Федерально-фурындальная история Карелии

О некоторых гримасах туристического бизнеса в Карелии. Или почему в погоне за звонкой монетой «деловые люди» перестали руководствоваться знанием национальных особенностей и языков, чувством меры, тактом и просто здравым смыслом.

Так называемый «туристический бум», которым так гордится карельская власть, нередко ставит в тупик истинных знатоков традиций и истории нашего края. К сожалению, их голос – голос здравого смысла - тонет в бравурных репортажах заезжих проплаченных блогеров, задача которых любой ценой заманить в Карелию как можно больше гостей. К примеру, рассказами о «заонежской отшельнице» и «священном камне» - им то плевать, что над этой байкой смеются местные жители – зато вся Россия в восторге.
 
Коренной заонежанин Вячеслав Агапитов, член Союза писателей и Творческого союза художников России, автор более двадцати статей по топонимии Карелии и научно-популярной книги «Путешествие в древние Кижи» размышляет над тем, как гримасы турбизнеса искажают историческую правду, национальные особенности и языки коренных жителей нашего края.
 
***
 
Говорят, что есть страны, живущие на доходы от туристического бизнеса. Может быть, и так, хотя с трудом сегодня верится в это. А ведь когда-то и мне казалось, что туризм поможет возрождению Заонежья, но события последних лет опровергли мои прежние представления. Возникает ощущение, что деятельность многочисленных туристических фирм и фирмочек никто в республике не курирует и не направляет, и расплодившиеся структуры, как дети малые, вволю резвятся и шалят на карельской земле, включая и наше былинное Заонежье.

Легко заметить особое внимание турфирм к природным объектам (старинных изб, амбаров и ригач ныне уже и с огнем не сыскать!). В качестве примера, поведаю вот о чем: наличие в крае огромного количества валунов, до поры бесхозных, спровоцировало подлинную эпидемию по объявлению отдельных из них чудодейственными и целебными. Приезжающим в наш край людям из столиц и градов поменьше ретивые экскурсоводы рассказывают «легенды» о чудесных местных камнях, якобы исцеляющих от различных заболеваний, включая женское бесплодие и мужскую немощность.
Неофиты от православия любят показывать камушек в знаменитом Загубье, на котором якобы некогда молился толвуйский Зосима, прославленный как один из основателей Соловецкой обители.

Царебожничество тоже плодит своих активных адептов. К 400-летию царской династии Романовых группой энтузиастов, объединившей священников, казаков и строителей, близ Толвуи и возле Зажогинского месторождения шунгита был сооружен памятный знак в форме северной часовни. Там же появилась доска, на которой была изложена легенда о пребывании инокини Марфы (в миру Ксении Шестовой, по мужу Романовой) в Толвуйском Егорьевском погосте. В Заонежье Романова-Шестова была сослана при Борисе Годунове.

Предание о волшебной целительной воде родника, с помощью которого боярыня исцелилась и произвела на свет будущего царя Михаила, полностью недостоверно. Как известно, Михаил Романов были рожден Ксенией Ивановной за несколько лет до ее ссылки и, стало быть, местная родниковая вода здесь ни при чем. По воспоминаниям местных жителей, водой из этого родника поили на летнем пастбище скот. Я не удивлюсь, если вскоре возникнет еще один «святой» маршрут для паломников, включающий упомянутый родник и легендарное Загубье. И будут гости Заонежья бить поклоны новым фетишам и набирать впрок камушки шунгита для очистки городской воды. Рассказали же им гиды, что вода поможет избавиться от болезней. Но ведь мало кому придет в голову прочитать в том же интернете компетентное мнение наших гидрологов, откровенно не рекомендующих использовать шунгит для очистки воды. И последняя новость: в 2025 году Царицын ключ собирается посетить Глава Императорского дома Великая княгиня Мария Владимировна…

В связи с этим, в Петрозаводском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Петрозаводского и Карельского Константина с председателем совета директоров инженерного центра пожарной робототехники Юрием Горбанем. На встрече осуждался вопрос о восстановлении памятной реликвии династии Романовых – источника «Царицын ключ», расположенного в дороги на пути к Великой Губе, в 5 километрах от Толвуи.

Сейчас решено провести работы по благоустройству территории источника «Царицын ключ» с установкой памятного знака в память о пребывании в Толвуе инокини Марфы, матери первого царя династии Романовых – Михаила Фёдоровича.

Между тем источник, что расположен у дороги по трассе Медвежьегорск-Великая Губа, никакого отношения к исторической памяти не имеет, а настоящий ключ, водой из которого пользовалась великая княгиня, находится в другом месте.
 
 В одной из своих последних книг карельский языковед, доктор филологических наук Георгий Мартынович Керт обратил внимание на урбанонимы, то есть городские названия. Характеризуя названия первых десятилетий рыночных реформ, ученый отмечал многочисленные ошибки в написании названий новых кафе, торговых точек, учреждений. Керт настоятельно призывал при выборе того или иного названия руководствоваться знанием национальных особенностей и языков, чувством меры, тактом и просто здравым смыслом.

Но что мы наблюдаем сегодня. Напомню об открытии то ли кафе, то ли чайной в приозерной части проспекта Ленина, 6 в Петрозаводске. Учреждение с якобы заонежским названием "фурындальная" (!) с момента появления вызвало к себе неоднозначное отношение. Создатели этой новинки – туристические фирмы Карелии – попытались заявить, что название произведено ими от заонежского глагола фурындать – пить чай. Но в заонежских говорах есть глаголы фурандать и фурайдать в значении «пить чай прихлебывая, шумно». Но и это только полбеды. В заонежских прилагательных отсутствет j и, к примеру, слово старая звучит как стара. Кстати, глагол фурайдать известен и поморам из Сумпосада, но уже с другими значениями: «зашуметь (о ветре); сопеть носом». Короче, вывеску нужно убирать, а то гости подумают вдруг, что фурындальная – это так в местных говорах звучит слово федеральная…

 А в дальнейшем, чтобы подобные нелепости с названиями не множились необходимо или создавать топонимическую комиссию или всякий раз обращаться за консультацией в сектор языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
 
Вячеслав Агапитов
       
 
 
   
 


Рецензии