И. С. Бах ХТК том 2, 19-24. Заметки АС

И.С. БАХ
Хорошо темперированный клавир, второй том
Прелюдии и фуги: A-dur, a-moll, B-dur, b-moll, H-dur, h-moll

Музыка – это архитектура, только не в пространстве, а во времени.
Сегодняшний вечер – завершение возведения грандиозного строения: Второго тома Хорошо темперированного клавира И.С.Баха.
 
Скоро настанет  время отойти подальше, чтобы взглянуть на него со стороны.
Я благодарна сидящим в этом зале слушателям, присутствовавшим на всех трех или хотя бы на двух вечерах этого Баховского цикла. Им проще представить себе и то, что было, и то, что будет сейчас, в виде единого грандиозного целого.

Хотелось бы, чтобы и те, кто пришел сегодня в первый раз, восприняли шесть прелюдий и фуг, завершающие второй том Хорошо темперированного клавира Баха не как отдельную, самостоятельную программу или набор пьес, а как часть целого, итог всего предыдущего, некое обобщение.
Поэтому сегодня разговор я начну с последней во втором томе си минорной прелюдии и фуги.

Начало прелюдии (т. 1-7); начало фуги (т. 1-12). Прелюдия и фуга h-moll – то же самое, что послесловие в книге.
А завершение второго тома – две предыдущие прелюдии и фуги:
b-moll – концентрация глубины смысла: прелюдия (т. 1-6); фуга (т. 1-11).
H-dur – воплощение блеска, величия, торжественности, радости и света. Прелюдия – ослепительна (т.1-3), фуга освящена изнутри внутренним светом, как бы поднимающимся из глубины (т. 1-22).

Перед этими тремя прелюдиями и фугами прозвучат еще три: A-dur, a-moll, B-dur.

Прелюдия и фуга ля мажор

Если вспомнить предшествующую ей фугу gis-moll, то напрашивается сравнение минувшей тоскливой, дождливой ночи и наступившего после нее ясного, солнечного утра.
Прелюдия A-dur – ясная, светлая (т. 1-5).                Фуга – веселая, даже задорная, очень бодрая (т. 1-6). И прелюдию, и фугу можно сравнить с началом жизни человека, радующегося, что все у него впереди.

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА ЛЯ МАЖОР


Прелюдия и фуга ля минор.
Прелюдия – не идет, не движется, она ползет, еле тащится, неуклонно сползая вниз по скользким хроматизмам. Если предыдущий цикл – начало жизни человека, то здесь – ее конец (т. 1-3)

Фуга – концентрация символов страдания всего второго тома: Голгофа,      тема креста (т. 1-3).
Это – картина смерти, сопровождаемая упоминаемыми в Евангелии землетрясением, солнечным затмением и вспышками молний во мраке во время бури:
тираты тридцатьвторыми (т.24-28).

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА ЛЯ МИНОР


Прелюдия и фуга си бемоль мажор.

И прелюдия, и фуга – умиротворенные, спокойные, созерцательные. Образ воды представляется здесь многим исполнителям: вода льется, переливается, на солнце сверкает. «Все льется без конца» (А.Г. Рубинштейн).

Прелюдия – небольшие волны, солнечные блики (т.1-17).
 
Фуга – вода спокойная, едва колышущаяся (т. 1-11). Водная гладь, созерцая которую, человек обретает покой и душевное равновесие. «Водяная фуга», прообраз многих баркарол (И. Соколов)
Наверное, все слышали баркаролу П.И.Чайковского из «Времен года» (т. 1-6)

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА СИ БЕМОЛЬ МАЖОР


Прелюдия и фуга си бемоль минор.

Прелюдия – не только подытоживающая второй том, но объединяющая в себе обе прелюдии си бемоль минор, из первого и второго тома ХТК: в ней  есть цитата из прелюдии первого тома.
(прелюдия b-moll из первого тома т. 1-3);               
(прелюдия b-moll из второго тома, т. 4 -6)
   
«Прелюдия принадлежит к числу самых возвышенных и экспрессивных пьес цикла», - писал в своей книге о Хорошо темперированном клавире  Яков Мильштейн.

Фуга –  жизнь человека как непрерывная тяжелейшая борьба: стремление подняться вверх и неуклонное скатывание вниз.
И.С.: «Тема стремится вперед (вверх), жизнь ее опрокидывает» (т. 11-17).

Мне здесь вспоминается миф о Сизифе, обреченном вечно пытаться закатить на гору тяжелый камень, который все время скатывается обратно с горы.

Не так давно мне довелось присутствовать в соборе Петра и Павла на исполнении Реквиема Моцарта, сопровождаемого проекциями фресок Микеланджело на своды и потолок собора.
Там эти картины для музыки Моцарта казались крупноваты, а детали излишне реалистичны. Вспомнилось это потому, что подумалось: для фуги Баха си бемоль минор из второго тома эти фрески лучше бы подошли.

Какой контраст эта тяжелейшая, непрекращающаяся борьба составляет со спокойной созерцательностью предыдущего цикла!
Можно провести аналогию с двумя диаметрально противоположными подходами к жизни человека в целом, двумя противоположными философскими и жизненными принципами.

Грандиозность образного содержания в фуге си бемоль минор соответствует грандиозности, чрезвычайной сложности ее полифонического развития.
И.С.: «Фуга по полифонической разработке не имеет себе равных»
т. 27-32: стретта тенор-альт (в большую септиму);
                т. 43-46: тема в обращении
(начало второй экспозиции с темой в обращении);
      
т. 80-84: стретта с темой в обращении в сопрано и темой в теноре;

т.96-101: двойная стретта с темой в сексту в двух верхних голосах
и темой в терцию в обращении в двух нижних).

Эту фугу, двадцать вторую по счету,
А.Г.Рубинштейн назвал «геркулесовской работой».

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА СИ БЕМОЛЬ МИНОР

Прелюдия и фуга си мажор.

Эти прелюдия и фуга – ослепительное сияние, свет.
Об этом сегодня, в начале, уже говорилось.

Прелюдия – колокола и колокольчики, их переливы (т. 3-6).

Фуга – триумфальный хор, сначала звучащий вдалеке
и постепенно приближающийся (т.1-23).

Как будто солнце восходит, и слабые и робкие вначале его лучи
превращаются в потоки радости и света.

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА СИ МАЖОР

Прелюдия и фуга си минор

Послесловие, как будто сворачивание в свиток того,
что только что было перед нами развернуто и раскрыто.

«Как на покатой школьной парте, совьешься ты, подобно карте,
как только отпущу края…» (цитата из стихотворения В. Набокова)

И в этом сворачивании есть и напоминание о всей серьезности повествования, и легкость танца, и та необыкновенная простота, которая парит над сложностью.
               
                ВСЕ – ПРОСТО!

И.С. Бах, обладавший отличным чувством юмора,
когда восхищенная его исполнением публика вопрошала,
как научиться играть так же хорошо, отвечал, что:

   «Нужно просто вовремя нажимать на нужные клавиши!»

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА СИ МИНОР

                https://disk.yandex.ru/i/DQ7-sMoOFdqITw


Рецензии