Новопреставленному

            - Так и пишите, новопреставленного Михаила. Когда его убили?
            - Двадцать пятого марта.
            - Его там отпевать будут?
            - Да, - почти шепотом ответила бледная, как полотно, женщина средних лет, заказывавшая кому-то поминальный молебен и купившая охапку дорогих свечей. Можно было подумать, что она недавно стала вдовой, но обручальное кольцо было на правой руке.

            Зазвонил большой сотовый телефон, и работница торговой лавки при церкви проговорила в трубку:
            - Храм Матроны. Да, крещение проводится в 11, в 12 и в 14 часов. Все, милая моя девушка.

            - Вам что? – обратилась она к дородной старушке – следующей по очереди.
            - Я хотела узнать, если день смерти давно умершего родственника 6 апреля, мне как писать?
            Работница придвинула к себе записку:
            - У кого день смерти?
            - Первым указан.
            - Так и пишите рядом П/П – это означает приснопоминаемый, понимаете вы? – присно!
            - Да, - с сомнением проговорила дородная старушка.
            - Какого, вы говорите, числа умер?
            - Шестого апреля.
            - Вот так и пишите, вот тут сверху 06.04.
            - Да-да, оживилась старушка, вот это как раз то, что мне нужно. Мне еще 12 свечей по 15 рублей и это не все. Я хотела узнать, пора ли уже вербу покупать или рано еще? Когда будет освящение вербы?
            - Освящение после службы.
            - В следующую субботу будет освящение?
            - Утром после службы. Служба в восемь, часа полтора-два, потом освящение.
            - А вечером будет?
            - Ну я же вам говорю, после службы освящение! – работница полезла в папку, по-видимому, с расписанием, - да, в пять служба, потом освящение. Но лучше на службе быть!
            - Это я… - замялась старушка, - по состоянию здоровья, - так пора покупать вербу или рано еще?
            - Можете покупать, но в воду ее пока не ставить.
            - Ну тогда я позже куплю.

            - Мне одну записку простую, - начала следующая по очереди не старая еще женщина.
            - У нас простых нет, только заказные.
            - Тогда заказную.
            - 100 рублей.
            Женщина протянула бумажные деньги, переводы при церкви не принимали.
            - Все крещеные? – строго спросила работница.
            - Да, - тихонько пробормотала женщина. Дело в том, что ее дочка девяти лет не была крещеной, и пришла в церковь в первый раз с мамой посмотреть, как все устроено, потому что очень хотела окреститься. Девочка уже выучила «Отче наш» и начала читать детскую библию. Родные никак не могли понять, откуда вдруг появилась такая набожность? Но мать знала. Она сама была в детстве такой же: окрестилась вместе с матерью в Крыму в сознательном возрасте, в семь лет, и стала интересоваться духовными началами, христианскими ценностями и церковной жизнью. По случаю покупала изданные церковью книги, читала тоненькое Евангелие на пожелтелой бумаге, приобретенное при крещении, а когда отец слег после инфаркта в больницу «Утоли моя печали» в Лефортово, часто заходила в церковь Петра и Павла напротив помолиться за него. У отца было несколько инфарктов, и он часто лежал в больнице, так что девочка заходила к нему после школы, а потом тайком шла в храм под умиротворяющие высокие своды в тишину и спокойствие запаха ладана и восковых свечей.

             Теперь она пришла с дочкой в храм Матроны Московской, недавно построенный неподалеку от парка, где сегодня они долго наслаждались первыми по-настоящему теплыми лучами солнечного света, пока тяжело болеющая мама вдруг не прислала ей сообщение в ответ на одну из фото: «Хорошо бы в церковь зайти, о здравии свечку поставить».

            Не было длинной юбки, легкая курточка не доставала до колен, из-под нее торчали джинсы. Это тяготило, женщина знала, что нужно посещать церковь в другой одежде, но помолиться о здравии матери и поставить свечку хотелось, так что Лида с дочкой, не ожидавшей такого немедленного и внезапного исполнения давнего желания сходить в церковь, все же пошла на церковный двор. Там встретились дамы, уверенно шествовавшие в церковь в штанах, это ее ободрило, и она решилась войти в храм. Дочка уже умела совершать крестное знамение, мама подсказывала ей, как действовать при входе в дом Божий. Сразу справа – церковная лавка, а перед ней стол для написания записок. Разумеется, Лида сразу и написала, первым делом вписав болеющую мать, даже добавила сокращение «бол.», как было указано на образце, потом вписала сына, супруга. И вот в эту самую минуту дочка с тревогой спросила:
            - А меня?
            Материнское сердце дрогнуло. Она знала, что нужно вписывать только крещеных… Но она ответила:
            - И тебя, - и вписала дочку, незаметно вздохнув.

            И вот теперь ей пришлось опустить глаза и, вздохнув еще тяжелее, пролепетать это «да». В этот миг она огорчилась как-то от всего сразу, но времени на размышления не было:
            - И три свечи по пятьдесят рублей, - заказала она на оставшиеся наличные деньги.

            По лесенке вниз расположен нижний храм Святого Праведного Иоанна, работающий в обычные дни, туда Лида и поспешила с дочкой, как раз шло богослужение. Поставили свечку Пантелеймону Целителю, Лида помолилась за мать, Богородице и на канун – в поминовение усопшего много лет назад отца, и умершей не так давно бабушки.

            Неподалеку стояла та самая бледная женщина, которую можно было принять за вдову, что покупала свечи в лавке. Лиде показалось, что в ее лице отражается свет свечей и будто золотит ее бледную кожу, и только бездонные темные глаза были полны невыразимой несказанной горечи. «Конечно, ее муж был военным, - подумала Лида, - или сын…» Потом вспомнила, что ей стало легче именно в церкви, когда много лет назад отпевали отца.

            -Господи, прости и помилуй, - неслышно прошептала она, перекрестилась, поклонилась и вышла с дочкой из Храма.

            «Она же хочет окреститься», - подумала она про дочку, вспоминая о записке и еще раз осеняя себя крестным знамением на церковном дворе.


Рецензии