046. Русский гений А. С. Пушкин

По романтической концепции, нации, чтобы стать великой, нужен гений, который выразит народную душу. Старшее поколение поэтов единогласно назначило на роль будущего гения молодого Пушкина, и поразительно, что он это доверие полностью оправдал. По рекомендации Жуковского Пушкин вступил в литературный кружок "Арзамас", куда входили маститые поэты и писатели, как Карамзин, Вяземский, Батюшков, и др. И вот появляется молодой Пушкин. Про него еще ничего не понятно, он очень юный — но все уже знают, что он гений, эту славу он приобретает еще ребенком.

Поэтому историю России нельзя описывать, не рассказав о великом русском поэте Пушкине. Мы не будем описывать в деталях жизнь Александра Пушкина, она всем хорошо известна. Упомянем лишь некоторые моменты. К сожаленью, Пушкин с молодых лет уже получил сомнительную славу как циник, бузотер и атеист. Еще во время обучения в лицее преподаватели отмечали гибкий острый ум юноши при полном отсутствии прилежания. Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились, поэтому числился среди плохо успевающих лицеистов. Ему нравился французский язык и за его отличное знание он получил прозвище «француз».

При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности. Вспыльчивый по натуре, поэт часто на пустом месте затевал ссоры, после чего глубоко и искренне раскаивался. Неуместные остроты задевали друзей. После одной из оскорбительных эпиграмм в адрес В.Кюхельбекера состоялась первая дуэль, в результате которой соперник выстрелил в сторону, а Пушкин бросил пистолет в сугроб. Друзья обнялись и помирились.

Однако уже тогда все отмечали уникальный поэтический талант Пушкина. В январе 1815 года состоялось выступление 15-летнего кудрявого лицеиста Пушкина перед высокочтимой комиссией, во главе которой сидел первый поэт того времени, 72-летний Державин. Тогда Пушкин прочел свое стихотворение "Воспоминание о Царском селе". По свидетельствам очевидцев маститый русский поэт был потрясен услышанным, он поднялся, чтобы его обнять, но взволнованный юноша выбежал из зала и его не удавалось найти.

19 сентября 1815 года состоялось случайное знакомство Жуковского с лицеистом Александром Пушкиным, о чем он сообщал в письме Вяземскому: "Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастает. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились!"

Пушкин считал себя учеником В. А. Жуковского, ведь именно его сказки вдохновили молодого Александра на создание собственных шедевров. В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Жуковский предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые "Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне..." и "Сказка о мертвой царевне..." Пушкина, а также сказки Жуковского "О царе Берендее" и "О спящей царевне".

В ночь с 25 на 26 марта 1820 года Пушкин закончил поэму "Руслан и Людмила"и уже утром нетерпеливой запиской сообщил об этом Жуковскому. Василий Андреевич послал ответную записку, в которой пригласил Пушкина в Аничков дворец. И вот вечером 26 марта Пушкин прочел Жуковскому часть поэмы, после чего восхищенный Василий Андреевич сказал: «От меня все ждали-ждали поэмы о Владимире и богатырях, — сказал Жуковский, — так и не дождались. Сдаюсь.. Сдаюсь на милость юноши-победителя!» Подарил свой портрет, недавно сделанный Эстеррейхом, и сделал на нем надпись: «Победителю-ученику от побежденного учителя — в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820, марта 26, великая пятница». И на портрете том был изображен прекрасный и еще молодой Жуковский, которому было в ту пору всего 37 лет. На этом закончился их литературный поединок. Издание пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" взял на себя Жуковский.

Для властей Александр Пушкин был опасным смутьяном. Александр I сетовал, что Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Генерал-губернатор Петербурга почти каждый день получал доносы на Пушкина: ...вызвал на дуэль... подрался с иностранцами в загородном ресторане... отпускал дерзкие шутки... декламировал недозволенные стихи... Молодому поэту грозят всевозможными карами. Жуковский все это знает, но не читает мораль Пушкину, а всячески поддерживает и благословляет.

Во время  ссылки поэта в Михайловское Жуковский в числе немногих самых верных друзей не оставлял Пушкина и старался поддержать и ободрить, хотя бы письмами.
Из писем В.А. Жуковского А.С. Пушкину:
1 июня 1824 года из Петербурга в Михайловское: "Ты уверяешь меня, Сверчок моего сердца, что ты ко мне писал, писал и писал - но я не получал, не получал и не получал твоих писем. Итак, Бог судья тому, кто наслаждался ими.
...Крылья у души есть! Вышины она не побоится, там настоящий ее элемент! Дай свободу этим крыльям, и небо твое. Вот моя вера. Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя. Прости, чертик, будь ангелом".
12 ноября 1824 года, из Петербурга в Михайловское: "Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастья и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь, можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин... Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, - шелуха. Ты скажешь, что я проповедаю со спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач. А я обнимаю тебя".
Что может быть лучше в качестве благословения молодому поэту?! С наставником ему необыкновенно повезло! "Небесная душа" - так тепло и ласково называл Александр своего горячо любимого друга, а в письмах нередко обращался к нему не иначе как "ангел-хранитель".

Друзья Пушкина, члены тайных обществ, не доверяли ему до конца, считая его слишком горячим и порывистым, хотя он страстно мечтал служить вместе с ними делу свободы и писал пламенные вольнолюбивые стихи. Он был обидчив, насмешлив, нетерпелив. Его преследовала клевета, и не только со стороны врагов. Доносов на него было столько и они были таковы, что он ожидал самое меньшее — ссылки в Сибирь или в Соловецкий монастырь.

В 1825 году благодаря своему влиянию при дворе Василий Андреевич помог оправдать Пушкина, обвиненного в причастности к восстанию декабристов. Александр Сергеевич был глубоко благодарен и боготворил своего мудрого друга. Жуковский, зная какие неприятности грозят Пушкину, кинулся уговаривать власть предержащих не быть к талантливому поэту слишком суровыми. В результате он был как бы не наказан, а под благовидным предлогом удален из Петербурга, в 1826 году послан чиновником в екатеринославскую канцелярию Инзова. Началась южная ссылка молодого поэта.
 
Очень тяжелыми для Александра Сергеевича Пушкина оказались 1836-1837 годы. Появление Жоржа Дантеса, который преследовал его жену, интриги высшего света, клевета и унизительные эпиграммы в адрес семьи Пушкиных, попытки защитить честь супруги.. Ситуация накалялась с каждым днем. Было ясно, что цель одна - спровоцировать вспыльчивого поэта на дуэль. Жуковского очень беспокоил этот скандал, связанный с женой Пушкина и Дантесом; он выступил посредником, стараясь их примирить, но Пушкин решительно отказался. Жуковский упрашивал поэта одуматься, добивался прекращения неприятного дела и молчания обо всём случившемся. Однако Пушкин категорически отказывался следовать его советам. В сердцах Василий Андреевич писал: "Хотя ты и рассердил и даже обидел меня, но меня всё к тебе тянет — не брюхом, которое имею уже весьма порядочное, но сердцем, которое живо разделяет то, что делается в твоём…"

27 января 1837 года Жуковский узнал о смертельном ранении Пушкина случайно: не застав Вяземских, он зашёл к их зятю. Далее он поехал к раненому поэту, и от доктора Арендта узнал, что смерть неминуема. Когда на следующий день Пушкин прощался с близкими и друзьями, Жуковский смог только поцеловать ему руку, не в силах вымолвить ни слова.

Умирающий поэт получил письмо от императора Николая : "«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей. Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье.

А 6 июне 1880 года состоялось открытие памятника Пушкину в Москве, сооруженного на народные пожертвования. День открытия памятника 6 июня 1880 года был днем народного торжества. Вся Тверская площадь была заполнена народом. «Окна и крыши домов усеяны были людьми», — пишет очевидец. На площади и улицах «помещались массы народа». «Звон колоколов, стройное пенье, площадь, покрытая разнообразными массами всякого люда, начиная от воспитанников учебных заведений, знамена, венки перевитые лентами, и, наконец, эта чудная статуя, — все это представляло невообразимо очаровательное зрелище».^ Наконец, спала пелена и как живой предстал Пушкин. В первую минуту все замерли, потом грянуло громкое ура... Действительно, редко кому суждено испытать такие минуты! А перекатное ура все гремело на площади». В это же время началось возложение венков. Часть пьедестала и все подножие вокруг памятника были покрыты массою венков.

И наконец, 7 и 8 июня 1880 г. состоялось главное событие- двухдневное торжественное заседание Общества любителей российской словесности, посвященное памяти Пушкина, где собралась многочисленная публика. 7 июня ожидалось выступление Тургенева, а 8-го- Достоевского.
Тургенев высказался осторожно: "..Кто знает? - быть может, явится новый, еще неведомый избранник, который превзойдет своего учителя и заслужит вполне название национально-всемирного поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него".
Совсем иначе высказался на следующий день Достоевский. Он трактовал Пушкина, как воплотителя русских национальных идеалов и пророка «всечеловеческого единения». Его речь вызвала всеобщий восторг. Присутствующие были настолько потрясены этой пророческой речью, что, по словам очевидцев, совершенно незнакомые люди обнимали друг друга, давали слово измениться и быть лучше. Некоторые плакали и даже падали в обморок.

О значении этого праздника написала газета «Голос» 8 июня 1880 года: «Народное торжество, чествование памяти величайшего из русских поэтов поглотило внимание всей интеллигентной России.. Всей Руси языки и народы принесли ему дань вечной славы, даже иностранцы, как будто, признали Пушкина своим. Это понятно. Гений есть общее достояние, и в поклонении ему все народы родственны. Пушкин же, по своему гению, был собственностью не одной России, но всей Европы. Страдальческая кончина Пушкина служит нам уроком, какой конец ожидает всякое чистое вдохновение при сонной апатии равнодушного общества».


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Полина!
Очень интересное эссе о Пушкине и роли в его жизни Жуковского!
Удачи и добра!
С теплом, Рита

Рита Аксельруд   08.04.2025 11:35     Заявить о нарушении