль - с одной стороны , а с другой - всё меньше оставалось дураков , желающих ехать по двустороннему "обмену" , а места в ВОЗ или кратковременные командировки и стажировки в США и другие страны получали конечно же московские прохиндеи.
      Об Эфиопии я постарался забыть. Туда от института направился доброволец-коммунист и парторг Женя Чуркин. Через 2 года он возвратился с "Волгой", леопардовыми шкурами и прочим барахлом и вскоре умер от какого-то неизвестного заболевания. Все были огорчены и поражены несказанно. Контракт с ним , как выяснилось , не был продлён , так как он там погубил собранную ранее американцами коллекцию вирусов. Как биохимику по профессии, она ему и нафиг не нужна была. Ну, и потом он истратил все те самые " представительские" деньги не на завязывание знакомств и наём агентуры , а на личные нужды , как сказали потом "кэгэбэшники".
   Но вот в тот период, когда Женя ошивался в Эфиопии, и состоялось наше (моё и ребят в институте) настоящее знакомство с последователями, да и реальными участниками, тех событий , которые происходили в России, в СССР, когда мы только что появились на белый свет и которых свидетелями были наши матери и отцы. Досталось- таки и на нашу долю ! Не минула и нас эта судьбина...
    Это было время травли диссидентов, Солженицына , "самиздатовцев", Сахарова , о делах которых мы , тогда 30-35 -летние , толком-то ни черта и не знали. Только слухи, сплетни, да официальная пропаганда, которой обсирались газеты и журналы. И вот на этом "фоне" появились в нашей среде рукописные (машинописные) варианты некоторых произведений Платонова, Пильняка, Аллилуевой , Гинсбург, Булгакова и ещё не помню кого там. Всё это мы читали не без любопытства или любознательности, передавая по цепочке "своих" людей , которые , мы полагали , не продадут. Те, кто передавали, предупреждали тех , кто брал читать, что материал нелегален , почему-то запрещён к публикации или изъят из библиотек. 

      Нас это страшно удивляло : ну, как можно запретить Платонова , Бабеля , Булгакова ?! Мы и не догадывались , что это далеко не весь список, по которому нам потом старались "вправить " мозги. Но это было потом. А пока что мы читали , переписывали что-то, перепечатывали, переснимали на фото ( а это уже другая статья - распространение ). Круг " посвящённых" ширился. Если это была провокация бездельников и чинодралов из КГБ, то она удалась великолепно. Свыше 40 "чтецов" и распространителей накрыли , казалось, только в нашем НИИ , а сколько их было по городу, по другим организациям. Не счесть ! Сколько же было раскрыто подпольных групп ? Сколько же звёздочек на погоны получили гэбисты ? Те самые из передового отряда КПСС, которые сейчас получают большие "заслуженные" пенсии , которых мы же и продолжаем (ирония судьбы !) кормить из своих дохлых зарплат.

Нет смысла вспоминать кого , когда и куда таскали и как "раскалывали". Известно было что эту литературу "держала" ( выражение гэбэшников) даже наша директриса Кабанова. Вот в её-то кабинет (правда без её присутствия) и вызывали на допросы и покаяние. Особо упёртых, твёрдых и независимых приглашали в чекистские кабинеты. Там "беседы" протекали уже в другой тональности : с угрозами, с матом, с ударами кулаком по столу и проч.  соответствующей моменту "атрибутикой". Нет, до пыток и избиений не доходило ( хотя, впрочем, обязательная явка на 3-4 часа - это уже арест).. Кто-то рассказывал сразу же всё сам, кто-то отказывался , но ему зачитывали показания других или просто, без ссылок, совершенно точно перечисляли что и когда он (она) читал и кому передавал , из чего можно было заключить , что стукачей в институте было несколько , и они проследили и описали наш каждый шаг и чих.
Со мной разговор был особый. Не надо забывать, что я , ведь, был у них почти свой "агент" , правда для будущей работы за границей...
------
г. Екатеринбург. 30.07.96 г.
---------------------------
(см. продолжение- часть 4-ю)


Рецензии