Мир после
— Всё проходит, — проскрипел старший, и его голос звучал, как шелест сухих листьев под ногами. — Всё превращается в пыль.
Младший неуклюже накренился в полёте, словно только вчера научился держаться в воздухе. — Даже мы? — спросил он, и в его голосе смешались страх и детское любопытство.
Отец вздохнул — звук, старше самого времени, — и не ответил сразу. Вместо этого он снизился, скользя над руинами, которые торчали из песка, как кости древнего зверя. Острые обломки металла, странные механизмы, покрытые ржавчиной, — всё это было когда-то частью чего-то великого. Теперь же — лишь тени, забытые даже теми, кому это когда-то было важно.
— Кто всё это построил? — не унимался сын, и в его голосе прокралось благоговение. Он спикировал ниже, разглядывая гигантское колесо с потрескавшейся резиной. — Они были... как мы?
Крылья отца дрогнули, корректируя курс. На мгновение между ними повисло молчание — тонкое, как паутина, готовая порваться от одного неверного слова.
— Уже никто не помнит, — наконец ответил отец. — Может, они думали, что они боги. Может, верили, что будут жить вечно.
В его голосе не было горечи, только усталая покорность того, кто знает, насколько он мал в этой вселенской схеме.
***
Пустыня раскрывала перед ними свои секреты: перекрученные балки, осколки стекла, злобно сверкавшие на солнце, геометрические формы, намекавшие на предназначение, но не дававшие ответов. Для сына это были артефакты непостижимых существ, для отца — просто памятники гордыне, поглощённой временем.
— Соберись, — пробурчал отец, выдергивая сына из раздумий. — Не витай в облаках. Ты опять отстаёшь.
— Я стараюсь! — огрызнулся сын, его крылья заработали чаще, поднимая его до уровня отца. — Просто тут всё такое... огромное.
— Потому что так и есть, — вздохнул отец. — Больше, чем мы когда-либо поймём.
И они летели дальше, две крошечные фигурки в море золота и теней, их крылья рисовали мимолётные узоры на песке. Над ними солнце пылало, равнодушное к их мыслям. Под ними пустыня шептала тайны на языке, который никто из них не понимал.
***
Чем дальше они летели, тем страннее становился пейзаж. Дюны сменились потрескавшимися равнинами, где колючие кусты цеплялись за жизнь, будто умоляя о пощаде. А между ними — симметричные формы, слишком правильные, чтобы быть творением природы.
— Они думали, что будут править вечно, — пробормотал отец, глядя на груду ржавого металла. — Строили города выше гор, быстрее молнии. Заполняли небо шумом и огнём.
— И где они теперь? — спросил сын.
— Прах, — просто ответил отец. — Все империи рушатся. Все короли умирают.
***
На горизонте показался холм — не просто дюна, а нечто большее. У его подножия кипела жизнь: десятки таких же, как они, сновали туда-сюда, катя перед собой шары из чего-то тёмного и влажного.
— Что они делают? — прошептал сын.
— Выживают, — ответил отец.
Он приземлился, его движения были точными, отработанными. Сын последовал за ним, неуклюже спотыкаясь о песок.
— Смотри внимательно, — сказал отец, вытягивая передние конечности. — Это важно.
Он быстро сформировал шар из комка навоза, гладкий и аккуратный.
— Теперь ты.
Сын попробовал повторить. Первая попытка была кривой, вторая — чуть лучше. Отец, молча, наблюдал, его фасеточные глаза блестели в последних лучах солнца.
— Почему мы выглядим так? — вдруг спросил сын.
— Потому что это работает, — ответил отец. — Всё остальное — тупиковые ветви.
***
Когда работа была закончена, они занесли шары внутрь туннеля, уходящего вглубь холма. Сын замер на пороге, вглядываясь в темноту.
— Это наш дом? — прошептал он.
— Это наша крепость, — поправил отец.
Внутри туннель разветвлялся на камеры, забитые шарами — сотнями, тысячами. Место было тесным, душным, но безопасным.
Сын лёг рядом с отцом, тело ныло от усталости. Над ними пустыня молчала, а звёзды холодно наблюдали за миром, который когда-то считал себя вечным.
***
А потом пришло понимание.
Они были жуками. Простыми скарабеями.
Их «великие залы» — тесные норы. Их «империя» — песчаный холмик среди бескрайних дюн.
Руины, над которыми они летали, — всего лишь мусор, оставленный теми, кто когда-то ходил на двух ногах и мнил себя хозяином мира.
Мальчик ворочался во сне, его усики дёргались. Ему снились бескрайние пески и тайны, на которые не было ответов.
Отец спал крепко. Для него не существовало загадок — только правила: ищи еду, прячься, выживай.
А над ними — холодные звёзды. И кости тех, кто тоже считал свой мир вечным.
Свидетельство о публикации №225040701050
Начинаясь как почти мифологическое повествование о странниках в пустыне, рассказ постепенно обнажает свою главную иронию: существа, чьи переживания кажутся возвышенными и почти человеческими, оказываются обычными жуками, а их «великие размышления» разворачиваются на фоне ржавых банок и разбитых бутылок. Это приём, в котором маленькие существа не осознают, что их «вечность» — лишь миг в истории вселенной.
Руины, которые находят скарабеи, становятся зеркалом нашей собственной эпохи. Как и древние строители из рассказа, люди верят в свою исключительность, но время безжалостно стирает даже самые грандиозные империи. Фраза отца-скарабея: «Все короли умирают. От строителей остаётся только щебень» — звучит как эпитафия всем погибшим цивилизациям.
В конфликте между отцом и сыном скрыт глубинный спор прагматизма и философии. Отец принимает мир таким, какой он есть, утверждая: «Мы выглядим так, потому что это работает». Сын же мучается экзистенциальными вопросами, но в итоге вынужден подчиниться простой истине — чтобы жить, надо катить свой шар. Эта антитеза отражает извечную дилемму человечества — баланс между выживанием и поиском смысла.
Выдержанный стиль повествования сочетает лиричность с жёсткой правдой жизни. Пустыня здесь — не просто фон, а живой символ равнодушия времени. Образы «солнца, протёртого наждачкой», воздуха, «дрожащего от отчаяния», руин, «шепчущих на забытом языке», создают мощную атмосферу мира после катастрофы, где даже жуки стали невольными наследниками чужого апокалипсиса.
Финал оставляет читателя с открытым вопросом: действительно ли скарабеи обречены повторить судьбу предыдущих цивилизаций? Или их сила — как раз в том, что они не строят империй, а просто живут, не претендуя на вечность? Этот рассказ становится ещё одним напоминанием: в конечном счёте вечными могут быть только песок и звёзды, а все наши достижения — лишь временные узоры на песке времени.
Кузовкин Сергей Алексеевич 07.04.2025 14:46 Заявить о нарушении