Потери Люфтваффе при снабжении Будапешта
В ходе Будапештской наступательной операции, советские войска 2-го и 3-го Украинских фронтов к исходу 26 декабря 1944 года соединились в районе венгерского города Эстергом, завершив окружение будапештской группировки врага.
Советское командование считало, что в окруженном Будапеште находилось свыше 188 тысяч солдат и офицеров противника. Зарубежные же источники утверждают, что в окружении оказались всего около 70 тысяч военнослужащих (33 тысячи германских и 37 тысяч венгерских). Тем не менее, надо признать, что количество блокированных вражеских войск было достаточно велико. Кроме того, в столице Венгрии оставались более 800 тысяч мирных жителей.
Немецко-фашистское командование не только готовилось к упорной обороне Будапешта, но и энергично взялось за выполнение задачи по снабжению окруженной группировки с помощью авиации.
Для этого Люфтваффе предоставило транспортные самолёты Ju 52/3m из состава III./TG.2 (и частично 5./TG.2), а также из III./TG.3 (и частично I./TG.3), самолёты-буксировщики Do 17 и Ju 87 из I./LLG.2, занимавшиеся доставкой к цели планеров DFS 230 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich), а также бомбардировщики He 111 из состава KG.4 «General Wever», которые использовались в качестве транспортных самолётов и при случае буксировали те же планеры DFS 230.
Что же касается венгров, то по некоторой имеющейся информации, для полётов в окруженный советскими войсками Будапешт они использовали одну транспортную эскадрилью Ju 52/3m. По другим данным, венгры применяли последний остававшийся у них бывший гражданский самолет Ju 52/3m, который летал в Будапешт вплоть до падения венгерской столицы 13 февраля 1945 года.
По расчётам противника, окружённым войскам требовалось доставлять примерно 80-100 тонн грузов (боеприпасы, вооружение, продовольствие и т.д.) ежедневно. Снабжение гражданского населения в задачу военных не входило.
Уже 28 декабря 1944 года авиация противника приступила к дневным и ночным полётам по снабжению окруженной группировки войск в Будапеште. Согласно немецким хроникам того времени, черты города ежедневно достигало примерно 40 – 45 транспортных самолетов. При этом, некоторые экипажи успевали совершать по 2-3 вылета.
Последний полет в Будапешт были осуществлены 15 февраля 1945 года с участие трёх Ю-52 и девяти Хе-111. В общей сложности, по официальной статистике Люфтваффе, за полтора месяца в окруженный город самолёты и планеры доставили примерно 1.515 тонн грузов, т.е. около 36 тонн (по другим данным – 47 тонн) в сутки.
Разумеется, советские авиаторы из 5-й и 17-й Воздушных армий, фронтовые зенитные и прожекторные части, а также полки 9-го корпуса ПВО днём и ночью оказывали решительное противодействие врагу, нанося ему значительные потери.
Наверняка, военных историков и энтузиастов истории авиации не оставляет равнодушным вопрос о потерях авиации противника. Что ж, попробуем удовлетворить их любопытство. Для этого соберём информацию из разных источников, включая документы Люфтваффе, а также советские «Журналы боевых действий», и составим список потерь немецкой авиации. Разумеется, он далеко не полный и нуждается в уточнении. Тем не менее, некоторое представление о потерях врага он даёт.
Вот каковы эти потери:
3 января 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 5-й Воздушной армии» на аэродроме в Будапешт уничтожено 2 Ю-52.
6 января 1945 года по данным противника отмечены 4 случая потерь:
1) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 641369 (8T+OU) из состава 10./TG.2 не вернулся из полёта по маршруту Будапешт (Budapest) – Озеполь (Osepol). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 3 лётчика.
2) Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.3 потерян. Степень повреждений 100%. Пропали без вести 2 лётчика, ранен 1 лётчик.
Ofw. Hammer Walter, ранен
Fw. Fischer Rudolf, пропал без вести
Ofw. Braun Thomas, пропал без вести
3) Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.3 упал и сгорел в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Погибли 2 лётчика, ранено 2 лётчика.
Fw. Edelmann Alfred, пилот, погиб
Fw. Frerichs Martin, наблюдатель, ранен
Ogefr. Siebert Rudolf, бортрадист, ранен
Fw. Ulbrich Erich, бортмеханик, погиб
4) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 901152 (S.221), вероятно, из состава венгерской эскадрильи 102/1, в 16.00 произвёл посадку в расположении советских войск в районе деревни Яскораены (Jаszkarajenо) в уезде Пешт. Степень повреждений 100%. Сдались в плен 5 лётчиков (1 венгр, 4 немца).
Fohadnagy Stifter Janos, пилот, сдался в плен
7 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.3 не вернулся из полёта по сбросу грузов в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 90%. Погибли 2 лётчика.
10 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.3 уничтожен огнём артиллерии на аэродроме в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%.
11 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m упал в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
12 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m из состава 9./TG.3 сбит в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Погибли 4 лётчика.
По данным «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии» сбит 1 Ю-52, в том числе:
1 Ю-52 в районе Текел сбил пилот Ла-5 лейтенант Долгарев П. М. (116-й иап)
13 января 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии» сбит 1 Ю-52, в том числе:
1 Ю-52 над юго-восточной окраиной Будапешт сбит зенитным огнём
14 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 130735 из состава II./TG.2 по техническим причинам разбился в районе Папа (Рара). Степень повреждений 70%. Ранено 4 лётчика.
Ofw. Dietrich, пилот, ранен
Ofw. Bruebach, бортрадист, ранен
Ofw. Kalnischke, бортмеханик, ранен
Fw. Walter, бортстрелок, ранен
16 января 1945 года по данным противника отмечены 7 случаев потерь:
1) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 641033 (8T+FN) из состава II./TG.2 разбился при посадке (вероятно, сбит в воздушном бою истребителями). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 5 лётчиков.
Ofw. Tielemann Otto, пилот, пропал без вести
Ofhr. Becher Georg, пилот, пропал без вести
Ofw. Pfeiffer Gottfried, бортрадист, пропал без вести
Ofw. Scherer Oskar, бортмеханик, пропал без вести
Gefr. Gronerst Hatmut, бортстрелок, пропал без вести
2) Самолёт Ju 52/3m из состава II./TG.2 сбит в воздушном бою истребителями. Степень повреждений неизвестна. Погиб 1 лётчик.
Ogefr. Emmich, бортстрелок, погиб
3) Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.3 сбит в воздушном бою истребителями. Степень повреждений неизвестна. Ранено 4 лётчика.
Ofw. Weissert, бортрадист, ранен
Ogefr. Kappenhagen, бортмеханик, ранен
Uffz. Giesemann, бортстрелок, ранен
Fw. Meyer, бортстрелок, ранен
4) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 640612 (G6+DU) из состава III./TG.4 сбит зенитным огнём (район не известен). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
Ofw. Rupp Josef, пилот, пропал без вести
Ofw. Lechelt Rudolf, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Grunert Helmut, бортмеханик, пропал без вести
Ofw. Meinecke Hermann, бортстрелок, пропал без вести
5) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 131068 из состава III./TG.4 сбит юго-западнее Штульвайссенбург (Stuhlweissenburg). Степень повреждений 60%. Погиб 1 лётчик, ранен 1 лётчик.
Hptm. Buesselmann Ernst, пилот, ранен
Ogefr. Killing Karl-Heinz, наблюдатель, погиб
6) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 641229 (G6+ВU) из состава 10./TG.4 сбит в 25 км юго-восточнее Секешфехервар (Szekesfehervar). Степень повреждений 100%.
7) Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.4 потерян (повреждён?).
Ofw. Jaschinski Otto, сведений нет
По данным «Журнала боевых действий 5-й Воздушной армии» сбито 4 Ю-52, а по данным «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии» сбито 11 Ю-52, в том числе:
1 Ю-52 западнее Иванча сбил пилот Як-9 младший лейтенант Буйкевич А. К. (659-й иап)
1 Ю-52 юго-восточнее Кишвеленце сбил пилот Як-9 младший лейтенант Буйкевич А. К. (659-й иап)
1 Ю-52 юго-западнее Чаквар сбил пилот Як-9 лейтенант Василяка А. Ф. (659-й иап)
2 Ю-52 западнее Пилишверешвар сбил пилот Ла-5 капитан Евстигнеев К. А. (178-й гиап)
Примечание:
Интересно, что в «Журнала боевых действий 178-го гиап» записано: «Сбито самолетов противника – 1 Ю-52», а в современных СМИ утверждается, что в сбитом самолете находились 2 генерала и группа офицеров вермахта, которые пытались выскользнуть из окружённой группировки в Будапеште.
1 Ю-52 северо-восточнее Тата сбил пилот Як-3 старший лейтенант Егоров Н. С. (150-й гиап)
1 Ю-52 западной окраины Сентласло сбил пилот Ла-5 младший лейтенант Калинин В. С. (31-й иап)
1 Ю-52 восточнее Маргонвашар сбил пилот Ла-5 старший лейтенант Кирилюк В. В. (31-й иап)
1 Ю-52 восточнее Шарашд сбил пилот Як-3 капитан Королев В. С. (611-й иап)
1 Ю-52 восточнее Тата сбил пилот Як-9 лейтенант Никитин С. Н. (659-й иап)
1 Ю-52 северо-восточнее Шабогард сбил пилот Як-9 капитан Павловский И. М. (659-й иап)
1 Ю-52 северо-западнее Дороч сбил пилот Як-9 старший лейтенант Рябов Р. Л. (85-й гиап)
2 Ю-52 севернее Таряй сбил пилот Ла-5 майор Скоморохов Н. М. (31-й иап)
1 Ю-52 южнее высоты 457 сбил пилот Ла-5 лейтенант Цыкин М. Д. (31-й иап)
1 Ю-52 над центром Будапешт сбил пилот Як-9 старший лейтенант Шапиро В. Е. (31-й гиап)
17 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 10015 из состава III./TG.3 разбился и сгорел. Степень повреждений 100%. Погибли 3 лётчика, ранен 1 лётчик.
Uffz. Glatter, пилот, ранен
Uffz. Mueller, бортрадист, погиб
Uffz. Woelfer, бортмеханик, погиб
Gefr. Wehler, бортстрелок, погиб
По данным «Журнала боевых действий 5-й Воздушной армии» сбит 1 Ю-52, а по данным «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии» сбито 4 Ю-52, в том числе:
1 Ю-52 над восточной окраиной Будапешт сбил пилот Ла-5 лейтенант Долгарев П. М. (116-й иап)
1 Ю-52 южнее Пештхидечкут сбил пилот Ла-5 старший лейтенант Смирнов О. Н. (31-й иап)
18 января 1945 года по данным противника отмечены 3 случая потерь:
1) Планер DFS 230 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) не вернулся из полёта в район Гран (Gran). Степень повреждений 100%. Пропал без вести 1 лётчик.
Fw. Kappacher (Kazzacher) Kurt, пилот, пропал без вести
2) Планер DFS 230 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) не вернулся из полёта в район Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропал без вести 1 лётчик.
Fw. Schilling August, пилот, пропал без вести
3) Планер DFS 230 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) не вернулся из полёта в район Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропал без вести 1 лётчик.
Ogefr. Spichtinger Jakob, пилот, пропал без вести
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбит 1 Ю-52:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит пулемётным огнём войсковой зенитной артиллерии
19 января 1945 года по данным противника отмечены 3 случая потерь:
1) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 7230 из состава II./TG.2 сбит в воздушном бою истребителями западнее Папа (Рара). Степень повреждений 100%. Погиб 1 лётчик, ранено 3 лётчика.
Stfw. Geissler Heinrich, пилот, ранен
Uffz. Lowinski Josef, бортрадист, погиб
Uffz. Weidinger Roman, Bw, ранен
Ogefr. Winterberg Gerhard, бортстрелок, ранен
2) Самолёт Не 111H-20 W.Nr. 700014 из состава 1./KG.4 не вернулся из полёта в район Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 5 лётчиков.
Ofw. Brauer Rolf, пилот, пропал без вести
Uffz. Mueller Raymund, наблюдатель,
Uffz. Rose Bernhard, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Siebeneichler Heinz, бортмеханик, пропал без вести
Ogefr. Hartwig Georg, бортстрелок, пропал без вести
3) Планер DFS 230A-2 W.Nr. 122163 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) повреждён при вынужденной посадке в районе Гиссен (Giessen) из-за плохой погоды. Степень повреждений 25%.
По данным «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии» сбит 1 Ю-52, в том числе:
1 Ю-52 западнее Етьек сбил пилот Ла-5 майор Кальченко П. А. (116-й иап)
22 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт He 111H-20 W.Nr. 700662 из состава III./KG.4 разбился при посадке. Степень повреждений 100%.
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбит 1 Хе-111:
1 Хе-111 в районе Будапешт, стараясь выйти из прожекторного луча и делая противозенитный маневр, врезался в жилой дом и сгорел.
24 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 7168 из состава III./TG.2 повреждён по техническим причинам в районе Папа (Рара). Степень повреждений 35%.
26 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Не 111H-20 W.Nr. 700821 из состава 1./KG.4 упал в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Ранен 1 лётчик.
Ogefr. Effenberger Ernst, наблюдатель, ранен
27 января 1945 года по данным противника отмечены 4 случая потерь:
1) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 5542 (8T+AR) из состава III./TG.2 не вернулся из полёта. Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
Fw. Kreymeier Josef, пилот, пропал без вести
Ogefr. Wyers Mathias, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Burmeister Werner, бортмеханик, пропал без вести
Fhr. Christian Anton, бортстрелок, пропал без вести
2) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 3259 (G6+AP) из состава III./TG.3 сбит зенитным огнём. Степень повреждений 100%. Погибли 2 лётчика, пропал без вести 1 лётчик.
Obltn. Czirz Johann, пилот, погиб
Fw. Schramm, наблюдатель, погиб
Uffz. Rieser, бортрадист, пропал без вести
3) Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 10017 из состава III./TG.3 повреждён из-за поломки шасси в районе Уй-Моломск (Uij-Molomsck). Степень повреждений 25%.
4) Самолёт (планер?) из состава Schleppgruppe 1 уничтожен (повреждён?) артиллерийским огнём в районе аэродрома Саган-Кюппер (Sagan-K;pper). Степень повреждений неизвестна. Ранен 1 лётчик.
Ofw. Hauschild Alfr (Alfred), пилот, ранен
28 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m W.Nr. 501434 (GP+ZD) из состава II./TG.2 повреждён зенитным огнём в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 10%. Ранен 1 лётчик.
Uffz. Holder Herbert, бортрадист, ранен
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» в районе Будапешт сбито 4 транспортных самолёта:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 25-мм орудий 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 25-мм орудий 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 25-мм орудий 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 25-мм орудий 1575-го полка малой зенитной артиллерии
29 января 1945 года
По советским данным, ночью 1575-й полк малой зенитной артиллерии (9-й корпус ПВО) сбил в районе Будапешт 4 транспортных самолёта, в том числе:
2 самолёта в районе Будапешт сбила батарея старшего лейтенанта Худякова В. А.
1 самолёт в районе Будапешт сбила батарея старшего лейтенанта Зверькова А. В.
1 самолёт в районе Будапешт сбила батарея старшего лейтенанта Фёдорова М. Ф.
30 января 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» в районе Будапешт сбит 1 самолёт
31 января 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт He 111H-16 W.Nr. 161524 из состава I./KG.4 разбился из-за отказа мотора. Степень повреждений 100%.
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» в ночь на 31 января сбито 5 самолётов:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 февраля 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбито 4 самолёта:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
4 февраля 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3mg5e (4V+FV) из состава 11./TG.3 разбился в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбито 6 самолётов и 1 планер:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-88 (Хе-111) в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Ю-88 (Хе-111) в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 планер, буксируемый Хе-111, в районе Будапешт сбит огнём 14-й батареи 1575-го полка малой зенитной артиллерии и упал на остров Чепель, лётчик взят в плен и сдан в комендатуру 2-го Украинского фронта.
4 февраля 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Планер DFS 230 (H4+26) из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) при попытке произвести посадку на аэродром в Вермозо (Кровавый луг) в Будапеште, врезался в здание. Степень повреждений 100%. Погиб 1 лётчик.
Fw. Georg Filius, пилот, погиб
5 февраля 1945 года
По советским данным, в ночь на 6 февраля 1575-й полк малой зенитной артиллерии (9-й корпус ПВО) сбил в районе Будапешт 4 транспортных самолёта, в том числе:
2 самолёта сбила батарея 25-мм зенитных орудий старшего лейтенанта Худякова В. А.
2 самолёта сбила батарея 37-мм зенитных орудий лейтенанта Лашкевича Д. Ф.
6 февраля 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбито 2 самолёта, упал 1 планер:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 Хе-111 в районе Будапешт сбит огнём 1575-го полка малой зенитной артиллерии
1 планер с грузом мин упал в районе вокзала Будапешт, лётчик убит часовым роты 583-го зенитного артиллерийского полка.
7 февраля 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт Ju 52/3m (4V+NU) из состава 10./TG.3 разбился в районе Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
9 февраля 1945 года
По данным «Журнала боевых действий 9-го корпуса ПВО» сбито 6 самолётов:
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит зенитным огнём
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит зенитным огнём
1 Ю-52 в районе Будапешт сбит зенитным огнём
1 Ю-88 (Хе-111) в районе Будапешт сбит зенитным огнём
1 Ю-88 (Хе-111) в районе Будапешт сбит зенитным огнём
1 Ю-88 (Хе 111) в районе Будапешт сбит зенитным огнём
11 февраля 1945 года отмечены 2 случая потерь:
1) Самолёт Ju 52/3mg14e (8T+LV) из состава 11./TG.2 разбился в районе между Папа (Рара) и Будапешт (Budapest). Степень повреждений 100%. Погибли 2 лётчика, пропали без вести 2 лётчика.
2) Самолёт Ju 52/3m из состава III./TG.2 не вернулся из полёта. Степень повреждений 100%. Пропали без вести 4 лётчика.
12 февраля 1945 года по данным противника отмечен 1 случай потери:
Самолёт He 111H-20 из состава KG.4 списан в результате повреждений. Степень повреждений 100%.
Таковы потери, известные на нынешний момент. При этом некоторые случаи потерь, возможно, не связаны с полётами по снабжению Будапешта. Надо признать также, что этот список потерь нуждается в уточнении и дополнении.
А всего, по данным бывшего командующего германской транспортной авиации генерал-майора Фридриха-Вильгельма Морзика, безвозвратные потери Люфтваффе составили 45 самолетов, в том числе 36 Ju 52, 7 Не 111, 1 Ju 87, 1 Do 17, и 48 планеров DFS 230 (из них 36 брошены после приземления в анклаве Будапешта). Потери личного состава транспортных подразделений составили: 13 убитых, 17 тяжело раненых, 12 легко раненых и 96 пропавших без вести (сюда входит большое количество пилотов планеров, приземлившихся в анклаве).
Характерно, что 13 февраля в донесении Военного совета 2-го Украинского фронта Верховному Главнокомандующему, при подведении итогов многодневных ожесточенных уличных боев за Будапешт, среди множества трофеев были упомянуты 32 захваченных планера.
Действительно, немецкие документы подтверждают большие потери лётчиков-планеристов: кроме упомянутых в списке потерь, за период с 18 января по 4 февраля 1945 года при полётах в Будапешт пропали без вести пилоты планеров DFS 230 из состава 2./LLG.1 (Schleppstaffel z.b.V. Reich) Ltn. Wachter, Ofhr. Mueller, Fhr. Doerner, Fhr. Reinholdt, Ofw. Haupt, Ofw. Kleinke, Fw. Jung, Fw. Lindemann, Fw. Tiethmueller, Uffz. Berger, Uffz. Busch, Uffz. Drescher, Uffz. Held, Uffz. Herda, Uffz. Irion, Uffz. Itter, Uffz. Jaeger, Uffz. Kroeger, Uffz. Kusserow, Uffz. Lienemann, Uffz. Martin, Uffz. Mayer, Uffz. Noack, Uffz. Ochsenfatth, Uffz. Petri, Uffz. Pickard, Uffz. Roholick, Uffz. Savenburg, Uffz. Schwarze, Uffz. Schoedel, Uffz. Steinbart, Uffz. Thicke, Uffz. Toth, Uffz. Verpott, Uffz. Veit Hans, Ogefr. Guenther, Ogefr. Hess, Ogefr. Hoffmann, Ogefr. Keck, Ogefr. Koerner, Ogefr. Ruedel, Ogefr. Schaefer, Ogefr. Schirmeier, Ogefr. Schloeppmann. Большинство из них, после приземления в Будапеште были мобилизованы в наземные войска и погибли или пропали без вести в последующих боях.
Ну, и напоследок следует подчеркнуть, что, несмотря на все предпринятые усилия и понесённые потери, вражеской авиации так и не удалось полностью решить порученную задачу по снабжению окруженной группировки.
Свидетельство о публикации №225040600164
Сделайте, пожалуйста, вывод из своих исследований, почему в безнадежных войнах выходит Россия? На первый взгляд нет логики здесь
Кирилл Оболенский 08.06.2025 21:30 Заявить о нарушении
Олег Каминский 09.06.2025 06:48 Заявить о нарушении
Кирилл Оболенский 10.06.2025 18:54 Заявить о нарушении