Исповедные ведомости

Исповедные ведомости как источник изучения истории Вадьинского погоста

Исповедные ведомости 1851 года Олонецкой епархии, Каргопольского уезда, Вадьинский погост, хранятся в фонде 25, опись 21, дело 16, НАРК Петрозаводск.

Это важный исторический источник; к сожалению, по Вадьинскому приходу сохранилось всего несколько таких документов. Прихожане записаны по сословиям: духовенство и их домашние, военные и их домашние, и государственные крестьяне по деревням, начиная с Куракинской и заканчивая деревней Дор. Всего по Вадьинской волости на 1851 год записано 121 семей (дворов) 378 лиц мужского пола и 412 женского, всего 790 человек.
Исповедовались все, а вот половина прихожан не причащалась; причины: малолетство, не допустил священник, формально указано по нерадению. Не такие уж и набожные были наши предки, раз власти вели такой учет.
 Как видим, несмотря на ведение войн и периодический голод, население по сравнению с началом XVIII века выросло в 3 раза.

Если по сословиям с духовенством и крестьянами все понятно, то с военными хотелось бы пояснить.
В ведомостях указаны в основном солдаты преклонного возраста и их жены с детьми или солдатки, ожидающие своих мужей со службы.
В солдатское сословие входили, помимо всех находившихся на действительной военной службе, все вышедшие в отставку или бессрочный отпуск, а также члены их семей: жёны и дети. Солдатские дети мужского пола — кантонисты — составляли особую категорию в рамках сословия, поскольку входили в него с рождения и поголовно подлежали призыву в армию.
Датой фактического появления юридически оформленного солдатского сословия принято считать 20 февраля 1705 года, когда Петром I был издан указ о проведении первого рекрутского набора.
Датой окончания его существования — 13 января 1874 года, когда Манифестом о всеобщей воинской повинности рекрутский набор был упразднён.
В результате сословие потеряло свою основную функцию — формирование вооружённых сил (возложенное отныне на все податные сословия) — и постепенно исчезло с уходом из жизни остававшихся в живых ветеранов.

Исповедные ведомости можно сравнить с переписными книгами: они носили в основном религиозный характер и были не нужны советской власти.
Ведомости, составленные после 1860-х годов, встречаются крайне редко.
Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности. Ведомости велись в церкви в двух экземплярах, один из которых отправлялся в консисторию в середине сентября каждого года. Ведомости следовало ежегодно сверять с прихожанами: причётники обходили все дворы и записывали всех родившихся, или вышедших замуж.

Внутри каждого сословия семьи записывались с нумерацией дворов или домов (семей). Для каждой семьи приводился полный её список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие члены семьи, проживающие с ними. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось его вдовство. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.
Проживающие в этом приходе временно также записывались в исповедные ведомости после всех постоянных прихожан.

Для каждого человека указывался его возраст от рождения. Как и в метрических записях о смерти, для пожилых людей этот возраст часто отличался от действительного. Точную дату рождения можно установить, сопоставляя возраст из нескольких источников.

Исповедная ведомость содержала три графы, которые были непосредственно связаны с исповедью. Графа «Кто был у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». Графа «Кто исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием (грехом)».
Священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, поэтому к нему прибегали они крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это "по отлучке" или "по нерадению".

Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей от года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребёнок не был у исповеди "по малолетству" или ставил прочерк.
Преимущественно люди являлись на исповедь во время Великого поста — в Св. Четыредесятницу (с 23 марта по 3 апреля). Если человек не успевал исповедоваться в эти дни, разрешалось это сделать в другое время. Как правило, это были посты Петровский (15 июня - 11 июля), Успенский (14 - 27 августа) и Рождественский (Филиппов) (28 ноября - 6 января).

Идея исповедных ведомостей появилась вместе с церковным расколом Русской православной церкви в 1650-е годы, в результате которого появились реформаторы и сторонники старой веры — «старообрядцы».
 Идея заключалась в том, что каждый православный христианин должен был хотя бы раз в год исповедоваться и причащаться Святых Тайн.
Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Московского Адриана в декабре 1697 года. Появление инструкции было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Однако эта обязанность прихожан исповедоваться не была воплощена в жизнь.

Указом Петра I от 8 февраля 1716 года для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы. За период с 1720 по 1730 годы было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания.
Указ Святейшего Синода от 17 мая 1722 года вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди, если человек не раскается и не откажется от своих планов. Священник был обязан учить своих прихожан исповедоваться и причащаться, а также отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.
16 июля 1722 года Указ Сената и Синода окончательно закреплял обязательство для прихожан, начиная с семилетнего возраста, посещать исповедь и Святое Причастие, а священникам — вести Исповедные ведомости. Указ Святейшего Синода
1737 года вводил формуляр исповедных ведомостей и окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причастия.

Люди, которые отсутствовали больше года в своем приходе, могли исповедоваться и причащаться у другого священнослужителя, но должны были об этом предъявить справку в церковь по месту жительства.
В сентябре 1765 года Екатерина II издала указ о наказаниях для тех, кто уклонялся от исповеди и причастия. Крестьяне должны были выплатить штраф, а за тех, у кого не было денег на выплату штрафов, обязан был его выплатить староста волости, или помещик, где действовало крепостное право.  «Штрафные деньги отсылать на содержание военных госпиталей в Военную коллегию».
Только в 1801 году по синодальному указу от 18 января все штрафы отменялись и заменялись епитимьей. Суровые меры к пренебрегающим своим христианским долгом церковь и государство применяли неукоснительно.

Списки, кратко.

Духовные и их домашние:

3 двора (семьи), 8 лиц мужского пола и 8 женского, 8 детей до 18 лет. Всего 16 человек.

1. Священник Симеон Яковлев Любимский, 31 год, жена его Ольга Николава?, 27 лет, дочь их Анна, 4 года.
2. Дьячек Иван Александров Певин, 54 года, жена его Ирина Гаврилова, 54 года, дети их: Антон, 15 лет, Васса, 21 год.
3. Пономарь Василий Никифоров Геориевский, 31 год, жена его Графира Атекаева, 33 года, дети их: Петр, 6 лет, Николай, 4 года, Александра, 4 года, Татьяна, 3 года.
Священническая вдова Гликерия Никитина, 52 года, дети её: Иоанн, 16 лет, Фёдор, 14 лет.

Военные и их домашние:

Всего в 4 дворах проживают 9 мужчин и 12 женщин, 6 детей до 18 лет. Всего 21 человек.

Двор 4: Солдат Василий Васильев, вдовец, 64 года.
Солдат Алексей Иванов, 69 лет.
Солдат Мирон Григорьев, 69 лет.
Солдат Марк Кирилов, 56 лет, его жена Фекла Матвеева, 34 года, их дети: Макарий (7 лет), Ирина (14 лет), Параскева (12 лет).

Двор 5: Солдат Никита Андреев, 43 года, его жена Матрона Степанова, 43 года, сын - Филумен, 4 года.

Двор 6: Солдатка Ирина Никифорова, 53 года, сын ее Алексий Силуянов, 10 лет.

Двор 7: Солдатка Агрипина Петрова, 59 лет, сын ее Евфимпий Егорьев, 8 лет.
Солдатка Анисья Флорова, 65 лет.
Солдатка Ирина Исакова, 50 лет.
Солдатка Екатерина Михайлова, 58 лет.
Солдатка Вера Михайлова, 39 лет, ее дети: Параскева (10 лет), Екатерина (8 лет).

Примечание: В домах 4 и 7 проживают люди, не связанные семейными узами. Причина неизвестна.

Государственные крестьяне

Деревня Куракинская:

8 дворов (семей), 27 лиц мужского пола и 23 женского.

Деревня Борисовская:

5 дворов (семей), 8 лиц мужского пола и 12 женского.

Деревня Дуроевская:

8 дворов (семей), 30 лиц мужского пола и 35 женского.

Деревня Павловская:

5 дворов (семей), 15 лиц мужского пола и 12 женского, 12 детей. Всего в деревне 27 человек. У святого причастия были на исповеди 20 человек. Исповедовались, но не причастились 6 человек; причина — за нерадением.

29 двор: Карп Максимов, 44 года, жена его Татьяна Евдокимова, 44 года, и дети их: Виссарион, 14 лет, Аввакум, 3 года, Ирина, 7 лет.

30 двор: Брат его Василий Максимов, 29 лет, жена Евдокия Пентелиева, 27 лет, дети их: Лавр, 3 года, Анасий, 2 года, Михаил, 1 год, Анастасия, 5 лет.

31 двор: Вдова Татьяна Емельянова, в первом браке 82 года, сын ее Иван Стефанов, 43 года, жена его Анна Стефанова, 43 года, дочь их Акилина, 16 лет.

32 двор: Данил Стефанов, 53 года, жена его Васса Васильева, 52 года, сын их Фёдор, 25 лет, жена его Марья Стефанова, 25 лет, дети их: Иван, 5 лет, Александр, 1 год, Матрона, 2 года.

33 двор: Вдовец Наум Михеев, в первом браке 73 года, сын его Иосиф, 52 года, жена его Екатерина Иванова, 52 года, племянники его: Матфий, 10 лет, Агафья, 14 лет - Егоровы.

Деревня Топоровская:

11 дворов (семей), 32 лица мужского пола и 35 женского.

Деревня Аладьинская:

5 дворов (семей), 21 лицо мужского пола и 17 женского.

45 двор: Василий Петров 59 лет, жена его Васса Евдокимова 54 года, сын их Антон? 27 лет, жена его Евгения Иванова 27 лет, сын их Клементий 3 года, брат Василия Никифор Петров 47 лет, жена его Евдокия Павловна 40 лет, дети их: Иван 12 лет, Евлампия 16 лет, Ирина 13 лет.

46 двор: Евдоким Тимофеев 45 лет, жена его Анна Васильева 44 года, дети их: Тимофей 16 лет, Матрона 17 лет, брат его Григорий Тимофеев 36 лет? Жена его Анна Минина 24 года, дети его первой жены: Алексей 10 лет, Серафим 5 лет, Дмитрий 2 года, Дарья 6 лет.

47 двор: Алексей Евдокимов? 47 лет, жена его Ульяна Стефанова 42 года, дети их: Егор 25 лет, Михей 21 год, Димид 9 лет, Ирина 19 лет. Егора жена Анна Дмитриева 23 года, сын их Алексей 6 мес.

48 двор: Нестор Ефимов 45 лет, жена его Марья Петровна 42 года, дети их: Игнат 18 лет, Евдокия 16 лет.

49 двор: Роман Алексеев вдов перв. брак 62 года, дети его Тихон 41 год, Лука 30 лет. Тихона жена Дарья Иванова 35 лет, дети их: Петр 2 года, Анастасия 7 лет.

Деревня Ершовская:

18 дворов (семей), 44 лица мужского пола и 58 женского.

Деревня Головинская:

15 дворов (семей), 60 лиц мужского пола и 57 женского.

Деревня Дор:

39 дворов (семей), 124 лица мужского пола и 127 женского.

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки... И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!
М. О. Меньшиков (1859–1918) – русский гидрограф, журналист, публицист. «Письма к русской нации».
       
Автор: Тюкачев Иван Григорьевич


Рецензии