Декалог

Первая.

*Я Господь, Бог твой , выведший тебя из земли Египетской, из дома рабства , да не будет у тебя других богов перед лицом моим;

В самом начале желалось бы уточнить про Египет. Кто собственно и кого оттуда выведши если в те стародавние  времена многие до  Египта не то что бы недоезжали, а и недоходили. В  какую - нибудь  нашу соседнюю деревню идти было версты три или пять, а того и более,  Зимой да  по снегу,  Осенью по бездорожью, Летом во время полевых работ или Весной при весенней распутице особо  и не расходишься. А ежели  кто и собирался в  город на заработки, или по святым местам на богомолье, то всякий  им сочувствовал, мол вот нужда в какие дали человека гонит, или блаженными, странниками богомольными считали, пошёл де человек благости выпрашивать и только головой вслед качали. Какой уж тут Египет, до Новгорода или до Киева бы дойти, уже деяние. Да и по  заграницам в те дремучие  времена особо  не шатались, разве что ввиде пленников в Крым, или Турецкое Ханство, что в сущности тоже не Египет. Впрочем,  несмотря на отсутствие столь  далёкого передвижения, в народном лексиконе существовали фразеологизмы, самым натуральным образом намекающие на отягощенные  египетские обстоятельства-  тьма египетская, египетские казни и египетский труд, никто правда достоверно не мог истолковать их значения, однако  знали точно- связаны эти слова были с чем-то тяжёлым и нехорошим. Поэты наши тоже порою обращались к тематике  египетских страстей, к примеру  один пародист в журнале " Новое время" от 1907 года, подражая Бальмонту писал " Я плавал по Нилу (......)
Верзилу Вавилу бревном придавило,
Вавила у виллы лежит". Или, например, Гумилев "
На седые от мха их уступы Ночевать прилетают орлы, А в глубинах покоятся трупы, Незнакомые с тленьем, средь мглы." Брюсов, кстати, тоже весьма понятно отзывался о Египте "Поит пустыню многоводный Нил.
Терпенье, труд, упорный, чрезвычайный.
Воздвигли там ряд каменных могил,
Чтоб в них навек зов истины застыл". Заключить эти египетские выводы можно обращением Чуковского к младшему поколению " не ходите дети в Африку гулять..(..) большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать". Крокодил, или как его называли в др. Египте - Себек, был богом реки Нил и демиургом Крокодилополя* города гадов*, в котором имеется самое большое собрание мумий крокодилов. Одним словом, ничего хорошего.

Касаемо  рабства.  Находившихся в невольничестве  в Крымском  или Турецком ханстве славян, освобождали войска россiйской иперии после удовлетворенния  просьбы папы Миротворца о вступлении Роcciей в христианскую коалицию против Османской империи.

О  почитании других богов. Тут любому всякому обидно станет, не только Богу. Столько всего для тех людей сотвориши,  и  из Египта вывел аки путеводитель, и из рабства освободил, а они другим почести возносят  и дифирамбы поют, на  житейскую мелочь размениваются. Чернейшая неблагодарность и весьма обидное поведение людского вида.  Главное - понять на кого обижаться, на буддистов- так они вроде бы в Египте  и не были, на Индуистов-  так эти тоже далеко не заходили, на Зороастрийцев- тех вообще никто ниоткуда не выводил, сами бога и заповеди придумали на месте сидячи, на магометян может злится?  Всё не то. Вот тут то и назревает вопрос- термин "господь бог" это категория абсолюта,  разделённая  для каждой авраамической религии с учётом культурного развития и структуризации древнего общества или же это определение, выделяющее подвластную  религиозному  направлению категорию.

Видимо, недаром часть предложения о выведении из Египта опускается в первом из десяти указаний, делающих его сколь облегчённым, столь и понятным  - "я господь бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим".

Само же слово * Господь*, весьма однозначно, хоть и иносказательно передаёт смысл заключённого в этом слове действия- господство, власть, преобладание над кем или чем, либо по причине его доброй воли или же безвольного подчинения.

 Если разбирать слово * Господь*  по графическому  сочетанию графем или транскрипционному значению, то это слово можно передать тремя словами - фактически ( есть), вставать наверх, острие вершина, бишь символ возвышения, образ-  треугольник. Соотношение единицы ко подвластному ей множеству.

В этой концепции, а не как многие ошибочно считают о социализме и школьном образовании, уже изначально заложена схема  подчинения и неоплатного долга, договора- офереты состоящей из десяти указаний, весьма простых для запоминания хотя бы в сравнении с 168 древнегреческими правилами, не говоря уже о  ступенях эволюционного развития. Выбор  в этом контракте прост - или соглашаешься и выполняешь, или  по-Дантесовскому.  Как  если бы сравнить леденец с могильным холодом, несуразно, но пугающе . Однако, не вполне ясно как быть с буддистами, впрочем чёрт с ними, своих бы нравоучить.

А кто такие " свои" в таком случае- те, кого из Египта вывели, или те, которые повелись на эту удочку как рыба на искуственного живца. Скорее всего, и те и эти попавшие в новый на то время, более милсердный виток искуственного отбора и превращения превалирующего большинства в человекоподобную поступкам массу.

Должно добавить, что этот первый указ обучает не только выполнению объязательства перед кем/ чем либо - перед третьим  лицом, ( условный Х совершил доброе дело по отношению к группе людей - не безвозмездно, а за почитание, благодарность и почтение),  но и способствует концентрации внимания на одном образе / предмете. ( никаких помимо меня). Своеобразная дрессировка и дрессура в одном флаконе, обучающая лишённого внутренней нравственности простым вещам, оказали услугу - поблагодари, притом воздай почтение непременно тому кто проявил непосредственное  участие, а не каким-то посторонним лицам не имеющим к произошедшему никакого касательства. Тренируй удерживания  внимания! Что несомненно достигается дрессурой- исполнением ритуалов и повторением заученного. Впрочем, не взирая на слова великого вождя противоположной  вершине и острию плоскости " учиться, учиться и ещё раз учиться ", заучивание первичным сознанием прямого текста молитв не ведёт к созиданию нового, а к заключению мышления в определённые рамки или  скобки , не видимые изнутри  обученного таким образом сознания, но явственные зоркому сторонниму наблюдателю, как приорететное, пускай и механически -безотчётное для своего носителя, действие определяющее его поступки. Те кто не способен обучаться таким образом называют себя пофигистами ( буддистами) или узкоспрофильными ( правоверными)

В заключении, следует дополнить,что постоянное напоминание о долге не оставляет должнику возможности отвлекаться на иные мысли, что весьма не дурно, так как у не обремененного  человечностью сознания, мысли эти отнюдь не творческие или филосовско- созидательные, а примитивно - бытовые, как пристроиться, спарится, выжить за чужой счёт, упереть побольше и обеспечить потомков и конечно же проявлять всеми этими качествами мнимое, но наглядное и  чрезвычайно любимое обезьянье превосходство.

Продолжение следует.


Рецензии
"да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".
Сколько лиц у Бога - как считаете?

Валекий Черненко   06.04.2025 13:55     Заявить о нарушении