Учитель
Другими словами, мы прямо и косвенно говорили на заданную тему. Слова, конечно, были разные, не только "другие". (спасибо Интернету и словарям). Это я так, к слову. Грешу плеоназмами. В то время я занялась проработкой литературного портрета "Обаятельный маньяк". В первом подходе. Достоевского мы не читаем, как же! И профессор взялся научить меня думать на эту тему самостоятельно.
В ВУЗе он преподавал другую тему. А по этой у него было издано две книги. Но он мне их читать не предложил. Сказал, что они толстые и содержат много профессиональной терминологии. А вот статьи по этим книгам читать давал. Я ещё удивилась, что книги уже есть, а к ним столько статей прилагается.
Месяц мы грызли научную теорию. Я пыхтела и потела, а он посмеивался:
- Чтоб мои студенты так учились.
В общем, тему я прожевала. И поняла самое важное. Попав в беду, человек может находиться какое-то время в зоне возможной психологической помощи. Может ему ещё пока толковый психолог помочь. Далее возможно угодить в зону пограничного состояния. Если не было помощи психологической. А потом, без помощи, можно превратиться в пациента психиатра. Причём, человеку в пограничном состоянии помощь психиатра тоже может понадобиться. И ситуация с психоаналитиком - не простая.
Помню, билась! Что должна изучить возлюбленная моего маньяка, которая была психиатром? Хорошим! Профессор накидал список доступной литературы на русском языке. На прощанье. Предупредил, что это уже толстые книги. И зачёт по диагнозу маньяка нужно будет сдавать практику. Лучше "деду" старой школы.
И я ушла ставить диагноз. А потом искать деда-психиатра. Даже тест придумала, личный, авторский, чтобы узнать хороший ли психиатр будет меня экзаменовать? Нашла.
Тест "дед" сдал. А я ему свой, по постановке психиатрического диагноза персонажу сдала. На отлично. Тройной получился тот диагноз. С врожденной предрасположенностью к убийству. И все это я разложила по полочкам, закрепив цепочкой событий в романе, подтверждёнными фактами из биографии героя.
Изучать материалы было тяжело. Особенно удручали меня видео с больными людьми. В какой-то момент я даже не поверила, что такое возможно. Кино - это кино. Мало ли чего они там налепят. Но психиатр сказал, что проблема в том, что это правда. А кино - пользуется беззащитностью этих людей. Хороший был психиатр. И я невзлюбила киношников, демонстрирующих зоопарк с психически нездоровыми людьми.
Третий этап был самый жёсткий. Мне дали возможность пообщаться с людьми, которые могли бы стать прототипами моего персонажа. С виду это обычные люди. Я даже могу сказать, что первое впечатление они производят вполне приятное.
Вы когда-нибудь видели разницу между настоящим евроремонтом и ремонтом, сделанным из очень красивых белорусских материалов? Или понимаете разницу между мерседесом старой и новой сборки? Или возьмём тортик. Тортик советских времен хранился три дня. Современный неделю будет стоять и ничего ему не сделается. Продукты уже ненатуральные.
Никаких интервью с пристрастием я у этих людей не брала. Мне просто подарили возможность пообщаться с ними "за жизнь". Но после третьего этапа я отказалась от превращения идеи в сценарий. Просто не захотела делать то, что нужно делать в этом случае. Влезать в шкуру персонажа.
Очень люблю актёров, у которых это получилось. Там же не только актёры постигали душевные тонкости непростой ситуации. Константин Хабенский и съёмочная группа в сериале "Метод" сделали своё дело гораздо лучше меня.
Думаю, ответ на тему "Достоевского читает не только Запад" - дан ими достойный.
Что полезного осталось в моей голове после такой проработки темы? Я стала видеть людей, которым нужна помощь. Я могу вступить в контакт, если того требуют обстоятельства. С одним моим знакомым мальчиком, соседом, мы здороваемся. Он всегда улыбается и здоровается первым. А если я ему улыбнусь первой, он смущается и отворачивается. И делает вид, что мы не знакомы. И я стараюсь первой не улыбаться. И тогда он здоровается первым и улыбается.
И госпиталь в своём проекте мы сделали без зоопарка. Зритель смотрит на ситуацию изнутри. А не через прутья. Да, в реальной жизни такого госпиталя нет. Но пацаны, кто служил, говорят, что если бы он был - было бы неплохо.
Так что автору статьи о том, что мы не читаем Достоевского - большое спасибо! А также всем, кто помог "разгрызть" сложную тему.
И, разумеется, Фёдору Михайловичу Достоевскому. Большое спасибо!
Свидетельство о публикации №225040600079
Лариса Покровская 08.04.2025 07:19 Заявить о нарушении
Лариса Покровская 08.04.2025 07:46 Заявить о нарушении
Достоевский - личность сложная и неоднозначная. Психотерапевт обязан обладать идеальной постройки. Ради дела. И если к Достоевскому подстроиться, то всё идёт как по маслу. Я сначала прочитала его Дневники. Параллельно смотрела фильмы по Д. В том числе иностранцев. Так что всё встало на свои места. Улыбнулась,
Женя Портер 08.04.2025 14:27 Заявить о нарушении