Вологодские кружева сказка Вологодской губернии
Выплетали они свои кружева деревянными палочками – коклюшками из золотых, серебряных и шёлковых льняных нитей, а потом несли их на ярмарку продавать.
А ярмарки на Вологодчине были знатными. Богата ярмарка была товарами: кружевами и полотенцами вышитыми, резными шкатулками из дерева, да туесками и коробами из бересты.
Вот и подруженьки наши начали заранее к очередной ярмарке готовиться – долгими зимними вечерами – кружева плести, чтобы весной их на ярмарку понести.
Так и весна наступила. Собрала Авдотьюшка свои кружева и отправилась к Аннушке – работу свою показать. А когда в дом её вошла, то увидела её кружева на столе разложенными.
Кружева все хороши были, но одно – особенно. Это скатерть была – красоты невиданной! В центре кружева – птица волшебная с головой гордо поднятой, вместо гребешка – корона, а вместо хвоста – цветы прекрасные.
Не ожидала никак Авдотья, что Аннушка красоту такую неземную выплести сможет!
Два дня есть и пить не могла Авдотья, всё подружке завидовала да представляла, как затмит она на ярмарке своими кружевами всех других мастериц.
А на третий день пришла Авдотья к Аннушке в дом, улучила момент, когда та во двор по делам вышла, да и порезала кружевную скатерть на мелкие кусочки, а потом убежать решила, но на пороге с подруженькой столкнулась и выкрикнула ей сгоряча: «Не быть тебе, Анна, лучшей кружевницей!»
А на следующий день обе девушки на ярмарку пошли. Только раньше вместе добирались, а теперь поодиночке. Да и торговать встали в разных местах, чтобы поменьше друг на друга смотреть, да не разговаривать.
Хорошо торговля шла и у одной и у другой. У каждой покупатели были, кружева каждой нахваливали. Да только радости в сердце ни у одной из них не было.
Аннушка – обижалась, да кручинилась, а Авдотья поняла, что дружбу их многолетнюю разрушила и обрекла себя на полное одиночество, ведь была она круглая сирота, а других подружек у неё и не было.
Весна закончилась. Лето настало… Аннушка с другими подруженьками на гулянье ходила, хороводы водила и жениха хорошего нашла. Масло сливочное он такое готовил, что издалека к нему приезжали, не скупились, покупали.
А Авдотьюшка всё дома – одна и одна…
Осенью, как полевые работы закончились, снова наши девушки за работу принялись, каждая в своём доме. Всю зиму опять кружева плели…
А в первый день весенний услышала Аннушка стук в свою дверь. Пошла открывать и увидела, что на пороге Авдотьюшка стоит и молвит: «Прости меня, подружка милая, за вероломство и предательство дружбы нашей. Не смогла тогда совладать с завистью своею. Да поплатилась за неё тем, что осталась на белом свете одна – одинёшенька. Всю зиму старалась сплести я скатерть такую же».
И развернула она кружевную скатерть, что в руках держала. И была эта скатерть ещё прекраснее, чем та, которую она порезала.
- Прости меня, Аннушка! Возьми эту скатерть и продай на ярмарке. А деньги себе забери, - проговорила Авдотьюшка.
Улыбнулась Аннушка и ответила:
- Возьму я скатерть эту и на стол постелю. И буду стелить всегда для самых дорогих гостей своих. Не продам я никогда красоту такую, что подруженька моя самая любимая сплела! А простить тебя, Авдотьюшка, так я давно тебя простила и зла не держу.
Обнялись подруженьки наши, да и от счастья расплакались, что дружбу свою спасли.
И с тех пор всегда вместе были, а ещё многих девушек своему мастерству обучили. Так вот слава о вологодских плетеях и разнеслась далеко-далеко за пределы их Родины.
Свидетельство о публикации №225040701309