Меморандум абстрактного реализма

Искусство беспощадно в своей правдивости. Оно ликвидирует ту ложь, в которой пребывает жизнь.

Следует отличать абстрактный реализм от современного реализма. В современном реализме Я тождественно бытию, в абстрактном реализме бытия нет. Современный реализм существует в мире, не затрагивая его формы. В нем есть предмет, который можно интерпретировать или концептуализировать. Все виды современного искусства опираются на эту возможность. Современный реализм не изображает реальность, а есть сама эта реальность. Все, чем он является, реально. Поэтому в нем нет критерия ценности. Поскольку уровень такого искусства определяется духом современности, а этот дух является обобщенным выражением свершившейся эволюции, то экстремальное искусство творящейся мировой формы не может найти в нем места. Поэтому современный реализм уступает место абстрактному реализму. Для абстрактного реализма характерно отсутствие бытия. Тождество Я и бытия невозможно, поэтому только художник становится единственным источником творческой инициативы. Ничто его не стимулирует, он должен из себя извлечь то, что вложил в него Творец прежде сотворения существа сознания. Можно различить три этапа деятельности Творца. Период духовной эволюции, когда бытие принадлежало Богу, а человек лишь верил в свое Я. Период современного реализма, когда Я обнаружилось в полной мере и стало тождественно бытию, сознанием этого бытия и являясь. Отобрав бытие у Бога, современность подготовила Я к бытию собственного существования в пределах мировой личности. Став источником творения в попытке вернуть утраченное бытие, оно исчерпало свою гениальность в бессмысленной ажиотации характера и жажде превосходства над человеческой персоной. Породив сверхчеловека в отсутствие бытия Бога, искусство утратило ориентиры, поскольку сверхчеловек остался в пределах мировой формы. Так что только абстрактный реализм позволяет начать все заново, чтобы стереть память о лжи веков в потоках исторического времени, чтобы возвести союз Единственного над современным присвоением права на бытие в тождестве с Я.

Абстрактный реализм – это искусство возрождения красоты. Красота исчезла со времен Рихарда Вагнера. На смену ей пришел вызов человека Творцу. Человек стал дуэлянтом, и до сих пор не проиграл. Ницше даже умудрился поразить Бога. Но суть не меняется. Земля как арена битвы между человеком и Творцом, как Армагеддон, не признала победителя. Человек агонизирует, стараясь нанести удар, а Творец обдумывает следующий шаг. И этот шаг в абстрактном реализме становится убедительной, несокрушимой силой: никакое намерение не может пошатнуть его. Современная возня далеко позади, возрождение красоты неминуемо, несчастные, изнуренные художники принесли себя в жертву современности, оправдав и опозорив ее. Но они забыли красоту, бытие Творца минуло их, они стали и остались людьми, возжелавшими довести свою ограниченную потребность до исчерпывающего состояния творения. Но Творец отвернулся от них. Он вновь создал художника, в которого вложил понятие красоты и возвышенного мироустройства.

Мир един и лишь различается уровнем организации живых существ. Тот предельный уровень, которого достигло художественное мышление, и называется абстрактным реализмом. Абстрактный он потому, что реальности его еще нет. Она появляется в произведении искусства, в абстрактности которого и выражена реальность. Поскольку эта реальность не имеет конкретного значения, ее смысл заключается в состоянии ума воспринимающего ее человека. Если ум совершенен, то и реальность обретает смысл. В противном случае она превращается в хаос. Живописный хаос, который в большинстве случаев выдается за абстракцию, к абстракции отношения не имеет: абстракция есть реальность, приходящая на смену современности. Это художественное явление называется абстрактный реализм.

Инфантильный нигилизм, который обрек мое историческое существо на самовырождение, привел к абстрактному реализму. В мое время можно было быть только или инфантилом, или подлецом, или приспособленцем. Я выбрал путь инфантила. Это дало мне возможность не признавать существующую действительность, постигать культуру и любить жизнь. Я не пошел против совести, напротив, обнаружил в себе ее неисчерпаемую силу. Враждебное отношение к тотальной лжи и лакейству сделало из меня нигилиста. Мой абстрактный нигилизм при необходимости всегда принимал конкретное выражение. Так что сформировался я во враждебной мне среде, и только вера в себя помогла мне выжить. Пройдя этапы культурного развития, которые ничего общего не имели с окружающей меня жизнью, я окреп настолько, что почувствовал свою исключительную единственность. Она и стала основой абстрактного реализма. Ведь более реального существа, чем я, представить было невозможно. Мишура жизни обрушивалась на моих глазах, а я чувствовал себя все увереннее. Облик реальности мне предстояло создать. Естественно, он не был похож ни на что из того, что я видел. Поэтому возник абстрактный реализм, в котором реальность нашла свое выражение.

Я антидемагог. Я не могу сказать народу ни слова. Общие слова – это не идеи. Идеи обращены к каждому в отдельности. А не к народу. Народ ждет слов, доступных всем. Для этого каждый в нем должен потерять себя. Нельзя обращаться к народу. Порядочный человек не допустит, чтобы его слушали. Нет ничего позорнее, чем быть публичным человеком. Ложь демагога в том, что он отождествляет себя с безликой массой. Поэтому я антидемагог. Я не представитель той России, которую захватили вандалы. Я представитель той России, которую люблю и ценю. Так что пока я есть, она может гордиться своим искусством.

Сейчас люди в России культурнее, чем сама культура. Некие, которые проникли в культуру и убивают ее, убить не смогут. Потому что в России всегда будут люди, подобные мне, о которых разобьется любая пошлость, тщеславие и вульгарный цинизм. Я всегда буду представителем той культуры, которая веками служила истине. Говорят, что народ пропил душу. Это от горя и отчаяния. От того, что подлинная интеллигенция раздавлена, а на смену ей пришли карикатурные персонажи, чувствующие себя хозяевами погибшей страны, в которой народ живет ради того, чтобы выжить. Но трезвый ум не оставил его. Оставаясь в рабстве, какая-то его часть мыслит свободно. Только возрожденная культура сможет проникнуть в души. А та, которая выдается за нее сейчас, вызывает лишь яростное отчаяние и желание растоптать ее, чтобы освободить место для совести человеческой.

Иррационализм – это внутренний разум, который непостижимым образом определяет поведение человека. В абстрактном реализме он является протагонистом изображения. Изображение появляется тогда, когда внутренний разум продиктует ему весь путь возникновения. Только по изображению можно судить о его наличии, о наличии иррационального бытия сознания. В изображении устанавливается фактическая достоверность выраженной им реальности. Искусство познается как новый мир, бессознательно востребованный человеком и фактическим образом ставший.

Абстрактный реализм – это чистый проволюционный процесс, осуществляемый фатальной силой бессознательного. Там, где разум кончается, наступает открытая проволюция искусства в контексте фактической достоверности. Мир преобразуется в соответствии с достижениями искусства: ведь человек не может продолжить себя органическим способом, только посредством интеллектуального вмешательства в судьбу мира он возрождает ее в проволюционном процессе. Преобразуя свое существо в органической неизменности, он обретает новое качество сознания, в котором существо становится действительностью искусства фактической достоверности. Фактическая достоверность проволюционного изменения мира устанавливает личность художника, извлекающего из абстракции свои реальные черты.

Композиция состоит из чувственных смыслов, имеющих бессознательное происхождение. Экспозиция этой композиции есть действие по установлению факта достоверности произведения. Если оно воспринимается в осмысленном выражении, оно достоверно. Если смысл невозможно выявить из бессознательного, иррациональное не достигает уровня абстракции. Абстракция – это смысл достоверности. Достоверность – факт иррационального, факт бессознательной аргументации. Абстрактный смысл достоверности есть реальность.


Рецензии