Литературный календарь. Группа 61, Козьма Прутков

7 апреля
1770 год – В Кокермауте родился английский поэт Уильям Вордсворт, представитель «озёрной школы».
1836 год – В Лондоне в возрасте 80 лет скончался английский политический философ, журналист, писатель и драматург Уильям Годвин, один из основателей либеральной политической философии и анархизма. Муж писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт, отец писательницы Мэри Шелли, написавшей "Франкенштейна".
1876 год – Скончался писатель, журналист, издатель Александр Павлович Башуцкий.
1884 год – В Нежине в возрасте 80 лет скончался русский писатель и педагог Иван Кулжинский.
1889 год – В Викунье родилась чилийская поэтесса Габриэла Мистраль («Сонеты смерти», «Отчаяние», «Тала»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1945 года.
1890 год – В Буэнос-Айресе родилась аргентинская писательница, общественный деятель и издатель Виктория Окампо, первая женщина — член Аргентинской литературной академии.
1908 год – В Тамбове в возрасте 87 лет скончался русский поэт Алексей Жемчужников, один из участников проекта «Козьма Прутков».
1915 год – В Лос-Анджелесе, штат Калифорния родился американский писатель-фантаст Генри Каттнер («Хогбены», «Маска Цирцеи», «Источник миров»).
1934 год – В Ростове-на-Дону родился советский и российский литературный критик, писатель, публицист Лев Аннинский, член жюри литературной премии «Ясная Поляна».
1959 год – В Баку родился азербайджанский писатель Чингиз Абдуллаев, народный писатель Азербайджана (2005).
1960 год – В селе Агудзера в возрасте 86 лет скончался советский абхазский писатель Дмитрий Гулиа, народный поэт Абхазской АССР (1937), основоположник абхазской письменной литературы.
1962 год – В Саратове родился российский писатель, сатирик, литературный критик Роман Арбитман («Живём только дважды», «Поединок крысы с мечтой: о книгах, людях и около того», «Убить президента»), лауреат премий Интерпресскон, Странник, Бронзовая улитка.
2005 год – В Дортмунде в возрасте 78 лет скончался немецкий писатель и публицист Макс фон дер Грюн («Мужчины в двойной ночи», «Светляки и пламя», «Местами гололёд», «Жар под золой», «Лавина»), один из основателей дортмундской «Группы 61».
2023 год – В Райнбеке, штат Нью-Йорк в возрасте 77 лет скончалась американская писательница-фантаст Рэйчел Поллак.
2024 год – В Перми в возрасте 69 лет скончался советский и российский писатель Юрий Асланьян («Территория Бога», «Пчелиная королева»).
2024 год – В Москве в возрасте 79 лет скончался советский и российский писатель-фантаст Сергей Абрамов («Выше Радуги», «Сезон чудес»), лауреат литературной премии в области фантастики «Аэлита» 2022 года.


ГРУППА 61


С начала 60-х годов западногерманская литература переживает значительные сдвиги во всей своей идейно-тематической структуре. Определяющей чертой этого нового «распределения сил» является очевидный поворот литературы ФРГ к социально-классовой проблематике. Он обнаруживается и в настойчивом интересе писателей к условиям жизни и труда рабочих, и в их увлечении публицистическими и агитационными жанрами, и в повышении общественной активности.

Социальная проблематика в самом общем значении этого слова не была чужда и западногерманской литературе прошлого десятилетия. Мы помним усилия прогрессивных литераторов ФРГ в единоборстве со всем комплексом проблем «непреодоленного прошлого» – новой милитаризацией ФРГ, возрождением реваншистской идеологии, превращением ФРГ в авторитарное олигархическое государство. Но это была борьба в «верхних сферах», столкновение политических и моральных доктрин. Такова проблематика социально-критических романов рубежа 50 – 60-х годов – Бёлля, Вальзера, Грасса – и многочисленных публицистических антологий и сборников отдельных писателей.

Но это всё ещё суммированный баланс идейной проблематики 50-х годов, продолжавшей разрабатываться и в 60-х. Речь, как правило, шла здесь о совершенствовании аппарата и механизма буржуазной демократии; это была «парламентская» борьба в литературных сферах.

Более широкая социальная проблематика, включающая в себя и экономическую структуру общества, заинтересовала писательские круги, когда в поле их социально-критического зрения властно вошёл феномен так называемого западногерманского «экономического чуда». Политические круги ФРГ делали на это «чудо» самую свою крупную ставку. Фетиш материального преуспеяния призван был тонизировать настроения социального оптимизма и конформизма. Официальная идеология спешно сотворила на этой базе новый социальный миф – представление о «сформированном обществе», о «народном капитализме», о «социальном партнёрстве», о бесклассовом государстве всеобщего процветания и благоденствия.

Для тех западногерманских писателей рубежа 50 – 60-х годов, которые заинтересовались проблемой «экономического чуда», оно существовало прежде всего как проблема морально-психологическая; материальное благополучие – одна из форм современного «отчуждения» индивида, оно притупляет ум и совесть людей, превращает их в бездумных потребителей, равнодушных к политике, к судьбам своей страны и тем более человечества. Литература с почти суеверной, во всяком случае, явно фетишизирующей ненавистью ополчилась на телевизоры, холодильники, рекламу – на все вещественные реалии самодовольного западногерманского «консума». Это сквозная тема творчества Бёлля 50-х – начала 60-х годов. Бёлль ещё в своей повести «И не сказал ни единого слова…» освещал трагическую историю семейного неблагополучия Богнеров торжествующим светом официальной рекламы: «Доверяй своему аптекарю!». Мимолетный афоризм бёллевского клоуна Ганса Шнира о блудном сыне, которому по его возвращении родители, сидящие у телевизора, не зарежут тельца, а лишь ткнут пальцем в сторону холодильника, – это острота, рождённая временем. Герой повести Бёлля «Самовольная отлучка» – кофейный коммерсант, в минуты откровения с отчаянием глядящий в «тёмные волны Рейна».

Сходных тем касались и другие западногерманские писатели. Скрупулезный анализ потребительской психологии коммивояжера – содержание романа Мартина Вальзера «Половина игры». Гротескный образ ««червивого» экономического чуда»- один из сквозных мотивов романа Гюнтера Грасса «Собачья жизнь». Сытую и всё ещё алчную «пену на губах века» проклинал Ганс Магнус Энценсбергер в своих яростных, шокирующих стихах:«Я утоплю вас в собственной вашей слюне!».

При этом многие писатели ФРГ, находясь в это время ещё, так сказать, в эмпиреях социально-политической проблематики, анализируя социальную психологию «сытых», не сразу и разглядели, что чуда-то, собственно говоря, никакого нет, что для обширных слоев населения в их стране материальная нужда, эксплуатация, социальное неравноправие – не старомодные агитационные лозунги «догматических» социалистов, а повседневная жестокая реальность.

Пожалуй, из популярных западногерманских писателей 50-х годов только одного Бёлля тревожила проблема материальной нужды, но и у него она чаще всего лишь оттеняла и дополняла проблематику моральной и духовной неустроенности, призвана была доказать тотальный, всеобъемлющий характер этой неустроенности. Ведь, конечно же, судьба семейства Богнеров складывается так печально не только и не столько из-за материальной нужды, и их трагедию не сведёшь только к проблеме недостающей жилплощади. Вальтера Фендриха преследует, как наваждение, память о голодном детстве, но сейчас он ездит на работу в собственном автомобиле. Линия Вильмы Брилах в «Доме без хозяина» функционально явно второстепенна, она дополняет центральную проблематику романа, связанную с судьбами Неллы и Раймунда. Ганс Шнир считает пфенниги, выклянчивает у друзей тарелку супа и в конце концов садится с протянутой шапкой у входа в вокзал демонстративно – он все-таки богатый наследник, стоит только захотеть. Заслуга Бёлля в том, что он последовательно и неуклонно сохранял для своего писательского зрения демократизм, что он никогда не забывал этого необходимого для писателя измерения, – в отличие от других западногерманских писателей 60-х годов, принявших «экономическое чудо» как несомненную данность и в лучшем случае обнажавших его морально-психологические и социально-политические последствия.

И вот в сентябре 1960 года видный литературовед и прозаик Вальтер Йенс, до тех пор бывший одним из убежденных сторонников теории «отмирания классов», вдруг заявляет своим собратьям по перу: «Мир, в котором мы живём, ещё не отражён в нашей литературе. Во всяком случае, мир труда ещё не вошёл в поле нашего зрения. Где мы найдём образ рабочего, портрет каменщика, где у нас показаны женщины, работающие на фабриках, роботы, контролирующие красные лампочки?.. Мы изображаем лишь тех индивидов, которые могут позволить себе роскошь эмоциональных переживаний, изображаем человека в состоянии перманентного отдыха, изображаем вечное частное лицо. Разве мы не работаем? Неужели наш повседневный труд не имеет ровно никакого значения? Неужели действительно ничего не происходит между заводскими воротами и монтажным цехом, неужели так уж лишены всякого смысла разговоры в заводских столовых, неужели никакая лаборатория не интересуется состоянием своих пожизненных рабов?».

Самое примечательное, что В. Йенс говорил эти слова в тот самый момент, когда, очевидно, уже была в наборе его книга «Современная немецкая литература», вышедшая через несколько месяцев, – книга, в которой Йенс писал о нивелировке классов в современной Западной Германии и язвительно иронизировал над теми «авангардистскими позерами», которые по инерции еще набрасываются на уже не существующих капиталистов, «работодателей». Рубеж социального сознания, психологическое мгновение перелома здесь налицо. И хотя, конечно, Йене имеет в виду прежде всего тематическое расширение литературного кругозора, хотя «мир труда» явно интересует его не с социально-классовой точки зрения, а просто как еще один «упущенный» объект литературного рассмотрения, – все равно, именно в устах Йенса такое признание чрезвычайно знаменательно.

А в 1965 году уже журнал «Шпигель» – издание вполне правоверно-буржуазное, но зорко следящее за самыми злободневными веяниями времени – счел возможным отвести несколько полос статье драматурга Рольфа Хоххута, которая называлась «Классовая борьба не окончилась». И пораженные читатели, которых незадолго до этого тогдашний канцлер Эрхард уверял, что он «очистил западногерманское государство от всех пролетариев», узнали, что на окраинах крупных городов ФРГ, в том числе и Бонна, существуют бараки «для малосемейных», узнали о неравномерном распределении национального дохода в ФРГ (в 1959 году на 58 западных немцев приходился только один состоятельный), о растущем обнищании рабочего класса, о засилье монополий в экономике страны, о жестокой конкурентной борьбе, в которой гибнут мелкие предприниматели. Хоххут с горечью отмечал, что правящие классы уже давно рассматривают рабочий класс как «льва в зоопарке», что классовая борьба ведётся в ФРГ в «одностороннем порядке», а именно предпринимателями. «В сегодняшнем миролюбии большинства рабочих, – писал Хоххут, – у нас уже видят гарантию того, что они навек умолкли и стали слишком инертными, чтобы вести классовую борьбу. А германские предприниматели никогда её не прекращали». И Хоххут резко обрушивается на миф о классовом мире в ФРГ, на лозунг «социального партнерства». «Социальное партнёрство», это вреднейшее слово, – пишет он, – есть не что иное, как снотворная таблетка, бесплатно раздаваемая на каждом заводе. Цель тут одна – погрузить прилежных, нужных нам бедняков в сны о социальном рае, в то время как асоциальные богачи осуществляют тотальный захват власти».

В такой атмосфере не покажется удивительным, что в 1961 году в ФРГ появилось и сразу возбудило самый широкий интерес новое писательское объединение, провозгласившее в своей программе следующие цели: «литературно-художественное изображение современного мира индустриального труда и его социальных проблем, идейное осмысление технического века, осуществление связи с социальной литературой других стран, критическое изучение истории пролетарской литературы».

Писательское объединение, выдвинувшее эту программу, официально в момент своего основания назвало себя «Рабочим кружком по изучению и отражению мира индустриального труда». По времени и месту своего возникновения этот кружок получил в критике название «Дортмундская группа 61». Неослабевающий интерес к ней со стороны критиков, издателей, читательской публики ФРГ убедительно продемонстрировал, что речь здесь шла о подлинной общественной потребности. За развитием этой литературы с самого начала пристально и сочувственно следит и критика ГДР.

Важно в данном случае с самого начала определить социальный состав группы. Её инициативное ядро – литераторы Рурской области, этого крупнейшего индустриального массива ФРГ, центра горнодобывающей промышленности, района с наибольшим процентом рабочего населения. Причем основатели группы были непосредственно связаны с шахтерской средой: и известный прозаик Макс фон дер Грюн, сам одно время работавший на шахте, и активист профсоюза горняков литератор Вальтер Кёппинг, и молодой шахтер, начинающий писатель Гейнц Костере.

В целом, правда, состав группы неоднороден: он включает в себя и профессиональных писателей рабочего (в основном шахтёрского) происхождения, и «пишущих рабочих», и, наконец, писателей нерабочего происхождения, активно интересующихся темой «индустриального труда». Так что часто встречающееся в немецкой критике обозначение «рабочая литература» неточно – это, если брать самый общий знаменатель творческих устремлений группы, не собственно пролетарская литература, это даже не совсем литература о рабочих, потому что писатели «Группы 61» пишут, например, и о заводских служащих; это именно литература о «мире индустриального труда», литература, раскрывающая заводские и фабричные ворота, обозревающая всю эту территорию – от рабочих цехов до директорских кабинетов.

Созданию группы предшествовала длительная, кропотливая, часто по-настоящему самоотверженная работа немногих энтузиастов. Они начали эту работу, помня о жестоком разгроме пролетарской литературы в гитлеровской Германии, о полной неприкаянности ее в Германии аденауэровской, о высокомерных насмешках «профессиональной» критики, идя на риск в лучшем случае прослыть анахроничными, а то и быть заподозренными в коммунистической «подрывной» деятельности в стране, где компартия была под запретом, а рабочая тема снята с повестки дня. Бруно Глуховского, рабочего писателя, начавшего писать ещё в 1930 году, автора романов и рассказов из жизни рабочих, в 50-х годах пришлось разыскивать через объявление в газете, когда понадобилась его помощь для создания фильма о шахтёрах. В таких условиях эти энтузиасты изучали историю пролетарской литературы в Германии, собирали разрозненные крупицы современного поэтического творчества рабочих, издавали антологии рабочей поэзии.

Первая такая антология – «Новая шахтёрская поэзия» – вышла ещё в 1949 году в Бохуме, её издало Общество друзей искусства и культуры в горнорудной промышленности; ещё две антологии вышли в начале и в конце 50-х годов.

Помимо многочисленных публицистических материалов, периодически появлявшихся в печати ГДР, заслуживает особого внимания обстоятельная историко-литературная работа В. Фридриха «Заметки о творчестве писателей «Дортмундской группы 61», опубликованная в журнале «Weimarer Beitrage», 1965, Ks 5. Любопытно отметить, что в предисловии к альманаху группы, вышедшему в ФРГ в 1966 году, В. Промис, упрекая западногерманское литературоведение за то, что оно «склонно слишком элитарно толковать понятие истории литературы», подчёркивал, что наиболее частые посетители дортмундского «Архива пролетарской и социальной литературы» – германисты из ГДР, однако и в ФРГ с каждым годом растёт число критических публикаций о «Группе 61» (подробная библиография таких публикаций до 1966 года приводится в этом же альманахе «Aus der Welt der Arbeit. Almanach der Gruppe 61 und ihrer Gaste», Neuwied und Berlin 1966).


Всё сообщение https://voplit.ru/article/dortmundskaya-gruppa-61

В 1970 наиболее радикальные члены «Группы 61» выделились в «Объединение кружков рабочей литературы» («Werkkreis Literatur der Arbeitswelt» или «Werkkreis 70»). Члены «Кружков», в их числе Гюнтер Вальраф, Ангелика Мехтель, Эрика Рунге и Гюнтер Вестерхоф, стремились к максимальной общественно-политической действенности литературы, к приобщению рабочих к литературному творчеству.

Гюнтер Вальраф (нем. G;nter Wallraff; род. 1 октября 1942, Буршайд, Рейнская провинция) — немецкий журналист и писатель. Один из основоположников журналистского расследования в современном виде.

В своих репортажах Вальраф, используя метод включённого наблюдения и эксперимента, предстаёт рабочим завода, турецким гастарбайтером, пациентом, шофёром, журналистом жёлтой прессы и тому подобного, тем самым обнажая проблемы общества.

Был в числе основателей «Группы 61» (1961).

Гюнтера Вальрафа обвиняли в сотрудничестве с восточногерманской разведкой. В 90-е годы журналистам стало известно его кодовое имя: "неофициальный сотрудник Вагнер". Газета Die Welt написала, что в картотеке "Штази" обнаружена карточка с именем господина Вальрафа, которая доказывает, что он активно сотрудничал с восточногерманской внешней разведкой.



КОЗЬМА ПРУТКОВ

Алексей Михайлович Жемчужников (11 [23] февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния — 25 марта [7 апреля] 1908, Тамбов, похоронен в Москве) — русский лирический поэт, сатирик и юморист. Один из создателей образа Козьмы Пруткова.

Происходил из старинного дворянского рода Жемчужниковых — сын сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова (1788—1865) от брака его с Ольгой Алексеевной Перовской (1799—1833). Приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Константиновичу Толстому.

Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, короткое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в 1835 году был переведён в Училище правоведения. После окончания училища в 1841 году служил в Сенате; участвовал (вместе с Д. Н. Бегичевым и своим «лучшим другом» В. А. Арцимовичем) в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства. В 1847 году, после отпуска проведённого за границей, перешёл на службу в министерство юстиции, а в 1849 году в Государственную канцелярию; был помощником статс-секретаря Государственного совета.

В 1858 году вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и во 2-й половине 1860-х годов — начале 1870-х — за границей, преимущественно в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции. С 1884 года проживал только в России.

Вернувшись в Россию, главным образом остаётся в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (племянника поэта Евгения Баратынского) в селе Ильинка (Ильиновка) Кирсановского уезда (ныне — село Ильинка Уметского района Тамбовской области).

Литературный дебют состоялся в 1850 году; в журнале «Современник» (№ 2) была опубликована его комедия «Странная ночь». Кроме «Современника» Жемчужников также печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра» и других. Совместно с братьями Владимиром и Александром, и двоюродным братом Алексеем Толстым создал литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

В период 1859—1869 годов А. М. Жемчужников не печатался и почти не писал, как он объяснял впоследствии, опасаясь стать «подголоском» Н. А. Некрасова. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884 году, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной пушкинской премией в 1893 году. В 1900 году, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был одним из первых (вместе с Толстым, Чеховым, Кони и другими) избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

В октябре 1871 года, находясь в Германии, написал стихотворение «Осенние журавли» («Здесь под небом чужим»), посвященное нежно любимой жене, медленно умиравшей от чахотки. Положено на музыку в начале 1920-х годов. Музыку написали Александр Вертинский и Ежи Петерсбурский — автор танго «Утомлённое солнце» и вальса «Синий платочек». Один из самых известных ностальгических романсов.


Информсправка о Жемчужникове: по материалам Википедии


Рецензии