Вечные приключения Фантомаса
Назар Шохин
В соседней школе, прямо напротив главных ворот, с давних пор стоял погрудный бюст Ленина. Достаточно себе приличный и эстетичный: дважды в год верх его покрывали серебристой, а низ белой красками; бюст «охраняла» всегда подстриженная изгородь лигуструма; каждую весну здесь расцветали пышные чайные розы.
И все бы ничего, если бы однажды уходивший последним с работы учитель истории не заметил на бюсте выведенную черной краской надпись… «Фантомас». Эпитафия поставила педагога в сложное положение: пройти мимо, как бы «не заметив», – значит, стать соучастником этого, которое вряд ли может остаться нераскрытым, происшествия; попытаться самому стереть буквы – «перевести стрелки на себя», признавшись в промахе в воспитательной работе…
Этот реальный случай поведал нам недавно эмигрировавший земляк, заставив вспомнить и свои собственные истории царившего в конце 1960-х годов массового увлечения франко-итальянской приключенческой кинокомедией.
Мы, помнится, относительно спокойно скандировали в пионерлагерях речевку «Тот, кто смотрит “Фантомас”, тот и родину продаст», – причем без видимого возмущения со стороны пионервожатых: возможно, рифма опосредованно помогала избегать «тлетворного влияния Запада». И это при том, что сам фильм для отдыхавших за городом школьников крутить не рисковали.
А вот до и после каникул фильм с Жаном Маре в главной роли, с блистательным дубляжом можно было посмотреть – как правило, в послеобеденное время, – почти во всех городских и сельских синема.
Картину демонстрировали ну просто бессовестно и беспощадно – для выполнения плана кинопроката. Летом, когда стояла жара, будущих зрителей поджидали владельцы желтых бочек с квасом, зимой, в холод, – переносные лавки с пирожками и горячим какао.
Фантомас, – этот гениальный преступник-анонимус, лысый как осьминог, с зеленой жабьей харей, прижатыми маленькими ушами, весь непременно в темном, обожавший маски, – поражал своим неповиновением правилам и инстинктивной храбростью, он набрасывался на жертву внезапно, разя ее наповал. В фильме было всё увлекающее тогдашнего подростка – летающие машины, стреляющая сигарета, третья рука, трюки, погони...
Но параллельно в городах и кишлаках росла подталкиваемая кинолентой преступность: стали больше грабить, обмазывая при этом лица зеленкой или закрывая лицо чулком, оставлять угрожающие рифмованные записки. Гуляла по нашему городку в устной и письменной формах и совсем не пионерская речевка: «Фантомас разбушевался и издал такой указ: “Режьте, грабьте, убивайте и пишите "Фантомас"”»!».
…В одном из домов кто-то подбросил в почтовый ящик слесаря первого разряда записку: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи, Фантомас!». Хозяин, не обремененный интеллектом, кино не увлекался, давно искал повод свести счеты с соседом с верхнего этажа, доцентом пединститута, сразу обвинив его в полученной письменной угрозе. Разнимать поссорившихся вышел весь двор, был вызван составлять протокол участковый. Шума хватило надолго, но писем больше не рассылали.
Позже супругу слесаря вечером прямо у здания облисполкома встретили неизвестные подростки в чёрных капроновых чулках на головах, и – ну просто банально! – потребовали... кошелек. Женщина, уже столкнувшаяся на личном опыте с новым героем западного кинематографа, бросилась на грабителей… с сумкой, в которой находились банки с баклажанной икрой и березовым соком. Оба вора были ранены и спешно ретировались. Ну а доцент в своем кругу шутил, что «”Фантомас”, благодаря двум случаям, получил самый мощный отпор от советской кинокритики».
Фильм, надо сказать, здорово злил милицию: быть похожим на спутника Фантомаса – сыщика, маленького, самодовольного идиота комиссара Жюва, – не хотел никто. И потому участковые искали многочисленных подражателей киногероя с удвоенной энергией: например, почти сразу нашли подростков, рассылавших письма в нашем дворе и пытавшихся ограбить даму у облисполкома.
…Ну а как со школьным историком? Он нашел вполне по-восточному тонкий выход: обвязал бюст Ленина скатертями из учительской, а утром лично доложил директору о случившемся. Виновника учителя вычислили сами, без вмешательства милиции. Историк потом долго не мог прийти в себя, но вздохнул с облегчением, когда в кинотеатрах и по ТВ стали крутить новый, теперь уже советский, фильм «Анискин и Фантомас».
Фантомас бессмертен, как бессмертны в этом мире приключения.
Свидетельство о публикации №225040600972