Мой Тукай

          Уважаемый читатель! Искренне благодарю Вас  за то, что заглянули и ко мне. Предлагаю к Вашему вниманию свое эссе о Габдулле Тукае – классике литературы.  Он прожил всего 27 лет, но еще при жизни начали писать, что он - великий  поэт. Но не называли  великим мыслителем. Что значит для меня великий поэт - мыслитель? Это тот, кто в своем творчестве глубже  других поэтов сумел показать особенности жизни своего народа, пользуясь категориями социальных наук. Мне хотелось сказать об этом. И я это сделал. А как получилось, судить вам.
 
                "...Каждому надлежит жениться..."

   
     Тому, кто знаком творчеством Г.Тукая, не требуется особой проница-тельности чтобы понять, откуда и почему эти слова вынесены в название раздела. Я их взял из текста письма поэта, написанного 4 декабря1910 года Сагиту Сунчалей, где он высказал своё мнение о семье: "В отношении семьи моё мнение таково: если ты её, она тебя хорошо знаете, если любите друг- друга, плюс к этому есть годовой доход не меньше 500 руб.,  каждому надлежит жениться."
    Значит, как понимает поэт, каждый должен строить свою семью. А для этого всё же обязательными условиями являются:
 1.В первую очередь, обе стороны должны хорошо знать друг-друга. Не могу сказать, как бы он отнесся к тому, как у нас сейчас создаются семьи, когда переписка в стиле SMS считается зачастую достаточным условием.
2.  Кроме того, наличие чувства любви друг к другу. 
3.В дополнение к этим  условиям,  несомненно должны быть выполнены обязанности по обеспечению материальной базы будущей семьи. Если эти условия выполняются, каждый обязан создать свою семью.
   Если же нет этих условий, Боже упаси,«...женитьба-это глупость...», дополняет он вышесказанную свою  мысль.
   Как видим,  условия, названные поэтом выше,  это то, что он высказал в рамках одного, частного письма. Но поэт в течение всей своей творческой жизни постоянно выходил на  проблемы, связанные с созданием семьи,  формированием отношений между мужем и женой,  между детьми,  между детьми и родителями.
   Среди  этих произведений особое место занимают такие стихи, как «;йл;н; т;гел с;йл;н;»- перевод произведения Иванова -Классика «Советы», «Кечкен; ген; бер к;йле хик;я»– «Короткое сказание», которые посвящены проблемам создания семьи, в которых раскрываются сложности и противоречия в процессе формирования семейных отношений между людьми. Произведения поэта «Кого ж любить?»-«Кемне с;ярг; кир;к»? ,по мотивам романа в стихах  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,«К татарским девушкам»
«Гурие»-«Хур кызына»,«Когда бы не было тебя»-«Син булмаса;, «Любовь»-«М;х;бб;т» и  другие произведения не только переполнены глубокими лирическими чувствами и пере
живаниями. В них отношения любящих людей друг- другу не сводятся только к чувст
венному,но  в сущности чувства настоящей любви показываются в тесном переплетении с социальными отношениями, присущими к тому времени.
 На первый взгляд, чтобы раскрыть бесконечные проблемы вокруг семейных отношений,  казалось бы, нужно проводить ещё больше научных исследований, изложив их результа
ты в особом собрании сочинений. Если же взять  за основу задачу охватить все сто
роны этой проблемы,  надо было бы объединить их в рамках предметного поля разных наук:например,исторической науки,которая помогла бы понять изменения,переживаемые
семьей в процессе исторического развития; экономической науки, которая   показала бы  преобразования экономических отношений на уровне семьи,  противоречия в семей
ных отношениях, связанные с психологической конструкцией людей  показало бы психо
логия,  правовые проблемы выявила бы юриспруденция и т.д. То есть, проблем здесь хватит всем. Надо сказать, что на самом деле и в других странах, и в нашей стране в сфере науки ровно это и происходит: проводятся научные исследования семейных отношений с самых разных позиций. Даже создается такое токсичное впечатление, чем больше исследований, тем больше отклонений от традиционных семейных отношений: от самых диких в, так называемых, экономически развитых странах, до не очень диких в не очень развитых странах. Но об этом в следующий раз. Что же касается проблем, изучаемых социальными науками, то нужно особо подчеркнуть, что Тукай средствами поэзии на удивление глубоко проникает в своих произведениях в противоречия, сущес
твующие в жизни семьи, и изображая их понятными и доступными читателю средствами. Это очень непростая проблема, если попытаться понять то, что поэзия, как вид худо
жественного отражения объективной реальности, а семья, как социальный институт,вы полняют вполне определенные функции в обществе, которые не всегда напрямую сосед
ствуют с прекрасным и гармоничным.
               
                Что значит «жениться»?
         
   Начнем с того, что значит для нас, социологов и для поэта создание  семьи, что мы вкладывает в понятие «жениться» и как понимает это деяние поэт?  Разумеется,  на этот вопрос есть у каждого свой ответ. Во всяком случае, почти каждый из нас - и тот, кто пишет эти строки, и тот, кто их читает,  пришел в этот мир в созданной когда - то семье, жили и живем, встали на ноги, через общение с родителями и родственниками научились различать  «своих» и «чужих», усвоили  нормы отношений между людьми, получили общее воспитание на основе существующих традиций, получили определенное духовное богатство. Поэтому ничего удивительного в том, что на
вопрос, что значит «жениться», у каждого есть свой вариант ответа. В то же время,  сказать, что рождение в семье и обретение за время жизни в семье полного знания о том, что значит «жениться» и что такое семья,было бы не совсем правильно. Скажем, находиться месяцами на море, жить морем, это еще далеко не является основанием сказать, что мы знаем море, понимаем его, знаем его  внутреннюю структуру, его характерные качественные свойства и особенности, в полной мере понимаем происхо
дящие в нем процессы.
   С другой стороны, считать, что можно на 100 процентов построить институт семьи  на основе научных знаний, было бы пустым представлением и утопией. А то, что утопия оборачивается  трагедией в человеческих отношениях, доказательств не требует. Во всяком случае, попытаться поменять привычное словосочетание «пьем воду» на «потребляем «Н2O»» и надеяться, что от этого качество воды, тем более качество нашей жизни изменится в положительную сторону, было бы самообманом.
   Одна из отраслей социологической науки  изучает связи объективных изменений в жизни семьи с закономерностями природы и общества. Женитьба - появление новой семьи - с одной стороны, имеет большое значение для общества, выступая в качестве события, составляющего его основу. С другой стороны, это- событие в жизни челове
ка, которое приводит к резкому изменению его социального статуса, в целом, перево
дит его в другое качественное состояние. Надо сказать что и в историческом плане,
и в наше время существует множество моделей и самой семьи, и процесса его созда
ния: где-то это результат взаимного соглашения родителей, когда семья возникает у молодой пары, которые  друг о друге не имеют представления; пишут, что в некото
рых странах до сих пор невесту просто-напросто крадут. Г. Тукай тоже в своих про
изведениях показывает, что в его время люди женятся по-разному: некоторые шакирды  устраиваются в качестве примантов  к одиноким женщинам «О чем говорят выпускники медресе»-«М;др;с;д;н чыккан ш;кертл;р ни дилр»,  некоторые «ищут красивых невест, пока в душе чисто», а  когда оказываются по горло в долгах,  «готовы жениться и  на ведьме, лишь бы была при деньгах»: «Современные женихи»-«Х;зерге ;йл;н;чел;р».
    Как правило,  женитьба,  создание семьи- это результат соглашения парня и девушки, которые нашли друг- друга, познакомились, подружились и какое-то время общались,привыкли друг к другу  и пришли к выводу,что им надо жить в одной семье.  С одной стороны, парень и девушка познакомились подружились пришли к единому мнению.  Поняли, что не могут жить друг без друга. Значит надо создать себе свою семью и начинать жить семейной жизнью - что ещё надо! Родственники, друзья органи
зуют большой праздник, каждый, исходя из собственного представления семейного счастья выскажет напутствие и пожелания, поддержат решение молодых, познакомятся с новыми родственниками и... Разойдутся. В целом, известная каждому и всем очень простая схема жизни. Однако эти отношения только в нашем сознании отражаются как очень простая схема.  На самом деле в этом случае мы имеем дело с результатом взаимодействия природы и общества, который на наших глазах возник в виде  единой организации. С одной стороны, как уже говорилось выше, семья как социальный инсти
тут, возникший и развивающийся в процессе исторического развития, всем известно: каждая семья когда-то появляется, «встает на ноги»,  изменяется, проходит разные этапы становления отношений между членами семьи через преодоление определённых противоречий, переходит из одного качественного состояния в другое. Однако эту из
вестность приходится воспринимать только условно, поскольку молодая пара проходит этот путь, разумеется, в обществе; разумеется, в системе писанных и неписаных законов,  под заинтересованным наблюдением со стороны близких и друзей... В то же время исключительно сами и исключительно по-своему.  И жених и невеста, мечтающие о создании  счастливой семьи,  родились и воспитывались в семье своих родителей, в системе ценностных отношений, правил, присущих именно тем родительским  семьям.
   Чтобы новая семья имела долгую и счастливую жизнь, требуется из-рядные усилия и терпения для того, чтобы обеспечить оптимальную «совместную жизнь» новых отноше
ний в новой семье с  представлениями о материальной, духовной и культурной жизни, приобретенными в родительской семье. Разумеется, особенности семейной жизни находятся в центре внимания  не только художественной интеллигенции нашей страны. Кто только не обещал своей любимой до женитьбы «звезду с неба», а после женитьбы, особенно с рождением ребенка, не вспоминал об этом с улыбкой. Ладно еще, если не слезами на глазах. Г. Тукай перевел стихотворение немецкого классика об этом: «Из Шиллера»- «Шиллерд;н»
       «Делись со мною тем, что знаешь,
        И благодарен буду я.
        Но ты мне душу предлагаешь:
        На кой мне черт душа твоя!...»
    Чтобы  полнее представить себе эти особенности семейных отношений, полезно рассматривать семью как единство общественного и индивидуального:
* семья, как общественная система, находится в тесной связи с правилами, по  кото
рым живёт общество, с уровнем развития экономики и всё это отражается на качестве жизни семьи. Например,как показано в повести Тукая «Что я помню о себе»-«Исемд;
калганнар»,в статье «Без ни бетер;мез» и др., сельское население, которое почти все проживает в бедности и в голоде, где родители, прожив сколько-то, заболевают и умирают, семья распадается, а дети обречены расти в бедности и в сиротстве. Так и ставшего круглым сиротой Апуша(Тукая)на «Сенном базаре» города Казань, зазывая, «Кому ребенок на содержание?!», передали в руки совершенно незнакомого  человека, который увез его к себе домой.
* Несмотря на тяжёлые условия жизни, и в те времена молодые находили друг- друга, создавали семьи, жили вместе… И это было привычным состоянием в жизни нашего народа. И в те времена семья, как социальный институт, выполняла свои основные функции:  рождались дети, им давалось соответствующее семейное воспитание; ими усваивались необходимые для жизни трудовые навыки, у них вырабатывались привычки соблюдать традиционные нормы и отношения между людьми. Объединяясь в семье, оказывая друг - другу необходимую  помощь в удовлетворении своих потребностей, в то же время каждый в семье занимает свое место, выполняет свои обязанности. Например, Тукай обязан был выполнять тоже свои обязанности, но соответствующие своему возрасту: когда осенью семья идет убирать картошку, ребенок, хотя и чужой, взятый на содержание, он не копает, а выкопанную хозяином семьи картошку собирает в мешок.
 * Семья, в каком бы обществе ни находилась, понимают этого члена семьи или нет, самое необходимое для общения между людьми правила не только усваивает, но и пере
даёт из поколения в поколение, выполняя свои функции, обогащая богатство языка,  сообщая друг -другу самые замечательные образцы устного народного творчества, обогащая своё сознание, даже когда играют на улице, дети усваивают опыт,  обмениваются опытом в усвоении правил и на улице, так же как в обществе в целом,  начинают жить и живут зная своё место, чувствуя своё место в исполнении этих ролей, которые им поручаются в игре. То есть обогащаются определённым социальным опытом. Тукай, описывая свой опыт в этом плане, пишет: «…где бы я не оказывался, меня признавали как дитя муллы… Именно поэтому народ меня отделял от других мальчишек, и даже то, что мне запрещалось играть своими девочками одного рода одного возраста. Я всегда старался выглядеть как дитя муллы и старался показывать знания из прочитанных мной книг. Как видим, несмотря на свой возраст, ребенок понимает то, как он должен себя вести и учится исполнять соответствующие роли. Это, без сомнения, показывает его умение вникать в проблемы жизни, понимать их с самых ранних пор своего существования.
   Каждая семья выполняет свои функции  по-своему и каждый из членов семьи эти функции усваивают тоже по-своему. Кроме того, и в семье, которая только что воз
никла,  молодой парень, который до этого выполнял именно соответствующую роль в обществе,  начинает перевоплощаться в семейного человека; и молодая девушка пре
вращается в молодую семейную женщину, и в этом качестве  должна выполнять соответ
ствующие обязанности. И роли.
  Скажем, в родительской семье она была  единственной и любимой дочкой;  у неё формировались свои представления об идеальном отце семейства, единственного мужчины в семье и она продолжает жить в этом образе.  Если она, основываясь на этом образе, начнёт предъявлять «молодому человеку», который только что превратился в «молодого мужа,» свои требования, то же самое, если жених к невесте будет относиться также, основываясь на образе, который живёт в его сознании и сложился на примере любимой мамы, ожидаемо столкновение представления, которые способны превратиться в противоречие.  Выход из этой ситуации может прийти в двух формах: может, жизнь научит; можно найти выход, используя соответствующие психологические знания. С другой стороны, одно из важнейших задач, которые возникают в семье в первый же день, - это  правильное определение ролей мужа и жены, которые они должны будут исполнять.  Но дополнительная сложность здесь связана с тем, сто «роль» определяет место человека в социальном пространстве, воз
никающем  в семье. Точно так же, как и в природе,  в обществе объективно сущес
твует виды труда, которые традиционно закрепляются за муж-чинами  и женщинами; в том числе то, что свойственно только женщине —  родить ребёнка — что способно привести к дополнительным  стрессоожидаемым ситуациям. Особенно в молодой семье.
  Поэты, как правило, по отношению к молодым людям, собирающимся создать семью, любят использовать метафору «два молодых сердца». Но в реальной жизни речь идёт о двух типах личности, рождённых и воспитанных в двух семьях, которые превратятся в одну пару и должны будут жить в од-ной семье.  Так же, как в природе, ничего в полной мере не повторяет своё второе я, каждая семья представляет собой уникальную экономическую и культурную систему. Два индивида, каждый из которых родился и стал личностью, усвоив особую систему отношений к жизни в своих родительских семьях, усвоили именно тот тип отношений между членами семьи, между членами семьи и другими людьми, каждый из которых получил уникальное воспитание, теперь должны будут жить в новой- ими созданной семье. При этом у каждого из них отношение к жизни, каким бы оно ни было, уже сформировано. Значит, и в отношении семьи у каждого из них свои представления свое мнение. Поэтому каждый из них будет стараться жить именно на основе этих представлений. Кроме этого, у каждого из них и каждый из них несёт в себе и то, что было положительное и то, что было отрицательное в родительской семье. При этом надо помнить и о том, что в жизни очень часто то, что кажется одному как положительное, другому может показаться отрицательным. Во всяком случае то, что превратившийся в мужчину в новой семье, когда-то был ребёнком мужского пола, его пытались и стремились воспитывать как мальчика, у него комната переполнена спортивным инвентарем и теперь в этой комна
те появится мольберт, краски, банки, склянки молодой жены, которая совсем недавно воспитывалась в роли милой девочки. Больше того и собачка, которую привёл с собой жених, должна будет c уважением относиться и к кошке, которую привела с собой мо
лодая женщина. Молодой человек, превратившийся в мужа, проснувшись, с утра должен вывести собачку на прогулку и погулять с ней на свежем воздухе в парке; а молодая женщина которая стала женой, к их приходу должна будет подготовить завтрак и мужу и собачке. На этом очень простом примере можно увидеть новую систему от-ношений, сложившуюся в семье, где каждый  выполняет какие-то обязанности, направленные на удовлетворение потребности другого. Больше того, то что молодая пара решила соз
дать семью и жить вместе - это только начало. Это только первая страница огром
ного спектакля, который продолжится в течение всей жизни. Родители обеих сторон, их близкие и дальние родственники, свои друзья и товарищи, каждый из них, разуме
ется, своим опытом семейной жизни, своим-разумеется- «самым полным  и богатым жизненным опытом», активно участвуют в этом спектакле. Если даже в массовке. А функции. которые выполняет семья в обществе, её взаимоотношения с другими инсти
туциями, её роль в обеспечении целостности в жизни человека и общества, отношения внутри семьи, особенности процессов социализации и ролей, выполняемых членами семьи, в социологических исследованиях занимают особое место.  Тукай, как облада
тель мощного художественного таланта, в своих произведениях семью изображает как особый таинственный феномен, вобравший в себя    все жизненные противоречия и способна в любое время стать источником непримиримых столкновений человеческих интересов.  Например, обратим внимание на стихотворение «Советы»-«;йл;н;-т;гел с;йл;н;».  По содержанию, в стихотворении парень, с желанием жениться, подошёл к своему товарищу за советом. Здесь изложены вопросы товарища и его советы в виде ответов на его вопросы. В рамках последовательно задаваемых вопросов и ответов на них,становится понятными и мотивы желания нашегогероя жениться,и цель, достижению которой он будет стремиться, и даже то, в каких взаимоотношениях будут в этой семье наш лирический герой с женой и своими детьми. Таким образом автор, средс
твами поэзии в форме легкого лирического юмора, показывает то, насколько сложны те проблемы, которые ожидают его на пути создания семьи.
Почему парень решил жениться? По его признанию, он вздумал жениться, потому что «...загрызла тоска...». Но женитьба, как уже было отмечено выше, приводит к изме
нению не только в его личной жизни. Создание семьи имеет большое значение и для других и для общества, в том числе. Не случайно, об этом писали интеллектуальные гиганты, как Морган,Энгельс, Ковалевский, в зарубежной и отечественной социологии
проведено множество  исследований, по результатам которых сделаны ценные выводы. Чтобы сильно не отвлекаться от плана нашей работы, остановимся более подробно только на одной стороне этих идей. В основе социального действия находится стиму
лирующая сила. Это, разумеется, потребность. Многие исследователи этот стимул связывают с экономическим фактором. Разумеется, экономический фактор играет важ
ную роль.  Вместе с тем, мы имеем в виду и другие стимулы.  Например силу половых инстинктов, о которых писал Фрейд,  или же привычки народов, переходящие из века в век,требования религиозных систем,о которых говорит М. Вебер. Во всяком случае, по правилам совместной жизни большинства народов, дети должны родиться в семье,  жить в семье,  в семье должны получить соответствующее родительское воспитание, пожилых должны проводить последний путь их дети.  И как раз в семье ребёнок привы
кает отличать человека своей семьи от людей из других семей, делает первые шаги в сторону понимания взрослость старших и   особенности детского возраста детей,  начинает понимать, что его интересы отличаются от интересов других членов семьи и этот опыт несомненно пригодится в его жизненном пути.
   Но личность  ни в семье, ни за пределами семьи не способен удовлетворить свои многочисленные потребности. Поэтому в своём стремлении  чего-то добиться  в любом направлении  человеческой деятельности- будь это заводское - фабричное производ
ство, будь это сельское хозяйство или торговля — он объективно вынужден войти во взаимодействие с другими людьми. В основном, люди всю жизнь возникающие в жизнен
ном пути противоречия разрешают совместно. В то же время в некоторых случаях чело
век, даже не понимая то, что он делает, не думая о последствиях своих поступков, иногда под давлением катастроф или даже под воздействием неожиданно полученного радостного сообщения и так далее, может совершать определённые  действия. Желание создать семью тоже может формироваться в  разных условиях. В нашем случае лири
ческий герой обоих поэтов- и Иванова -Классика, и Габдуллы  Тукая- обращается за советом к другу именно так и получается:  лирик герой Иванова- Классика пришёл к своему куму  за «умным» советом по «очень важной» проблеме.  Причиной того, что заставило его прийти за советом, стало то, что  его «загрызла тоска».  Он не объ
ясняет, что это за тоска, которая привела его к куму.  Тем не менее можно предста
вить себе, что это тоска была порождением долгой разлуки с любимой.
   А  вот лирический герой Тукая, на первый взгляд, не успел даже истоскаваться, тем не менее пришёл к выводу, что надо жениться и заявляет  другу: «... Сегодня я глаз положил на прекрасную невестку, что скажешь если я женюсь...».  Тот самый случай,  о котором говорилось выше: человек не до конца понимает, что он делает, он в состоянии аффекта, он не думает о последствиях своего поступка и т.д.  В другом своем произведении «Влюбленный»-«Гашыйк» Тукай  полнее характеризует чело
века в таком состоянии: этот человек «часто играет,  смеётся», «и играет,  и становится серьёзным», «краснеет..., опускает глаза» и т.д.
    Всё же, «... положить глаз на замечательную красавицу»,  разумеется, само по себе и не может быть достаточным условием для того, чтобы с такой скоростью при
нять решение  создать семью. Наверняка, где-то глубже могут быть другие стимулы. И в этом случае лирик герой Тукая сам же об этом и рассказывает.
* его вопрос, на который он в первую очередь хотел бы получить ответ, непосредс
твенно связан с теми проблемами, над которыми  социологическая наука активно ра
ботает. Это проблемы, связанные с социальным статусом человека, местом, которое он занимает в обществе. Это хорошо  понимает и чувствует каждый и всем хочется жить лучше, занимать более высокий социальный статус в обществе. Этот лирик герой то же самое — понимает, что со-здание семьи  полностью и резко изменит его поло
жение в обществе, поэтому и пришёл он к товарищу с вопросом. Потому что до сих пор он в обществе живёт в статусе молодого парня — он вышел из статуса ребёнка, стал парнем. Но в этом статусе он не сможет долго жить, потому что продолжает расти и очень скоро его начнут называть взрослым парнем, а потом «холостяком». А это обозначение очень точно и соответствующим оттенком характеризует его состояние в обществе: он родился и вырос, то есть, выстрел состоялся, шум был, но без толку, выстрел-то  получился «холостым». Значит, среди  тех, кто помоложе, ему не будет места - он не сможет с ними общаться так же, как это было  в прежней возрастной группе. С другой стороны, его не будут  воспринимать как равного и те, кто уже имеет свою семью, потому что у них и разговоры, и проблемы другие.Поэтому сегодняшний статус нашего лирического героя его не устраивает, он и говорит, что хочет как другие,  как семейные,  устраиваться в жизни, «как другие». А женитьба  переведет его в статус «главы семьи»,  в среду серьёзных людей. Понятно же, что добиться этого статуса в жизни, женитьба самый надёжный и простой способ. Полез
ность этого поступка всем известно. Поэтому,  если даже он не пришёл бы за сове
том к другу,  обратился бы к прекрасной невестке самой, и в этом случае получил бы положительный ответ. Потому что замечательная  «невестка» сама живёт в общес
тве, выполняя роль незамужней девушки. То есть, она вышла из детского возраста, но ещё не построила свою семью. Если не выйдет замуж, то очень скоро на неё будут смотреть, как на «старую деву», как говорит П. Бергер. Выйдя замуж, она сможет свой общественный статус резко изменить в сторону положительного имиджа и к этому она должна быть готова и в жизни она должна жить в общении с такими же женщинами, которые составляют группу тех, кто «должен».
   Изменения, которые появятся в результате предстоящих преобразований в семейной жизни ни парень, ни девушка ещё в полной мере представить себе не могут. Потому что влияние создания семьи на общественный статус не ограничивается только ука
занными выше. Создание семьи переводит обе стороны в новый экономический, право
вой и духовный порядок. «Как люди», то есть так же как и большинство в обществе, предстоит найти своё место, привыкнуть к новом порядкам, возникшим в результате создания семьи, и на этой основе противостоять системе противоречий, представ
ляющей собой «цепную реакцию», под давлением которой они теперь находятся.
   * То, что  у лирических героев будет и положительное, и отрицательное в буду
щем в их семейной жизни,  в целом известно ожидаемая система рисков и вызовов и это изложено в произведении вполне понятно:
 -  если жена будет «как ангелочек», будет постоянно «рваться к тебе в объятия»,  если  семья будет переполнено счастьем, разумеется, нужно жениться;
-  ну а если жена «полюбит молодого», считай «за месяц всё покончено»!
-  жизнь прожить «...лежа на холодной перине...«кому охота»; но,с другой стороны, поженившись, «...от жены невозможно отказаться»;
-  каждому человеку «охота стать отцом...», любому парню, чтобы почувствовать себя «полноправным  мужчиной...»,  надо «чтобы ребёнок,  сидя на его коленях, признал его отцом»; 
- но, с другой стороны, если их станет слишком много, как их прокормить?;
- «когда дети вырастут... и все разбогатеют... Будет мирная жизнь в старости.
- А если жена умрёт и «…5-6 детей останется на руках, ведь есть опасность  появле
ния такой ямы в пути...»;
  Таким образом,  в сознании у  обоих лирических героев  примерно такой образ семьи- в жизни человека параллельно с положительными существуют и отрицательные последствия  создания семьи. Разница  в том, что Тукай понимает существующие здесь проблемы  шире и глубже, и по объему перевод стихотворения Иванова-Классика получился два раза больше. Кроме того, в варианте Тукая к описанным выше противо
речиям прибавляется ещё одна сложная и глубокая  проблема: это проблема постоян
ного роста и превращения в новое качественное состояние потребности в процессе жизни семьи. И эта не ограничивается только семьёй. Здесь речь идёт о фундамен
тальной закономерности изменения потребности в жизненном пути  человека: удовлет
воренные потребности всегда приводят к новым потребностям. Если это оставить без внимания, то человек, гоняясь за удовлетворением всё новых и новых потребностей, может увлечься и забыться. Лирик герой Тукая в отличие от героя Иванова-Классика, обращает внимание именно на это:
" Всё же, если она окажется изнеженней?
  Гордой,  надутой как индюк?
  Недовольной мной  добытым,
  Стать источником  постоянной ругани
  Недовольной купленным мной,
  Будет недовольна купленный мной одежде
  Проблемы создавать моему карману?
  Не понимая,  каково состояние мужа
  Будет требовать то синюю, то красную?"...  То есть,  если жена в семье превра
тится в человека, который заботится только о собственных потребностях, недоволь
ная тем, что покупает муж, постоянно требует все новое и новое, не интересуясь экономическим положением мужа стремится выполнять только собственную прихоть, в подобном случае это, естественно, приведет к недовольству мужа и,в конечном счете закончится скандалом.
Завершается произведение ещё интереснее-  оригинал и перевод отличаются выводами.
 У Иванова - Классика  стихотворение завершается следующим образом:
     "...Итак что же делать? А ну Вас совсем,
        Друзья адвокаты! Не верю вам всем!
        Пойду я жениться, схватившись за ум,
        Пойди же ты к чёрту с советами, кум!..."
 А Габдулла Тукай  свой перевод заканчивает совсем другим выводом. Его лирический герой говорит:
     "Берёшь себе жену, готовь на каждый день батман"!  То есть, лирический герой Тукая, в отличие от героя Иванова-Классика, не отрицает советы, не посылает к черту кума, не торопится и жениться, чтобы поумнеть. Потому что в семье  каждый объективно живёт в системе противоречий разной глубины и остроты. Эти противоре
чия невозможно разогнать как адвокатов или кума. Поэтому, если женишься или выходишь замуж, надо чтобы ясный ум и «батман»  были всегда с тобой: и всё что говоришь, и всё что хочется,  все, что делаешь и все свои капризы должен соотно
сить с той реальностью, что ты находишься в семье и рядом с тобой живут другие члены семьи - такие же, как и ты. Поэтому важно, чтобы заранее научился пользо
ваться «батманом»- измерять соответствие того, что хочется сказать, получить, купить - тому,  каковы реальные возможности. 
Обратим внимание ещё на одно обстоятельство: Иванову- Классику, когда он написал это стихотворение, было 50 лет.  Г.Тукай перевёл его, когда ему было 24  года. Не знаю как Вы, уважаемый читатель,  но я смотрю на эти цифры и  думаю о том, что Габдулла Тукай был моложе в два раза. 
Получается, что  жизнь понимал гораздо глубже.
   
               


               


Рецензии