Каким видели Ярослава Мудрого современники

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Поход Ярослава Владимировича на Святополка Владимировича и бегство
 
"Он трусливым был и жадным

Хотя поверить в такое трудно

Когда многие поколения называли его мудрым

Но лучше правду постичь неприятную

Чем веками жить в заблуждении

Где теперь его подвиги " ратные"?

И скоро имя исчезнет в забвение..."

С. Казарин г. Клин

Большая Российская энциклопедия сообщает о киевском княжении Ярослава I с 1019 по 1054 годы: «В 1021 г. уладил отношения с племянником, полоцким князем Брячиславом Изяславичем, передав ему Витебск и Усвят. Около 1024 г. подавил выступление волхвов в Суздале. Непосредственно в 1024 г. оказался втянут в конфликт с младшим братом Мстиславом Храбрым, который осенью того же года нанёс поражение войску Ярослава Владимировича. В 1026 г. в Городце (возможно, Городце-Остерском) братья заключили соглашение о разделе Древнерусского государства по реке Днепр (Ярослав Мудрый уступил брату Чернигов и земли по левому берегу Днепра). Смерть не имевшего наследников Мстислава Храброго (1036) сделала Ярослава Владимировича «единовластцем» на Руси. …

Сложный раздел Древнерусского государства по завещанию Ярослава Владимировича между 5 сыновьями преследовал цель создания стабильного сеньората (усвоение определённых политических прерогатив в общегосударственном масштабе за старшим из Ярославичей – киевским князем Изяславом Ярославичем), что стало началом отхода от обычной практики равных разделов…. Прозвище «Мудрый» (в Ипатьевской летописи – «великыи премудрыи») устойчиво прослеживается в историографии только с 20 в.»

Историк А.И. Фурсов о Ярославе I (978 - 1054): «Я Николая Карамзина не считаю историком. Карамзин — это публицист, который внес свой вклад в фальсификацию русской истории. Это человек, который, по-видимому, хотел угодить Романовым, точнее, той династии, которая правила в России под этим именем с середины XVIII века.

Схема проста: «кошмарный предпоследний Рюрикович — добрые Романовы». Карамзин вообще много чего напридумывал, например, «Ярослава Мудрого». Князь Ярослав Владимирович (сын Владимира Крестителя — прим. ред.) на самом деле не был ни мудрым, ни мужественным. Карамзин — большой мифотворец. Если бы я захотел оскорбить его, я бы сказал, что это такой Радзинский начала ХІХ века. Но все-таки Карамзин не Радзинский, поэтому воздержусь.» (Андрей Фурсов: «Острая ситуация в стране может призвать на престол диктатора» https://www.business-gazeta.ru/article/320672)

О Карамзине.

В работе историка Натальи Горбиковой «Карамзин. Снимаем маску» Говорится о том что Карамзин в 18 лет вышел в отставку, и вступил в Симбирске в масонскую «Ложу золотого венца», которая, наряду с Московской и Петербургской, сосредоточила в себе весь яд якобинства, цареборчества и атеизма. «На воззрения Карамзина глубокий отпечаток наложили четыре года, проведённые им в кружке Н. И. Новикова (влиятельнейшего масона в России того времени), - выяснил доктор исторических наук Юрий Лотман. - Отсюда молодой Карамзин вынес утопические чаянья, веру в прогресс и мечты о грядущем человеческом братстве под руководством мудрых наставников». Карамзин стал непримиримым западником. Он дышит презрением и неуважением ко всему русскому в «Письмах русского путешественника».
Живший в одно время с Карамзиным историк, переводчик, секретарь российской академии Дмитрий Языков и историк Николай Арцыбашев, написавший «Повествование о России», скептически относились к работе Николая Карамзина. Например, Николай Арцыбашев пишет, что у Карамзина «поставлены годовые числа иногда на удачу», отмечает и исправляет у него массу ошибок: «довольно красиво, да только несправедливо», «нам осталось дивиться господину историографу, что он не упустил и здесь прибавить от себя». «Не надо фантазировать!» - такова его претензия к Карамзину. В 1818 году, после выхода первых томов «Истории...», Николай Арцыбашев в письме к Дмитрию Языкову писал: «Третьего дня получил я «Историю...» Карамзина, разрезал листы её с жадностью и принялся читать со вниманием. Что ж представилось глазам моим? Ей-ей, не верю ещё до сих пор сам себе - безобразное смешение посторонщины, недоказательности, безразборности, болтливости и преглупейшей догадочности!.. Тщетно целый век учёные старались очистить историю русскую от нелепостей! Является дурачина и вводит их ещё в большем свете… Вот тебе историограф и давно ожиданная история! Читай, народ русский, и утешайся!.. Что подумают о нас народы просвещённые, когда с критикой прочтут её? По милости старой ключницы, которая, сидя на печи, давила тараканов и всенародно рассказывала глупые сказки, сочтут и нас сказочниками. У меня сердце кровью обливается, когда я об этом подумаю».
«Сразу же по выходе карамзинская «История...» подверглась критике со стороны всех православных и патриотически мыслящих людей того времени, утверждал писатель Вячеслав Манягин в книге «Правда Грозного царя».

Резко высказались о ней святитель Филарет Московский, адмирал и лингвист Шишков. Негативного мнения о произведении Карамзина был, Фаддей Булгарин и другие известные и просвещенные деятели.»

«В предисловии к «Истории...» Карамзин пишет: «И вымыслы нравятся. Но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина» - фраза, которая всё объясняет» заметила в своей работе «Карамзин. Снимаем маску» историк Наталия Горбикова. Карамзин не изучал того, что находил в источниках, а искал в источниках то, о чём ему хотелось рассказать, а если и этого не находил, то просто «дорисовывал» необходимое… «История государства Российского» - не научное, а политическое произведение», делает она вывод. («Карамзин. Снимаем маску» историк Наталия Горбикова.
Кандидат исторических наук А.И. Фурсов рассказал, что Ярослава Мудрым назвал Карамзин, современники его звали жадным и трусливым. (лекция «Древняя Русь (История России)» Андрей Фурсов https://dzen.ru/video/watch/65967af739c6e24c8b4b794)

«Хитрый и изворотливый в политике, Ярослав, по откликам современников-иностранцев, скуповат в денежных делах и не прочь сэкономить на «зарплатах» своих дружинников. Не раз и не два, вступая в междоусобные войны и призывая к себе наёмников из скандинавов … он пытается увильнуть от своих обещаний хорошо им заплатить в случае победы. Именно поэтому в иностранных летописных источниках авторы-иностранцы часто характеризуют Ярослава как самого жадного и скупого из всех русских князей. Скупость Ярослава характеризует и история, связанная со строительством главного православного храма в Новгороде. Зная такую черту своего князя, как скупость, новгородские мастера не спешили участвовать в строительстве новой церкви, объясняя своё нежелание работать недоверием к князю, который «снова обманет и не заплатит».( Ева Карий https://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/77416/)

Иностранцы о Ярославе I:«Ярослав Мудрый хорошо известен древнескандинавским источникам. Он появляется во многих сюжетах, связанных с ключевыми героями скандинавских саг: Олафом Святым, его сыном Магнусом, Эймундом Рингссоном, Харальдом Суровым.

Ярче всего образ Ярослава раскрыт в сагах об Олафе Святом и Эймунде. Там князь наделён отрицательными чертами: жаден, глуп, нерешителен. При этом в реальности Ярослав не жалел денег на развитие и усиление русских городов, охотно тратился на просвещение и никогда не отказывал в помощи скандинавским товарищам.» («Почему Ярослава Мудрого называли скупым» https://dzen.ru/a/XVMDmoYA4QCt_Hb8)

Итог правления Ярослава: «Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Старшими были Изяслав, Святослав и Всеволод. Князь разделил между сыновьями Русскую землю. … До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они потерпели поражение от половцев и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей - Всеслав, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев племянника - Олега Святославича. (Племянники - сыновья младших Ярославичей и Святослава - были недовольны размерами своих уделов и пытались их расширить). В 1078-1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод

В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим братом, то и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.» ( «Усобицы на Руси после смерти Ярослава Мудрого»
То есть, через 14 лет после смерти Ярослава на Руси начались усобицы, видим какое крепкое и централизованное государство он создал. Отметим, что прозвище «Мудрый» закрепилось за князем Ярославом в историографии только на рубеже XIX–XX веков: «Так назвали его московские летописцы XVI века, а позже — историк Николай Карамзин.»


Рецензии