Возрождающийся монастырь
Шаровкин монастырь!
Жиздра видела твое рождение.
Та история уходит вглубь веков.
Издавна под ангельское пение
Простирает над тобой Владычица Покров.
Однажды, возвращаясь из Оптиной пустыни, мы – гомельские паломники от Иверского храма, обратили внимание на таблицу – указатель с названием «Свято – Успенский Шаровкин монастырь». Решили заехать сюда и посмотреть, что это за место. И с тех пор часто наша поездка в Оптину пустынь сопровождается посещением этого возрождающегося монастыря. Расположен он в селе Ильинское Калужской области в 40 км. от Калуги. По дороге из Оптиной мы снова заехали в Шаровкин монастырь.
Встретила нас старшая сестра этой обители, монахиня Елисавета. Прошли с ней по территории монастыря. Стоит обитель на холме у обрыва, на песчаном изгибе реки Жиздры, обрамленном душистым сосновым лесом. Здесь расположился Успенский собор с его святынями, белокаменная колокольня, еще полуразрушенный храм Сергия Радонежского, святой источник. Но возрождается обитель прямо на глазах. Становится радостно на душе от всего увиденного. Сестра Елисавета долго беседовала с нами. Это не только чудесная по своей осведомленности и доброте рассказчица, но и щедрая матушка обители.
По преданию, еще до основания монастыря,- начала свой рассказ сестра Елисавета,- на этом холме местные жители сообща молили Божью Матерь и пророка Илию о ниспослании дождя во время засухи и вымаливали его. В 16 веке здесь, на холме, среди непроходимых лесов поселился отшельник – инок Феогност по фамилии или же прозвищу – Шаровка, от которого и пошло название монастыря - «Шаровкин». (Примечание: шаровка – это название местного речного моллюска в перламутровой раковине, в которой вокруг песчинки образуется белоснежная жемчужина.) Скромный монах не думал о славе, а хотел лишь служить Богу. Однако вокруг поселились и другие отшельники. Со временем здесь собралась монашеская община, на основе которой и создавался Шаровкин мужской монастырь.
Надо отметить, что в 16 – начале 18 вв. этот монастырь был зажиточным, получая поддержку от царя Ивана Грозного и вклады от известных боярских и дворянских родов (Воротынских, Одоевских, Чичериных и др.) И многие из них заканчивали свою земную жизнь в монастыре на Жиздре. Первоначальный Успенский храм в обители был деревянным. После кончины инока Феогноста – основателя обители (1545 год), в середине 1550 –ых гг. вместо него был возведен уже каменный Успенский собор с приделами апостола Иоанна Богослова и великомученицы Екатерины. Позже в обители построили тоже из камня церковь преп. Сергия Радонежского с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца с трапезной палатой и кельями. В первой половине 18 века вместо ранее построенных старых обветшавших храмов появились новые каменные церкви Сергия Радонежского и Успения Богородицы с колокольней.
Однако в сер. 18 века Шаровкина обитель была переведена в число заштатных монастырей, а после пожара 1766 года в конце 18 века она и вовсе была упразднена. Храмы обители продолжали действовать уже как приходские - до 1936 года.
В 1937 году на территории монастыря был закрыт последний приходской храм – Успенская церковь. Священник этого храма отец Иоанн Жуков был расстрелян в 1937 году 28 августа - в День Успения Божьей Матери. В дальнейшем ансамбль монастыря претерпел значительные разрушения. Но верующие собирались в полуразрушенных стенах Успенского храма для празднования Рождества и Пасхи. Их руками были спасены некоторые иконы, среди них храмовая святыня - икона Божьей Матери «Благодатное небо».
В 90-ых гг. 20 ст. началось возрождение духовной жизни. Успенский собор был возвращен верующим. Он был заново освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы и стал действовать как приходской храм. От Сергиевской церкви к этому времени остались лишь стены с грудой развалин. При археологических раскопках было обнаружено место захоронения основателя монастыря – инока Феогноста Шаровки. Было решено - возродить древнюю обитель.
В январе 2016 года сюда прибыло несколько сестер во главе с монахиней Михаилой из Никольского Черноостровского монастыря города Малоярославца. В том же году община приобрела статус подворья, которое получило и свое название « Свято-Успенский Шаровкин монастырь». Особенно трудно было на новом месте в первые годы. Но мы были не одни,- вспоминает сестра Елисавета. Настоятельница с сестрами из Никольского монастыря всегда были рядом и помогали нам во всем. В это непростое время мы часто, даже в песнях, вспоминали наставления старца Амвросия Оптинского , - улыбаясь, добавила наша собеседница. И тут же пропела: «Как жить? Ну как жить? И старец Амвросий отвечал на вопросы. Жить – не тужить. Никого не осуждать. Никому не досаждать. И всем мое почтение». Постепенно из сестер и прихожан создалась дружная семья, которая и возрождает обитель. Покровительница монастыря – Божья Матерь посылает обители также помощников из разных мест: Тулы, Калуги, Москвы и др.,а теперь вот и из Беларуси.
Зашли в Свято – Успенский собор – главный храм обители. Сейчас он имеет статус исторического памятника федерального значения. Внутри храм отреставрирован, в нем очень светло, прекрасная акустика. Помолились совместно с сестрами у иконы «Благодатное небо»- главной святыни монастыря. Образ относится к типу акафистных икон и является достаточно необычным. На нем изображена Царица Небесная такой, как Ее описал в своем Откровении апостол Иоанн Богослов. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на голове венец из 12 звезд». В своей молитве просили у Богородицы здоровья, мира, а также благодатного неба над Шаровкиным монастырем и всей Россией с ее сестрой Белой Русью. Кстати, перед этим образом сейчас молятся обо всех, совершающих путешествия в воздухе, а также о благополучии военно – воздущных сил страны.
Первая, широко известная на Руси чтимая икона «Благодатное небо» - это список с древней иконы, который находится в иконостасе Архангельского собора Кремля. Список был сделан в 17 веке мастерами Оружейной палаты. В начале 20 века по благословению Иоанна Кронштадтского был сделан список иконы « Благодатное небо» для ризницы одного из монастырей в Ярославской губернии. А потом стали делаться списки и для других монастырских храмов и приходов. О происхождении первоначального образа «Благодатное небо» есть разные версии. Одна из них, что этот образ привезен из Литвы Софией Палеолог, супругой царя Ивана Третьего Васильевича.
Остановились у большого Распятия, Креста Голгофы, в который вставлены частица Животворящего Древа Господня и камня из Голгофы. Здесь же иконы вмч. Екатерины с частицей мощей со святой горы Синай из монастыря вмч. Екатерины, иконы царственных мучеников и великой княгини Елисаветы с землей с места их убиения и другие святыни.
А вот красивая резная деревянная икона Николая Чудотворца с частицей его мощей. С волнением вспоминает матушка Елисавета появление этого образа в обители. Осенью 2017 года по дороге из Оптиной пустыни заехал в монастырь болгарский священник. Возрождение обители так растрогало гостя, что он решил подарить ей частицу мощей Николая Угодника. Это потом священник и сделал, возвратясь домой. Однако в обители долгое время не было достойной иконы, чтобы вставить эту частицу. Где - то через год в монастырь приехал паломник из Калуги и привез в подарок эту красивую деревянную икону. Он назвал себя Николаем, добавив, что и сын у него Николай. К тому же он не знал, что Николай Угодник в Шаровкином монастыре – любимый святой, что рядом требует восстановления храм Святителя Николая Чудотворца. Вот в эту резную икону сестры и вставили частицу мощей Святителя. Такие подарки, - добавила матушка,- укрепляют нашу решимость и дают новые силы в трудах по возрождению обители.
После совместной молитвы и экскурсии зашли в трапезную, где силами монахинь - сестер и трудников был накрыт стол с блюдами постными, но умело приготовленными. За столом всем хватило места и внимания. На душе легко и радостно, чувствуешь себя здесь как дома. Хотя вечерело, спускались сумерки, но уезжать не хотелось. Ведь не зря Шаровкин монастырь в дореволюционных документах назывался Домом Пресвятой Богородицы.
Март, 2025 год
Свидетельство о публикации №225040701044