Все, что вы хотели спросить о Калининградщине
Кто такие балты?
«Балты» – куда более широкое и древнее понятие, чем «прибалты» (жители Прибалтики). В исторической ретроспективе это целых 20 племенных объединений. Часть их канула в Лету…
Всех их объединяет небольшая часть генов – подарок от части далеких предков. Той самой, которую археологи ассоциируют с носителями материальных традиций культуры Ранней Штрихованной Керамики. Люди эти являются фрагментом потомков еще более древнего ИЕ-массива – носителей культуры Боевых Топоров и Шнуровой Керамики. Тем фрагментом, который ассимилировал доиндоевропейское население (локация на соединении нынешних Беларуси, Литвы и Латвии). Знайте: ареал этот далеко не сразу распространился до балтийского побережья.
20 племенных альянсов в этническом плане принято делить на 3 категории.
12 «чистых балтов»: пруссы, надровы (ассимилянт пруссов и ятвягов), ятвяги, курши, скальвы (ассимилянт пруссов и куршей), галинды (восточный поток которых стал былинной «голядью»), аукшайты, жемайты, селоны, латгалы, земиголы и лиеты.
7 «полубалтов-полуфиннов»: эсты, ливы, венды, сету, вепсы, ижора и водь.
1 массив «полубалтов-полурусичей»: кривичи (часть которых имела отдельное имя «полочан»)…
«Чистые балты» и кривичи/полочане по другому предку (венетам) имеют родство со славянами. Настолько же заметное, как, например, эсты, ливы, венды, сету, вепсы, ижора и водь – с финнами.
К тому же небольшое влияние на генофонд и язык всех 3 категорий оказали выходцы с Готланда…
Что такое Пруссия на самом деле?
Начну главу с развенчания 4 мифов, связанных: 1. с географическими рамками Пруссии, 2. с этнической принадлежностью ее первых обитателей, 3. с этимологии топонима Пруссия, 4. с распределением исторических прусских районов между разными державами до XVI века…
1. Калининградская область это лишь северо-восточная треть той исторической европейской провинции, которая получила имя «Пруссия». Название известно не ранее 9 века – Баварский Географ (список народов и племен IX столетия) называет локацию БРУЗИ, обозначая тем самым зону проживания неких брузов. Под брузами западноевропейские королевства подразумевали прибалтийские племена (не древнебалтские – то 2 разных понятия истории). Именно этнические объединения, проживающие от нижнего и среднего Немана (на северо-востоке) до нижнего течения Вислы (на западе). Российская Прибалтика – лишь крайне северо-восточная область зоны. Юго-западная (преобладающая по размеру) это нынешнее Подляское и Варминско-Мазурское воеводства Польши. В древнерусских источниках все это звалось «Подляшьем»: аборигены не были «ляхами», а с какого-то времени стали жить «под ляхами». То есть Пруссия в полном составе – не только Самбийский полуостров с прилегающими к нему фрагментами отмелей и материковая Калининградщина. Но и нынешние польские территории. На юг Калининградская область повышается (польская Пруссия это цепь высоких холмов). На север и северо-восток (в сторону Куршского залива) понижается. А на восток повышается незначительно. Вот почему средние и мелкие реки в районе возвышенностей настолько глубоко врезаны в ландшафт, что пересекающие их дороги будто бы «бесконечно прыгают» по высоким холмам. И да! Никакой изначально целостной «Пруссии», чье название якобы образовано от выражения «по Руси» (мол, была такая река) не было. То домыслы «грызунов гранита науки», коих кличут «долбославами».
2. Сами прибалтийские кланы, обитающие здесь, никогда не обозначали себя общим наименованием. Прозвища (брузы, бруции, брутери, прутены, боруссы, пруцен, бороссы) дали этим людям западноевропейские соседи. «Боруссы» (известные во времена готских походов по античным источникам как «боруски») называли себя по-разному. А вот Тацит звал их «эстиями» (не путать уже со средневековыми эстами). У прочих исследователей есть версия, что «боруссами» («борусками») могла называться часть венетов – прямые предки полабских славян. В зависимости от места проживания. Во-первых. существовали самбы (весь полуостров, в том числе возвышенность из низких холмов окрестили в честь них). Они объединили другие племена на борьбу против всяких недругов. САМ, ЗАМ или ЗЕМ – корни, которые во всех балтских языках обозначали идиому «ЗЕМля». Во-вторых, тут проживали натанги. В-третьих – помезане. В-четвертых – погезане. В-пятых – вармы. Это в их славу воеводство зовется в Польше не Мазурским, а Варминско-Мазурским. Огромная Вармия начиналась к западу от Мазурии (на юге у вармов были такие роды как любавы, сасны и барты), но эта земля простиралась и севернее (до моря). ВАРмы от ВАР («защита»). Самбия в свое время стала политическим центром всех этих племен, объединившихся против завоевателей. Надровия и Скальвия это, наоборот – дальняя периферия. Они не являются изначальной Пруссией, но стали частью Прусского Союза. Как позже земли западных галиндов в западной половине Мазурского Поозерья. Надровы это уже ассимилянт пруссов с ятвягами. А скальвы – население, полученное от совместных браков пруссов с куршами. Считать ли Западную Галиндию, Надровию и Скальвию изначальной (еще античной) Пруссией? Большой вопрос… Самбийский полуостров местные окрестили, видимо, «островом». Так как самоназвание Прусского Союза – ОСТРОВНОЕ ЦАРСТВО. От кого произошли пять «борусских» протонародностей, известные еще в 1 веке географу Птолемею? Тот утверждал, что они ходили в походы с воинами времен многонациональной империи готских королей (Ойум). Археологи предполагают, что все население античной Боруссии (географические рамки рассмотрены выше) – изобретатели материальных традиций культуры Западно-Балтских курганов. Это были уже исторические прибалты, так как понятием «древние балты» историки обозначили общих предков не только их (читайте 1 главу)! Но и носителей Днепро-Двинской и Мощинской культур (от этих людей произошли прибалтийские народности, существующие и поныне – латыши, литовцы и даже небольшая часть населения северо-восточной Польши, а также Центральной России). Что же это за общие предки? Это – протонарод, никак не связанный с Балтикой. Так что глупо утверждать, что пращуры национальностей нынешней Балтии имели отношение к одноименному морю. Они сложились в зоне пересечения границ современных Латвии, Литвы и Беларуси. Тот этномассив окрестили «носителями культуры Ранней Штрихованной Керамики (РШК)». Именно это были древнейшие балты – в смысле предки всех, кто со средневековья проживал в балтийской части восточной Польши, в Калининградской области и странах Балтии. Под воздействием северных венедов часть из них образовала племена уже исторических прибалтов (некоторые из них в средневековье уничтожены рыцарями, другие стали в итоге поляками, а «голядь» – даже частью древнерусского социума). А вот южные венеды образовали вместе с ними кривичей и полочан (из-за них прибалты до сих пор зовут русских КРИВЕ). Венедским воздействием объясняется ближайшее родство славянских языков с литовским и латышским. А вот третья часть носителей РШК еще до начала нашей эры слилась в единое целое с финно-угорскими племенами, породив современных эстонцев, ливов, вендов и аборигенные этносы Ленинградской области (вепсов, ижору, водь, а уже в новое время – тихвинских карелов, ингерманландских финнов и сету). Боруссы были представлены родами, связанными с вещицами РШК. Они частично ассимилированы венедами севера. Кстати, даже море в те стародавние времена звалось не Балтийским, а… Венедским!
3. Пруссия времен Фридриха Второго включала уже дополнительные территории. Так что утверждение о том, что ядро небольшой немецкой империи XVIII века всегда было областью унитарного проживания неких «пруссов» – тоже миф. Тем более, людей Прусского Союза после XIII века уже не было (кое-кто говорил на 2 их диалектах, но во время чумы 18 века те люди вымерли). Разумеется, немецкие рыцари не уничтожили вообще все реликтовое население Пруссии. Но его остатки они ассимилировали (так же, как поляки – разношерстный племенной союз ятвягов или древнерусские города – летописную «голядь»). Еще до воцарения Великого Фрица, с начала XVI столетия, лютеранское по религии Прусское Герцогство (изначально – вассал Речи Посполитой) уже успело побывать в унии с какое-то время независимой землей Бранденбург. Получается, названный король, даже ничего не добавляя к своей вотчине (еще до военных походов) обладал землей, которая была уже больше Пруссии. И если в исторической Пруссии до 9 века славянами и не пахло, то в Бранденбурге (так же как и в Мекленбурге) те когда-то жили. Вытеснили отсюда древних германцев в область Швабию. А древние балты (исключительно предки пруссов) вытеснили германцев с озер Мазурии. Но в 6-8 вв сюда вторгались чужаки: посланные аварами за янтарем гепиды и лангобарды.
4. Таким образом, еще до Фридриха II и даже до первых немцев-тевтонов Пруссия успела побывать частью в политическом объединении пяти прусских племен, частью в Польше…
Чем отличалось население Пруссии до прихода сюда тевтонских рыцарей? Тацит называл всех людей местности, где добывался янтарь, «аэстиями». Не отличал предков вепсов и эстов от борусков. Что и говорить, этот хронист даже не умел отделять венедов от древних германцев. А часть древних германцев – от древних кельтов. Поэтому к его заметкам лучше вообще не обращаться. Птолемей же сообщает о борусках только то, что я уже излагал. Плюс то, что они жили где-то в Европейской Сарматии (судя по его атласу, это вообще вся Восточная Европа). Надо признаться, что получить хоть какие-то сведения об автохтонах будущей Пруссии (отличающиеся от мифов) можно только в Баварском Географе IX столетия, который я выше уже упомянул. Конечно, в античных источниках не раз фигурируют прибалтийские племена тех лет. Но сегодня уже достоверно известно, что они хоть и были родственными борускам, а точно не являлись ими!
В «Географе» указано, что «брузи» (напомню, что это издание упоминает так группу 5 племен) живут в земле ВИТЛАНД. Изначально так называли не всю Пруссию, а Вармию (землю вармов: самую огромную племенную территорию внутри пруссов, разделившуюся потом на отдельные кланы). РФ принадлежит лишь самая северная ее оконечность (Мамоново и прилежащая округа).
Самбийский полуостров и все, что от него до низовьев Ногаты (поляки зовут этот приток Вислы Ногат) могли быть культурным или даже административно-политическим ядром всего объединения потомков античных борусков. Вторым более достоверным источником информации являются находки в курганах Самбии (выделена небольшая археологическая культура – Самбийская). Исследователи, добывающие на раскопках артефакты, точно определяют период образования культурной общности тех 5 племен – 5-й век. Исчезла традиция, когда немцы Тевтонского ордена растворили насельцев этнически (от языка остались 2 говора в деревушках).
Археологи утверждают, что те, кого историки назвали «предками пруссов», со 2 века практиковали сожжение мертвых в одном месте, но захоронение костей и пепла – уже в другом (обязательно под каменной кладкой). Это их главная «визитка». Во всем остальном их культуру не так легко отличить от традиций эстов (ранее «эстиев», а позже эстонцев) и ятвягов. Хотя в плане языка эсты, конечно же, совсем не ровня прибалтийским народам (их речь относится к разновидности финно-угорской речи уральской лингвистической семьи). Тем не менее, язык – одно. А материальные обычаи (одежда, украшение, утварь, оружие и орудия труда) – другое. Узкий специалист найдет отличие в находках. А обычный человек – уже нет. Но! Если далекие прадеды пруссов и были похожи на предтечей эстов и ятвягов, то исторические пруссы уже нет!
Единственные, с кем у них остаются сходства – так называемые ятвяги (те же фибулы для плащей, женские серьги и те же изогнутые жезлы – знаки власти верховных жрецов, зовущихся Криве-Кривайте и прочих могущественных представителей теократического класса т.н. «вайделотов»)…
Если в римскую эпоху боруски получали кельтские и римские вещицы через купцов-венедов, то после гибели империи (эпоха Брожения Народов) их потомки изолируются в труднодоступных весях. К священным рощам в заболоченной местности вели тропки, неизвестные чужакам.
Рождается прослойка крупных землевладельцев. У пруссов вождь превращается в князя (типа походного конунга), а крупные землевладельцы – в дружину. У остальных племен Прусского Союза (особенно в Надровии – больше ятвяжской, чем прусской) авторитет остается за жрецом…
Символ дружин Прусского Союза – именно белый ворон. У западных соседей (поморских славян) таким символом был именно Черный Ворон. А всадник на белой лошади был общим почитаемым феноменом как для племен Прусского Союза, так и для ятвягов, живущих восточнее. Что касается лошадей, то их даже захоранивали вместе с хозяевами – воинами. Лошадь как самое почитаемое животное, скорее всего – культурное явление еще с эпохи культуры Боевых Топоров и Шнуровой Керамики. Потомки Неманской и Нарвской неолитических культур были под ее сильным влиянием, породив в итоге первую «собственно, балтскую» культуру (Штрихованной Керамики). И это также роднит как древних балтов, так и их потомков (прибалтов) с венедами.
В развитое Средневековье у пруссов появляется масса других различий, отпечатавшихся в их материальной культуре и в трактатах хронистов. Политическое ядро Прусского Союза было в Самбии. Тут были круглые городища и каменные жрецы-воины. Они и в примкнутой части берега Калининградского залива, юго-западной частью переходящего в Вислинскую бухту (вдоль их берегов ныне Эльблонг, Бранево, Крыница-Морска и Мальборк). Самого залива и Балтийской косы во времена пруссов не было. Они образовались не ранее 1510 года. Все это после шторма.
История Восточной Пруссии как отдельной области
Западные окраины Калининграда и начинающиеся отсюда просторы до поселка Заостровье Зеленоградского района – пояс Священных Рощ самбийцев (кривых деревьев, которых еще больше в северной половине Куршской косы). Близ Заостровья находятся Могилы Великанов – урочище, священное не только для борусков, но и всех народов, произошедших от носителей традиций Западно-Балтских Курганов. Даже в 1520 году тут зафиксировано жертвоприношение.
Отголоски обычаев пруссов жили и тогда, когда тевтонская держава стала протестантским герцогством. В плане генов приносившие жертву люди были наполовину немцами, наполовину балтами. Цель мероприятия: отвратить угрозу нападения полиэтничного войска Речи Посполитой.
Немцы именовали восток Пруссии «Янтарным Краем», хотя янтарь добывали не только здесь...
Янтарь добывали и предки тех самых 5 прусских племенных альянсов, и их ближайшие соседи – венеды. В честь которых, напомню, в античности называлось и море. А уже исторические пруссы (средневековые) были, скорее, результатом совместных браков этих 2 античных народностей (как и все прибалты). Именно поэтому 2 диалекта вымершего прусского языка были так же близки славянским (прямым потомкам венедского), как сохранившиеся литовский и латышский. Вот и в Янтарном Краю говорили КОЙТЕ (ХОТИТЕ), ПОЙТЕ (ПИТЬ) и ДООИТИ (ДАТЬ). Восточная Пруссия уже как политико-административное понятие появляется на просторах немецкоязычных государственных образований лишь в 1-й половине XVI в. Столица герцогства (правителем которого стал 1-й тевтонец-протестант Альбрехт) располагалась в Восточной Пруссии (Кенигсберг).
Географы зовут Янтарный Край «Юго-Восточной Балтией». Особенность рельефа Восточной Пруссии (сформированного каменными массивами ледника, проехавшегося здесь когда-то) описана еще в 1-й главе. Осталось лишь добавить, что в ландшафтном плане это единая зона. Подтаежный смешанно-лесной тип. Только ближе к морю и на самом водном урезе сосны, лиственницы, буки и ели растут прямо на песках, а восточнее и южнее (уже чуть повыше) дубы, клены и березы произрастают на 3 типах подзолистых почв с богатым подлеском. Дуб символ мира. Этот край был особенным для немцев и благодаря янтарю, и благодаря всем тем природным особенностям, которые я описал. А еще немцы-этнографы записывали тут слова прусского языка.
История Западной Пруссии как отдельного ареала
Нам известно из немецких летописей, что балты-пруссы сражались в 6-8 вв. с подозрительно разношерстным населением Мазурского Поозерья. Изначально здесь жили предки пруссов, которые постоянно делили область с западными галиндами (порой жестоко) – это часть исторической Пруссии и одновременно Галиндии. Но в указанные времена сюда наведывались за янтарем отряды лангобардов (германцев), гепидов (вытесненных на запад потомков многонационального Ойума) и слензян. Что касается последних, то это славяне, чьи роды заселяли разные места севера Центральной Европы – это в честь них имеются топонимы СЛЕНск (по-нашему – Силезия) и ШЛЕЗвиг. Силезию и Шлезвиг колонизировали 2 разные части слензян.
А вождь 3-й ветви звался Мазо. Вот почему население Мазурии лехиты окрестили не только «МАЗУрами», но и «МАЗОвшанами». В результате в этническом плане Мазурия даже во времена расцвета Прусского Союза не была балтской. Мазовшане, по сути, были ассимилянтом разных балтских, славянского, лангобардского (германского) и гепидского родов. Учитывая, что гепиды имели в себе и фракийскую кровь гетов, все здесь еще сложнее. Ученые не признают мазовшан этногруппой поляков. Эти люди дольше всех сопротивлялись вхождению в Польское Королевство.
Даже в XVI веке Речь Посполитая относилась к Мазовецкому Княжеству как к «особенной» автономии. Януш Третий Мазовецкий (последний его правитель), не имел наследников. Это привело к присоединению его княжества к Королевству Польскому. Автономии не стало. Однако внутри самого мазовецкого населения долго сохранялось два говора – первый близок к «главному» наречию пруссов, а вторая речь принадлежит курпам (одному из потомков вармов)…
С эпохи викингов до исчезновения пруссов
Конец VIII века ознаменовался еще одним событием в жизни тогда еще только начинавшей объединяться Пруссии: будущего Подляшья (включая Мазурию) и Янтарного Края. Традиции заглянувших сюда викингов в корне изменили социальный уклад населения именно Самбии, в обычае которого (как у ятвягов) ранее было подчинение верховному вождю Криве Кривайте.
Главным в племени самбов стал вождь отряда самообороны и сами члены отряда. Дружина возникла по типу скандинавской – ведь мода от викингов. Они и звались «викингами», потому что «ВИК» – понятие не столько скандинавское, сколько вообще «северное» («поход по заливам»). Сами-то скандинавы вообще его редко использовали. Саксон Грамматик пишет, что в конце VIII-IX вв. жители Янтарного Края (именно самбы) приняли Рагнара Лодброка как «регулятора», наподобие того, как словене, меря, весь и кривичи приняли русь (отряд Рюрика). Далее в устье Ногаты образовалось урочное место – тут постоянно проживали скандинавы Готланда, часть которых брала в жены местных женщин. Древнегерманской крови в местном генофонде чуть прибавилось. В самбийской части Янтарного Края (его историческом ядре) к X веку складывается преобладание авторитета вождя и дружины по отношению к Криве Кривайте (у ятвягов этого не происходит). Своими ладьями (длиной до 7 м) дружинники перегораживали Куршский залив, взимая дань с купцов. Из добытого серебра «викинги» производили в том числе и налобные конные подвески с взлетающим вороном. Путешественник Ибрагим ибн Якуб в 965 году пишет, что зона военного влияния отрядов из Самбии, объединивших уже все племена пруссов, на юго-востоке доходила до пределов конфедерации Древней Руси. А именно до реки Нарев в районе Беловежской пущи. Этому трудно удивляться. Предки-«боруски» ходили с готами аж в пределы тогдашней мордвы (пусть и неудачно). А в будущем Подляшье (Помезании, Погезании Вармии и Мазурии) в период Брожения Народов проходили стычки с отрядами разных этносов. Тут захватывали рабов. Самбийцы-воины стали господами захваченным соплеменникам и чужакам.
Что касается зоны к северо-западу от Берестья (Бреста), то тут тогда скопилось население, ведущее происхождение от «разношерстных» племен. Прусских (вармы и особенно клан бартов), скальвских, иных балтских (надровских и западно-галиндских), западнославянских (мазовшанских), даже немного от германских (позднелангобардских). Не было тут одного народа.
Еще более западный кусок (Мазурия) могла похвастать даже потомками аваров и гепидов. Эти люди не собирались входить ни в Русь, ни в Великую Литву, ни в Польшу, получив в исторической литературе наименование «Черная Русь». А еще эта «Русь» не имела четкой границы с Мазурией.
Лишь появление древнерусского форта с именем Городня и вторжение польского краля Болеслава привело к тому, что местность начала делиться между Польшей и Русью. Опять же, не сразу. Лишь в грядущем – XI – столетии раздел стал окончательным. Что касается клана бартов («бортов», «бортяков»), то его потомки долго сохраняли в среде белоруссов уникальный диалект.
Часть Прусского Союза не смирилась с ведущей ролью самбийских дружин. Надрувы (помня ятвяжское происхождение) управлялись исключительно жрецами (прослойкой вайделотов...).
В окрестностях сегодняшнего Эльблонга (у погезан) процветал торговый центр Трусо. Судя по тому, насколько полинациональным было Подляшье, не стоит удивляться наличию крупных центров обмена – здесь веками происходило культурное взаимодействие. Домов прибавилось.
В будущем Подляшье реализовалась торговля и с Польской державой. Как и в Мальборке тут торговали еще с Готландом. Но вот монахам-рыцарям (тевтонам) торговать и, соответственно, богатеть было строго запрещено! Так же как вкусно есть или заниматься с кем-нибудь сексом…
Вхождение Западной Пруссии в Мазовецкое княжество Польши было не за горами. Появилась крохотная область Кульм, где «ляхи» создавали общие семьи с помезанами. В будущем именно отсюда тевтоны (союзники поляков в борьбе с прусскими язычниками) начнут Завоевание. От Кульма до северных прибалтийских границ Вармии (до замка Бальга) сформируются как бы «несгораемые» даже во время крупнейшего прусского восстания земли тевтонских рыцарей – пруссы утратят с ними связь в первую очередь. Так же как чуть позже с 3 местечками, на которых вырастут тевтонские городки-крепости, позже объединенные единым периметром укреплений в Кенигсберг (так что нынешняя столица Калининградщины стала единым градом вовсе не сразу)...
XIII век – печальный в истории пруссов (и многих иных прибалтийских народностей, от коих остались лишь топонимы). Разгромы отрядов и разрушения начались не с тевтонов. С поляков и датчан (последние уничтожили град Каупу). Агрессия спровоцирована убийством миссионеров.
Экскурсоводы расскажут о том, как некие прусские роды сохраняли символику и ментальность на службе у литвинов, германских герцогов и даже в Древней Руси: в Новгороде была Прусская улица. Пруссы в последние дни это наемники. Но и немецкой историческая Пруссия была не всегда – до раздела Речи Посполитой не то что две трети, а иногда и вся она входила в… Польшу…
Самбия
Надпись с этим названием можно увидеть на отелях, ресторанах, в торговых комплексах и в зонах отдыха на пространстве между балтийским побережьем Самбийского полуострова, реками Преголя и Дейма. Первыми гостей встречают руинированные останки замка Повунден. Ведь их видно прямо при посадке борта на ВПП аэропорта имени Елизаветы Петровны (в Храброво)…
Скальвия
Низовья реки Неман (в сегодняшней РФ Ясное, которое ранее звалось Каукемен, Советск, который когда-то был Тильзитом, а также Неман, который был Рагнитом). Северный берег низовий: Литва.
Натангия
Северный (самый широкий географически) эпизод – южный берег Преголи. К югу Натангия сужается, ограничиваясь на востоке водоемом Алле, а на западе и юге – водной артерией Лава…
Надрувия
Земля, начинающаяся к востоку от Деймы. Полесский, Гвардейский, Черняховский, Гусевский и Нестеровский муниципальные округа Калининградщины – лишь западная половина этой земли. Восточная принадлежит Литве (приблизительно совпадает с теми районами язычников-пруссов, которые колонизировали проворные «временные католики» из Великого Княжества Литовского.
Крохотный кусочек Вармии
От Вармии России современной достались испещренные каналами, заливами, ериками, прудами и лиманными озерами веси. Те, что идут вдоль Мамоновского шоссе (включая поселки Ладушкин, Пятидорожное, Мамоново, а также нейтральную российско-польскую территорию).
Куда делись прусские немцы?
Судя по оставшимся и постоянно откапываемым вещам, технике, жилым и культовым строениям (настолько солидным, что даже их руины надежней «чудес» современной архитектуры) – никуда! Через все ЭТО они сохранились.
Что касается самой нации, проживавшей здесь во время средневековых битв, Тридцатилетней, Семилетней, наполеоновских, Первой и Второй Мировой войн (в которой все разбомбили отступающие гитлеровцы и янки с британцами), то с 1946 по 1949 года ее выселили. В 1949 году не оставили гражданства даже для немецких специалистов, восстанавливающих инфраструктуру обсуждаемого исторического региона. И на каждом пятачке (в траве, под землей) дышит Пруссия. Ведь в 1934 году (с 1933 г. к власти в Германии приходят национал-социалисты) Кенигсберг становится одним из самых развитых городов Германии. Строятся порты, каналы, шлюзы, автобаны, чрезвычайное множество предприятий. Все ЭТО ныне где-то в густой траве. Под водой. А то на заново заболоченной территории. Или в подвалах забытого совхоза, порта или ДК (нужное подчеркнуть). Наверное, это единственный субъект федерации, где живут… 2 параллельных мира.
Свидетельство о публикации №225040701255
Приглашаю в наш питерский литжурнал
С уважением
Диана
Мост Будущее 07.04.2025 18:38 Заявить о нарушении